Дискалькулия у младших школьников

Содержание

Выступление по теме «Классификация и диагностика дискалькулии. Методы профилактикии коррекции расстройства».

КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА ДИСКАЛЬКУЛИИ. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВА

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется.

Симптомы дискалькулии

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач».

Симптомы дискалькулии можно объединить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.

  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.

  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.

  • Недостаточное знание математической терминологии.

  • Сложности в разложении числа на слагаемые.

  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.

  • Ошибки в написании чисел.

  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.

  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.

  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.

  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов. Она возникает вследствие недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка. У ним относятся: пространственные представления, зрительно-моторная координация, слухоречевая и зрительная память, оптико-пространственный гнозис и праксис, пальцевой гнозопраксис, моторика, временные и количественные представления, логические операции, восприятие и воспроизведение ритма, лексико-грамматический строй речи. В исследованиях, посвященных изучению дискалькулии, подчеркиваются большая стойкость этих нарушений, сложность их патогенеза и трудность преодоления, влияние речевых патологий на процесс овладения детьми математическими представлениями и их вербализацию. Учеными доказано, что особенности психического развития детей с нарушенным интеллектом обусловлены дефицитарностью высших корковых функций, слабостью аналитико-синтетической деятельности, что отрицательно влияет на процесс развития познавательных способностей. Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта. Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи. Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

  1. Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.

  2. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.

  3. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.

  4. Дислексическая – нарушение чтения математических символов.

  5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Профилактика дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.

  2. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.

  3. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.

  4. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.

  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Коррекция дискалькулии

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше -больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи. Таким образом, на основе принципов деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности), дифференцированного подхода, учета особенностей развития ВПФ, поэтапного формирования умственных действий специалистам и педагогам необходимо создавать специальную коррекционно-развивающую среду для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития ребенка на базе образовательного учреждения, способствовать созданию адекватных условий для его развития и обучения.

Для изучения дискалькулии специалисты предлагают следующие виды заданий. «Найди лишнее число». Цель: изучение аналитико-синтетической деятельности, наличие интереса, устойчивости внимания и точности представлений, умение обобщать представления о конкретном математическом явлении или факте, умение выделять это явление или факт. Материал: карточки с набором чисел: 1,2,4,5,7,8,10,0. Описание обследования. Педагог кладет перед ребенком карточку и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти числа. Найди среди них лишнее число и объясни, почему так думаешь?» Оценочные критерии выполнения задания. 1 балл – не приступает к выполнению, не понимает задание; 2 балла – приступает к выполнению задания, называет лишним число 10, но не может объяснить выбор; 3 балла — приступает к выполнению задания, называет лишним число 10, объясняет тем, что у него две цифры; 4 балла – приступает к выполнению задания, называет лишним число 0, но не может объяснить выбор; 5 баллов – выполняет задание верно-лишнее число 0, так как оно не относится к числам первого десятка.

«Выбери нужную задачу» Цель: изучение аналитико-синтетической деятельности, умение сравнивать математические задания, понимание и использование математической терминологии. Материал: тексты задач. 1) Алеша начертил отрезок длиной 6 см, а Вит — отрезок 4 см. У кого из мальчиков отрезок длиннее? 2) Начерти синий отрезок длиной 6 клеток, а красный – длиной 4 клетки. Описание обследования. Педагог читает два текста задач и говорит: «Ты послушал тексты задач. Я сейчас еще раз их прочитаю, а ты выбери задачу на построение и реши ее». Ребенок должен выбрать один текст задачи, объяснить свой выбор и решить задачу. Оценочные критерии выполнения задания. 1 – не приступает к выполнению, не понимает задание; 2 – слушает оба текста, уточняет понятие «задача на построение». Не понимает разницы между текстами, совершить выбор не может. 3 — слушает оба текста, уточняет понятие «задача на построение». Выбирает задачу, решает с помощью педагога, но объяснить свой выбор и решение не может. 4 – приступает к выполнению, выбирает задачу верно, решает ее самостоятельно, но объяснить выбор и решение не может. 5 – выбирает задачу верно, решает самостоятельно, объясняя выбор и решение.

Виды упражнений и заданий для предупреждения дискалькулии.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Инструкция: «Назови, из каких фигур составлены предметы».

Инструкция: «Назови клетку с лишней фигурой, объясни выбор».

Инструкция: определи, кто нарисован, сосчитай фигуры, назови их цвета. Сложи такой же узор».

треугольников – 5

квадратов – 2

прямоугольников – 3

Урок 1. Инструкция: «Проведи дорожки».

Урок 2. Инструкция: «Проведи дорожку от дома к машине, раскрась картинку».

Урок 3. Инструкция: «Проведи завитки от животных».

Урок 5. Инструкция: «Нажимай указательным и средним пальцами

на бусины».

Урок 6. Инструкция: «Насыпай птичкам в кормушки рис и гречку».

Урок 7. Инструкция: «Прикрепи прищепки по образцу».

Инструкция: «Сравни количество предметов».

1 2

2 2

1 1

2 3

3 3

Инструкция: «Найди на картинке цифры, назови их».

Инструкция: «Найди на картинке цифры, назови и раскрась их».

Инструкция: «Найди на картинке цифры по заданию, назови их».

Инструкция: «Найди и назови числа от 1 до 30».

Инструкция: «Раскрась детали картинки по заданию, назови, что получилось».

Инструкция: «Раскрась детали картинки по заданию, назови, что получилось».

Инструкция: «Раскрась цифры по заданию».

Стихи про цифры

Как хорошо уметь считать! Раз, два, три, четыре, пять… Цифры все такие разные. Одна – «с хвостиком», другая – «с кружочком», третья — «с локоточком». Надо бы не запутаться. А для того, чтобы не запутаться, правильно считать, не ошибаться в примерах и задачах, нужно знать все цифры. И в первую очередь иметь представление о том, как они называются и пишутся. А уже потом – как их складывать, вычитать, умножать, делить… Стихотворение Маршака «Весёлый счёт» поможет нам в этом.

«Веселый счет»
Самуил Маршак

Вот один (иль единица),
Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой — посмотри —
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков —
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка — кочерга.
У нее одна нога.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка —
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О —
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.

Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.

«1»
В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.

Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.

А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!

«2»
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

«3»
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:

Красный свет —
Проезда нет.
Желтый —
Будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!

«4»
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они — за две минуты.

«5»
Пред тобой — пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.

«6»
Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.

«7»
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь — приятель ваш.

«8»
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.

Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой —
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притертую, —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!

«9»
К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школу вам идти.
В девять слышится звонок.
Начинается урок.

К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать —
Носом будете клевать!

