Афазия афферентная моторная

Содержание

При семантической афазии наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные смешивают направления действий при решении арифметических примеров, испытывают трудности при действии с переходом через десяток, с трудом записывают со слуха многозначные числа. Например, вместо числа 1081 человек записывает 1801, 1108, так как затрудняется в определении разрядности числа. Нарушения счета проявляются в трудностях понимания текста задач, так как они включают те же логические элементы больше — меньше, дальше — ближе, на сколько, во сколько раз и т. д., что также объясняется нарушением симультанного анализа и синтеза тех же логико-грамматических конструкций».

АФФЕРЕНТНАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная кинестетическая моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды (рис. 18, поля 7, 40). Вторичные поля постцентральных и нижнетеменных отделов тесно связаны с первичными полями, для которых характерно четкое соматотопическое строение. Нервные волокна, несущие импульсы от нижних противоположных конечностей, располагаются в верхних отделах этой зоны. Нервные волокна, несущие импульсы от верхних конечностей, — в средних отделах, импульсы, поступающие от лица, губ, языка, глотки, — в нижних постцентральных отделах. Эта проекция построена не по геометрическому, а по функциональному принципу: чем большее значение имеет та или иная область периферических тактильно-кинестетических рецепторов того или иного активного органа и чем большей степенью свободы обладает тот или иной двигательный сегмент: сустав, фаланга пальцев, язык, губы и т. д., тем большую территорию имеет его представительство в соматотопической проекции коры. Существенно, что соматотопическая проекция органов, участвующих в артикуляции звуков, значительно больше представлена в левом, доминантном по речи полушарии.

Известно, что каждый речевой звук произносится одномоментным включением или выключением определенной группы пространственно организованных артикуляционных органов. Так, вторичные поля, принимающие комплексное, симультанное участие в организации той или иной фонемы, связаны с первичными, проекционными полями. Однако не всегда учитывается, что смычка губ и языка при произношении м и н является менее напряженной, чем при б и п, д и т. Наиболее напряженной является смычка при произношении глухих фонем кит, но при этом голосовые складки оказываются в ненапряженном состоянии. Трудностями определения этих тонких дифференциальных кинестетических признаков фонем объясняется возникновение при афферентной моторной афазии грубой аграфии, алексии, нарушений понимания речи.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия (лат. afferens — приносящий; афференты — центростремительные нервные волокна) — одна из форм афазии, связанная с нарушением произношения звуков.

Причины

Афферентная моторная афазия вызывается нарушением нижних отделов постцентральный области. Первичным дефектом, лежащим в основе данного синдрома, является нарушение афферентации артикуляционного аппарата. Это нарушение приводит к утрате тонких двигательных дифференцировок, необходимых для точной реализации артикуляторной программы.

Симптомы

У больных с афферентной моторной афазией страдает произношение звуков, наблюдаются их полные или частичные замены. В тяжёлых случаях больные не могут произнести ни одного членораздельного звука. В лёгких случаях у больных отмечается только соскальзывание на близкие артикуляции. Характерно, что собственная речь больных, особенно стереотипы, страдает в наименьшей степени. Кроме того, у больных нарушается письмо и чтение, так как больные не могут проговаривать про себя. У них возникают литеральные парафазии. Также у них страдает оральный праксис, например, им трудно надуть щёки, облизать губы и т. д.

> См. также

  • Афазия Брока
  • Лурия, Александр Романович

Литература

  • Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики. (любое издание): Раздел I, Глава 1.
  • Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — Второе дополненное издание . — М., 1969.
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. (любое издание): Часть 2: Главы II,III, IV; Часть 3: Глава V.
  • Хомская Е. Д. Нейропсихология. (любое издание): Раздел II, Глава 13.

Характеристика эфферентной моторной афазии

В конце 19 века французский врач Поль Брока исследовал участок коры головного мозга. Он располагается в лобной коре, в нижней ее извилине в задней части. Исследователь выявил, что этот участок обеспечивает двигательную организацию речи. Задненижнюю лобную извилину назвали в честь ученого – зона, или центр Брока.

Из-за поражения моторного речевого центра возникает нейропсихологический синдром двигательной дисфазии – патология, при которой нарушается воспроизведение фраз.

Что это такое

Афазия Брока – неврологический синдром, характеризующийся комплексным нарушением сформированной речи. Чаще всего сопровождается тремя патологиями: аграмматизмом, аномией и дезартикуляцией. Однако в синдром могут входить и другие расстройства, например, моторная диспросодия или нарушение чтение и письма. Афферентная моторная афазия входит в синдром поражения лобных участков коры головного мозга.

Все эти расстройства имеют один корень – патология образования собственной речи, при сохранении сенсорного компонента, то есть больной понимает слова и их смысл, но не может сказать что-то свое. Хотя есть смешанные расстройства, объединяющие нарушение понимания и формирования речи.

Патология речи считается не только неврологическим, но психическим и социальным нарушением. При дисфазии сохраняется критическое отношение к своему заболеванию, в отличие от сенсорной афазии. Больной с моторной афазией осознает свой недостаток.

Психастенические особи или с люди с депрессивной акцентуацией могут закрываться от общества и тяжело переживать расстройство. Снижается социальная адаптация и интеллектуальный потенциал. Такие люди не желают вступать в контакт с окружающими, не выходят из дому. Легкая изоляция может достигать крайнего затворничества.

Моторная дисфазия ограничивает жизнеспособность. Степень нарушения функций человека определяется клинической и функциональной тяжестью.

1 степень – легкая двигательная дисфазия. Нарушается устный разговор, уменьшается словарный запас. Группа инвалидности не выдается.

2 степень – средняя дисфазия. Ограничивается устная речь, уменьшается словарный запас, разговор состоит из простых шаблонных фраз. Оформляется 3 группа инвалидности.

