Интеллектуальные нарушения у детей

Содержание

Канис-терапия при интеллектуально-мнестических расстройствах. Интеллектуально-мнестические расстройства

Интеллектуально-мнестические расстройства – это расстройства психики деградирующего типа с поражением (или без него) клеток головного мозга с нарушениями в области памяти. Интеллектуально-мнестические расстройства включают в себя такие виды заболеваний как корсаковский синдром, деменции разного генеза, психоорганический синдром, олигофрению.

Интеллектуально-мнестические расстройства в виде корсаковского синдрома характеризуются нарушением памяти, фиксирующей текущие события. При этом факты давно минувших лет остаются полностью в памяти, тогда как непосредственная реальность просто не фиксируется больным. Данное явление носит название фиксационной амнезии. Больные корсаковским синдромом люди часто не могут сказать, осматривал ли их врач, был ли обед, не могут запомнить встретившихся людей, не могут дойти до палаты. Они чаще всего не знают собственного местонахождения, времени года, времени суток. Если они услышали какой-либо разговор или что-либо прочитали, то воспроизвести содержание разговоров или прочитанного они не могут. Непроизвольно люди с корсаковским синдромом отсутствующие в памяти события заполняют различными вымыслами или фактами прошлого.

В клинической картине подобного расстройства обнаруживаются такие симптомы, как псевдореминисценции и конфабуляция. Интеллектуально-мнестические расстройства подобного рода характеризуются малоподвижностью больных, повышенная раздражительность и утомляемость. Сильных нарушений интеллектуальной сферы у них не наблюдается, сохраняются прежде полученные знания и навыки, весь опят, имевшийся до развития синдрома. Корсаковский синдром встречается чаще всего у пожилых людей со старческими нарушениями психики, при алкогольном психозе, при травмах головного мозга.

Интеллекутально-мнестические расстройства в виде дементного синдрома (иначе – приобретенное слабоумие) проявляются как стойкое снижение умственных возможностей человека. Развивается приобретенное слабоумие из-за прогрессирующего паралича, атрофических процессов в оболочке головного мозга, при эпилепсии, при злокачественных формах шизофрении, при травмах головного мозга, при атеросклеротических или церебральных формах гипертонической болезни. Дементный синдром может быть полным или лакунарным (то есть частичным). При тотальной форме синдрома у больного полностью отсутствует критическая оценка собственного состояния, нарушена способность к обучению и усвоению навыков. Суждения и умозаключения у больных тотальным слабоумием отличаются поверхностностью, непоследовательностью, память сильно нарушена, этические нормы понимаются неадекватно. У подобных больных растормаживаются инстинктивные желания, потому их характеризует гиперсексуальность, прожорливость, общая беззаботность и цинизм, благодушие. Профессиональные навыки сохраняются немного дольше, чем при корсаковском синдроме, но затем такое состояние сменяется полной беспомощностью.

Тотальное слабоумие является симптомом прогрессирующего паралича, старческого психоза. Частичное или лакунарное слабоумие поражает личность человека частично: сферу памяти и внимания. Больные в процессе течения жизни замечают у себя снижение умственных способностей, могут критически относиться к своему состоянию, потому сами обращаются к врачу. В первую очередь у человека с лакунарным слабоумием теряется навык счета, нарушается запоминание дат, имен, недавних или текущих событий, активное внимание держится короткое время. Затем появляется раздражительность, склонности к аффектации. Частичное слабоумие обычно поражает людей с атеросклерозом сосудов головного мозга, гипертоников, при опухолях и сифилисе мозга.

Олигофрения также является интеллектуально-мнестическим расстройством. Врожденное слабоумие представляет собой задержку умственного развития ребенка, которое было результатом поражения головного мозга плода в первый триместр беременности или в период первых месяцев его жизни. В основе появления олигофрении лежат многие причины, такие как наследственная предрасположенность, экзогенные инфекции и др.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ Для деменции характерны нарушения ориентировки, восприятия, интеллекта, понимания и критики. Часто наблюдаются также аффективные и поведенческие изменения, например, нарушение контроля над импульсивностью или лабильностью настроения, а также акцентуация преморбидных личностных черт.

При легких деменциях или в ранней стадии отмечаются затруднения в выполнении мыслительных заданий с быстрым возникновением утомления и неспособностью больного справиться с новым или сложным заданием или с заданием, требующим изменения стратегии для решения задачи. По мере прогрессирования заболевания затруднение при возникновении мыслительных задач усиливается и распространяется на простые повседневные . дела, так что больной не в состоянии обслуживать самого себя.

Формально нарушения памяти определяются путем выявления затруднений в заучивании нового материала, при тестировании (потеря кратковременной памяти) и в воспроизведении дат, связанных с личной жизнью больного, а также общеизвестных дат (потеря долговременной памяти). Нарушения памяти очень характерны и представляют собой самый выраженный симптом. Соответственно DSM-III-R для легкой деменции характерны умеренные нарушения памяти, в большей степени касающиеся событий недавнего прошлого, например, забывание номеров телефонов, бесед или событий, имевших место в течение дня.

В более тяжелых случаях в памяти удерживается только хорошо заученный материал, а новая информация быстро забывается.