«0»
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
— С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
— Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: — Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, —
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки — целых двести!

Стихи про цифры (от 1 до 10)

Эти простые и веселые стихи про цифры позволят детям легко и быстро выучить цифры и освоить числа.

Инструкция: «Назови числа по порядку от 1 до 25».

Инструкция: «Назови числа по порядку от 1 до 25».

Инструкция: «Назови сначала числа от 1 до 25, написанные черным цветом, потом красным цветом».

Инструкция: «Найди и назови числа по порядку от 1 до 35».

Список используемой и рекомендуемой литературы

1. А.А. Столяр «Математические игры для детей 5-6 лет. Давайте поиграем» Москва, Просвещение,1991 2. А. Иванов, серия: «Арифметические раскраски», «Сосчитай и раскрась от 1 до 20». Москва, ООО «Алтей и К», 2010 3. Е. Бортникова «Чудо-обучайка», Екатеринбург, ООО «Издательский дом ЛИТУРГ», 1997 4. Е. В. Колесникова «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет». Москва, «Акалис»,1996 5. Е. М. Рахманова «Графические диктанты для подготовки руки к письму», Санкт — Петербург, «Литера», 2017 6. Е. С. Петрова «Прописи с упражнениями», Москва, ООО «Омега-пресс», 2015 7. Е. С. Русакова, серия «Для детского сада тетрадь с прописями», Реутов «Омега», 2016 8. Е. С. Русакова «Первые прописи в клетку», Москва, ООО «Омега – пресс», 2015 9. И. Меньшикова серия книг «Прописи. Рисуем цифры по клеточкам», Москва, «Адонис», 2016 10. И. Г. Медеева серия книг «Школа до школы. Арифметикач.1,ч.2», Москва, «Адонис», 2015 11. И. Г. Медеева серия книг «Школа до школы. Дошкольная математика ч.1», Москва, «Адонис», 2015 12. И .Н .Приходкин «Прописи. Учимся писать цифры», Москва, ООО «Фламинго», 2010 13. Научно-методический журнал «Логопед», 2012, № 6 (64) 14. С. В. Бурдина серия «Математика. Сложение», Киров 15.С.В. Бурдина «Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем математику ч.2», Киров 16.Серия «Рисуем по точкам.1-25», Москва, ООО «Атберг 98», 2016 17. Т. Куликовская «Рабочая тетрадь дошкольника. Математика. Составляем и решаем задачи», Москва, ООО «Стрекоза», 2013

Дискалькулия у детей: Дискалькулия у детей

Дискалькулия у детей

Дискалькулия у детей – специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дошкольники позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами. Диагностика проводится при помощи комплекса специальных проб. Программа коррекции составляется индивидуально, реализуется психологом или логопедом

Дискалькулия у детей

Дискалькулия у детей

Термин «дискалькулия» происходит из английского языка и переводится как «неумение, неспособность подсчитывать». Синонимичное название расстройства – математическая дислексия. В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков, часто сочетается с дислексией (специфическим нарушением чтения), СДВГ, бессонницей. Распространенность дискалькулии среди дошкольников и младших школьников составляет около 6%. Мальчики и девочки в одинаковой степени подвержены данному нарушению. Симптомы наиболее развернуто проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, на эти периоды приходится пик диагностики.

Причины дискалькулии у детей

По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:

  • Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
  • Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
  • Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации (алкоголизм, курение, наркомания матери), перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.

Патогенез

Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции.

На уровне познавательных процессов при дискалькулии определяется когнитивный дефицит представления символической цифровой информации, проявляющийся трудностями при расшифровке арифметических примеров, обработке смысла и значения математических расчетов и условий задач. Другими патогенетическими механизмами являются нарушение доступа к оперативной памяти на числа, снижение концентрации и функции распределения внимания, недостаточное развитие кратковременной памяти, функции планирования и контроля сложной (этапной) деятельности, недостаточная скорость обработки поступающей информации.

Классификация

Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции:

  • Вербальная дискалькулия. Свойственны трудности называния и восприятия математических категорий на слух. Дети относительно успешно справляются с письменными заданиями, но не могут ответить на устные вопросы.
  • Практогностическая дискалькулия. Ученики испытывают сложности при переводе абстрактных математических понятий в конкретные примеры и наоборот. Они могут оперировать категориями («сложение», «деление»), но им не дается сравнение наглядных объектов, переведение условий задачи в символическую схему.
  • Лексическая дискалькулия. При данном виде расстройства обнаруживаются проблемы чтения цифр, математических знаков, примеров, уравнений. Хорошо развито аудиальное усвоение понятий, но невозможно их понимание при самостоятельном прочтении.
  • Графическая дискалькулия. Затруднения возникают при необходимости написать математические символы. Дети могут использовать абстрактные понятия устно, но письменные работы даются тяжело.
  • Идеогностическая дискалькулия. Нарушена способность выполнять мысленные расчеты без использования символов – цифр, арифметических знаков. Пациентам необходима чувственная опора для решения примеров и задач (письменный расчет, использование палочек, рисование данных задачи).
  • Операциональная дискалькулия. Отмечаются проблемы письменного и устного выполнения арифметических операций. Ребенок может понимать числа, сравнивать их, но долго осваивает цифры (символические обозначения чисел) и математические знаки.

Симптомы дискалькулии

Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка. Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.

Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой. Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку. Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь». Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются.

У учеников младшей школы имеются сложности распознавания арифметических символов. Они ошибаются со знаками «-» и «+», «». При мнестических расстройствах выявляется неспособность заучить и воспроизвести из памяти даже простые математические структуры, например, таблицу умножения. Затруднено распознавание и перевод в математическую запись грамматических конструкций «меньше, чем», «меньше на», «меньше в», «больше, чем», «больше на», «больше в». Дети продолжают использовать наглядные предметы – пальцы, счетные палочки, карандаши – для счета и простых операций. Им сложно запомнить правила выполнения расчетов, порядок действий. При нарушении восприятия пространства складывают и вычитают справа налево, в примере «7-3=» от трех отнимают семь. Ошибаются при перенесении операций сложения и вычитания из горизонтального вида в вертикальный, путают колонки цифр местами при умножении «столбиком» и делении «уголком».

В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты. Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной. К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения. Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.

Осложнения

Уровень развития математических способностей у детей имеет практическую значимость. В повседневной жизни людям приходится ежедневно оперировать математическими навыками, анализировать количество объектов, их размер и удаленность. Счетная деятельность важна при дошкольной подготовке и в течение всей учебы в средней школе, профессиональных учреждениях образования. Отсутствие психолого-педагогической поддержки детей приводит к неуспеваемости по математике, физике, химии, черчению, информатике и по некоторым другим предметам. Трудности освоения школьных программ способствуют снижению познавательного интереса ребенка, прогулам занятий, а в дальнейшем – к отказу от получения профессионального образования, трудоустройства.

