Аффективно шоковые реакции

Аффективно-шоковые реакции

Острые реакции возникают либо во время травмирующего события, либо сразу после его окончания. Характерными признаками подобных реакций являются особое суженное состояние сознания, частичное нарушение ориентировки в месте, времени и происходящих событиях, потеря способности гибко регулировать свое поведение с учетом меняющихся обстоятельств, неупорядоченность поведения, наличие выраженных вегетативных и соматических проявлений. Немецкий психиатр Эрнст Кречмер выделял два основных типа таких реакций: «мнимая смерть» и «двигательная буря». В современных классификациях «мнимой смерти» соответствует гипокинетический, а «двигательной буре» — гиперкинетический вариант реагирования.

Гипокинетический вариант проявляется оцепенением, обездвиженностью и потерей способности к продуктивному контакту с другими людьми. Пациенты не замечают изменений окружающей обстановки, не пытаются что-то предпринять, даже чтобы избежать смертельной опасности, не отвечают на вопросы и никак не дают понять, что слышат обращенную к ним речь. Кожа бледная, холодная, на лице застыло выражение ужаса. Отмечается гипергидроз. Возможны непроизвольные дефекация и мочеиспускание. Продолжительность данного состояния – от нескольких минут до нескольких часов. При затянувшейся шоковой реакции пациенты лежат в позе эмбриона, не замечая ничего вокруг, не принимают воду и пищу. В последующем наблюдается полная или практически полная амнезия – больные не могут вспомнить ни произошедших событий, ни собственного поведения во время этих событий.

Гиперкинетический вариант проявляется возбуждением и бессмысленной, нецеленаправленной двигательной активностью. Пациенты кричат, мечутся, рыдают, порываются бежать (порой – в сторону опасности). Наблюдается гипергидроз, учащение сердцебиения, покраснение или побледнение кожных покровов. Как и в предыдущем случае, возможны непроизвольные дефекация и мочеиспускание. После выхода из шокового состояния развивается амнезия.

Гипокинетический и гиперкинетический вариант являются наиболее примитивными способами реагирования на запредельно сильный острый стресс. У детей развиваются только эти два типа аффективно-шоковых реакций. У подростков и взрослых наряду с перечисленными способами реагирования может возникать состояние эмоционального ступора или эмоционального паралича. Это состояние также может проявляться в двух вариантах.

При первом варианте, несмотря на грозящую опасность, больной становится апатичным, проявляет безразличие к окружающему, пассивно подчиняется любым указаниям и требованиям, не оценивая их рациональность и собственные перспективы в случае выполнения этих требований. При втором варианте больной демонстрирует активность, его поведение сложное, гибкое, целенаправленное, позволяющее эффективно устранить опасность как для себя, так и для окружающих, но полностью лишенное эмоциональной окраски. После выхода из этого состояния наблюдается астения, апатия и частичная амнезия. Собственные действия достаточно четко сохраняются в памяти, а обстоятельства, в которых они совершались, забываются или «размываются».

Психогенные расстройства (аффективно-шоковые реакции, реактивные состояния), клиника, динамика

Невроз навязчивых состояний, сравнительно-возрастные особенности.

— общее состояние неврозов, проявляющихся навязчивыми страхами, представлениями, воспоминаниями, сомнениями. Болезнь обычно начинается от навязчивого страха – фобии. При этом неврозе могут наблюдаться навязчивые страхи, обсессивные состояния с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, влечениями и действиями. При длительном наблюдении прослеживается определенная последовательность появления симптомов невроза: фобии => навязчивые компульсивные расстройства (типа контрастных влечений) => другие навязчивые состояния типа обсессивных расстройств. На фоне возникших вегетативных, сенсомоторных и аффективных расстройств появляется навязчивая мысль, т.е. включается идеаторный компонент и этим завершается формирование фобии. В начале болезни фобии возникают по мех-му условного рефлекса в идентичных ситуациях, затем условия возникновения страха расширяются. 3 стадии развития фобического этапа: 1) возникновение страха при непосредственном столкновении травмирующей ситуации (при поездке в метро, где возник страх); 2) фобии возникают уже при ожидании травмирующей ситуации (при ожидании поездки в метро); 3) возникновение страха при одном представлении о возможности этой ситуации. Больные с ипохондрическими фобиями (чаще кардиофобиями) выбирают специальный маршрут, где по пути есть мед. учреждения или аптеки. При неврозе навязчивых состояний фобии чаще мономорфны. Наблюдаются страхи пространства и положения – агорафобии, клаустрофобии и т.д. Возможны так называемые социофобии: страх публичных выступлений, страх покраснеть. К навязчивым страхам обычно присоединяются различные защитные действия – ритуалы. На начальном этапе болезни выражается в избегании травмирующей ситуации, в последующем защитные действия усложняются. Сравнительно-возрастные особенности. У детей носят сверхценный хар-р и обычно связан с травмирующей ситуацией. У дошкольников это часто страхи темноты, животных, отрицательных персонажей сказок. У младших школьников – часто страх перед школой, особенно если учитель ругал его или наказывал. У подростков страхи связаны с опасениями за жизнь и со смертью. Невроз навязчивых состояний имеет 2 варианта: обсессивный – хар-ся различными навязчивыми действиями – тикообразными подергиваниями, у школьников приобретает хар-ер ритуалов; и фобический.