На последних стадиях больной может забывать имена близких родственников, свою профессию или даже собственное имя. Нарушения памяти частично обусловливают неправильную ориентировку больного в пространстве и времени. Больной с далеко зашедшей деменцией, с выраженными нарушениями ориентировки в пространстве легко теряется даже в знакомой обстановке. Нарушение ориентировки во времени, как правило, появляется рано и всегда предшествует нарушениям ориентировки в месте и собственной личности. Уровень сознания, однако, изменяется. DSM-III-R утверждает, что речь становится обедненной, стереотипной, неточной и обстоятельной. Могут быть проявления афазии, такие как трудность названия предметов. Тяжелые дементные больные фактически немы. DSM-III-R описывает нарушения так называемой конструктивной способности, которое обнаруживается при попытке заставить больного скопировать фигуру из трех измерений, смонтировать какой-либо блок или расположить палочки в организованном порядке. Могут также наблюдаться агнозия и апраксия.

У больных наблюдается также снижение того, что Curt Goldstein называет способностью к абстрагированию. У них возникают трудности при попытке провести обобщение какого-либо единичного случая, в образовании понятий ив схватывании сходства и различия между понятиями. Способность решать задачи, логически мыслить и также делать выводы, также дефектна.

Curt Goldstein описывает также катастрофическую реакцию, характеризующуюся развитием вторичной ажитации на субъективное осознание своей собственной интеллектуальной неполноценности, которое возникает в стрессовой ситуации. Больные обычно стремятся компенсировать свой дефект с помощью стратегии, позволяющей избежать обнаружение нарушения их интеллектуальной несостоятельности в данном вопросе, меняя предмет разговора, высказывая шутки или пытаясь каким-либо другим способом отвлечь внимание врача. Обычно обнаруживаются недостаточность критики и контроля над своей импульсивностью, особенно при деменциях с первичным поражением лобной коры. Примеры этих нарушений, приводимые в DSM-III-R, включают образцы речи, неуместных шуток, невыполнение правил ухода за своей внешностью, личной гигиены, а также нарушения принятых социальных норм поведения.

Синдром «заката». Этот синдром характеризуется сонливостью, спутанностью, атаксией и падениями. Он появляется у пожилых людей под влиянием чрезмерного употребления седативных средств, а также у дементных больных, дающих побочную реакцию на прием даже небольших доз психоактивных средств. Синдром проявляется также у дементных лиц, когда реакция на внешние раздражители, такие как свет, яркие цветовые пятна, или межличностное общение, редуцирована.

Критериями определения тяжести деменции являются:

Легкая —хотя работа и социальная деятельность существенно нарушены, способность к самостоятельной жизни сохраняется, с соблюдением правил личной гигиены и относительной сохранностью критики.

Умеренная —предоставлять больного самому себе рискованно, требуется определенный надзор. Такие пациенты не критичны, забывчивы, требовательны, капризны, легко возбуждаются, быстрее устают, быстро теряют интерес, могут быть агрессивны, конкурируют друг с другом за внимание.

Тяжелая — повседневная деятельность настолько нарушена, что требуется постоянный надзор (например, больной не в состоянии выполнять правила личной гигиены, не понимает, что ему говорят и сам не говорит).

Клинические формы интеллектуально-мнестических расстройств

Перебои в работе нервных структур, спровоцированные патологиями врожденного и приобретенного характера, органические процессы в головном мозге и нарушения психического здоровья влекут за собой снижение сохранности и способности воспроизводить информацию, решать те или иные логические задачи. По мере прогрессирования нарастают психические отклонения. Такие симптомокомплексы называются интеллектуально-мнестическими нарушениями.

Классификация интеллектуально-мнестических нарушений

Интеллектуально-мнестические расстройства – снижение способности к обучению в совокупности с нарушением памяти на события прошлого и настоящего. Мнестические расстройства возникают по различным причинам, имеют свои классификации и формы.

Они могут быть по происхождению:

  • врожденные;
  • приобретенные;
  • тотальные;
  • лакунарные.

По степени нарушения памяти выделяют:

  • гипермнезию: больной не способен отличить главные события от второстепенных;
  • гипомнезию – снижение памяти;
  • ретроградную амнезию – потеря воспоминаний, которые были предшественниками начала патологии;
  • фиксационную амнезию – нарушение кратковременной памяти;
  • прогрессирующую амнезию – поэтапное ухудшение запоминания;
  • парамнезию – искажение или преувеличение случившихся событий.

Узнайте о проявлениях лабильного типа характера и психологические особенности человека.

Читайте о причинах менингита у взрослых, последствиях и осложнениях патологии.

Причины

Нарушения памяти возникают на разных основаниях. К ним относят:

  • изменения церебральной гемодинамики;
  • гипоксию головного мозга;
  • дисфункциональные состояния и метаболические нарушения ЦНС;
  • ишемию и некроз нейрональной ткани и глиальных клеток;
  • гормональные дисбалансы;
  • воздействие лекарственных средств;
  • дефицит витаминов;
  • синдром общей интоксикации;
  • психоневрологические нарушения.