Диагностика

Вопрос о необходимости обследования ребенка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам. Профессиональная диагностика и подтверждение диагноза осуществляются врачом-психиатром. Он проводит беседу, собирает анамнестические данные и уточняет жалобы. Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Дополнительно психолог выполняет ряд специфических проб:

  • Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
  • Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
  • Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.

С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития. Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.

Лечение дискалькулии

Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:

  • Развитие пространственных функций. Для освоения арифметики необходим сформированный навык ориентировки в окружающем пространстве, умение устанавливать соотношения между объектами и их изображениями, оперирование понятиями высоты, глубины, ширины, длины, направления лево/право. Применяются задания с кубиками Коса, доски Сегена, игровые техники с определением направления движения и расположения объектов (внизу, вверху, впереди, позади, слева, справа).
  • Развитие речи. Умение словесно выражать мысль является важным условием устранения дискалькулии. Выполняются упражнения, ориентированные на увеличение запаса слов, освоение терминов математики, их правильное употребление. Вначале дети осваивают слова «больше», «меньше», «равно», наименования фигур, учатся классифицировать предметы, выделяя ведущие признаки. Затем изучают порядковый счет, практикуют включение в речь чисел.
  • Развитие способностей к арифметике. При положительном результате речевых занятий специалист переходит к обучению простым математическим действиям. Дети проговаривают и записывают выполняемые операции, воспроизводят их на наглядном материале, разбирают смысл задач, тренируются удерживать условия, подбирать логику решения. Постепенно вводится представление о составных частях целого, практикуется разделение предмета на элементы и складывание его обратно. Отрабатывается навык написания цифр, других мелких символов.

Прогноз и профилактика

При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребенок начинает осваивать счет, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается. Для профилактики практогностической дискалькулии рекомендовано выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры – рисунка, пальцев, счетных палочек. Предупреждение графической дискалькулии включает тренировку мелкомоторных движений, координации «образ-движение руки»; вербальной дискалькулии – усвоение названий операций, практику их использования в беседе; дислексической дискалькулии – формирование представлений о цвете, форме, размере, задания на узнавание знаков и цифр; операциональной дискалькулии – освоение счета, вербальное использование специфических терминов.

Дискалькулия — это нарушение способностей к математическим наукам, наблюдаемое в детском возрасте. Ребенок может полностью не понимать специальные символы или испытывать трудности с отдельными арифметическими манипуляциями. Расстройство чаще встречается у младших школьников и в дошкольный период развития. Для устранения симптомов используют программы коррекции, которые подбираются специалистами индивидуально.

Общая информация

Нарушения освоения математических операций и абстрактных понятий встречаются довольно часто — у 5-6% школьников. В большинстве случаев патология не диагностируется, так как воспринимается родителями в виде особенностей характера и склонности к гуманитарным предметам.

В каком возрасте можно говорить о дискалькулии?

Психологи рекомендуют выставлять диагноз не ранее 5-6 лет. Этот возраст соответствует дошкольному периоду, когда начинается обучение и формирование основных навыков и знаний по работе с абстрактными символами и действиями.

Важно различать понятия акалькулии и дискалькулии. Основные отличия между ними в том, что при дискалькулии у ребенка отмечается частичное нарушение освоения арифметики, в то время как при акалькулии способность к счету полностью отсутствует. Последнее нарушение отмечается при серьезном поражении головного мозга или педагогической запущенности в воспитании.

Причины развития нарушений

В зависимости от этиологического фактора, расстройство делят на три типа: генетическое, органическое или психогенное. Часто, указанные формы сочетаются друг с другом. Эффективное лечение без установления непосредственной причины невозможно. Врачи отмечают следующие особенности видов дискалькулии:

  1. При психогенных нарушениях выявляется отрицательное отношение ребенка к арифметике. Это может быть связано с давлением со стороны родителей в процессе обучения, суровыми наказаниями за неправильные ответы и наличием конфликта между педагогом или родителем и обучающимся.
  2. Генетическая предрасположенность выявляется у школьников, чьи родители также испытывали трудности в освоении математики. Непосредственный ген, ответственный за счет, не найден, однако, специалисты не отрицают генетическую природу расстройства у некоторых пациентов.
  3. Органическое заболевание связано с нарушением строения или функционирования участков головного мозга, обеспечивающих процессы восприятия и анализа информации. Подобные изменения могут возникнуть на фоне родовых травм, негативного воздействия на плод во время беременности (инфекции и вредные привычки у матери), черепно-мозговых травм и нейроинфекций. У взрослых пациентов отмечается органический тип дискалькулии.

При любом типе расстройства в области теменной коры больших полушарий наблюдается дисфункция нейронов. В первую очередь нарушения затрагивают внутритеменную борозду, где расположен центр восприятия абстрактных символов и счета. У ребенка с заболеванием отмечается снижение способности к познанию и обработке символической информации. Кроме того, невозможность совершать математические действия может быть связана с повышенной отвлекаемостью, недостаточной скоростью обработки поступающих данных и нарушенным вниманием.

Виды расстройства

Различные механизмы развития нарушения обусловливают нарушения отдельных этапов работы с абстрактными символами. В зависимости от этого, выделяется несколько типов дискалькулии:

  • графическая – проявляется сложностями в письменном отображении математических символов и цифр, отмечается невозможность точного воспроизведения геометрических фигур;
  • практогностическая – связана с нарушенным пониманием абстрактных математических понятий, дети не могут перевести их в конкретные примеры, что затрудняет решение задач или объяснение выполненных математических действий;
  • лексическая – проявляется нарушенным чтением математических знаков и цифр, сохраняется способность воспринимать информацию и обучаться, слушая учителя или родителей, но отсутствует понимание учебного материала при самостоятельном чтении;
  • вербальная – выявляются нарушения восприятия математических понятий на слух и трудности с их называнием, при этом письменные задания выполняются легко;
  • операционная – проявляется нарушениями устного и письменного решения задач с математическими действиями;
  • идеогностическая – связана с невозможностью вести мысленные размышления и подсчеты без опоры на математические понятия, таким людям необходимо вести письменные записи, зарисовывать задачи или использовать палочки.

Вне зависимости от причин развития, отдельные типы дискалькулии могут сочетаться. Это приводит к усложнению восприятия информации и затрудняет освоение точных наук.