3 степень – выраженные речевые патологии. Резко ограничено взаимодействие с окружающими. Для понятной коммуникации используется мимика и жестикуляция. Выдается 2 группа инвалидности.

4 степень – тотальная дисфазия. Выдается 1 группа инвалидности, так как больной не может взаимодействовать с социумом из-за непонимания устной речи и невозможности сформулировать предложение или хоть как-то передать информацию.

Причины

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижней лобной извилины сзади или центра Брока. Патология имеет центральный механизм нарушения. Это значит, что болезнь появляется после нарушения высших корковых функций.

Причины:

  • Геморрагический или ишемический инсульт. Это наиболее частые причины повреждения мозгового участка. Вследствие острого нарушения кровообращения нейроны нижней лобной извилины погибают и замещаются нейроглией – почти нефункциональной тканью.
  • Опухоль или метастазы. Объемный процесс или новообразование механически сдавливает лобный участок.
  • Травматическое поражения головного мозга.
  • Острые нейроинфекции: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, церебральный абсцесс. Их осложнения: отек головного мозга, некроз мозговой ткани.
  • Хирургические операции на головном мозгу, в ходе которых врач повредил нижнюю лобную извилину.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, лобная деменция, рассеянный склероз.

Также моторная афазия развивается при поражении центра Брока внутримозговой гематомой.

Виды моторной афазии

Афферентная и эфферентная афазия – разные понятия, несмотря на их схожесть в названии. Сравнительная характеристика афферентной и эфферентной моторной афазии:

  1. Эфферентная – поражаются премоторные области коры мозга. Афферентные – поражается артикуляционная зона, располагающаяся в постцентральной извилине.
  2. Афферентная встречается преимущественно у пожилых, эфферентная – юных, молодых и зрелых людей.
  3. Афферентное расстройство касается моторной составляющей фраз, преимущественно нарушается артикуляция. Эфферентное нарушение сопровождается замедлением перехода между одной единицы речи к другой.

Афферентная моторная дисфазия бывает двух вариантов:

  • Первый вариант. Отличительной чертой является нарушение систем, обеспечивающих артикуляцию. Грубая моторная афазия сопровождается нарушением целесообразности двигательных речевых актов.
  • Второй вариант. Эта моторная афазия характеризуется сохранностью шаблонных простых фраз, но нарушением спонтанных речевых актов. Типовая локализация при поражении – теменная кора левого полушария.

Динамическая эфферентная афазия классифицируется по тяжести патологии:

  1. Легкая степень. В целом речь сохранена, но она изобилует речевыми шаблонами. Слова выговариваются медленно и по слогам. В диалоге легкая степень проявляется речевыми стереотипами. Больной не может полностью и до конца изложить мысль.
  2. Средняя тяжесть. Речевой статус: присутствуют речевые шаблоны, структура спонтанных фраз грамматически нарушена, характерен телеграфный стиль. Несмотря на лаконичность, информация вполне отражает суть ситуации. Например, «Врач. Пришел вчера. Слушал, сердце. Пролежал в больнице. 3 дня. Выписался. Вечер, дома». В диалоге присутствуют эхолалии – спонтанное и непроизвольное повторение слов собеседника.
  3. Тяжелая степень. Характеристика: в повествовании присутствуют только стереотипные фразы по типу телеграфа. Больной пытается сформулировать предложение, но быстро и непроизвольно возвращается к шаблонным словам.

Существует комбинация – сенсомоторная афазия. Это сочетание моторного нарушения речи и ее восприятия. Возникает в результате инсульта в бассейне левой мозговой артерии. Часто сопровождается параличом и парезом одной стороны тела, реже – с односторонней патологией зрения.

Симптомы

Клиническая картина афферентной афазии. В основе – неспособность самостоятельного воспроизведения отдельных звуков. Когда больной пробует это сделать, у невольного возникают хаотические двигательные акты языка и губ.

Наблюдается нарушение воспроизведения закрытых слогов. Так, вместо слова «телефон» произносится «телефоны», вместо «браслет» – «браслета». Нередко отдельные фонемы подменяются, например, вместо «чашка» больной говорит «кашка».

Сразу же после инсульта в клинической картине афферентной дисфазии нарушается понимание слуховой речи. Такое состояние длится не более нескольких дней и полностью проходит. Признаки также выявляются в снижении географической ориентации и нарушении конструктивно-пространственном восприятии.

Афферентная афазия сопровождается нарушением навыков письма и чтения. Их тяжесть зависит от тяжести расстройства речи. В письме это проявляется непроизвольным пропуском гласных букв. Навыки письма реабилитируется по мере восстановления речи.

Осложнения афферентной дисфазии часто выражаются депрессивными реакциями как осознание немощного состояния. Кроме того, патология речи – это поражение двигательной коры, следовательно, снижается двигательная активность больного. В результате снижаются функции самообслуживания. Это усиливает психологический дефект. Если не оказать психологическую помощь, возникает риск развития клинической депрессии.

Ведущий дефект при эфферентной моторной афазии – нарушение переключения между отдельными единицами языка, которые дополняются другими симптомами. Клиническая картина эфферентной афазии включает следующие элементы моторной афазии:

  • Нарушение экспрессии повествования. Выявляется в сложности подбора слова и снижением количества речи. Больным трудно подбирать синонимы и определять правильную последовательность слов.
  • Вербальная и литеральная парафазия. Проявляется нарушением образования правильной последовательности слов и звуков. Характерны типовые замены единиц речи. Например, в слове буква «б» заменяется «п», «з» заменяется «с». Иногда звуки не произносятся вовсе, например, вместо слова «книга» больной говорит «нига».
  • Телеграфный стиль. Характеризуется короткими предложениями, состоящими из нескольких существительных и одного глагола. При этом упускаются служебные структуры речи: артикли, вспомогательные слова, союзы.
  • Патология артикуляции. Возникает в особо тяжелых случаях. Характеризуется практически полным отсутствием речи, при котором возникают трудности в произношении даже шаблонных которых фраз и слов.
  • Двигательная диспросодия. Характеризуется нарушением ритмики и мелодии предложения. Между словами возникают длительные паузы, сам разговор выглядит напряженным и медленным. В рассказе больной может остановиться на середине слова. Нарушается интонация, в таком случае иногда не ясно, больной задал вопрос или произнес утверждение.

