Аудиометрия для детей

Содержание

Детям

Врачи-сурдологи медицинского центра ГУТА-КЛИНИК занимаются подбором и настройкой слуховых аппаратов для пациентов от 16 лет. Для детей моложе этого возраста мы предлагаем комплексную диагностику слуха.
Пациентам младшего возраста рекомендуются заушные слуховые аппараты с индивидуально изготовленным вкладышем. Их отличительная особенность – компактные разноцветные корпуса. Для таких детей заушные аппараты являются наиболее подходящими. Они обеспечивают правильную звуковую стимуляцию, необходимую для развития слухового центра в мозге.
Пациенты постарше могут использовать внутриушные слуховые аппараты, которые изготавливаются на заказ и помещаются внутри уха. Данные аппараты предназначены при потере слуха от 1 до 3 степени. Как правило, такие аппараты рекомендованы взрослым людям, так как они потеряли слух после того, как овладели речью. В связи с тем, что дети растут быстро, — устройство может стать маленьким и его придется менять.

Как проверить слух у ребенка?

Если у вас есть подозрения, что ребенок плохо слышит – это повод для обращения к врачу. Слух у ребенка полностью развит при рождении, поэтому врач сможет осмотреть и провести диагностику, в том числе у новорожденного.
Чем раньше будут выявлены нарушения, тем больше шансов у ребенка в дальнейшем жить полноценной жизнью. Ранняя проверка слуха рекомендована, когда в семье происходили случаи наследственной потери слуха. Другими причинами нарушения слуха могут быть различные заболевания (риниты, отиты), ведь слух напрямую связан с состоянием носоглотки.
Проверить слух у ребенка в домашних условиях можно различными наблюдениями, но это не заменит профессиональную диагностику на специальном высокоточном оборудовании. Для решения данной проблемы Вы можете:

  • Записаться к педиатру или оториноларингологу в поликлинике, где Вы прикреплены. Врач выпишет направление к врачу-сурдологу для дальнейшего обследования в один из центров по проблемам слуха.
  • Обратиться в этот же или ближайший день в специализированный центр ГУТА-КЛИНИК, где Вашему ребенку в комфортной обстановке проведут все необходимые обследования слуха на современном оборудовании и назначат корректное лечение.

Какой метод диагностики выбрать?

Компьютерная аудиометрия

  • Во сколько лет можно применять: с рождения
  • Время на процедуру: 1,5-2 часа

Данный метод позволяет:

  • измерить остроту слуха,
  • определить нарушения в работе слухового нерва,
  • диагностировать врожденную патологию.

При проведении обследования к голове ребенка присоединяют электроды, соединенные с компьютером. Аппарат фиксирует данные слуховой нервной системы в ответ на сигнал в наушниках. Процедура длительна по времени, поэтому ее можно делать, когда ребенок спит.
Тональная пороговая аудиометрия

  • Во сколько лет можно применять: с 4 лет
  • Время на процедуру: от 30 минут до 1 часа

Метод проходит в игровой форме и определяет пороги слуха — минимальный и максимальный уровни слышимости при разных частотах и интенсивности. В специальной звукоизолирующей камере на голову надевают наушники и отправляют тональные сигналы. В ответ на звук ребенок должен нажать кнопку или выполнить другие действия: собрать пирамидку, поднять руку.

Результатом двух первых методов диагностики служит аудиограмма с показателями частоты слуха и его отклонениями.
Акустическая импедансометрия

  • Во сколько лет можно применять: с 6 месяцев
  • Время на процедуру: 10-20 минут

Суть данного метода — подача громкого сигнала в ухо.
Акустическая импедансометрия позволяет диагностировать заболевания среднего уха и слуховой трубы, определяются пороги дискомфорта – показатели, необходимые при подборе и настройке слуховых аппаратов.
Тимпанометрия

  • Во сколько лет можно применять: с рождения
  • Время на процедуру: 10-20 минут

С помощью тимпанометрии проверяется подвижность барабанной перепонки.
Диагностика осуществляется под давлением воздуха при помощи аппарата (импедансометра), при этом пациент может ощущать заложенность ушей (как при полете, подъеме на высоту).
Тимпанометрию используют при проблемах со слухом, воспалении и заболевании барабанной перепонки, слуховых труб и др.

Задайте вопрос врачу для выбора метода диагностики слуха у ребенка

Аудиометрия

➤ На нашем портале вы можете записаться на услугу аудиометрия по телефону +7 (499) 116-80-04 или онлайн. У нас собраны актуальные цены и проверенные отзывы пациентов о лучших клиниках Москвы.

Обратите внимание! Информация на странице представлена для ознакомления. Для назначения лечения обратитесь к врачу.

Аудиометрия — метод исследования остроты слуха, помогающий выявить развитие глухоты, а также патологические состояния уха. Определяя порог чувствительности, врач-сурдолог оценивает, как хорошо пациент слышит.