Термин «психогенные заб-я» предложил Зоммер в 1894 г для обозначения психической эпидемии судорог, позже этим термином стали обозначать психические расстройства, которые возникли после психической травмы. Диапазон расстройств от кратковременных расстройств сна, аппетита до бреда и обездвиженности. Особенности клиники психогенных расстройств подмечены Ясперсом (триада): 1) возникновение болезни вслед за психической травмой; 2) содержание психопатологических расстройств вытекает из хар-ра психической травмы и между ними существуют связи; 3) течение б-ни связано с травмирующим переживанием, исчезновению которого сопутствует прекращение заб-я. Психогенные расстройства делят на: 1) неврозы; 2) реактивные психозы. Реактивные психозы в зависимости от хар-ра психической травмы и клинической картины делят на: аффективно-шоковые р-ции, истерические психозы, психогенные психотические расстройства.

1) Аффективно-шоковые р-ции – кратковременные психотические состояния, возникающие в ситуациях остро угрожающих жизни. Хар-ся переживанием ужаса, отчаянья, глубоким аффективно-суженным состоянием сознания, из-за него утрачивается контакт с окружающими, двигательными и вегетативными расстройствами. Выделяют: а) гипокинетический вариант – хар-ся внезапно возникшей в травмирующей ситуации двигательной заторможенностью (остолбенел от страха); больные не воспринимают окружающее, на лице страх, ужас, глаза широко открыты, кожные покровы бледные, холодный липкий пот, м.б. мочеиспускание и дефекация; б) гиперкинетические варианты — отличаются острым психомоторным возбуждением; больные бесцельно мечутся, куда-то бегут, кричат, на лице ужас + выраженные вегетативные р-ции: тахикардия, потливость, бледность или гиперемия кожи, мочеиспускание и дефекация. Продолжительность аффективно-шоковых р-ций от нескольких минут до нескольких часов. 2) Истерические психозы – с ними чаще встречаются судебные психиатры; сознание при них бывает сужено под влиянием аффекта – аффективно-суженное или неизменно в виде погружения в фантастические переживания; в период психоза наблюдается амнезия. Псевдодеменция – возникает обычно через несколько недель после привлечения чел-ка к ответственности и в ожидании наказания поведение становится неправильным (неправильно отвечает на воспросы, таращит глаза, изображая слабоумного и беспамятного; неправильные ответы сочетаются с неправильными действиями: так больной, совершая более сложные движения, не может отпереть ключом дверь, открыть коробку спичек). Продолжительность данного состояния до несколь­ких недель, после чего происходит восстановление психических функций. Пуэрилизм — возникает под влиянием психической травмы и сопровождается истерическим сужением сознания. Речь больных становится дет­ской (говорят с детскими интонациями, шепелявят, иногда не выговаривают отдельные буквы, неправильно произно­сят слова). В движениях, гримасах также проявляется детскость. Больные суетливы, дотра­гиваются до всех предметов, не ходят, а бегают мелкими детскими шажками. Аффективные реакции сопровождаются детской ми­микой. Они надувают губы, хнычут, сосут пальцы, топают нога­ми, когда им что-то не дают, играют коробочками, катают их, как машинки. Псевдодеменция и явления пуэрилизма могут наблюдаться и при остром истерическом сумеречном расстройстве сознания — синдромом Ганзера: хар-ется истерическим сумеречным помрачением сознания с преобладанием в клинической картине явлений мимоговорения (неправильные ответы на вопросы). Бредоподобные фантазии (бредоподобные идеи) — возникаю­т у больных с реактивным психозом идеи преследования, вели­чия, реформаторства, обвинения и самообвинения и т.