Динамическая моторная афазия также сопровождается нарушением письма. Больному трудно дается написание предложений. В слове заменяются буквы, сами слова стоят в неправильной последовательности. При моторном варианте восприятие слуховой и письменной речи обычно сохранено.

Обычно афферентная дисфазия Брока сопровождается неврологическими нарушениями. Наблюдается односторонний паралич или парез, одностороннее нарушение зрения.

Осложнения – депрессивная реакция на собственный речевой недостаток, снижение социальной адаптации из-за нарушения коммуникации, снижение двигательной активности.

Диагностика

В диагностике учавствует команда специалистов и берутся результаты инструментальных методов исследования.

Инструментальное и общеклинические обследования:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Они выдают трехмерное послойное изображение головного мозга, на котором можно рассмотреть очаги нарушения кровообращения в лобной области коры, либо другую причину расстройства – опухоль, черепно-мозговую травму, внутримозговую гематому.
  • Анализ спинномозговой жидкости. По ее составу и изменениям можно судить о наличии воспалительных реакций в центральной нервной системе и выявить природу воспаления – туберкулезный менингит или клещевой энцефалит.
  • Церебральная гемодинамика. По успешности кровообращения можно судить о нарушении гемодинамики в той или иной области.

Консультация у специалистов:

  1. Логопед. Он диагностирует произносительную сторону нарушения речевых функций. Обычно также обнаруживается дислексия и дисграфия.
  2. Невролог. Он диагностирует неврологическую сторону речевой дисфункции. В ходе обследования также выявляются нарушения чувствительности по гемитипу и односторонние парезы или параличи.
  3. Психиатр. Инсульт артерий в области лобной коры мог вовлечь и соседние участки коры, ответственные за контроль за своим поведением, эмоциональное расторможение и интеллект.
  4. Медицинский психолог. Он диагностирует психологические нарушения, например, тревогу насчет своего состояния, депрессивную реакцию на речевой недостаток или острую реакцию на стресс после перенесения инсульта или черепно-мозговой травмы.

Методы коррекции

Восстановление речи проводится такими методами лечения:

  • Этиотропная терапия. Направленна на устранения причины болезни. Например, при инсульте первоочередное – восстановление кровотока и жизнеспособности мозговой ткани, при опухоли – удаление новообразования.
  • Медикаментозная терапия. Проводится коррекция мозговой деятельности путем стабилизации обмена веществ. Применяются нейропротекторы и нейрометаболические препараты.
  • Психологическая поддержка у людей с острым переживанием перенесенной травмы.

После стабилизации больного выполняется логопедическая работа с моторной афазией. Методы восстановления включают артикуляционную и мимическую гимнастику. Упражнения включают произношение фраз, изучение стихов. Также выполняется работа, направленная на правильное движение языка, губ и щек.

Сроки излечения зависят от причины и ее масштабности. В среднем улучшение речи наступает через 6 месяцев после начала занятий. Более или менее речь стабилизируется ко второму году лечения. Важно знать, что чем раньше начнется реабилитация (а ее лучше начинать к концу 3-й недели после инсульта), тем выше успех восстановления речевых функций.

Павел Дубровный, Специалист по медицинской психологии Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Моторная афазия: причины, способы логопедической диагностики и коррекции

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия и ее разновидности

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная) Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывисто Речь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация) Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматика Синтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звуки Пациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушено Дефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Дисфазия у детей

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы. Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента. Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Афферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи
  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
  2. Растормаживание речевой активности.
  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
  2. Формирование сложной, развернутой речи.
  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
Эфферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи Методика соответствует таковой при афферентной дисфазии
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
  2. Восстановление говорения фраз.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произношения.
  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

Речь – это специфическая человеческая функция, с помощью которой становится возможным процесс общения посредством языка. Она представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяемую на различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением.
Экспрессивная речь, или процесс высказывания с помощью языка, начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи и затем переходит в стадию развернутого внешнего высказывания.
Импрессивная речь, или процесс понимания речевого высказывания, начинается с восприятии речевого высказывания и завершается формированием общей сигнальной схемы сообщения.
Как сложная функциональная система речь включает разные афферентные и эфферентные системы. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический. Нарушения речи многообразны в зависимости от того, какое звено функциональной системы пострадало.
Афазия (от греч. а – отрицание, phasis – речь) – это нарушение речи, возникающее у людей с сохранным артикуляторным аппаратом и достаточным слухом и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при поражении коры и подкорковых зон левого полушария (у правшей). Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях – дизартрии (нарушении произношения без расстройств восприятии речи на слух, чтения и письма), алалий (врожденных расстройств речи в детском возрасте, в виде недоразвития всех форм речевой деятельности).
В настоящее время различают семь форм афазии:
1. моторную афферентную;
2. моторную эфферентную;
3. моторную динамическую;
4. сенсорную;
5. акустико-мнестическую;
6. семантическую;
7. амнестическую.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов левой теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, примыкающего к 22-му и 42-му полям, или задней оперкулярной области коры. В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т.е. возможность появления четких ощущений, поступающих от проприорецепторов артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осознаются. Однако кинестетическая речевая афферентация играеточень важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормальном осуществлении речевой деятельности, произношении слов. Нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков реи другими (по типу литеральных парафазий) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т.е. артикуляционных движений), необходимых для произношения звука и слова в целом. первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при участии передней части языка («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков – заднеязычная – при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близких артикулем.
Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикулемы и произносят, например, слово «халат» как «хадат», слово «слон» как «снол» или «слод». Важно отметить, что данная категория больных не только неправильно произносит близкие артикулемы, но и неправильно воспринимает их. Это объясняется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. При афферентной моторной афазии нарушены все виды речевой продукции – речь спонтанная, автоматизированная, повторная, называния. У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис, например, больной не может надуть одну щеку или обе щеки, высунуть язык, облизать губы. Эти оральные движения более примитивны, просты, тем не менее, часто и они распадаются вследствие трудностей произвольного управления оральным аппаратом вообще.
Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «тротуар»). Характерно, что такие больные обычно понимают, что они произносят слова неверно, они чувствуют свою ошибку, но их рот как бы ни подчиняется их волевым усилиям. Вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции «открыть рот» или «зажать язык за зубами») обычно ухудшает написание слов. Чтение вслух привычных слов более сохранно, но сложные слова произносятся неверно, с литерными заменами.

Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны), в задней части нижней лобной извилины полей 44-го и частично 45-го. Это зоны Брока, ученого, впервые описавшего в 1981 году моторное нарушение речи у больного с поражением данной области мозга. При полном разрушении зоны Брока больные нее могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь. Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Это словесный стереотип – «эмбол» — застревает и становится заменой всех других слов.
При менее грубых поражениях этой зоны возможность артикулировать различные звуки речи сохранена, отсутствует и оральная апраксия. Однако страдает четкая временная последовательность речевых движений¸ нарушается и кинетическая мелодия речевого акта. При попытке произнести слово больные не могут переключиться от одного слова к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и сочетания слов типа скороговорок. Трудности в плавном протекании активной речи, в нарушении ее автоматизации приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности – письма, чтения. Понимание устной и письменной речи не страдает.

Эфферентная моторная афазия, как правило, развивается остро в сочетании с гемипарезом по брахиофациальному типу – более значительно выраженному в руке и на лице – в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Динамическая моторная афазия

Динамическая моторная афазия связана с поражением областей, расположенных впереди от зоны Брока. Это 9-ое, 10-е, 11-е, 46-е поля премоторной области. Другое название этой формы афазии – «дефект речевой инициативы». Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. При ответе на вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у таких больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также сохранено. Больной в состоянии произносить все звуки, слова, но у него резко снижена мотивация к речи. Это особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи, в то же время повторная и автоматизированная речь не страдают или страдают незначительно.
В основе этой формы афазии лежит нарушение последовательной организации речевого высказывания. Это не просто затруднение в построении своей речи, а более глубокие нарушения, когда больные не могут составить элементарную фразу, не могут развернуто ответить на простые вопросы (даже рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. Один из методов, выявляющий этот дефект – это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5 – 7) однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, горячих) или перечислить животных, обитающих на севере и т.п. В этих случаях больные не могут назвать более 1 — 2 предметов и замолкают. Подбадривание, подсказка им не помогают. Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предложить вспомнить несколько существительных, а затем глаголов, то оказывается, что они могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола.
Наиболее частой причиной динамической моторной афазии является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой передней мозговой артерии.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. Фонемами обозначаются различительные единицы звукового строя. В каждом языке (русский, английский, немецкий) одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие как несущественные для данного языка. В русском языке фонемами уваляются все гласные и их ударность, согласные звуки. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим, слухом.
При поражении ядерной зоны звукового анализатора (41-е, 42-е и 22-е поля) левого полушария – в классической неврологии эта область коры носит название зоны Вернике – возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех других форм речевой деятельности. При полном разрушении этой зоны больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю речь. особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. так слово «голос» больные слышат как «колос», «холост», «колхоз», слова «забор – собор – запор» звучат для них как одинаковые.
В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. Как правило, они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название «литеральных парафазий». Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного слова другим). У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, резко затруднено повторение услышанных слов, нарушено также и чтение, поскольку нет контроля над правильностью своей речи. В то же время у больных сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы по образцу.

Акустико-мнестическая афазия

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении коры средних отделов левой височной области, расположенной вне ядерной зоны звукового анализатора. Это 21-е и частично 37-е поля. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно понимает обращенную устную речь. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем сохранено. Однако больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Главным образом страдает запоминание существительных.
Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъявлении на слух из десяти слов, не связанных между собой по смыслу, 6 – 7 слов. У больных с акустико-мнестической афазией объем слухо-речевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу возникает вторичное (из-за слабости слухо-речевых следов) непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависти и от запоминания речевого сообщения.
У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парфазий и др. Для этих больных характерна «скудная»» речь с частым пропусканием слов, обычно существительных. Повторная речь не нарушена, больной без затруднений повторяет слова за врачом. Иногда акустико-амнестическая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.

Семантическая афазия

Семантическая афазия возникает при поражении в месте стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 33-го полей слева). Зона височно-теменно-затылочной области относится к третичным областям коры или «к заднему ассоциативному комплексу». У таких больных страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный (симультанный) анализ и синтез явлений, т.е. когда для понимания какого-либо выражения требуется одновременное представление о нескольких явлениях.
Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций; к ним относятся следующие:
1. предлоги (над, под), сверху, снизу; такие больные не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под крестом» или «крест под кругом», т.е. больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов; не могут нарисовать треугольник в круге, крестик над квадратом;

2. сравнительные отношения; больные не понимают предложений типа «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них темный?»; понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т.е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание;
3. конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата»; больным понятно, то такое брат и отец отдельно, но они не понимают отношения между ними;
4. временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями, например, «перед ужином я пошел гулять» или «прежде чем пойти в кино, он зашел в магазин» и т.п.