В практике применяются специальные приборы: аудиометры и камертоны. В результате процедуры получается график — аудиограмма, отражающая слуховые ощущения, показатели нормы и отклонения от неё.

Показания

Исследование всегда рекомендуется при жалобах на снижение слуха, а также в следующих ситуациях:

  • отосклероз;
  • травмы головы/уха;
  • отит;
  • ларингит;
  • острая и хроническая тугоухость;
  • подбор слухового аппарата;
  • оценка эффективности терапии.

Процедура не несет никаких рисков или осложнений и проводится безболезненно.

Виды аудиометрии

Выделяют три основных варианта проведения обследования: речевой, тональный и компьютерный.

  • Речевая аудиометрия. Самая простая и часто используемая методика. Чаще всего обследование применяется для оценки точности работы слухового аппарата. Выполняется при помощи разговорной речи. Специалист произносит слова с разной степенью громкости, а пациент должен их повторить. Определенный набор слов, помогает приблизиться к объективным результатам. Однако стоит понимать, что каждый воспринимает речь по-разному, кто-то лучше слышит отдельные слова, а кто-то фразы.
  • Компьютерная. Тип считается самым объективным и точным. Процедура проходит в автоматическом режиме, а от пациента практически ничего не требуется, поэтому исследование часто применяется в детском возрасте.
  • Тональная. Изучается порог чувствительности слуха на звуковые волны различной частоты. Исследование осуществляется с использованием прибора — аудиометра. Специалист определяет минимальный и максимальный уровень восприятия звуковых колебаний.

Как проводится процедура

В зависимости от типа исследования отличается и процедура. Если с речевой аудиометрией все понятно, и врач определяет слух в результате полученной на приеме информации, то в случае с компьютерного и тонального обследования происходит расшифровка аудиограммы. Графики показывают уровень воздушной и костной проводимости.

Подготовка перед процедурой не требуется.

Этапы тональной пороговой аудиометрии

Вначале выполняется обследование правого уха, а затем левого. Звуковой диапазон волн: 100 — 8000 Гц

  1. Пациент заходит звукоизолированную кабину и надевает наушники, с помощью который и будут проверять слух.
  2. Доктор подает сигналы с использованием звука высоких и низких частот.
  3. При слышимости шума или определенного звука необходимо нажать на кнопку, что послужит сигналом для диагноста.

При необходимости определить в каком ухе (среднем или наружном) произошли нарушения, применяется костный вибратор.

Как выполняется компьютерное исследование слуха

Тональная и речевая аудиометрия несовершенны. Результаты не будут достоверными при недостаточной концентрации пациента или его нежелании отнестись серьезно к обследованию.

Компьютерный метод исследования гарантирует 98-99% точности и помогает выявлять врожденные и приобретенные патологии.

Процедура проводится только во сне. На голову пациента крепятся электроды, в ухо пациента подаются звуковые сигналы, а реакция мозга фиксируется компьютером.

>Противопоказания

Аудиометрия не имеет противопоказаний и может выполняться независимо от возраста.

>Сроки и цены

Процедура с использованием специальных аппаратов длится от 30 минут до 1 часа.

Средняя цена — 1400 рублей.

Как выбрать клинику

На проекте DocDoc собраны надежные клиники, в которых можно быстро и качественно выполнить обследование. При выборе стоит учитывать следующие параметры.

  1. Удобство месторасположение, близость к метро и наличие парковки.
  2. Отзывы посетителей о центре и врачах.
  3. Престиж и рейтинг клиники.
  4. Оборудование — уточните, как выполняется аудиометрия, какой аппарат используется для проверки слуха.
  5. Опыт работы врачей, особенно в расшифровке аудиограммы.

Как записаться в медицинский центр с помощью DocDoc

Записаться в нужную клинику пройти диагностику слуха легко с помощью портала.

  1. Отсортируйте медицинские учреждения в соответствии с необходимыми параметрами.
  2. Выберите место.
  3. Нажмите кнопку «Записаться».
  4. Готово. В течение 10 минут оператор перезвонит и уточнит все необходимые детали.

Детская аудиометрия

Чем раньше ребенок пройдет диагностику, чем быстрее произойдет коррекция его слуха с помощью технических средств реабилитации (слуховых аппаратов или системы кохлеарной имплантации), тем больше у него возможностей реализовать слухоречевой потенциал и полноценно развиваться. Однако для младенцев и малышей дошкольного возраста не всегда можно использовать те же способы определения порогов слышимости, что и для взрослых. Как же обследуют юных пациентов?