К мнестическим расстройствам могут привести и соматические заболевания. Атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, онкологические новообразования, инфекционно-воспалительные патологии (менингит, клещевой энцефалит) способствуют снижению памяти и нарушению ее функций. Вредные привычки (алкоголизм, наркомания) – не исключение. Причинами могут депрессии, болезнь Альцгеймера, эпилепсия, невротические состояния.

Клинические формы нарушения динамики мнестической деятельности

Корсаковский синдром характеризуется расстройством сохранения воспоминаний о событиях, которые произошли недавно. Долговременная память не нарушается. Провалы больной замещает фантазиями. Пациент не может ориентироваться в пространстве и времени, назвать дату, время, место, где он сейчас находится, рассказать, с кем и о чем общался. Такие люди становятся апатичными, раздражительными и быстро устают. Развивается Корсаковский синдром в пожилом возрасте, после перенесенных инсультов, травм черепа, алкогольного делирия.

Деменция – приобретенное слабоумие прогрессирующего характера, сопровождающееся снижением когнитивных функций, нарушением речевых и двигательных способностей, утратой самоконтроля в сочетании с дезадаптацией. Данная патология может быть сосудистой, атрофической, а чаще всего смешанной. Она имеет разные степени тяжести и проявляется в виде полного исчезновения умственных способностей и личности либо снижением интеллектуальных возможностей с сохранением личности (лакунарное слабоумие).

Атрофическая форма деменции развивается у пожилых людей, ее невозможно вылечить и устранить. Недуг оканчивается деградацией личности: человек не помнит, как его зовут, где он живет, кто его родственники. Нередко пациенты становятся инвалидами (при болезни Паркинсона), у них возникает тремор, беспорядочные движения в замедленном виде, депрессия. Сосудистая форма деменции ведет к развитию амнезии прогрессирующего течения, приводящей к лакунарному слабоумию в сочетании с апатией, упадком сил, нарушением координации и недержанием мочи.

Психоорганический синдром – сочетание ослабленности, снижения памяти, безволия, эмоциональных перепадов настроения и отсутствие сообразительности. Может возникать в любом возрасте. Больные зависят от метеорологических условий.

Важно! У детей психоорганический синдром возникает на фоне гипоксии головного мозга и пороков. Малыши импульсивны, постоянно плачут, невнимательны, не могут сидеть. Нервно-психическое развитие не соответствует их возрасту.

Выделяют 4 формы, которые характеризуют психоорганический синдром.

  1. Астения: общая слабость, вялость, неадекватность, резкие перепады настроения, истощение на нервном фоне без снижения интеллекта.
  2. Эйфория – внезапные чувства восторга и приподнятого настроения, которые быстро переходят в депрессию и слезы.
  3. Апатия – резкое возникновение безразличия к жизни, сопровождающееся снижением интеллекта и памяти.
  4. Эксплозия – сочетание всех трех синдромов с выраженной тягой к алкогольным напиткам.

Слабоумие имеет врожденные формы, к которым относятся дебильность, имбецильность и идиотия. Дебильность является легкой формой. Уровень развития человека соответствует двенадцатилетнему подростку.

Имбецильность – олигофрения средней степени тяжести, проявляющаяся сниженной способностью к обучению, примитивным мышлением и речью, асоциальностью, раскрепощенностью сексуального характера. Идиотия – тяжелая степень олигофрении, уровень интеллекта соответствует трехлетнему ребенку.

Читайте, что такое сенильная деменция: признаки и лечение.

Родителям на заметку! Умственная отсталость: основные виды и формы.

Узнайте про частичную потерю памяти: причины, проявления и терапия.

Помощь пациентам

Диагностические мероприятия проводят психологи и психиатры. Используют специальные тесты для выявления уровня интеллекта при различных степенях слабоумия:

  • если IQ меньше 20 – идиотия;
  • 20–50 – имбецильность;
  • 50–70 – дебильность.

Также применяются инструментальные методы исследования для выявления дегенеративных и ишемических изменений головного мозга.

Лечение когнитивно-мнестических нарушений комплексное. Кроме улучшения памяти, проводят терапию основного заболевания, которое привело к этому состоянию. В зависимости от причины назначают антибиотики, психотропные, гормональные средства. Для улучшения мозгового кровообращения и повышения когнитивных способностей используют Пирацетам и Глицин. Рекомендуют проводить витаминотерапию и соблюдать белковую диету.

Внимание! Специалист израильской клиники может Вас проконсультировать —
напишите вопрос в форме ниже:

1.7. Патология интеллекта.

Олигофрения, степени интеллектуальной недостаточности. Психоорганический синдром. Деменция.

Интеллект — сложное комплексное понятие, объединяющее способность человека к суждениям и умозаключениям, накоплению знаний и практическому их применению.

В психиатрии различают две основные формы патологии интеллекта:

1). Врожденное малоумие — олигофрения,

2). Приобретенное слабоумие — деменция.

Олигофрения (малоумие), врожденное или рано приобретенное (в первые три года жизни) слабоумие, выражающееся в недоразвитии психики в целом, преимущественно интеллекта. Степени выраженности олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

Люди с легкой умственной отсталостью (дебильностью) приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание, контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особенными проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В социо-культуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.

При использовании надлежащих стандартизованных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69.