Клинические проявления

Первые признаки нарушения выявляются в дошкольном возрасте, в период формирования первых математических навыков. Чаще всего заболевание диагностируются в начальных классах, когда начинается изучение арифметики. Распространенность у школьников может достигать 5%. В отсутствии профессиональной помощью дискалькулия приводит к нарушениям процесса обучения и выбору в последующем специальностей, не связанных с арифметикой.

В дошкольном периоде дети долго усваивают понятие «цифр» и не могут свободно их перечислять. Отмечается неспособность сравнения двух предметов по размеру, количеству деталей, а также письменного отображения абстрактных величин. При некоторых вариантах дискалькулии человек не может распознавать математические символы, например, считает, что написанная цифра «5» и слово «пять» — это два разных понятия.

При преобладании клинической картины дисграфии дошкольник не может правильно записывать или переписывать цифры. Особенно ярко это заметно при работе с похожими символами: 3, 8, 6 и 9. Дети пишут их вверх ногами или изображают зеркально перевернутыми. Вербальный вариант расстройства проявляется в неспособности правильно отображать математические символы, при написании их под диктовку.

Симптоматика дискалькулии усиливается в период обучения в начальных классах школы. Школьники должны обучиться основным математическим операциям, держать в голове алгоритмы решения задач, а также воспроизводить и использовать на практике сложные абстрактные конструкции, например, таблицу умножения. При общении с ребенком отмечается его неспособность переводить условия задачи и логические конструкции в математические записи. Характерно использование наглядных предметов (пальцы, карандаши и пр.) для проведения подсчетов. Если у человека нарушено восприятия арифметических конструкций, он не может освоить умножение столбиком и деление уголком, требующие точного расположения цифр.

В отсутствии коррекции при дальнейшем обучении наблюдаются трудности в усвоении геометрии, алгебры и других точных наук, где требуется использовать абстрактные математические символы. На фоне указанных трудностей с обучением и восприятием математической информации, дети не могут ориентироваться по картам, проводить расчеты, связанные с датами и конкретным временем.

Диагностические мероприятия

При выявлении симптомов предполагаемого нарушения, необходимо обратиться к школьному психологу или логопеду. Если клинические проявления выражены сильно, то вопросами диагностики и лечения занимается врач-психиатр. В редких случаях, выявление болезни происходит у подростков.

Заболевание диагностируют по алгоритму, позволяющему подтвердить нарушения калькуляции и других когнитивных навыков. Обследование состоит из:

  1. Сбора имеющихся жалоб и анамнеза заболевания. Важно установить характер течения беременности и родов, условия воспитания, а также наличие признаков аналогичных симптомов у родителей ребенка.
  2. Осмотра, в ходе которого врач изучает неврологические функции и психическую сферу. При выявлении изменений, следует проводить дифференциальную диагностику с органическими поражениями головного мозга.
  3. Оценки навыков и умения в области математики. Школьников просят посчитать до десяти и обратно, сравнить предметы по размеру и количеству, правильно назвать геометрические фигуры, решить простые примеры. Дополнительно оценивают способность ориентироваться в пространстве, в том числе по карте, выполнять сложные действия по инструкциям в несколько этапов. При диагностике дискалькулии у детей дошкольного и раннего школьного возраста их просят выполнить простые задания: расположить числа по их увеличению или уменьшению, сравнить их. Важно помнить, что подбирать задания следует в соответствии с возрастными нормами.
  4. Тестов на дискалькулию, состоящих из заданий на перекодирование информации. От подростка требуется перевести словесные конструкции в математические символы. Для этого ему предлагают различные формулы, дроби и др.
  5. Электроэнцефалографии (ЭЭГ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) – проводят при подозрении на органическое поражение головного мозга.

Дифференциальную диагностику дискалькулии необходимо проводить с рядом патологических состояний, таких как педагогическая запущенность, задержкой психического развития и олигофренией. У детей с заболеванием снижается только способность к арифметическим расчетам, а все остальные сферы (интеллект, память и пр.) сохраняются в пределах возрастной нормы.

Подходы к лечению

Коррекция основывается на выполнение специальных упражнений. Их подбирают в зависимости от формы заболевания. Помимо этого, неврологи и психиатры могут назначить прием лекарственных средств — ноотропов или антиоксидантов.

Коррекция вербальной дискалькулии

При нарушении запоминания и использования математической терминологии, показано выполнение следующих упражнений и формирование следующих умений:

  1. Счет предметов и обозначение полученного результата вслух. Коррекционные задания направлены на запоминание слов, отражающих количество объектов и арифметические действия, а также их правильное использование в разговорной речи. Упражнения не требуют сложного оборудования, достаточно разложить какие-либо предметы и попросить ребенка подсчитать их. Количество объектов и число их вариантов постепенно увеличивают.
  2. Подсчет числа объектов и правильное произношение их названия. Упражнение направлено на понимание отдельных слов и математических понятий. Это легко выполнять дома. Дошкольников просят показать 1 или несколько пальцев, или подать определенное число предметов.
  3. Использование математической терминологии. Для изучения геометрических понятий хорошо подходят предметы обихода. Детей просят подобрать объекты, имеющие круглую или квадратную форму и т. д.
  4. Ориентация в собственном теле и окружающем пространстве. Для этого выполняются задания на развитие пространственного восприятия и памяти. Специалисты по психическому развитию считают, что уже в возрасте года, дети должны правильно показывать части тела и знать такие понятия, как «спереди», «сзади», «сверху» и «снизу».

Кроме этого применяются следующие меры:

  • для улучшения понимания математических конструкций и цифр можно учить небольшие стихотворения, включающие их;
  • для развития грамматики и словарного запаса счет изучают с помощью доступных предметов — яблок, палочек и пр.;
  • задания, направленные на развитие сенсорного восприятия, проводятся при любых вариантах дискалькулии (детей учат различать цвета, форму предметов и их размеры, для этого подходят кубики и другие предметы).

Логопеды и психологи при беседе с родителями могут порекомендовать различные дополнительные упражнения.

Коррекция практогностического типа расстройства

При практогностической дискалькулии наблюдается нарушение восприятия предметов, а также связанных с ним действий. В рамках корректирующих мер рекомендуется:

  1. Формировать представления об объектах и их символическом изображении. Ребенка знакомят с абстрактными понятиями, например, со словом «кислый» и просят его подобрать подходящий предмет. Правильным ответом может быть «щавель», «лимон» и др.
  2. Обучать последовательному и обратному счету. Задание можно выполнять в процессе игры или при прогулках. Считать можно игрушки, деревья, птиц и другие объекты.
  3. Обучать правильным словесным обозначениям и последовательности счета предметов. Для этого детей просят сказать, какое число идет после конкретной цифры или перед ней. Простым упражнением является просьба показать определенное количество объектов, например, три пальца и др.
  4. Скорректировать зрительно-пространственное восприятие. Для этой цели используют предметы различной формы, цвета и величины. Это могут быть пуговицы, посуда и др. В детских магазинах имеются специальные игрушки, которые требуют расположить предметы в зависимости от их формы или цвета.
  5. Эмоционально заучивать стихотворения, в процессе рассказа которых следует активно жестикулировать и изображать объекты и действия из произведения.
  6. Работа над увеличением словарного запаса. Ограниченный лексикон может быть причиной того, что ребенок не может правильно назвать предложенный предмет и связать его с другими объектами.