Методы детской аудиометрии

  • Для крох до 1,5 лет применяют объективный метод диагностики – регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы (КСВП).
  • Еще один метод – автоматический слуховой вызванный потенциал (АСВП), не требующий высокой квалификации персонала, так как анализ данных идет по автоматическому алгоритму. Актуален у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте. Выполняется, если ребенок прошел регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ), но есть подозрения, что слуховая функция нарушена. Диагностика методами КСВП и АСВП у детей проходит во сне.
  • ASSR – регистрация слуховых вызванных потенциалов на постоянно модулированный тон. Часто путают с КСВП. ASSR не позволяет поставить диагноз слуховой нейропатии и не «конкурирует» с КСВП, но является ценным методом в ряду аудиологических тестов, так как использует более интенсивные стимулы.
  • Отоакустическая эмиссия ОАЭ – базовый метод проверки слуха новорожденных. Если ОАЭ регистрируется, то с вероятностью в 90 % никаких нарушений нет.
  • Для малышей от 1,5 до 3 лет используют условно-рефлекторный метод – у них вырабатывают двигательную реакцию на звук.
  • Для детей от 3 до 7 лет применяют игровую аудиометрию. Для этого дошкольников обучают выполнять определенное действие, если они слышат звук.

Методы диагностики детей до 1,5 лет применяют без осознанного участия пациентов, в состоянии естественного сна. Проведение диагностики детей старше 1,5 лет требует предварительной подготовки.

Как готовят малыша к условно-рефлекторной или игровой аудиометрии

Перед проведением обследования в течение примерно недели с ребенком занимается сурдопедагог либо родители. Для подготовки к условно-рефлекторной аудиометрии малыша приучают поворачивать голову в сторону источника звука. Чтобы стимулировать активность крохи, ему показывают игрушку или картинку.

Для подготовки к игровой аудиометрии дошкольника вовлекают в игру: покормить петушка, помочь зайчику собрать морковку и т. п. Взрослый производит звук, например говорит простые слоги или ударяет крышкой кастрюли, звенит колокольчиком. При этом ребенка просят выполнить действие: бросить пуговицу в коробку, надеть кольцо на пирамидку и пр. Такие занятия проводят 2–3 раза в день по 3–5 минут каждое.

Для извлечения звуков отлично подходят ударные музыкальные инструменты

Как проходит процедура тональной игровой аудиометрии

  • Для обследования используют аудиометр – прибор, издающий сигналы определенной громкости.
  • Ребенок слушает звуки с помощью воздушных или костных телефонов. Это позволяет измерить пороги слышимости звуков, как передающихся по воздуху, так и проведенных по кости.
  • Если юный пациент слышит сигнал, то выполняет выученное действие.
  • Врач отмечает силу звуков, которые вызвали реакцию, составляя таким образом аудиограмму.
  • Процедуру проводят поочередно для каждого уха.

В игре ребенок забывает о стеснении и живо реагирует на звуки

Современная аппаратура позволяет быстро получить достоверную информацию о частотных специфических порогах слышимости по способу проведения: по воздуху и по кости, для каждого уха. При этом ребенок не испытывает ни малейшего дискомфорта, напротив, с интересом включается в игровой процесс.

Для детей от 4 лет возможно проведение классической тональной аудиометрии, когда юный пациент способен сознательно выполнять указания взрослых и самостоятельно нажимать на кнопочку.