Умеренная умственная отсталость – имбецильность. У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди, в общем, полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях. Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 21 до 49. Для этой группы характерны расхождения в профилях тестирования способностей, когда у некоторых лиц достигаются высокие уровни по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи, а в других случаях значительная неуклюжесть сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы.

Глубокая умственная отсталость – идиотия. У больных этой группы коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что пациенты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или мало способны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Олигофрения — клинически однородная группа расстройств, различных по этиологии, но объединенных двумя обязательными признаками: психическое недоразвитие характеризуется преобладанием интеллектуальной недостаточности и отсутствует прогредиентность, указывающая на наличие текущего патологического процесса.

Психоорганический синдром характеризуется триадой, описанной Walter –Buel (Вальтер- Бюэлем):

  • нарушения понимания,

  • эмоционально-волевые расстройства,

  • нарушения памяти.

Этот вид расстройства наблюдается при органическом поражении головного мозга вследствие инфекционного, токсического, травматического воздействия. Это, как правило, необратимое состояние.

Варианты психоорганического синдрома по критериям тяжести и доминирующего расстройства:

  • церебрастенический

  • неврозоподобный

  • гипердинамический

  • психопатоподобный

  • Корсаковский синдром

  • псевдопаралитический синдром

  • деменция.

Приобретенное слабоумие (деменция) характеризуется общей деградацией психической деятельности, приобретающей специфические черты в зависимости от характера патологического процесса, лежащего в основе ее формирования. При развитии деменции прежде всего страдает память, творческое мышление, затем нарушается способность к абстрактным суждениям и в конце концов оказывается невозможным выполнение простых задач. По степени тяжести выделяют деменцию с наличием критики к имеющимся расстройствам, деменция с отсутствием критики и деменция с распадом ядра личности.

Критерии деменции по МКБ – 10.

  1. Ухудшение памяти, наиболее заметное в области усвоения новой информации, хотя в более тяжелых случаях может нарушаться и воспроизведение ранее усвоенной информации. Расстройство касается как вербального, так и невербального материала. Снижение памяти должно подтверждаться объективно надежным анамнезом от информанта и, по возможности, дополняться данными нейропсихологического тестирования или количественной оценки когнитивных способностей.

Уровни выраженности ухудшения памяти следует оценивать следующим образом: (пороговое диагностическое значение имеет легкое нарушение памяти):

Легкое расстройство памяти. Повседневная деятельность затруднена, хотя все же возможно независимое проживание. Нарушено главным образом усвоение нового, материала. Например, могут отмечаться трудности в повседневной жизни в фиксации, хранении и воспроизведении, касающиеся место­нахождения бытовых предметов, социальных договоренностей или информации, полученной от родственников.

Умеренное расстройство. Нарушение памяти представляет собой серьезное препятствие для повседневной жизни. Удерживается только очень хорошо усвоенный или очень знакомый материал. Новая информация удерживается лишь случайно или на очень короткое время. Больной не в состоянии вспомнить основные сведения о том, где он живет, что он недавно делал или как зовут его знакомых.

Тяжелое расстройство. Эта степень нарушения памяти характеризуется полной неспособностью усвоенной информации. Больной не в состоянии узнать даже близких родственников.

  1. Снижение других когнитивных способностей характеризуется ослаблением критики и мышления, например, в планировании и организации, а также ухудшением общей обработки информации.

Подтверждение этому должно основываться, если возможно, на данных объективного анамнеза и по возможности дополняться нейропсихологическими тестами или количественными, объективными оценками. Должно устанавливаться ухудшение по сравнению с предыдущим более высоким уровнем продуктивности.

Степень снижения должна оцениваться следующим образом (пороговое диагностическое значение имеет легкое нарушение):

Легкое нарушение. Снижение когнитивных способностей вызывает нарушение продуктивности в повседневной жизни; не обуславливая, однако, зависимости больного от других. Невозможны более сложные повседневные задачи и формы досуга.

Умеренное нарушение. Снижение интеллектуальных способностей делает невозможным функционирование в повседневной жизни без посторонней помощи, включая покупки в магазинах и обращение с деньгами. В пределах дома может выполняться лишь простая работа. Интересы очень ограничены и поддерживаются плохо.

Тяжелое нарушение. Ухудшение характеризуется отсутствием или фактическим отсутствием разумного мышления.

Общая тяжесть деменции лучше всего определяется уровнем нарушения памяти или интеллекта, в зависимости от того, что более выражено (например, при легком расстройстве памяти и умеренном интеллектуальном нарушении деменция оценивается как деменция умеренной тяжести).

3). Снижение эмоционального контроля или мотивации, или изменение социального поведения, проявляющееся минимум одним из следующих признаков:

  • эмоциональная лабильность

  • раздражительность

  • апатия

  • огрубение социального поведения.

Расстройство интеллекта

Нарушение интеллекта – патологическое изменение процесса оценки действительности, умозаключений, суждений, рационального познания, критического восприятия поступков. Для больных с интеллектуальными расстройствами характерны признаки: эмоциональная лабильность, ухудшение памяти и мыслительной деятельности. Они испытывают сложности при общении с окружающими или вообще не воспринимают события внешнего мира.