д., содер­жание которых изменяется в зависимости от внешних обстоя­тельств. Синдром регресса психики («одичания») — обо­значают возникающее на фоне истерического расстройства со­знания поведение больного, напоминающее повадки животного. Больной не носит белье, бегает на четвереньках, лакает из миски, издает нечленораздельные звуки, проявляет агрессивность, куса­ется, рычит, пищу обнюхивает, при приближении скалит зубы, принимает угрожающую позу. Такое состояние может возникнуть остро при психической травме особой тяжести либо при утяжелении состояния после других истерических расстройств. У детей истерические психозы наблюдаются крайне редко. Они могут проявляться в виде кратковременных состояний пуэ­рилизма или псевдодеменции: дети начинают вести себя, как младенцы, картавят, лепечут, просятся на руки. При псевдоде­менции не могут ответить на простые вопросы, не говорят, а по­казывают жестами, что не знают, неправильно определяют части своего тела. У подростковистерические психозы наблюдаются редко, обычно в случаях привлечения к судебной ответственности. Ис­терические психозы у подростков, как и у взрослых, могут прояв­ляться в виде пуэрилизма, псевдодементного поведения, бредо­подобных фантазий. Считается, что истерические психозы у под­ростков если и возникают, то на фоне истероидной психопатии. 3) Реактивные психозы – к ним относят: реактивные депрессии (выделены Регли); диапазон их колеблется от психологически адекватных переживаний утраты, сопровождающихся грустью и подавленно­стью, до витальной глубокой тоски с переживанием безысходно­сти, невосполнимости утраты и идеями самообвинения. Наиболее частой психической травмой, приводящей к депрес­сии, является ситуация эмоционального лишения, т.е. потеря близ­кого. Депрессивная симптоматика возникает через несколько дней после известия о случившемся несчастье (в эти дни происходит обработка). В момент известия у части больных может возникнуть истерическая или тревожная депрессия, наблюдаются кратковременные аффективно-шоковые р-ции (гипо- и гиперкинетические). При чистой, или простой, депрессии обычно не наблюдается аффективно-шоковых р-ций, наблюдается двигательная заторможенность, переживания сконцентрированы на случившемся, тоскливое настроение усиливается к вечеру + вегетативные симптомы – расстройство сна, аппетита, тахикардия. Реактивная депрессия делится на открытую (есть все признаки депрессии – заторможенность, слезливость, фиксация на несчастье) и диссимулятивную (нет активных жалоб на тоску, больные стараются не говорить о травмирующей ситуации, держатся тихо и незаметно). Реактивные (психогенные) параноиды – бредовый психоз, возникающий вследствие психической травмы. Острым реактивным параноидам обычно предшествует период выраженной тревоги, беспокойства, предчувствия несчастья, затем возникает бред отношения — бред преследования —- галлюцинации. Реактивное паранойяльное бредообразование хар-ся возникновением сверхценных идей или паранойяльных идей, не выходящих за рамки психотравмирующих обстоятельств. Индуцированный бред – болезненное состояние, при котором бред (чаще преследования) возникает от одного лица другому. Индукторами бывают лица, страдающие психическими заб-ми (шизофрения).

33. «Системные неврозы» (заикание, тики, энурез, энкопрез).