Хорошей эффективностью при комплексном подходе обладают задания на улучшение мелкой моторики: сбор мозаики, вырезание фигур из бумаги и раскладывание небольших объектов.

Устранение дислексических нарушений

Дислексия — нарушение процесса чтения, что приводит к непониманию прочитанного материала и заданий. Для ее устранения используются специальные упражнения. Родителям необходимо сформировать у ребенка правильные зрительные образы в отношении геометрических фигур и арифметических знаков. С этой целью ему показывают соответствующие изображения и называют их. После чего вновь демонстрируют карточки со знаками и просят его вспомнить название.

Многие абстрактные символы легче воспринимаются при тактильном и других типах восприятия. Родители подготавливают фигуры, обозначающие арифметические символы, знаки и предметы различной формы. Таким способом можно легко объяснить, что такое цилиндр, пирамида, после чего закрепить полученный материал с помощью поиска аналогичных объектов в комнате или на улице.

Для улучшения зрительного восприятия цифр и знаков можно сделать их из подручных материалов — пенопласта, картона или пластилина. При тактильном контакте дети лучше понимают математические символы и могут усвоить их пространственные пропорции. Это помогает различать их во время чтения. С этой же целью выполняют задания для улучшения зрительной и слуховой памяти. Они основываются на выборе предметов по принципу общих свойств или различий.

Важным этапом в устранении дислексических нарушений является понимание ребенком математической терминологии. Для этого используются скороговорки, стихотворения и рисунки.

Устранение дисграфической дислексии

Данный тип расстройства характеризуется невозможностью записывать арифметические символы. Для коррекции нарушения рекомендуется выполнять ряд простых упражнений:

  1. Задания на улучшение мелкой моторики. Для этого может подходить сбор мозаики, лепка из пластилина, создание поделок из бумаги и др.
  2. Задания на ориентировку в пространстве. Ребенка просят найти в комнате определенный предмет, для понимания работы с плоскостью, что часто встречается на уроках арифметики и геометрии, рисуют узоры с заданной формой и размером.
  3. Упражнение на узнавание математических символов и цифр.
  4. Улучшение зрительной и слуховой памяти за счет повторения отрывков стихов, поиска увиденных ранее предметов и др.

Помимо указанных упражнений важно формирование положительных ассоциаций с процессом обучения. Для этого ребенка следует хвалить и поощрять в процессе чтения, решения задач и др. Занятия проводят у логопеда или психолога и попутно дома.

Возможные осложнения

Арифметические расчеты лежат в основе повседневной жизни. Особенно важно это умение в период дошкольной подготовки и обучения в школе и средних специальных учреждениях. В основе дискалькулии лежат нарушения, которые приводят к нарастающей низкой успеваемости в точных науках. Помимо неудовлетворительных оценок это приводит к уменьшению стремления к познанию и прогулу занятий.

Основное осложнение заболевания — отказ от освоения профессий и трудоустройства. Многие дети вынуждены идти в ВУЗы по гуманитарным специальностям, несмотря на тягу к программированию и другим прикладным наукам.

Возможности профилактики и прогноз

Профилактика заболевания основывается на классификации дискалькулии, так как каждый тип расстройств требует своего подхода.

Предупреждение развития нарушения графического типа требует проведения упражнений, улучшающих восприятие зрительных образов, мелкую моторику и тренировать различные виды памяти. Важно помнить, что при дискалькулии присутствуют некоторые особенности зрительного гнозиса. Их профилактика основывается на использовании различного наглядного материала.

Практогностическое расстройство можно предупредить при своевременном обучении дошкольника основным арифметическим навыкам. При этом следует проговаривать ход вычислений, озвучивать результат и следить за формированием правильного восприятия математических действий. Кроме того, родителям следует работать над развитием пространственного восприятия и координацией в пространстве.

Для предупреждения дислексии выполняют упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия. Детям рассказывают о форме, цвете, учат воспринимать и узнавать различные математические символы. Важно обучать ребенка сопоставлять их с правильным названием и предназначением во время арифметических расчетов.

Вербальная дискалькулия развивается на фоне отсутствия занятия с дошкольником по пониманию математических операций и их сути. Следует выполнять упражнения на правильное называние действий, понимать различия между цветами, формой и размером объектов. При этом ребенок должен проговаривать эти отличия вслух.

Профилактика операционального расстройства требует своевременного обучения арифметическим действиям. Ребенка следует вовлекать в эту деятельность, а не заставлять решать примеры без каких-либо пояснений.

Помимо специфической профилактики, необходимо соблюдать и общие рекомендации: организовать правильный режим сна и отдыха, рациональное питание, регулярные физические нагрузки и пр. При появлении первых проблем с освоением математики следует проконсультироваться с психологом или педагогом. Они помогут установить характер расстройства и при необходимости направят родителей на консультацию со специалистами.

Прогноз

Своевременное выявление болезни и соблюдение всех принципов коррекции дискалькулии позволяет полноценно освоить счет и другие арифметические навыки. Если же родители длительное время не обращаются за помощью и игнорируют низкие способности детей в математики, то необходимые умения не формируются, что в итоге снижает качество жизни.

Можно ли вылечить дискалькулию?

Специалисты отмечают, что расстройство легко поддается коррекции при комплексном подходе.

Дискалькулия — Что Это За Болезнь?

Что за болезнь — Дискалькулия? Каковы причины ее возникновения? Признаки и симптомы дискалькулии. Способы лечения и методы профилактики дискалькулии.