Понятие и классификация

Интеллект – это не единая характеристика, а комплекс специфичных навыков, которые оцениваются в соответствии с критериями (продуктивность в ходе психометрического тестирования, клиническая картина с сопутствующими психическими и соматическими заболеваниями, адаптивное поведение). Нарушение интеллекта – это отклонение выявленных в ходе диагностики показателей от нормативных стандартов. Различают виды нарушения интеллекта:

  1. Задержка развития. Выявляется в младенческом, детском возрасте. У детей с задержкой развития психики позже выявляются интеллектуальные нарушения, это связано с недоразвитием, ослаблением основных психических функций (внимание, память, мышление, поведение, проявление воли и эмоций).
  2. Умственная отсталость. Группа состояний психического недоразвития, обусловленных наследственными факторами или внешними воздействиями. Бывают врожденными и приобретенными в раннем возрасте.
  3. Деменция (приобретенное слабоумие). Развивается на фоне перенесенных поражений мозгового вещества или в результате прогрессирующего заболевания ЦНС. Проявляется устойчивым уменьшением объема психической деятельности с нарушением важных корковых функций.

Форма нарушения интеллекта в зависимости от степени выраженности проявлений бывает легкой, умеренной, тяжелой. При легкой форме наблюдается нарушение трудовой деятельности и социальной активности при сохранении навыков самообслуживания, личной гигиены и относительной способности к суждениям. При тяжелой форме больные нуждаются в постоянном присмотре и уходе со стороны окружающих. Они не способны самостоятельно выполнять домашние обязанности, поддерживать личную гигиену.

Степени и формы умственной отсталости

Умственная отсталость – патологическое состояние, которое характеризуется частичным или задержанным развитием психических функций. Проявляется в снижении уровня интеллектуальности, который объединяет такие способности, как когнитивные, речевые, двигательные, социальные. Синонимами умственной отсталости являются термины «психическое недоразвитие», «интеллектуальная недостаточность» и «олигофрения». Выделяют три степени УО:

  • Дебильность (легкие нарушения умственной деятельности).
  • Имбецильность (умеренные нарушения умственной деятельности).
  • Идиотия (глубокие нарушения умственной деятельности).

Распространенность патологии составляет 1-3% населения. В регионах с неблагоприятной экологической обстановкой количество больных может достигать 7% населения. Патология в 1,5 раза чаще выявляется среди мужчин, чем среди женщин. Выделяют формы (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) заболевания в зависимости от степени выраженности интеллектуального дефекта.

Деменция

Ухудшение когнитивных способностей при деменции происходит параллельно с обеднением эмоций, снижением эмоционального контроля и мотивации, поведенческими расстройствами. Распространенность слабоумия увеличивается с возрастом – от патологии страдает 20% людей старше 80 лет.

У 5% людей в возрасте, превышающем 65 лет, диагностируется деменция тяжелой степени, у 10-16% выявляется легкая и умеренная форма заболевания. Причины нарушения интеллекта полиморфны и связаны с высоким риском органического поражения мозга в пожилом возрасте. Нередко патология развивается на фоне нейродегенеративных процессов – болезни Альцгеймера (около 60% случаев) и Паркинсона.

Нередко причиной развития слабоумия становятся болезни сосудов (около 10% случаев), опухоли с локализацией в головном мозге, инфекционные поражения ЦНС. Заболевания церебральных сосудов в сочетании с болезнью Альцгеймера вызывают слабоумие в 20% случаев.

Определение точных причин развития слабоумия необходимо для назначения адекватного лечения. Корректное лечение замедляет прогрессирование патологического процесса. Нередко после курса терапии наблюдается улучшение интеллектуальной деятельности.

Признаки

У детей с нарушением интеллекта выявляются характерные признаки внешности – это низкий рост и малый вес по сравнению со сверстниками. У них часто наблюдаются стигмы дизэмбриогенеза (небольшие отклонения), в том числе неправильная форма раковин ушей, заниженная линия роста волос, высокое небо, гипертелоризм (увеличенное расстояние между парными органами, чаще глазами), неправильный прикус (рост зубов).

Ментальные нарушения при УО тяжелой степени часто сопровождаются пороками развития. Чаще диагностируются дефекты органов зрения, пороки сердца, увеличенное количество пальцев, укороченные конечности, нарушение слуха, увеличение размеров печени и селезенки. Клиническая картина дебильности:

  1. Наличие механической памяти. Дети способны овладеть достаточным объемом знаний, навыками речи, чтения, письма.
  2. Слабость мыслительных процессов. Часто маскируется достаточно большим словарным запасом и относительно хорошей памятью.
  3. Неспособность воспринимать абстрактные образы.
  4. Слабая способность к подавлению влечений и проявлению самообладания.
  5. Склонность к импульсивным поступкам вследствие большой подверженности стороннему внушению.
  6. Разнообразие эмоций.