1) Невротическое заикание – нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорогами м-ц, участвующих в речевом акте. У детей младшего возраста заикание может возникнуть в связи с испугом или разлукой с родителями. В школьном возрасте у заикающихся появляется р-ция на дефект речи и как рез-т этого логофобия (страх речи), приводящая к школьной дезадаптации. Сочетается с невротическими симптомами – раздражительностью, нарушениями сна, аппетита, тиками, энурезом. 2) Невротические тики – различные автоматизированные привычные действия: мигание, подергивание головой, плечами, покашливания, привычка двигать носом. Первоначально эти действия могут носить защитный хар-р, а в последующем и зафиксироваться. Обычно возникают в травмирующей ситуации, однако основным явл-ся соматическое неблагополучие. 3) Невротический энурез – психогенно-обусловленное неосознанное упускание мочи, чаще в ночное время. Об энурезе можно говорить после достижения детьми 4-х летнего возраста (период начала контролирования мочеиспускания). Энурез чаще связан с травмирующей ситуацией. Возможно острое начало заб-я (при испуге) или постепенное (в травмирующей ситуации). Неврозоподобный энурез отличается отсутствием связи с травмирующей ситуацией. 4) Невротический энкопрез – непроизвольное выделение небольшого кол-ва кала при отсутствии каких-либо соматических нарушений, объясняющих это расстройство. Возникновение его наблюдается при длительной конфликтной ситуации в семье, появлением второго реб-ка, при чрезмерно строгом воспитании. Часто у детей отсутствуют позывы на дефекацию. У младших школьников наблюдается эмоциональная р-ция на энкопрез.

Как распознать и справиться с психологическим шоком

С сильными неприятными эмоциями периодически сталкиваются все, кто-то легко справляется со своими переживаниями, другие месяцами вздрагивают и видят кошмары по ночам, а для некоторых нагрузка оказывается слишком велика и у них возникает психологический шок. Это состояние, с одной стороны, помогает защитить психику человека, сохраняя и «консервируя» ее, а с другой, само по себе крайне опасно для психического здоровья.

С проявлениями психологического шока можно столкнуться в любом возрасте, особенно опасен он для детей и подростков: нестабильная психика не всегда может самостоятельно справиться с ним, а окружающие часто недооценивают серьезность проблемы.

Что такое шок и почему он возникает

Шок – это патологическая реакция, развивающаяся в ответ на действие на организм человека раздражителей, сила которых превышает его компенсаторные возможности.

Психологический шок –это также острое, угрожающее жизни состояние, при котором нарушаются работа всех функционирующих в организме систем.

Такое состояние возникает из-за слишком сильных эмоциональных переживаний, как правило негативных. Точно определить какие события могут вызвать такую реакцию, нельзя. Пределы компенсаторных возможностей также, как и чувствительность, у каждого человека разная. В детском возрасте шок может возникнуть из-за событий, которые не кажутся слишком страшными во взрослом возрасте, также многое зависит от типа нервной системы, психического здоровья человека, его эмоционального состояния.

Причины шока:

  • Опасная для жизни ситуация – катастрофы, пожары, стихийные бедствия и другие критические ситуации.
  • Физическое или эмоциональное насилие.
  • Жестокое обращение, побои.
  • Сильная физическая боль при травме, болезни и так далее.
  • Эмоциональное потрясение, вызванное значимыми для человека событиями.

Возникнут или нет симптомы шока у человека зависит не только от вида и силы воздействия, но и от конституционных особенностей его психики.

К предрасполагающим факторам относятся:

  • Личностные особенности –психоз чаще возникает у психопатических, истерических личностей, эмоционально неустойчивых, склонных к депрессиям и переживаниям.
  • Пережитое эмоциональное потрясение или психологическая травма – уже пережитое потрясение, даже если оно не вызвало каких-либо видимых последствий, может оставить глубокий след в сознании и подсознании человека. Например, воспоминания, о пожаре, пережитом в детстве, может стать причиной развития шока у взрослого человека, внезапно увидевшего большой огонь.
  • Черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания – повреждения нервной системы и головного мозга, вызванные заболеваниями или травмами, также могут спровоцировать развитие шока.
  • Интоксикации, алкоголизм, наркомания – употребление токсических веществ вызывает гибель и повреждение нервных клеток и также общее ослабление организма.
  • Гормональные заболевания – гормональный дисбаланс в организме приводит к нарушению регуляции головного мозга и также может стать предрасполагающим фактором.
  • Психические заболевания – депрессия, психозы, неврозы, эпилепсия, шизофрения и другие заболевания являются одним из важнейших факторов риска.
  • Общее ослабление организма – истощение, авитаминоз, хроническая усталость и недосып также часто провоцируют это состояние.

Симптомы шока

Психический шок может проявляться по-разному. Иногда даже специалисту тяжело сразу же поставить правильный диагноз или заподозрить развитие этого опасного для жизни состояния.