Детская игровая аудиометрия

  • •1. Наружное ухо: строение, функции и возрастные особенности.
  • •2. Внутреннее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
  • •3. Увеальный тракт: его анатомическое строение и функции.
  • •4. Слуховой анализатор: строение и функции.
  • •5. Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внут­риглазная жидкость. Анатомическое строение и функции
  • •Хрусталик.
  • •Стекловидное тело (ст)
  • •Внутриглазная жидкость (Водянистая влага)
  • •6. Защитный аппарат органа зрения
  • •7. Исследование слуха шепотом и речью.
  • •8. Глазодвигательный аппарат органа зрения: строение и функции.
  • •9. Исследование слуха от внутриутробного периода до 1 года.
  • •10. Слёзные органы: анатомическое строение и функции.
  • •11.Исследование слуха у детей раннего возраста.
  • •1. Поведенческая аудиометрия
  • •1.1. Безусловно-рефлекторный метод
  • •1.2. Условно-рефлекторные методы Условно-рефлекторная аудиометрия
  • •Детская игровая аудиометрия
  • •2. Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность
  • •Значение видов диагностики слуха у детей
  • •12.Зрительный анализатор, его отделы и функции.
  • •13.Зрительный нерв, строение и функции.
  • •14. Основные этапы развития органа слуха у ребенка (повторения 2 предед.Вопросов!)
  • •15. Исследование слуха у детей дошкольного возраста.
  • •Классификация методов диагностики слуха
  • •16. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей
  • •Особенности развития
  • •Световая чувствительность
  • •Центральное зрение
  • •Цветовосприятие
  • •Поле зрения
  • •Бинокулярное зрение
  • •17.Аномалии развития и заболевания наружного уха.
  • •18.Центральное зрение: характеристика и методы исследования.
  • •19. Аномалии развития и заболевания барабанной перепонки. Аномалии развития.
  • •Заболевания барабанной перепонки.
  • •20. Сетчатка глазного яблока, ее анатомическое строение и функции.
  • •Строение сетчатой оболочки глаза
  • •Физиологическая роль сетчатки
  • •21. Периферическое зрение, методы исследования периферического зрения
  • •22. Катар среднего уха. Причины, диагностика, принципы консервативного и хирургического лечения
  • •23. Цветоощущение: характеристика и методы исследования
  • •Виды нарушений цветового зрения
  • •Исследование
  • •24. Острый гнойный средний отит. Хронический гнойный средний отит.
  • •Хронический гнойный средний отит.
  • •Причины развития хронического отита
  • •Что способствует переходу острого среднего отита в хронический
  • •Провоцирующие факторы обострения хронического среднего отита
  • •Диагностические мероприятия при хроническом гнойном среднем отите
  • •Лечение среднего отита хронического
  • •Осложнения и последствия
  • •Профилактика среднего хронического отита
  • •25. Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Акустические свойства звука.
  • •Физические свойства звука.
  • •Звукопроводящая и звуковоспринимающая функции органа звука.
  • •26. Наружная оболочка глазного яблока, её анатомическое строение и функции.
  • •27. Среднее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
  • •28. Светоощущение: характеристика, развитие и методы исследования.
  • •29. Аномалии и заболевания внутреннего уха.
  • •3. Тугоухость. Нейросенсорная тугоухость
  • •30. Врожденные заболевания органа зрения у детей. Аномалии роговицы.
  • •Особенно такие симптомы должны насторожить тех, кто имеет наследственную предрасположенность к кератоконусу.
  • •Патология глазодвигательного аппарата органа зрения.
  • •Поражение органа зрения в целом.
  • •Патология роговой оболочки.
  • •31. Врожденные нарушения слуха.
  • •32. Приобретенные заболевания органа зрения у детей.
  • •33. Приобретенные нарушения слуха.
  • •34. Бинокулярное зрение: характеристика, развитие, методы иссле­дования.
  • •35. Врожденные катаракты у детей: течение, исход.
  • •36. Гигиена и охрана слуха у детей.
  • •37. Специализированные детские сады для детей с нарушением зрения.Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией Задачи специализированного детского сада:
  • •Особенность развития и обучения для детей
  • •Выбор детского садика
  • •Адаптация детей с нарушением зрения
  • •38. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением слуха.
  • •39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
  • •40. Нос: анатомическое строение, функции.
  • •41. Аномалии рефракции: виды, причины, течение и их коррекция.
  • •42. Рот: анатомическое строение, функции. Чем ограничена ротовая полость
  • •Слюнные железы
  • •Функции рта
  • •43. Заболевания проводящих путей и центрального отдела слухового анализатора.
  • •44. Особенности исследования зрительных функций у детей.
  • •45. Стойкие нарушения слуха.
  • •46. Гиперметропия: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
  • •Механизм развития
  • •47. Гортань: анатомическое строение, функции.
  • •48. Астигматизм: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
  • •49. Трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма: анатомическое строение, функции.
  • •50. Конъюнктивиты: их виды, особенности течения у детей, профилактика и лечение.
  • •Профилактика
  • •51. Возрастные особенности органов речи.
  • •52. Миопия: виды, причины возникновения, особенности течения у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
  • •53. Глотка: анатомическое строение, функции. Строение глотки
  • •Функции глотки
  • •54. Аномалии развития и заболевания роговицы. Рекомендации к про­цессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
  • •55. Особенности механизма голосообразования.
  • •56. Аномалии развития и заболевания ротовой полости.
  • •57. Ретинопатии у детей: виды, причины развития.
  • •58. Заболевания глотки: причины, течение, исход, профилактика, лечение.
  • •59. Ретролентальная фиброплазия: причины, течение, исходы, профилактика. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
  • •60. Патология хрусталика у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
  • •61. Особенности дыхания и физиология органов речи.
  • •62. Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.
  • •63. Гигиена, охрана голоса и речи у детей.
  • •64. Патология стекловидного тела: причины, последствия, профилактика и лечение.
  • •65. Исследование органов речи.
  • •66. Аномалии развития сосудистого тракта. Рекомендации к процессу воспитании и обучения детей с данной патологией.
  • •67.Увеиты у детей: виды и причины возникновения; особенности течения, профилактика и лечение. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
  • •68. Заболевания гортани
  • •69. Отслоение сетчатки у детей: причины возникновения и профилактика.
  • •70. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки у детей: виды, причины, особенности течения.