Амнестическая афазия

Амнестическая (оптическая) афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области. К ним относятся отделы 2-го и 37-го полей конвекситальной поверхности полушарий и задненижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Состроит она в том, что больные не способны правильно называть предметы, но пытаются дать им словесное описание и обычно стремятся показать, как это делается. Например, когда врач показывает карандаш и просит пациента его назвать, то пациент обычно отвечает: «Ну, это то, чем пишут». Подсказка помогает пациенту вспомнить нужное слово. Но проходит небольшое время, и он вновь забывает название предмета. В речи больных с амнестической афазией мало существительных и много глаголов. У больных с амнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств, они прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве и в зрительных объектах. Амнестическая афазия весьма характерна для пациентов с болезнью Альцгеймера.
Обратите внимание: в практике невролога встречается тотальная афазия – сочетание моторной и сенсорной афазий. Пациент не понимает обращенной к нему речи и сам не способен к активному произношению слов. Тотальная афазия развивается при обширных инфарктах мозга в бассейне левой (у правшей) средней мозговой артерии и обычно сочетается с гемипарезом на противоположной стороне.
Источник: учебное пособие «Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике» А.В. Густов, Т.В. Мельникова, Е.В. Гузанова, издательство «НГМА», Нижний Новгород, 2005.

Афферентная и эфферентная моторная афазия

Белкина Юлия Борисовна ЛогопедСкрипай Елена Юрьевна ЛогопедТруш Виктория Андреевна Логопед

1. Особенности

1.1 Афферентная моторная афазия

1.2 Эфферентная моторная афазия

2. Причины афферентной моторной афазии

3. Симптомы

4. Диагностика

5. Лечение

6. Реабилитация

6.1 Советы

7. Осложнения

8. Профилактика афферентной и эфферентной моторной афазии

9. Прогноз

Афазия заболевание органической природы при котором происходит поражение определённых зон коры больших полушарий. Одной из распространённых форм афазии является моторная афазия, при которой поражается зона Брока, находящаяся в задненижней части третьей лобной извилины. Чаще всего афферентная моторная афазия возникает в качестве осложнения острого нарушения мозгового кровообращения или при развитии черепно-мозговой травмы.

Особенности

Моторная афазия – повреждение головного мозга в зоне Брока, которая характеризуется необратимыми органическим изменением мозговой ткани с полной утратой в данной зоне её функциональной активности. Специалисты выделяют две основные клинически значимые формы моторной афазии: афферентная и эфферентная моторная афазия. При данном заболевании происходит нарушение синтетической деятельности головного мозга с выпадением речевой функции, совместно с её восприятием. При этом у больного отмечается отсутствие ситуативной речи, т.е. пациент не может поддержать диалог, так как попросту его не воспринимает.

Афферентная или кинестетическая афазия проявляется затруднением воспроизведения речи преимущественно из-за проблем в артикуляционном аппарате. Таким образом пациенты с афферентной моторной афазией не могут не могут связать собственную речь в цельное структурированное предложение.

Больные зачастую пытаются заменить слова, которые не могут произнести синонимами, что приводит к значительному замедлению произносимой речи. Обращает на себя внимание и трудность в произнесении согласных звуков.

В большинстве случаев афферентная моторная афазия сочетается с аграфией – нарушением письменности.

Эфферентная моторная афазия

Возникает в результате повреждения премоторных участков коры больших полушарий. Эфферентная моторная афазия проявляется буквально заклиниванием речи больного на конкретных звуках. Пациент не может изменить положение артикуляционного аппарата, что приводит к появлению больших временных пауз между произносимыми звуками. Речь становится телеграфной или штампованной.

Стоит отметить, что практически в половине всех случаев выявленной моторной афазии у больных происходит сочетание и афферентной и эфферентной афазии. Смешанная афазия проявляется комплексным проявлением все вышеперечисленных проявлений, что называется термином – сенсомоторное нарушение речи.

Причины афферентной моторной афазии

Причинами формирования моторной афферентной афазии является ряд заболеваний, приводящих к органическому поражению коры больших полушарий, в том числе и зоны Брока, а также премоторной коры. Чаще всего к афферентной афазии приводят заболевания с обширным поражением структур головного мозга, например:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт. Причём инсульт носит геморрагический характер, при котором происходит массивное кровоизлияние в структуры головного мозга. Пропитывание кровью и сдавление задних областей лобной зоны приводит к поражению центра Брока и развитию афферентной моторной афазии;
  • Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга. Чаще всего к ним относятся энцефалит или лейкоэнцефалит. Воспалительные заболевания приводят к размягчению тканей головного мозга и формированию полостей абсцессов;
  • Черепно-мозговые травмы, в особенности с выраженным ушибом головного мозга и субарахноидальным кровоизлиянием. Ушиб головного мозга и отёк приводят к сдавлению структур головного мозга, при этом может повредиться и центр Брока;
  • Развитие опухолевого процесса, локализованного в лобных или височных долях на стороне доминантного полушария;
  • Эпилепсия, при наличии эпилептогенного очага в непосредственной анатомической близости от речевого центра головного мозга;
  • Токсическое повреждение структур головного мозга, например, тяжёлыми металлами или другими ядами.

Также способствующим к развитию афферентной моторной афазии можно отнести ряд хронических заболеваний:

  • Хроническая патология кровообращения, в следствие наличия аневризмы или атеросклеротических изменений в сосудистой стенке церебральных артерий.
  • Медленно прогрессирующие заболевания центральной нервной системы: рассеянный склероз или энцефаломиелит. Демиелинизация нервных волокон приводит к нарушению афферентных и эфферентных связей речевого центра с другими структурами головного мозга;
  • Формирование прионного белка.

Афферентная афазия сопровождается возникновением ряда симптомов и синдромов, которые и формируют клиническую картину характерную для данной формы. Синдром нарушения экспрессивной речи включает:

  1. Нарушение пространственных движений, таких как мимика и жестикуляций, а также полное отсутствие ситуативного речевого процесса. При попытке повторов звуков пациент производит лишь изолированные движения губами и языком;
  2. Речь становится излишне клишированной, присутствуют слоговые и звуковые выпадения.