Дискалькулия — это нарушение, при котором у человека отмечается неспособность к счету и решению каких-либо задач, требующих выполнения арифметических действий. Данное явление чаще всего свойственно детям, но и у взрослых возможно диагностирование такого заболевания, как дискалькулия.
Нередко таких больных начинают считать умственно отсталыми или слишком ленивыми. В результате этого они оказываются в классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Чтобы ребенок мог нормально развиваться, такое состояние надо диагностировать и лечить своевременно.
Второе название дискалькулии – специфическое расстройство арифметических навыков. Под ним это явление занесено в МКБ 10 с номером F81.2. В большинстве случаев нарушение является не симптомом какого-либо психического отклонения, а самостоятельной проблемой.
В основе болезни лежит полное отсутствие возможности оценивать количество предметов без специального подсчета (на глаз). За данную функцию в организме отвечает внутритеменная борозда. У лиц, которые страдают от нарушения, данная зона мозга меньшего размера. Нередко у них также присутствует и дислексия. Дискалькулия — Что Это За Болезнь? У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества.
Генрих Гейне

  • Деменция — что это за болезнь?
  • Шизоид и Шизоидность: Признаки и Причины
  • Очень просто о подсознании
  • Эффект Зейгарник в психологии – что это значит

Основные характеристики нарушения

Данное специфическое нарушение в медицине чаще считается детским, так как диагностируется в раннем возрасте. Имеется отдельная классификация патологии, которая помогает более точно определить состояние пациента при диагностике.

Описание

Сам термин дискалькулия расшифровывается как неспособность (невозможность) подсчитывать, что абсолютно точно характеризует состояние. Международная классификация болезней относит данную патологию к специфическим расстройствам развития учебных навыков.
Среди детей от 5 до 10 лет нарушение встречается у 6%. Пик выявления состояния приходится на возраст от 7 до 12 лет, когда происходит наиболее интенсивное обучение и проблема становится явной.

Важно! Оба пола в равной степени страдают от этой патологии.

Больной может страдать от полной неспособности к обучению математике или только от частичного нарушения, при котором для него оказывается крайне сложным освоение определенной операции. У дошкольников состояние проявляется достаточно четко тем, что ребенок позже сверстников начал определять геометрические фигуры.
Во время учебы больной страдает от того, что начинает отставать от одноклассников не только в математике, но и во всех предметах, которые требуют математических действий.

Виды дискалькулии

Дискалькулия — проблема счета, сравнения чисел
При заболевании у больного отмечается нарушение одного или сразу нескольких процессов, которые обеспечивают развитие счетных навыков.
В зависимости от того какой из компонентов всего механизма, отвечающего за умение счета, нарушен, выделяют шесть разновидностей заболевания:

  1. Вербальная. Трудности возникают в том, чтобы называть и воспринимать на слух цифры и арифметические знаки. Больные письменные математические задачи больным под силу.
  2. Практогностическая. Ребенок оказывается не в состоянии перевести абстрактные понятия в конкретные примеры, или наоборот. Он не владеет понятиями: сложение, деление, вычитание и умножение. Не может переводить условия задачи в символическое написание.
  3. Лексическая. Больной испытывает большие затруднения или полную неспособность к прочтению цифр и знаков математики. Он не может понять примеры и уравнения. При этом у человека хорошо развито слуховое запоминание понятий, но применить их при прочтении задания он не может.
  4. Графическая. Патология проявляется в том, что написание цифр и знаков затруднено. Дети легко применяют понятия, но записать их практически не могут.
  5. Идиогностическая. Форма патологии, при которой больной не способен мысленно производить расчеты, не используя какие-либо символы или арифметические знаки, написанные на бумаге. Больным нужно постоянно иметь видимую опору для решения задач. Они могут легко провести письменный расчет, использовать палочки или считать на пальцах.
  6. Операционная. В этом случае у больного нарушены как письменные, так и устные способности к арифметическим операциям.Ребенок не может и сравнивать между собой числа. Он долго осваивает их графическое изображение, а также математические знаки.

Если дискалькулия у ребенка не связана с какими-то еще патологическими состояниями, которые указывают на нарушения общего интеллектуального развития, то умственная отсталость не диагностируется. Ему необходима корректирующая терапия для устранения нарушения, которая позволит учиться в обычной школе.

Проявления заболевания по возрастам

В зависимости от возраста больного проявления патологии различаются. На это следует обращать внимание при диагностике нарушения у человека.

Признаки

Общая симптоматика нарушений в большей или меньшей степени появляется у больных в любом возрасте. Это состояние сохраняется на протяжении всей жизни, но при правильной терапии, которая проведена еще в детстве, оно выражено незначительно.
Общая симптоматика нарушение такая:

  • сложности в вычислениях;
  • сложности при определении числа предметов на глаз (их требуется считать поштучно);
  • затруднения при счете и планировании времени;
  • некоторые нарушения координации;
  • затруднения при восприятии характеристик больше и меньше;
  • в большей или меньшей степени непонимание математических действий;
  • некоторые сложности при написании цифр и их названии вслух;
  • непонимание процесса, как можно решать задачи при отсутствии наглядных примеров.

Специфические проявления нарушения, свойственные определенным группам по возрасту, также имеются.

Дискалькулия у подростков, школьников

Нарушение у детей начинает проявляться с возраста 4-5 лет, когда начинается первое освоение арифметических действий и цифр. В зависимости от формы заболевания и его степени невозможным оказывается обучение арифметике полностью или только ее частям.
Во время уроков такой ребенок не воспринимает информацию, которая связана с арифметикой, и не понимает, как можно проводить какие-либо операции с числами.
Наиболее яркими симптомы нарушения становятся у младших школьников, когда нагрузка на больного возрастает и ему требуется усваивать большие объемы информации, в том числе математической. При отсутствии терапии состояние сохраняется и при дальнейшем обучении в средней и старшей школе. Для нормальной взрослой жизни ребенку следует строить будущее с выбором профессии, которая не будет связана с математикой.
Еще в дошкольном возрасте заподозрить наличие дефекта можно, если ребенок позже сверстников стал понимать, что такое цифры. Также у него отсутствует способность измерять предметы и сравнивать их размеры (выбрать большее и меньшее больной не может). Может наблюдаться спутанность в понимании сторон правой и левой.

Дискалькулия у взрослых

Если у взрослых состояние дискалькулия развивает неожиданно, то это является поводом для срочного обращения за медицинской помощью, так как, вероятнее всего, это один из симптомов угрожающего жизни состояния, которое начало развиваться и привело к поражению головного мозга.
Вызвать такое явление могут инсульты, травмы головы, опухолевые образования и кисты. Во всех этих случаях при своевременном начале лечения вероятность благоприятного исхода для больного высокая.
Если же заболевание присутствовало в детстве, во взрослой жизни оно сохраняется, но в значительно меньшей степени при условии, что проводилось лечение. При этом у человека могут возникать сложности при определении расстояний, планировании времени и вычислении значительных сумм.

Для обеспечения комфортной жизни такого больного родители должны определить для него еще в детском возрасте то, как он будет обращаться с деньгами, чтобы он мог выполнять простые операции, и подобрать ему специальность, которая исключает математику. Вся жизнь — это решение задач и подарки за их решения.
Айшек Норам

Причины, лечение и профилактика нарушения

В зависимости от того что вызвало неприятное явление, выбирается и наиболее эффективный метод коррекции состояния.