Компьютерная аудиометрия для детей

Современная компьютерная аудиометрия для детей в раннем возрасте – это методика оценки слуха, позволяющая получить точные и объективные результаты. В центре «Мелфон» обследование выполняют на современном оборудовании детям в возрасте от трех месяцев. Тестирование делают, когда ребенок спит.

Чтобы проверить слух, мы используем современные методики:

  • КСПВ – в процессе исследования подаются акустические стимулы в виде щелчков, что позволяет зафиксировать коротколатентные вызванные потенциалы в мозгу, а при расшифровке аудиограммы можно получить объективную картину тугоухости;
  • ASSR – в процессе исследования подаются постоянные модульные тоны и регистрируется мозговой отклик по ним, в результате чего можно установить, насколько сдвинуты у ребенка пороги восприятия по главным речевым частотам.

Своевременное обследование позволяет выявить полную или частичную глухоту у ребенка. После установления диагноза потеря слуха может быть скорректирована с помощью специального аппарата. Благодаря ранней коррекции тугоухости ребенок не испытывает дискомфорта, развивается наравне со сверстниками, нормально адаптируется в обществе.

Аудиометрия: для чего ее проводят

С помощью обследования можно:

  1. Получить точный график, на котором отображаются слуховые нарушения, и оценить степень глухоты.
  2. Выбрать оптимальный способ коррекции слуха.
  3. Выявить заболевания у младенцев.
  4. Проверить слух пациента, который не может пройти обычное аудиологическое обследование.

Тесты КСПВ и ASSR у ребенка необходимо проводить во сне. На голове у него крепят электроды, подключают их к устройству, которое называется компьютерный аудиометр. В ходе обследования в ухо через наушники подаются звуки в виде щелчков. При воздействии звука на ухо возникают электрические потенциалы, которые фиксируют электроды. Они транслируются на компьютер, а затем обрабатываются. После тестирования получают аудиограмму. Данные могут регистрироваться как с одного уха, так и с обоих ушей.

Аудиометрия во сне методом КСПВ или ASSR – простая процедура, к которой не нужно дополнительно готовиться. Она не вызывает у ребенка дискомфорта.

Методика проведения ASSR

Где сделать обследование слуха

Компьютерная аудиометрия для детей в Москве проводится в центре «Мелфон». Стоимость процедур КСПВ и ASSR вполне доступна. Мы диагностируем нарушения слуха у детей с первых месяцев жизни. Продолжительность исследования – 90 минут. С его помощью будет создана аудиограмма, анализируя которую, специалисты центра смогут выявить тугоухость и прочие патологии. После определения диагноза будет назначен эффективный способ коррекции слуха.

Если у вас есть вопросы – обращайтесь! Опытные специалисты предоставят необходимые консультации.

c 19.12.19 исследование временно проводится только в Мелфон-Балашиха (5 мин от МКАД), прием каждый будний день, оперативная запись.

Записаться на проверку слуха ребенку во сне можно:

  • на сайте

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ ОНЛАЙН

  • по электронной почте info@melfon.ru;
  • по телефону +7 (495) 150-63-00.

Сёмочкина Елена Владимировна Сурдоакустик, слухопротезистИшанова Юлия Сергеевна Объективная диагностика слуха у детей

Аудиометрия для детей

Если вы не знаете, где сделать аудиометрию ребенку в Москве, обратитесь в центр слухопротезирования «Мелфон». Наши специалисты подберут метод обследования, проведут осмотр и установят точный диагноз.

При исследовании порогов слышимости у ребенка метод выбирают, исходя из его возраста. Существует три основных способа тестирования: поведенческая, игровая аудиометрия и обследование с визуальным подкреплением.

Виды

Основные способы оценки слуха:

  1. Скрининг новорожденных. Безболезненная и безопасная процедура. Проводится в течение нескольких минут, пока ребенок спит. Суть процедуры заключается в подаче сигнала через специальный прибор, раздражающего внутреннее ухо. Результаты обследования бывают положительными или отрицательными. Отрицательный результат может говорить о беспокойстве младенца или о развитии острого отита, психоневрологических заболеваний, патологий внутреннего уха. Если через месяц после повторного скрининга результат подтверждается, назначают дополнительные тесты и дают направление к сурдологу.
  2. Компьютерная аудиометрия. Исследование проводится ребенку в возрасте от одного месяца во время сна. Участие малыша не требуется. С помощью тестирования получают точную аудиограмму, оценивают степень тугоухости, подбирают способ коррекции, выявляют патологические дефекты новорожденных.
  3. Тестирование в игровой форме. Делают детям 3-5 лет. Когда малыш слышит звук, он должен это показать. Например, надеть кольцо на пирамидку, хлопнуть в ладоши.