Также пациент испытывает выраженные трудности в произношении сложных слогов, а именно: делят слова на части и пропускают наиболее сложные звуки. Происходит нарушение понимания чужой речи, однако, данный период длится недолго от суток до нескольких дней и возникает после перенесённого острого нарушения мозгового кровообращения.

Обращает на себя внимание и пространственная дезориентация пострадавшего, а также нарушение письменности и восприятия визуальной текстовой информации. При письме пациент смещает гласные, пропускает согласные и меняет порядок букв.

Диагностический поиск направлен на выявление основного заболевания или причины, которая послужила толчком к развитию моторной афферентной афазии. Диагностический план включает стандартный комплекс исследований. Первым делом производят сбор анамнеза заболевания, после чего проводят топическую диагностику, для определения предполагаемого объёма повреждения тканей головного мозга, затем выставляется предварительный диагноз.

Для его уточнения проводится ряд инструментальных исследований, таких как:

  • Магнитно-резонансная томография головного мозга, также возможно применение контрастирования для улучшения характеристик визуализации головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет выявить онкологическое поражение, наличие и объём гематомы при черепно-мозговой травме;
  • Ангиография церебральных артерий на предмет наличия или отсутствия сосудистой патологии;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи;
  • Люмбальная пункция при наличии подозрений на энцефалит, менингит или лейкоэнцефалит;
  • Электроэнцефалография для исключения патологии эпилептиформного характера или онкологического поражения головного мозга.

Клинический Институт Мозга целенаправленно занимается изучением, диагностикой и лечением пациентов с неврологической симптоматикой, в том числе и больных с моторной афазией. На базе Клинического института Мозга работает мощное и современное диагностическое отделение, позволяющее с высокой долей вероятности ставить правильные диагнозы.

Лечение

Основное лечение должно быть направлено на устранение основной причины, которая привела к формированию афферентной моторной афазии. В зависимости от основной патологии лечебная тактика будет иметь значительные отличия.

  • При наличии опухолевого процесса – оперативное вмешательство на головном мозге или курсовое применение лучевой и химиотерапии.
  • При наличии инфекционного очага или абсцесса – дренирование в комбинации с антибактериальной терапией и применением общих стабилизирующих препаратов.
  • При остром нарушении мозгового кровообращения – курсовое лечение препаратами с ноотропным действием, антиоксидантов, ангиопротекторов. При геморрагическом инсульте с выраженной компрессией головного мозга – оперативное лечение.
  • При эпилепсии основная терапия направлена на применение антиконвульсантов.
  • При демиелинизирующих и дегенеративных процессах в нервной ткани применяются глюкокортикостероиды.

Все вышеописанные схемы лечения будут эффективными в лечении афазии, так как обладают патогенетическим механизмом коррекции патологических проявлений заболевания.

Реабилитация

Очень важно, чтобы лечение было комплексным и тесно связано с реабилитационно-восстановительными мероприятиями. Клинический Институт Мозга является одним из первых центров в стране в которых было начато комбинированное применение лечебных и реабилитационных мероприятий. Реабилитация заключается в:

  • Систематическом посещении логопеда, не реже трёх раз в неделю;
  • Работа в двойном режиме, т.е. и со специалистом, и самостоятельно.

Реабилитационные занятия направлены на восстановление членораздельной речи, для этого пациенты поют песни, читают стихи, так как при данных занятиях слова растягиваются на слога и тренируют артикуляционный аппарат больного. Отдельно стоит упомянуть и восстановлении письменности, для этого пациенты пишут письма под диктовку.

Для более эффективного и быстрого восстановления больного к лечению необходимо привлечь близки родственников и друзей. Нельзя допускать, чтобы пациент оставался и длительно находился в социальной изоляции.

На базе клинического Института Мозга работает специалист – афозиолог, который разрабатывает индивидуальные программы для каждого конкретного пациента для восстановления речевой и письменной функции при выраженных когнитивных расстройствах.

Советы

Афазия не является психическим заболеванием, даже если имеются выраженные нарушения речевой функции. Стоит относиться к больному с пониманием и терпением. Не стоит повышать голос на больного, так как это не улучшит понимание информации и смысл сказанного. С больным следует говорить, как можно более медленно, не используя сложных конструкций в предложениях. Следует также ограничить жестикуляцию. Используйте вопросы, на которые можно получить однозначный ответ да или нет.

Для улучшения восприятия информации больным постарайтесь исключить все посторонние шум. Старайтесь не ограничивать больного в общении и побольше задавайте ему вопросов.

Осложнения

Афферентная моторная афазия может иметь самые разные последствия и осложнения:

  1. Утрата социальной адаптации, связанная с утратой профессии, бытовыми трудностями;
  2. Инвалидизация;

Наиболее часто осложнения афферентной моторной афазии проявляются у детей. Это связано с особенностями функционирования их нервной и иммунной системы.

Профилактика афферентной и эфферентной моторной афазии

Не существует специфической профилактики развития афазии. Все профилактические мероприятия в первую очередь направлены на устранение факторов риска, повышающих риск образования сосудистых заболеваний. Так как острое нарушение мозгового кровообращения является самой частой причиной развития афазии, то и профилактика инсульта оказывает косвенное влияние на развитие афазии.

Своевременное лечение артериальной гипертензии, коррекция липидного профиля крови, а также ежегодное прохождение профилактических осмотров помогут избежать обширных поражений головного мозга.

Как и при любом другом заболевании профилактика подразумевает под собой:

  • Ведение здорового образа жизни;
  • Правильное питание;
  • Нормализация режима труд-отдых;
  • Отказ от вредных привычек.