Причины

Главный фактор, вызывающий заболевание, – это неразвитость внутритеменной борозды.
Такое состояние вызывают определенные причины, к которым относятся:

  • недоношенность;
  • кислородное голодание плода в процессе родов;
  • тяжелый токсикоз у матери при беременности;
  • генетические патологии, приводящие к нарушению в строении головного мозга;
  • неправильное питание матери в период вынашивания ребенка;
  • травмы головы у ребенка в раннем возрасте, в том числе и родовые;
  • перенесенные нейроинфекции;
  • новообразования в мозге;
  • органические поражения мозга.

Также состояние может развиваться на фоне общей задержки развития и при наличии психотравмирующих факторов. Кроме этого, спровоцировать дискалькулию может и тяжелое психоэмоциональное потрясение, которое появилось в период первичного освоения арифметики из-за тяжелого принуждения и наказаний.

Лечение, коррекция

Математика — проблема для детей с дискалькулией
Лечением нарушения занимается логопед-психолог. Занятия по коррекции состояния проводятся в группах или индивидуально в поликлинике, или детском саду. Достаточно часто бывают созданы группы для лечения таких детей на базе центров, которые занимаются социализацией детей с умственной отсталостью.
Терапия проходит при помощи упражнений, которые в игровой форме учат ребенка правильно считать. Обязательно и развитие речи пациента.

Как избавиться

При коррекции применяются различные упражнения, которые помогают научиться визуально воспринимать числа, понимать их звуковые названия и осваивать принцип арифметических действий.

Примеры

  1. Игра с часами. Ребенок должен перемещать стрелки от цифры к цифре, проговаривая следом за логопедом название каждой из них. Постепенно ребенок сможет связывать внешнее обозначение цифры и ее название.
  2. Определение размеров. Ребенок складывает кучки из кубиков и после должен определить, в какой из них предметов больше. При успешном выполнении задания он получает поощрение.
  3. Игра в магазин. Ребенок играет роль продавца. Игра проводится не только на занятиях, но и дома.

Профилактика

Для снижения вероятности появления нарушения требуется вести правильный образ жизни в период беременности и грудного вскармливания. Если у ребёнка появляются сложности при обучении счёту, необходимо срочно показать его специалисту.

Главное о дискалькулии

Дискалькулия – это заболевание, которое требуется лечить. При этом состоянии часто у ребенка нет отставаний в учебе по предметам, в которых нет необходимости проводить вычисления.
У взрослых состояние может развиваться на фоне повреждений мозга. В зависимости от того какие из них имеют место, проводится терапия. Прогноз при своевременном начале лечения обычно благоприятный.

Если это вербальная дискалькулия, при которой дети не запоминают и качественно не используют математическую терминологию, то работать нужно по всем направлениям формирования математических представлений:

  • Учиться считать предметы и называть их общее количество на наглядном примере. Важно называть количество и счет словами, учить запоминать эти слова и их последовательность. Например, разложить дома вилки и ложки на столе и посчитать их.

  • Развивать понимание слов, обозначающих математические понятия. Те же самые ложки, вилки, можно подключить игрушки, обувь, предметы одежды, части тела, считать и акцентировать внимание на числе: вот одна ложка, а вот один ботинок, а теперь покажи один пальчик. Теперь ты понял, сынок, что это один какой-то предмет. Тогда дай мне один носок и т.д.

  • Развивать умения пользоваться математической терминологией в разных видах деятельности, если чертим в тетради круг – это называется окружность, берем в руки чашечку, проводим детским пальчиком по ее поверхности – это тоже окружность.

  • Развивать пространственное восприятие. Учить ориентироваться в собственном теле, в пространстве. Это полезно для развития абстрактного мышления в целом. Уже в год ребенок должен показывать все части тела и учиться понимать, а что у него наверху, что внизу, что спереди, а что сзади.

  • Активизировать зрительную и слуховую память. Показывать картинки с цифрами и количеством предметов, заучивать небольшие стихотворения, подкрепляя их наглядным показом движений и эмоциями. Например, заучивание стихотворения:

Лебеди летели,

И на воду сели,

Сели, посидели,

Снова полетели.

Нужно эмоционально махать руками, изображая взмахи крыльев лебедей их полет, а затем приземлиться и как бы поплюхаться в воде. Это здорово развивает память!

  • Считать предметы и называть их, согласуя числительные с существительным: одно яблоко, два яблока и т.д. А потом спрятать и спросить: сколько не стало яблок? Одного, двух, трех и т.д., таким образом, на наглядном примере развивать лексику и грамматику.

  • Развивать слуховое восприятие. Назвать несколько чисел вразброс и попросить, чтобы ребенок повторил их.

  • Развитие сенсорных представлений: работать с формой, величиной, цветом, учить ребенка разграничивать эти понятия, сравнивать, находить сходства и различия. Дай мне такой же по цвету кубик, а теперь дай кубик другого цвета, но такого же размера, а теперь дай мяч такого же цвета и размера как кубик.

Если у ребенка практогностичекая дискалькулия, при которой недоразвито восприятие образа предмета, его формы, признаков и свойств, действий с ним, затруднен счет предметов, то необходимо формировать:

  • Представление об образе предмета и его символическом изображении. Например, как обозначить колючесть: ежик, иголки. А как кислость предмета? Лимон.

  • Навыки счета: считать все предметы подряд и называть. Здесь необходимо учить соблюдать именно порядок при счете, не перескакивая через цифры.

  • Словесное обозначение системы исчисления и последовательность счета. Каким словом можно назвать пару ботинок (показать), а количество пальцев на руке? Также можно поиграть в такую игру: назови число, которое идет после пяти, девяти, а что стоит перед цифрой два?

  • Называние итога счета и соотношение его с количеством предметов или пальцев.

  • Зрительно-пространственное восприятие. Здесь могут подойти любые предметы, например, пуговицы разной величины, формы и цвета, а также чашечки или формы для песочницы соответствующие цвету, размеру (большие, маленькие) и форме пуговицам. А теперь попросим малыша разложить квадратные пуговицы (можно детали мозаики) в квадратные формочки, круглые – в круглые, треугольные – в треугольные. Так же раскладываются по цвету и размеру.

  • Зрительную и слуховую память на примере эмоционального заучивания стихов.

  • Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью манипуляций предметами: собирать пазлы, раскладывать пуговицы, собирать мозаику, вырезать ножницами; координацию движений с помощью логоритмических упражнений.

  • Пополнять словарь на основе наглядного материала.