Также для обследования детей в возрасте от 1 месяца проводят компьютерную аудиометрию, при которой не требуется активного участия пациента. Этот метод считается самым точным и информативным.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ ОНЛАЙН

В центре слухопротезирования «Мелфон» работают квалифицированные сурдологи, которые осмотрят и обследуют вашего малыша. Чтобы проверить слух, необходимо записаться на консультацию. Сделать это можно на нашем сайте или по телефону: +7 (495) 150-63-00

Шиманская Елена Ивановна Кандидат медицинских наук, врач-сурдолог-оториноларингологСёмочкина Елена Владимировна Сурдоакустик, слухопротезистЛебедева Марина Юрьевна Врач-сурдолог-оториноларингологИшанова Юлия Сергеевна Объективная диагностика слуха у детей

Проверка слуха у детей

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

Аудиограмма ребенка

Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц). На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты. Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Гусейнова Ирада

Методы диагностики слуха у детей

  • Почему мы теряем слух
  • Методы проверки слуха
    • Тональная пороговая аудиометрия
    • Измерение акустического иммитанса
    • Тимпанометрия
    • Измерение стапедиального рефлекса
    • Отоакустическая эмиссия
    • Слуховые вызванные потенциалы
  • Проверка слуха в нашем центре слухопротезирования

Почему мы теряем слух

Слух человека – это один из главнейших органов чувств, благодаря которому мы способны воспринимать, анализировать и различать множество звуков. Слух необходим человеку также, как и обоняние, зрение, осязание. При нарушении слуха появляются проблемы в ориентировании человека в пространстве, в общении в другими людьми, что весьма отражается на психоэмоциональном состоянии каждого человека. Существуют различные причины нарушения слуха, которые встречаются как у взрослого, так и у ребенка. Так причины нарушения слуха подразделяются на врожденные и приобретенные. К врожденным относят наследственную предрасположенность к ухудшению или отсутствию слуха, врожденные внутриутробные аномалии развития слухового анализатора. К приобретенным причинам следует отнести перенесение некоторых инфекционных заболеваний ребенком, травмы, частые воспалительные или хронические заболевания среднего уха, а также хронические риниты, аллергические заболевания.

Однако не стоит забывать, что современная медицина давно может помочь и взрослому и ребенку в восстановлении слуха. В наше время существует множество различных современных методов и способов, позволяющих нормализовать слух и жить, не замечая этой проблемы. Один из таких способов – это применение слуховых аппаратов, которые дают возможность компенсировать нарушения слуха. Однако стоит отметить, что перед началом использования слухового аппарата, необходимо провести качественную диагностику, чтобы подобрать пациенту наиболее подходящий слуховой аппарат. Ниже мы подробно рассмотрим основные методики диагностики слуха.

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная пороговая аудиометрия – субъективный метод обследования слуха, позволяющий установить степень и характер (тип) тугоухости. Субъективным метод называется по причине непосредственного участия исследуемого в тестировании. В связи с этим, на результатах исследования сказываются такие факторы как возраст, физическое и психоэмоциональное состояние тестируемого. Для проведения аудиометрии используется специальный прибор – аудиометр. Аудиометр состоит из генератора акустических стимулов, головных телефонов (наушников), костного телефона и кнопки ответа исследуемого. Важным этапом проведения данного исследования является корректное инструктирование пациента перед началом процедуры. Тестируемый отвечает на слышимые стимулы, предъявляемые через наушники или костный телефон, путем нажатия на кнопку ответа пациента. Стимулы – чистые тоны на стандартных аудиометрических частотах с шагом в одну октаву (125Гц, 250Гц, 500Гц, 1000Гц, 2000Гц, 4000Гц, 8000Гц), Стимулы предъявляют с различной интенсивностью. Минимальная интенсивность стимула, при которой тестируемый дает ответ, называется порогом слуха. Таким образом, в ходе исследования меняя частоту и интенсивность стимула, специалист получает график зависимости значений этих величин.

Исследование порогов слуха воздушного звукопроведения и костного звукопроведения происходит аналогичным образом с той разницей, что в первом случае используются наушники, а во втором – костный телефон.

Для определения степени тугоухости рассчитывается среднее арифметическое значения порогов на 4 частотах (500Гц, 1000Гц, 2000Гц, 4000Гц)

Степень потери слуха Значения в дБ
Нормальный слух От -10 до 15
Минимальная потеря слуха От 16 до 25
Слабая потеря слуха От 26 до 40
Средняя потеря слуха От 41 до 55
Умеренно тяжелая потеря слуха От 56 до 70
тяжелая потеря слуха От 71 до 90
Глубокая потеря слуха Более 91

Для определения типа нарушения слуха оценивается взаимоотношение порогов слуха по костному и воздушному звукопроведению. Так, при изолированном повышении порогов слуха по воздуху и нормальных порогах слуха по кости (наличии костно-воздушного разрыва), говорят о кондуктивной тугоухости. Признаками сенсоневрального нарушения слуха являются повышенные в равной степени порогов слуха по воздуху и кости. Повышение порогов слуха по воздуху и кости, при наличии разницы между ними (т.е. костно-воздушного разрыва), говорит о смешанном типе тугоухости.