Выделяют 3 основные формы заболевания:

  • Двигательное возбуждение
  • Ступор
  • Эмоциональный паралич.

Также психоз делится на фазы или виды, в зависимости от длительности и течения заболевания:

  1. Острый психоз или шок – возникает при сильной психоэмоциональной травме, характеризуется максимальным проявлением всех симптомов шока.
  2. Подострый психоз – развивается чаще у человека, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию, находящегося в состоянии постоянного нервного возбуждения (например, в судебной практике). Это может быть истерический психоз, психогенная депрессия, психогенный параноид и психогенный ступор.
  3. Затяжной шок – характер для лиц с имеющейся или диагностированной психической патологией. При этой форме заболевания отмечаются истерические депрессии, бредовые идеи, псевдодементные нарушения.

Двигательное возбуждение при шоке проявляется неадекватным поведением человека – он совершает большое количество различных действий. Это могут бессмысленные, хаотичные движения, суетливость, необходимость все время что-то делать. Причем движения и поступки носят бессмысленный характер, так во время пожара или аварии человек топчется на одном месте, размахивает руками, кричит, бегает вокруг источника, но не может ни убежать, ни предпринять каких-то действий по устранению проблемы. Привести «в чувство» человека в состоянии шока очень сложно, контакту он, как правило, не доступен, на вопросы не отвечает, не слушает и не воспринимает указаний.

При развитии ступора больной не может двинуться с места, он как будто «застывает», не способный управлять собственным телом. Контакту также не доступен, при попытках вывести из этого состояния может развиться истерика, двигательное возбуждение или агрессия.

Эмоциональный паралич характеризуется отсутствием видимой реакции на ситуацию или переживание. Человек как будто ни чувствует, ни ощущает ничего. При этом все реакции замедленны, сознание может частично отсутствовать. Такой тип реакции часто наблюдается у детей и подростков, которые пережили психологическую травму. Они как бы «отдаляются» от собственных переживаний, замыкаясь в себе и не проявляя эмоций.

Кроме изменений в психике и поведении, эмоциональный шок проявляется соматическими изменениями: замедлением или усилением сердцебиения, обильным потоотделением, рвотой, поносом, непроизвольным мочеиспусканием и так далее.

Заподозрить развитие шока у человека можно по следующим симптомам:

  • Неадекватное поведение
  • Не способность вступить в продуктивный контакт с окружающими
  • Длительное пребывание в одном состоянии
  • Соматические проявления.

Лечение

Лечение шока зависит от тяжести состояния больного и характера психотравмирующей ситуации. В тяжелых случаях требуется госпитализация в стационар, применение транквилизаторов или нейролептиков для выведения из состояния шока. Может потребоваться также поддерживающая терапия для стабилизации работы сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта и других органов.

Всем пациентам, пережившим психический шок, необходимо дальнейшее лечение: психотерапия, работа с психологом, прием антидепрессантов и общеукрепляющих препаратов, а также профилактика психотравмирующих событий.

Шок

Шок — Психическое состояние, вызванное сильным психическим потрясением и характеризующееся значительными изменениями в функционировании центральной нервной системы, временными грубыми нарушениями сознания и вообще психической деятельности. Как правило, шоковые ситуации так или иначе связаны с непосредственной и очевидной опасностью для жизни, например во время войны, катастроф.

Основные виды шока:

— двигательное возбуждение,

— ступор,

— «эмоциональный паралич».

Формы шока, дебютирующие возбуждением, характеризуются частым выявлением различных автоматизмов как в смысле обнаружения примитивных влечений (безудержное бегство, агрессивные поступки и т.д.), так и просто беспорядочной сменой неосмысленных, иной раз судорожных движений («припадки»). При двигательном возбуждении часто бросается в глаза как бы детская, нелепая суетливость.

Шок в форме ступора чаще всего представляет собой вызываемое ужасом застывание на месте, сопровождаемое неспособностью к совершению самых элементарных движений, необходимых даже для собственного спасения.

В шоковом состоянии запускаются древние инстинктивные способы реагирования на опасность: или ответная агрессия, или бегство, или ступор. Шок в виде двигательного возбуждения тесно связан с первыми двумя способами реагирования. Как нетрудно догадаться, ступор связан с третьим способом.