Пациенты с дебильностью не проявляют инициативы в процессе обучения и работы. Они сталкиваются с трудностями, когда привычные модели решения бытовых задач приходится заменять новыми из-за изменившихся условий и обстоятельств. Клиническая картина имбецильности:

  1. Малый словарный запас и ограниченные объемы памяти.
  2. Безграмотная речь.
  3. Ограничение понимания речи, недостаток использования слов в процессе общения.
  4. Эгоцентричность (проявление эгоизма), потребность в повышенном внимании со стороны окружающих. Больные обижаются, когда их ругают, радуются, если их действия оценивают положительно.

При отсутствии нарушений моторного развития больные с диагнозом имбецильность могут овладеть несложными профессиональными навыками, выполнять простую, механическую работу. Больные плохо приспособлены к самостоятельной жизни, нуждаются в постороннем уходе и помощи. Идиотия проявляется снижением интереса к внешнему миру.

У больного практически отсутствуют реакции на окружающие события. Пациенты могут вообще не реагировать на внешние раздражители, либо демонстрируют неадекватные, нелогичные реакции. Внятная речь отсутствует. Речь, которая обращена к пациентам, воспринимается ими по интонации – они не понимают ее смысл. Оставаясь наедине с собой, некоторые больные неподвижно застывают, другие постоянно выполняют бесцельные, непрерывные движения.

Они ползают, хватают разные предметы, проявляют агрессию, иногда направленную в отношении себя. Примитивно выражают эмоции удовольствия и недовольства. Отсутствие соматических нарушений, чувство сытости приводят больных в состояние удовлетворенности и спокойствия. Чувство голода, неприятные ощущения провоцируют крайнюю ажитацию, страх, беспокойство.

Симптоматика при деменции проявляется в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности. При легких формах интеллектуальных расстройств наблюдаются нарушения мышления, утрата способности к рациональной мыслительной деятельности. Больные затрудняются при определении причинно-следственных связей между предметами окружающего мира и событиями.

Нередко они не могут сообразить, где находятся, теряют ориентацию во времени (не могут определить время суток, день недели, год). Другое проявление – аментивный синдром (помрачение сознания, речевая дисфункция, растерянность, хаотичность движений, психомоторное возбуждение, непроизвольные подергивания отдельных групп мышц, невозможность концентрировать внимание).

Аментивный синдром проявляется в галлюцинаторной (появляются отрывочные галлюцинации – слуховые, зрительные, обонятельные) или кататонической форме. Во втором случае преобладают психомоторные нарушения и бредовые идеи – мания величия или преследования. Аменция (бессвязность мышления) сопровождает временные нарушения интеллекта, обусловленные причинами:

  • Стрессы (потеря близкого человека, увольнение).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Эндогенные факторы (шизофрения, маниакально-депрессивные расстройства в анамнезе).
  • Инфекционные болезни и интоксикации (пневмония, сепсис, грипп, алкогольная и наркотическая интоксикации, отравление химическими веществами).
  • Заболевания церебральных сосудов (атеросклероз, инсульт, гипертонические кризы).

Деменция нередко сопровождается возникновением неврологического дефицита – расстройство чувствительности (парестезия), гемипарезы, нарушение двигательной координации, зрительная дисфункция (выпадение полей зрения, появление посторонних предметов в поле обзора). Клиническая картина деменции сосудистого генеза характеризуется доминированием мнестико-интеллектуальных нарушений:

  1. Ухудшение памяти, забывчивость.
  2. Отсутствие рассудительности, нелогичность суждений.
  3. Амнестическая афазия (нарушение речи, при котором больной понимает назначение предметов, но испытывает сложности при произнесении их названий).

Для деменции сосудистого генеза типичны невротические проявления (раздражительность, повышенная утомляемость, слабость) и аффективные нарушения (депрессивное состояние, эмоциональная лабильность, неспособность сдерживать аффект – эмоциональный порыв). У пациентов часто наблюдаются боли в области головы и нарушение сна, замедленность, отсутствие гибкости психических процессов.

Диагностика

При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации. Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).

Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики. В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.

При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке диагноза деменция:

  1. Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
  2. Расстройство абстрактного мышления.
  3. Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
  4. Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
  5. Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
  6. Признаки социальной дезадаптации.

Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.

Лечение

Госпитализация показана при грубых поведенческих отклонениях. Лечение в условиях стационара проводится при участившихся эпилептических приступах, развитии психозов и депрессивных состояний. Основные направления лечения:

  • Устранение этиологических факторов.
  • Активация собственных компенсаторных механизмов.
  • Устранение сопутствующих нарушений (психических, соматоневрологических).

Медикаментозная терапия проводится по показаниям. К примеру, при задержке психического развития, связанной с врожденной формой гипотериоза, показана заместительная терапия гормонами. Диетотерапия эффективна в отношении нарушений интеллекта, спровоцированных расстройством процессов метаболизма.

Основные группы фармацевтических препаратов – ноотропные (Пирацетам, Пиритинол, Гопантеновая кислота), сосудорасширяющие (Винпоцетин, Циннаризин) с целью улучшения мозгового кровотока, аминокислоты (Глутаминовая кислота). Симптоматическое лечение антидепрессантами (Амитриптилин, Флувоксамин) и транквилизаторами (Феназепам, Диазепам) назначают, если проявления патологии препятствуют адаптации больного.