Как уже упоминалось выше, возможность проведения аудиометрии во многом зависит от способности тестируемого адекватно участвовать в процессе. В некоторых случаях мы сталкиваемся с модифицированными вариантами тональной пороговой аудиометрии, таким как игровая аудиометрия. Вместо нажатия на кнопку в ответ на акустический стимул, ребенку предлагают совершать различные действия с игрушками ( надевать кольца на стержень, складывать кубики и т.д.). Считается, что проведение тональной пороговой аудиометрии в том или ином варианте возможно начиная с возраста 3,5-4 года. Однако на практике возможность проведения исследования во многом определяется индивидуальными особенностями поведения и развития ребенка.

Измерение акустического иммитанса

Среднее ухо является промежуточным пунктом для звуковых волн, которые направляются во внутреннее ухо. В среднем ухе находится цепь слуховых косточек, по которой передаются колебания от барабанной перепонки к овальному окну улитки. Для прохождения звука через среднее ухо, барабанная перепонка и цепь из косточек должны работать как единая отлаженная система. Патологические процессы в среднем ухе могут приводить к понижению давления, скоплению жидкости в среднем ухе, к фиксации основания стремени в окне преддверия и т.д. Во таких случаях нарушается звукопроведение через среднее ухо, что становится причиной кондуктивной тугоухости.

Измерение акустического иммитанса с целью оценки функции среднего уха

Объективно функцию среднего уха можно оценить с помощью измерения акустического иммитанса. В слуховой проход устанавливается специальный зонд, который производит низкочастотный тон и изменяет давление воздуха в слуховом проходе с помощью насоса. Зонд соединен с микрофоном, который измеряет уровень звукового давления в слуховом проходе. Так как давление воздуха в слуховом проходе то увеличивается, то уменьшается относительно давления в среднем ухе, подвижность барабанной перепонки также изменяется. Это влияет на передачу звуковой энергии в среднее ухе. Результат получают на основании изменения звукового давления в слуховом проходе.

К измерениям на основе акустического иммитанса относятся: тимпанометрия, регистрация стапедиального рефлекса.

Тимпанометрия

Взаимосвязь между давлением воздуха в слуховом проходе и передачей звука через среднее ухо отображается на тимпанограмме. Ось Х на тимпанограмме соответствует давлению в наружном слуховом проходе относительно атмосферного давления. Ось Y показывает передачу звука через среднее ухо (иммитанс).

Иммитанс оказывается наибольшим, когда давление с каждой стороны барабанной перепонки является одинаковым. Если давление в среднем ухе отрицательное или если подвижность барабанной перепонки отсутствует (жидкость в барабанной полпости), соответствующие признаки будут отражены в тимпанограмме.

Диагностика слуха у ребенка

Измерение стапедиального рефлекса

Для оценки стапедиального рефлекса также используется измерение акустического иммитанса. Стапедиальная мышца уменьшает звукопередачу через цепь слуховых косточек и барабанную перепонку при высоких уровнях поступающего в ухо сигнала, обычно между 80 – 100 дБ нПС.

При возникновении стапедиального рефлекса, подвижность барабанной перепонки и цепи слуховых косточек уменьшается. В результате повышается звуковое давление зондирующего тона в слуховом проходе, что фиксируется прибором.

Обычно стапедиальный рефлекс возникает одновременно в обоих ушах, не зависимо от того, на какое ухо подается сигнал. Этот факт используют при измерении — рефлекс можно измерить в одном ухе, при стимуляции противоположного. Такой вид стимуляции называют контралатеральным.

Отоакустическая эмиссия

В конце 1970-х годов британский физиолог Дэвид Кемп обнаружил, что внутреннее ухо способно производить слабые звуковые сигналы, который может зафиксировать микрофон, расположенный в слуховом проходе. Эти звуки, называемые отоакустической эмиссией, возникают либо спонтанно (так называемая спонтанная отоакустическая эмиссия) либо в ответ на звук, подаваемый в ухо (вызванная отоакустическая эмиссия).

Считается, что эмиссия является побочным продуктом активного процесса, происходящего в наружных волосковых клетках улитки внутреннего уха.

Исследования показывают, что при поражении наружных волосковых клеток, например, вследствие приема ототоксичных препаратов, отоакустическая эмиссия может исчезнуть частично или полностью. Для измерения вызванной отоакустической эмиссии используют два метода. В обоих случаях эмиссия возникает в результате стимулирования уха звуком, но тип стимула различается:

  • Задержанная вызванная эмиссия, которая регистрируется после стимулирования уха акустическим щелчком или коротким тональным стимулом.
  • Эмиссия на частоте продукта искажения, которая регистрируется при стимуляции двумя тонами с близкими друг другу частотами.