«Эмоцоинальный паралич» проявляется в состоянии видимого безучастия к происходящему и случившемуся. Он сопровождается переживанием внутренней пустоты и неспособностью прочувствовать трагизм положения. Нет ни особенного двигательного возбуждения, ни ступора. Такой вид шоковой реакции представляет собой не столько актуализацию инстинктивных форм поведения, сколько психологическую защиту от пагубных эмоций.

В шоковых состояниях почти всегда имеются соматические изменения. Происходит замедление или ускорение сердцебиения, побледнение, появление обильного пота, понос и рвота, расстройство мочеиспускания и прочее. Все это симптомы, указывающие на непосредственное поражение центров вегетативной нервной системы. Иногда соматические изменения при шоке бывают такими резкими, что волей-неволей наводит на мысль об уже не функциональном, а органическом характере произведенного шоком поражения.

Литература

Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород, 1998.

Эмоциональный шок и нервное истощение

Кроме принятия лежачего положения или позы с головой, опущенной между коленями, попробуйте предпринять что-то из нижеизложенного во время обморока или непосредственно после него.

Нажмите на акупрессурную точку с целью предотвратить обморок. Доктор Игл говорит: «Мы используем точку у основания ногтя мизинца. Это лучшее место, на которое можно воздействовать в случае, когда человек находится в предобморочном состоянии, возникшем, скажем, при виде крови, и в других случаях, когда необходимо поддержать слабеющие функции сознания. Крепко нажмите ногтем большого пальца в основание ногтя мизинца пострадавшего. Эта точка расположена на меридиане сердца, и нажатие на нее иногда бывает очень болезненным.

В китайской медицине принято считать, что воздействие на нее способствует быстрому возвращению в тело духа. У нас были весьма впечатляющие случаи, связанные с воздействием на нее. Человек мгновенно возвращается из небытия, вскрикивая: «Ой!» Бывает, больные даже сердятся на нас за это».

«На точку, расположенную на верхней губе, —продолжает Игл, — лучше воздействовать в тех случаях, когда человек ощущает лишь легкое предобморочное состояние и нет необходимости причинять ему боль для восстановления полного сознания».

Разрежьте пополам луковицу, приложите одну половинку к носу и несколько раз глубоко вдохните. Это народное средство известно тем, что может предотвратить потерю сознания у человека, находящегося в предобморочном состоянии.

Попробуйте воспользоваться цветочной эссенцией. Если у вас есть набор более сильнодействующих средств, чем Rescue Remedy, попробуйте одно из двух средств, входящих в его состав: Rock Rose (при страхах и панике) и Star of Bethlehem (при эмоциональной оглушенности и горе). Следуйте указанной на этикетке дозировке.

Примите гомеопатическое средство Aconite. Это средство для тех, кто охвачен страхом, находится в состоянии эмоционального шока и при в этом бледен, напряжен, беспокоен. Если у вас есть широкий выбор гомеопатических средств, попробуйте:

  • Nux vomica, для тех, кому становится дурно при виде крови;
  • Ignatia, для тех, кто падает в обморок при эмоциональном потрясении, от горя;
  • Coffea, для тех, кто падает в обморок от перевозбуждения.

Используйте формулы самовнушения, укрепляющие уверенность в себе, в своих силах, в способности справиться с возникшей ситуацией. Например, говорите себе: «Я уверен в себе. Я эмоционально устойчив и гибок. Я сделаю все что нужно, чтобы справиться с возникшей ситуацией. Я спокоен и стоек».

Примите китайский препарат Ding Xin Wan. Это средство приготовляют из 9 трав и других активных компонентов. Затем его скатывают в шарики коричневого цвета с жемчужным блеском и расфасовывают по 100 штук в пузырек. Стандартная доза — 6 пилюль 2-3 раза в день.

В арсенале восточных медиков есть более дюжины средств, применяемых при различных сочетаниях головокружения, слабости, возбужденности и неврастении, то есть состояния утомления и беспокойства, вызванных переутомлением нервной системы. Выбор средств зависит частично от того, какой из внутренних органов нуждается в поддержке (например, сердце, селезенка, почки). Ding Xin Wan (таблетки для укрепления сердца) — одно из наиболее популярных средств, прекрасно действующее при головокружениях, сопровождаемых переутомлением и беспокойством.