Прогноз

Несмотря на то, что при афазии нельзя добиться радикального лечения и полноценного восстановления функциональной активности повреждённой зоны, тем не менее правильное лечение и соблюдение рекомендаций и реабилитационных мероприятий приводят к значительному улучшению качества жизни больного. При проведении полноценного курса лечения и реабилитации больной может практически полностью быть адаптированным к общению с окружающими.

Синдром афферентной моторной афазии

  • •(Извлечения и тексты) в 2-х томах
  • •Isbn 5-691-00071-3
  • •4310010000-67 14К(03)- 97
  • •Isbn 5-691-00071-3
  • •Раздел 6. Алалии
  • •К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами
  • •1 Под ранним поражением мы имеем в виду поражение, произошедшее в доречевом периоде.
  • •Организация обучения моторных алаликов
  • •I этап — работа с неговорящими
  • •Изучение неговорящих детей Неговорящие дети с нарушением слухового (фонематического) восприятия
  • •Неговорящие дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия
  • •Неговорящие дети с нарушением психической активности
  • •1 Гвоздев а. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 1948.
  • •2 Случаи реактивных расстройств, ведущих к отказу от речи (мутизм), мы не включаем в разбираемую категорию.
  • •Развитие речи неговорящих детей Развитие произносительной стороны речи и обучение чтению и письму
  • •Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих
  • •Приемы активизации речи у алаликов
  • •Принципы построения дифференцированной
  • •Общие принципы построения работы над преодолением ведущих неречевых расстройств
  • •1. Построение работы над преодолением простыхнеречевых расстройств (артикуляторной апраксии, слуховой агнозии)
  • •2. Построение работы над преодолением ведущих агностико-апрактических расстройств
  • •Общие принципы построения работы по формированию языковых систем у алаликов
  • •1. Построение дифференцированной методики работы по формированию фонематической системы у алаликов
  • •2. Построение работы по воспитанию грамматических систем у алаликов
  • •Особенности работы по воспитанию языковых систем у детей, страдающих формами алалии третьей группы
  • •1. Методика работы по воспитанию языковых систем при алалии с ведущим нарушением смыслоразлинительной функции фонем
  • •2. Методика работы над преодолением алалии с ведущим нарушением функции повторения
  • •Аффиксам
  • •7. Противопоставление слов по грамматическим признакам именительного падежа единственного и множественного числа 1-го и 2-го склонений
  • •2. Воспитание звуковых обобщений по выделенным предлогам на, в, под
  • •1. Воспитание звуковых обобщений по выделенным на фоне слов резко различающимся согласным
  • •2. Систематизация слов по выделенным на фоне их звукам
  • •3. Формирование обобщений, соответствующих близким фонемам
  • •4. Дифференциация и классификация слов по ритмическим компонентам и расчленение их на слоги
  • •Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи
  • •5) Работа над слуховыми дифференцировками звуков, обучение элементамграмоты.
  • •Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями
  • •О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов
  • •Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи
  • •1 Под лексико-синтаксическими отношениями между членами предложения мы подразумеваем те закономерные внутренние логические связи, в которые всту­пают слова в данной грамматической структуре.
  • •Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей-алаликов Ознакомление с предметами из окружающей жизни
  • •Игрушки
  • •1 Подобные задания для родителей логопед может дать после отработки каж­дой темы.
  • •Раздел 7 афазии
  • •Афазия и центральный орган речи
  • •Современное состояние учения об афазии Исторически обзор и общее понятие об афазии
  • •Учение об афазии в Германии
  • •Учение об афазии во Франции
  • •Локализация расстройств речи
  • •Предсказание
  • •Лечение и течение болезни
  • •Обзор работ об афазии
  • •Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции
  • •К клинике и топической диагностике афазических и апраксических расстройств
  • •Симптоматология расстройств экспрессивной речи
  • •Афазия и сходные расстройства речи Основные выводы
  • •К проблеме локализации
  • •Травматическая афазия
  • •Проблема моторной афазии
  • •Синдром афферентной моторной афазии
  • •Синдром акустической афазии
  • •Синдром семантической афазии
  • •Отграничение от не-афазических нарушений речи
  • •2. Восстановление функциональных систем путем перестройки.
  • •Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии
  • •Лингвистическая классификация форм афазии
  • •Проблема локализации функций в коре головного мозга
  • •Нарушение высших корковых функций при поражении лобных отделов мозга
  • •Афазии. Типы афазии Афазии
  • •Лингвистические типы афазии
  • •Методические основы восстановительной терапии речи при афазии
  • •Афазия как лингвистическая проблема
  • •Первоначальное растормаживание речи в свежих случаях афазии
  • •Методики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией
  • •Стимулирование понимания речи на слух у больных с афазией
  • •Растормаживание экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией
  • •Нейролингвистический анализ динамической афазии
  • •Лингвистический анализ речи больных с афазией
  • •К вопросу о структуре экспрессивного аграмматизма при разных формах афазии
  • •Афазиология Афазиологическая терминология
  • •Дефекты артикуляции при афазии (проблема афемии Брока)
  • •Степени распада языка (language) при афазии
  • •Расстройства речи в связи с фактором доминантности одного из полушарий большого мозга
  • •Истинная афазия, приобретенная в детстве
  • •Нейролингвистическая классификация афазий