Если у ребенка дислексическая дискалькулия, которая проявляется в неспособности освоения чтения задач, заданий, примеров математического содержания, то поработать предстоит в следующих направлениях:

  • Формировать зрительный образ математических знаков и геометрических фигур. Для этого нужно показывать картинки с данными символами и фигурами. Положить перед ребенком три картинки, попросить запомнить, потом убрать одну и спросить: угадай, чего не стало. Далее увеличивать количество картинок.

  • Развивать сенсорное восприятие. В этом случае нужно дать возможность ребенку потрогать, понюхать, увидеть глазками предмет или сразу несколько предметов для сравнения: большой-маленький, круглый-квадратный-треугольный. Показать и объяснить, что такое трапеция, пирамида, конус, цилиндр, попросить ребенка найти в комнате предметы, похожие на эту фигуру. Также можно раскатать из теста и испечь печенье разного размера, формы и украсить кондитерскими посыпками разных цветов.

  • Формировать представление об образе цифр, математических знаков и отражения их понятия в речи. Лучше всего смастерить цифры разного размера из поролона, пенопласта, картона, ткани, слепить из глины или пластилина. Также можно изготовить знаки «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше» и дать ребенку возможность потрогать эти математические символы, чтобы пространственно и через органы осязания их запомнить. Затем найти похожие цифры, например «2» и «5», попросить поставить между ними нужный знак, «больше» или «меньше».

  • Развивать зрительную и слуховую память, аналитико-синтетическую деятельность. Здесь вашему вниманию я могу предложить множество игр, одна из которых: «Что общего». Например, показать ребенку картинки с изображением елки, кактуса, иголки, ежика и спросить, а чем они все похожи, что у них общего, что их объединяет. А вот игра «Угадай по описанию». Назвать признаки предмета, например: круглое, сладкое, красное, этот фрукт растет на дереве, что это? Или, например, игра «Парные картинки». Нужно дать ребенку набор картинок по одной из пары, а второй набор остается у взрослого. По очереди то взрослый, то ребенок описывают картинку, а его партнер угадывает, поднимая парный аналог картинки.

  • Развивать понимание математической терминологии в соответствии с содержанием и возрастом ребенка. Здесь очень хорошо подойдет в любом возрасте заучивание скороговорок, подкрепляя рисунком:

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

А также можно составлять слово, обозначающее математическое понятие (например «шесть»), из набора предложенных букв.

Это тот случай, когда ребенок не может выполнять счетные операции и арифметические действия. Что для этого необходимо делать:

  • Формировать счетную деятельность на примере несложных игр, например «Один, много», а также «Который по счету»: выставить разные игрушки в ряд и попросить назвать, а который по счету заяц, медведь, лиса и т.д.

  • Формировать умения выполнять арифметические действия, желательно наглядно. У Пети было два яблока, мама дала ему еще три, сколько яблок стало? Петя был мальчиком нежадным и угостил одним яблоком бабушку, сколько яблок тогда у него осталось? У школьников нужно использовать задачки с использованием знаков умножения и деления.

  • Развивать понимание математической терминологии через стишки и потешки.

  • Развивать умение пользоваться знаками и символами. Можно поставить в ряд нужные цифры и предложить ребенку расставить между ними необходимые знаки «+», «-«, «=»,»х»,»:».

  • Активизировать аналитико-синтетическую деятельность через предложенные выше игры и упражнения.

  • Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие через те же игры, «Угадай, где звенит», «Читай по губам», также можно ребенку предложить найти нужный предмет на рисунке в условиях зашумления или наложения одного предмета на другой.

  • Развивать зрительную и слуховую память. Игры: «Угадай, чего не стало», «Повтори за мной» (цепочку из 3-5 слов), «Глухой телефон», а также разучивание стишков и скороговорок, сопровождая движениями.

  • Развивать лексику и грамматику, раскладывая и называя картинки по темам: обувь, одежда, овощи, фрукты, транспорт и т.д. Также здесь подойдет игра «Угадай чего не стало», «Один-много», «Из чего, какой», «Жадина».

  • Развивать связную речь через раскладывание сюжетных картинок и последовательный пересказ данной истории.

Направление, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии.

Слайд 1

Направление, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии Подготовила материал: Алексеева Анна Сергеевна

Слайд 2

Что такое дискалькулия Дискалькулия – нарушение, выраженное в неспособности человека к счету, решению математических задач. Чаще всего это состояние проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Часто детей, страдающих дискалькулией , признают или умственно отсталыми или ленивыми, их помещают в специальные классы для отстающих. Для дальнейшего полноценного развития и успешного обучения ребенка важно провести своевременную диагностику и коррекцию этого нарушения.

Слайд 3

Симптомы дискалькули и Ошибки в назывании чисел. Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений. Затруднения с определением места числа среди остальных чисел. Недостаточное знание математической терминологии. Сложности в разложении числа на слагаемые. Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше . Ошибки в написании чисел. Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта. Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия. Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий. Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Слайд 4

Классификация дискалькулии Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия. Дислексическая – нарушение чтения математических символов. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Слайд 5

Вербальная дискалькулия Вербальная дискалькулия проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий. При вербальной дискалькулии вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом ребенок неспособен называть числа, символы, количества, понятия. При вербальной дискалькулии простая задача пересчета недоступна.

Слайд 6

Профилактика вербальной дискалькулии формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия формирование умение пользоваться математической терминологией формирование пространственного восприятия развитие зрительной и слуховой памяти развитие лексического строя речи развитие слухового восприятия формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

Слайд 7

Этапы и направления логопедической работы I этап Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий Учить детей презентовать результаты практической деятельности в речевой форме Развивать словарный запас детей Развивать лексико-грамматический строй речи детей Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами . Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство рит ма Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика).

Слайд 8

II этап Расширять словарный запас детей Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь . Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число . Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения . Добиваться усвоения детьми количественного и по­рядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал . Учить детей сравнивать предметы по размеру. Развивать у детей конструктивный праксис . Учить детей воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки . Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос . Учить составлять задачи . Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия . Расширять антонимический словарь детей за счет понятий высокий — низкий, мокрый — сухой, пришел — ушел, вверх — вниз и т.д.

Слайд 9

III этап Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т.п . Развивать активный и пассивный словарь детей . Учить детей использовать количественный и порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке ). Учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе ). Учить детей измерять и сравнивать размеры пред­метов (длину, ширину, высоту ). Учить детей способам математической записи . Учить детей разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую . Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку . Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 10, математические знаки (+), (—). Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур.

Слайд 10

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии

Слайд 11

Обучение математической терминологии

Слайд 12

Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений

Слайд 13

Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением

Слайд 14

Спасибо за вниМание !