Анализ ответной реакции улитки помогает установить характеристики эмиссии на разных частотах и функциональное состояние волосковых клеток на определенных участках базилярной мембраны.

Измерение отоакустической эмиссии является дополнением к другим аудиометрическим тестам. Отоакустическая эмиссия помогают обнаружить изменения функции улитки еще до того, как потеря слуха будет подтверждена аудиометрически. Это означает, что регистрация отоакустической эмиссии может быть использована, например, с целью динамического наблюдения за состоянием слуха при использовании лекарственных препаратов с возможным ототоксическим эффектом.

Регистрация отоакустической эмиссии

Широко используют регистрацию отоакустической эмиссии в качестве скрининга слуха новорожденных. Отсутствие отоакустической эмиссий может указывать на возможность наличия сенсоневрального нарушения слуха. Однако необходимо проведение и других исследований для подтверждения или опровержения данного диагноза.

Слуховые вызванные потенциалы

Установлена возможным измерить электрическую активность, возникающую в головном мозге в момент стимуляции уха звуком. Когда звуковой сигнал преобразуется в нервные импульсы во внутреннем ухе, он направляется по слуховому нерву и проходит через ядра ствола мозга. Каждый раз, когда сигнал проходит через одно из ядер, возникает электрическая активность, которую можно зарегистрировать с кожи головы тестируемого.

Самым распространенным методом измерения электрической активности слухового анализатора считается регистрация стволовых слуховых потенциалов. Электроды фиксируются на коже головы тестируемого человека с помощью электопрводящей пасты или геля. Один активный электрод размещают на лбу, на границе волосистой части головы, а другой за ушами, в области сосцевидного отростка височной кости. Слуховая система стимулируется серией звуков, подаваемых через наушники. Когда биоэлектрический импульс проходит по нервным волокнам слухового нерва и другим отделам проводящей нервной системы, измеряется разность потенциалов между электродами.

Эта разность потенциалов является очень маленькой в сравнении со случайным электрофизиологическим шумом мозга или шумом в результате мышечной активности. Однако метод усреднения, сопровождающийся повторяющимися измерениями, делает пики потенциалов более очевидными.

Электрические потенциалы ствола мозга представлены в виде пиков на графике функции амплитуды от времени с момента предъявления стимула. Типичный ответ на звуковой стимул состоит из нескольких пиков (I, II, III, IV, V).

Опираясь на данные регистрации стволовых потенциалов, можно судить о функциональном состоянии тех или иных отделов слухового анализатора, расположенных в области ствола головного мозга, а также о степени нарушения слуха. Метод регистрации слуховых ответов широко используется для определения электрофизиологически слуховых порогов, например, у новорожденных или у тех пациентов, которые по разным причинам не могут участвовать в субъективном тестировании слуха. Стимуляция тональными звуковыми сигналами помогает получить частотно-специфическую информацию о слуховых порогах.

Относительно недавно в аудиологической практике начали применять метод регистрации стационарных слуховых вызванных ответов. В качестве стимула в данном случае используют модулированные чистые тоны. Используя этот метод, можно получить сведения о порогах слуха на определенных частотах. Данный метод также позволяет проводить исследование слуха на нескольких частотах на двух ушах одновременно, что существенно сокращает время исследования.

В случаях регистрации слуховых вызванных потенциалов выше указанных типов взрослому, тестируемый должен находится в состоянии сна или спокойного бодрствования. Регистрация данных потенциалов детям проводится только в состоянии сна.

Проверка слуха в нашем центре слухопротезирования

Наш современный центр слухопротезирования Мед-Аудио оснащен наиболее современным и надежным медицинским оборудованием для проверки слуха. Именно здесь Вы можете провести проверку слуха себе или ребенку, и быть полностью уверенным, что получите самые достоверные результаты. Помните, качественная и точная диагностика – это главное, что основывает успешное и надежное лечение.

Кроме того, специалисты нашей клиники уделяют особое внимание проверки слуха у детей. Не правильно диагностированное нарушение слуха у ребенка – очень опасно, т.к. это может отразиться на его здоровье в будущем. Именно поэтому, мы проводим диагностику слуха для детей с 3х лет, и осознавая высокую степень ответственности при слухопротезировании наших маленьких пациентов, вся диагностика проводится только квалифицированными детскими сурдологами-оториноларингологами и сурдопедагогами. Диагностика нарушений слуха в нашем центре, у Вас или Вашего малыша, будет проведена со 100% точностью и достоверностью. Такую гарантию дают наши квалифицированные и высокоспециализированные врачи.