  • •Лексическая (логико-грамматическая) афазия
  • •Лексическая (морфологическая) афазия
  • •Лексическая (фонологическая) афазия
  • •Принципы и методы восстановительного обучения при афазии
  • •8. Психолого-педагогические принципы
  • •Раздел 8 нарушения
  • •О врожденной алексии и аграфии
  • •Недостатки чтения и письма у детей
  • •Особенности устной речи при недостатках чтения и письма
  • •Недостатки чтения
  • •Недостатки письма
  • •Психологическая классификация ошибок чтения
  • •Алексия и дислексия
  • •Алексия и дислексия при афазиях
  • •2. Причины не оптического характера
  • •Аграфия и дисграфия
  • •Методика обследования
  • •Методика коррекции
  • •Методика исследования
  • •Методика устранения дисграфии
  • •С ш н щ ц
  • •Аграмматизм
  • •Развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития
  • •Аффиксам
  • •II. Воспитание навыков фонематического анализа слов
  • •Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма
  • •Система обучения
  • •2 Гвоздев а. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1940. Ч. II. — с. 85-86.
  • •1 Егоров t г Психология овладения навыком чтения.— м., 1953. — с. 74. 2Эльконин д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Воп­росы психологии — м., 1956. — № 5.
  • •Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)
  • •1 Сеченов и. М. Избранные философские и психологические произведе­ния. — м., 1958. — с. 525.
  • •Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов
  • •Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей
  • •Симптоматика дислексии
  • •Механизмы дислексии
  • •Дислексия и нарушение пространственных представлений
  • •Дислексия и нарушения устной речи
  • •Дислексия и двуязычие
  • •Дислексия и задержка психического развития
  • •Дислексия и аффективные нарушения
  • •1 Сукцессивно — последовательно; симультанно — одновременно.
  • •Дислексия и наследственность
  • •Классификация дислексии
  • •Дисграфия
  • •Раздел 9. Предпосылки и истоки развития логопедии
  • •Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления Древний мир
  • •2Пясецкий п. Я. Как живут и лечатся китайцы. — м., 1882.
  • •2 Одной из древнейших книг Китая является медицинский трактат «Нянь-цзин» — толкователь важнейших частей врачебной науки (датируется III в. До н.Э., но создание ее относят к более древней эпохе).
  • •1 Ярославский Ем. Как родятся, живут и умирают боги и богини. — м., 1959.
  • •1 Ярославский е. М. Как родятся, живут и умирают боги и богини. — м., 1959. — с. 177
  • •2 Пясецкий п.Я. Медицина по Библии и Талмуду. — сПб., 1901.
  • •Древняя Греция и Рим
  • •1 Словарь исторический или сокращенная библиотека… — м., 1807—1811 с. 79.
  • •1 Аристотель. О частях животных. / Пер. С греч. В. П. Карпова — м 1937.
  • •1 Цельс Авл Корнелий о медицине. Пер. В. Н. Терновского и ю. Ф. Шульца. — м., 1959. — с. 144.
  • •2 Там же. С. 31.
  • •1 Глебовский в. А. Древние педагогические писатели в биографиях и об­разцах. — сПб, 1903. — с. 96-112.
  • •2Квинтилиан м. Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. Пер. С лат. А. Никольского. — сПб., 1834. — с. 2—3.
  • •3 Там же. С. 66-67.
  • •Византия. Арабские халифаты
  • •1 Латинизированное имя его — Авиценна, а полное — Абу-Али ал-Хуссейн Ибн Абдаллах Ибн-Сина.
  • •1 Ибн-Сина Канон врачебной науки. Кн. 1—2. — Ташкент, 1954—1956.
  • •2 Там же. С. 253.
  • •Древняя Русь
  • •1 Ибн-Сина. Канон врачебной науки. Кн. 1—2. — Ташкент, 1954— 1956. — с. 253.
  • •1 Срезневский и. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958. — т. I, II, III.
  • •1 Даль в.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — сПб., м., 1912-13.
  • •1 Г о р ь к и й м. Собрание сочинений в 30 томах. — м., 1949—55. — с. 442. — т. 27
  • •2 Д ал ь в.И. Пословицы русского народа. — м., 1957. —с. 18—19.
  • •1 Даль в. И. О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа. СПб., 1880. — с. 67.
  • •2 Там же.
  • •3 Иванов и. Суеверия крестьян. — 1892. — Кн. XII, № 1.
  • •4 Сборник материалов для описания местности и племен Кавказа. — Тифлис, 1893. (Описанное суеверие взято из жизни казаков станицы Слеповецкой).
  • •5 Кстати, отсюда до настоящего времени сохранились выражения: «солнце взошло», «лес шумит», «дождь идет» и т. Д.
  • •1 Лахтин м. Ю. Старинные памятники медицинской письменности. — м., 1911.
  • •1 Лахтин м. Ю. Старинные памятники медицинской письменности.— м., 1911. С. 9.
  • •1 Само слово «убогий» означает человека, отверженного от бога, лишенного его покровительства.
  • •1 Басова а. Г Очерки по истории сурдопедагогики в ссср. — м., 1965.— с. 4.
  • •Организация массовой логопедической помощи населению в ссср
  • •Исторический очерк подготовки педагогов-дефектологов
  • •Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов-дефектологов
  • •Профиль подготовки специалиста-логопеда
  • •70 Лет высшего дефектологического образования в ссср и современные проблемы подготовки специалистов
  • •История и перспективы развития дефектологического факультета лгпи им. А. И. Герцена
  • •Кафедра логопедии лгпи им. А.И.Герцена: ее настоящее и проблемы будущего
  • •Кафедра дошкольной дефектологии (специальной педагогики и психологии) мпгу им. В. И. Ленина
  • •Факультет коррекционной педагогики ргпу им. А. И. Герцена
  • •Кафедра сурдопедагогики
  • •Кафедра логопедии
  • •Кафедра тифлопедагогики
  • •Кафедра олигофренопедагогики
  • •Кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии
  • •Кафедра современного русского языка
  • •Указатель авторов извлечения и тексты работ которых использованы в «Хрестоматии»9
  • •Раздел 6. Алалии
  • •Раздел 7. Афазии
  • •Раздел 8. Нарушения письменной речи
  • •Раздел 9. Предпосылки и истоки развития логопедии
  • •Хрестоматия по логопедии под ред. Л. С. Волковой и в. И. Селиверстова Том II