Параллельно с медикаментозной терапией проводится психолого-педагогическая коррекция. Обычно дети посещают специализированные образовательные учреждения, где обучаются по специальным программам, соответствующим их интеллектуальному уровню. В ходе обучения ребенок учится общению с взрослыми и сверстниками, приобретает элементарные бытовые навыки.

Профилактика и прогноз

Профилактические меры включают предупреждение негативного воздействия (интоксикации, травмы, инфицирование) на плод в период беременности. Будущим родителям рекомендуется отказаться от злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотических средств.

Чтобы предотвратить нарушение интеллекта у ребенка, матери нужно придерживаться здорового образа жизни, получать полноценное питание и отдых. Прогноз относительно благоприятный в случаях, когда выявляется легкая форма умственной отсталости или деменции, поддающейся терапевтической коррекции.

Нарушение интеллекта – группа патологий, которые проявляются снижением когнитивных способностей, ухудшением памяти, нарушением речи и мыслительной деятельности. Своевременная диагностика и корректная терапия позволяют улучшать состояние больного, повышать его способность к социальной адаптации.

Просмотров: 89

Клиника интеллектуальных нарушений. Учебное пособие (А. Г. Московкина, 2013)

1.2. Понятие об интеллектуальных нарушениях

Интеллектуальные нарушения (расстройства) можно определить, как нарушение способности образовывать понятия, суждения, умозаключения, адекватные действительности (В. В. Ковалев, 1979).

Интеллектуальные нарушения, или нарушения интеллектуальной деятельности, могут возникать при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и отклонениях в развитии.

Для некоторых психических расстройств характерны преимущественные нарушения формирования мыслительных операций или регуляторных механизмов интеллектуальной деятельности (мотивационных процессов). В других случаях отмечаются операциональные нарушения с расстройством актуализации смысловых связей, лежащих в основе вербально-логического мышления, например, при шизофрении.

Интеллектуальные нарушения при умственной отсталости. Известно, что в детской психиатрии, одним из наиболее распространенных расстройств является общее психическое недоразвитие. Следует отметить, что в последние годы отмечается стойкая тенденция к увеличению количества детей с общим психическим недоразвитием. Частота умственной отсталости в популяции оценивается в пределах от 0,5 до 3 %, причем, чем более выражено расстройство, тем раньше оно обращает на себя внимание. Кроме того, частота выявления резко возрастает с началом обучения в школе, достигая пика в 10–13 лет. Отмечается преобладание мальчиков в 1,5–2 раза, возможно в связи с частотой умственной отсталости с Х-сцепленным типом наследования. Вопросы умственной отсталости в одинаковой степени касаются психиатров, дефектологов, логопедов, психологов, в профессиональной компетенции которых находится эта проблема.

Умственная отсталость (mental retardation) – состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

Термин «умственная отсталость» особенно широко используется в последние десятилетия. Существует мнение, что термин «олигофрения», а также термины, обозначающие ее степени «дебильность», «имбецильность», «идиотия» приобрели за длительную историю их употребления негативное значение.

В международных классификациях термин «умственная отсталость» вытеснил термин «олигофрения». В настоящее время в отечественной литературе термин «умственная отсталость» нередко употребляется как синоним термина «олигофрения».

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, то есть плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости (Л. С. Выготский).

В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Таким образом, при умственной отсталости отмечается не какой-то отдельный дефицит познавательного процесса, а дезорганизация всей системы интеллектуального функционирования, затрудняющая или делающая невозможной адекватную социальную адаптацию. Познавательный дефицит приводит к нарушению развития личности ребенка, не позволяет без специальной помощи достичь оптимально возможного уровня развития, снижает социальную компетентность и качество жизни.

Понятие умственной отсталости является достаточно обобщенным, включающим стойкие мало обратимые нарушения интеллекта, то есть разные клинические формы психического недоразвития и нарушения адаптивного поведения.

Два основных направления в понимании сущности интеллектуальных нарушений – клиническое и психологическое выделились в конце XIX – начале XX вв.

Клиническое направление, успешно развивавшееся в нашей стране, традиционно рассматривало слабоумие как следствие аномального развития мозга в связи с влияниями вредностей, воздействующих на разных этапах онтогенеза.

Психологическое направление, успешно развивавшееся в западных странах, рассматривало две модели умственной отсталости: в основе первой модели (модели развития) лежал тезис об отсутствии различий в развитии ребенка с нормальным интеллектом и умственно отсталого ребенка, за исключением замедленного темпа развития последнего. Вторая модель (дифференциальная) исходила из представлений о наличии специфических особенностей интеллектуального функционирования умственно отсталых индивидуумов. Первая модель получила более широкое признание за рубежом, чем вторая, и используется в международных классификациях.

Предпочтительность того или иного подхода к пониманию сущности интеллектуального нарушения нередко зависит от тяжести интеллектуального дефекта. При более тяжелых формах нарушений чаще используется клинический подход с указанием на диффузный характер органического мозгового дефекта, при легкой интеллектуальной недостаточности больше внимания уделяется социальной стороне неблагополучия в интеллектуальной сфере.

В отечественной психиатрии традиционно различают две основные формы патологии интеллекта:

– врожденную или приобретенную в первые три года жизни недостаточность интеллекта – олигофрению (врожденное слабоумие);

– приобретенное слабоумие – деменцию.

Понятие олигофрения часто отождествляется с понятием «слабоумие». Олигофрения представляет собой проявления ранней дизонтогении (нарушения развития) головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, и, прежде всего, лобной коры головного мозга (Г. Е. Сухарева; М. С. Певзнер; К. С. Лебединская; Е. М. Мастюкова и другие).

В настоящее время термин «олигофрения», как устаревший, рекомендуется заменять синонимичным понятием – «умственная отсталость».

Тотальный интеллектуальный дефект при ядерной (типичной) олигофрении сочетается с недоразвитием всех сторон психики: речи, восприятия, памяти, внимания, моторики, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения, личности и организма в целом.

В интеллектуальной сфере и других, перечисленных выше сферах, имеет место типичная для олигофрении иерархичность дефекта, когда более поздно формирующиеся компоненты произвольности и регуляции функций остаются недостаточно сформированными.

Недостаточность логического мышления, замедленный темп мышления и инертность психических процессов проявляются в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в другие условия.

Непрогредиентность этих состояний при наличии положительной эволютивной динамики, наличии специальных методов воспитания и обучения облегчают их трудовую подготовку и социальную адаптацию. В настоящее время показано, что ранняя психолого-медико-педагогическая помощь значительно облегчает социальную адаптацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Значительно повысившаяся инклюзивность современного общества позволяет таким семьям чувствовать себя значительно комфортней, получая раннюю помощь от команды специалистов разных профилей и имея возможность широкого выбора образовательных маршрутов и путей социальной адаптации для своих «особых» детей.

Интеллектуальные нарушения при деменциях. Деменция (слабоумие приобретенное) представляет собой обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскудением, сужением круга интересов, нивелировкой личностных характеристик, обусловленное органическим поражением мозга. Детская деменция развивается в возрасте после 3 лет и характеризуется снижением («распадом») уже более или менее сформированных интеллектуальных функций, то есть интеллектуальный дефект возникает позднее, чем при олигофрении. Структура дефекта при деменции имеет, как правило, мозаичный, парциальный характер. У детей младшего возраста разделение на олигофрению и деменцию во многом условно. Психический дизонтогенез по типу поврежденного развития (деменция) неизбежно сочетается с недоразвитием поврежденных структур и их функций, то есть имеет место сочетание двух форм дизонтогенеза: недоразвития (олигофрении) и поврежденного развития. В связи с этим Е. М. Мастюкова для обозначения всех случаев интеллектуальных нарушений, возникших в возрасте 1,5–3 лет и проявляющих прогредиентность (прогрессирование) позднее, предложила термин «олигофреноподобное состояние», который подчеркивает наличие проявлений психического недоразвития наряду с признаками поврежденности мозговых структур. При отсутствии прогредиентности у детей возможно частичное восстановление утраченных и приобретение новых знаний при условии адекватных реабилитационно-педагогических мероприятий, эффективность которых во многом зависит от участия в них родителей.

Деменция не является болезнью. Это синдром, представляющий собой нейропсихологический дефект, обусловленный хронической болезнью мозга – энцефалопатией. Деменция может иметь резидуальный (остаточный), например, при травмах мозга или мозговой гипоксии, и текущий характер. Прогредиентные деменции обусловлены прогрессирующими энцефалопатиями различного происхождения: синдром Ретта, лейкодистрофии, прогрессивный паралич и другие. При текущей деменции имеет место нарастающий интеллектуальный дефект, регресс развития, нивелировка личности.

Интеллектуальные нарушения у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Это полиморфная группа, общим свойством которой является наличие в младенческом и раннем возрасте «малых неврологических знаков», которые обычно сочетаются с проявлениями психического дизонтогенеза в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, что обычно квалифицируется педагогами как задержка психического развития.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) выделился в начале 1980-х гг. из более широкого понятия ММД. Ранее для обозначения этого понятия использовался термин «минимальное мозговое повреждение». Под этим названием объединяли группу детей, характеризующихся двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, импульсивностью поведения и трудностями обучения (специфические расстройства школьных навыков, таких как письмо, чтение, нарушения восприятия и речи). В МКБ-10 (1994) синдром рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделах «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F90.1). В классификации Американской Психиатрической Ассоциации DSM-III (1980) СДВГ определяется тремя ведущими симптомами: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. Выделяются два варианта синдрома: СДВГ и синдром дефицита внимания без гиперактивности, но с нарушением внимания и импульсивностью.

В DSM-IV (1991) СДВГ отождествляется с ММД и выделяются три его варианта: синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность; синдром дефицита внимания без гиперактивности; синдром гиперактивности без дефицита внимания. В последние годы доказано существование генетической предрасположенности к СДВГ на уровне медиаторов и трансмиттеров. СДВГ находится в центре внимания специалистов разных профилей: педиатров, неврологов, педагогов, дефектологов, нейропсихологов.

Пограничная интеллектуальная недостаточность. Состояния легкой интеллектуальной недостаточности, различающиеся по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики и занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. Нередко рассматривается в рамках синдрома минимальной мозговой дисфункции (ММД), включает задержку психического развития (ЗПР).

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР). Термин обозначает полиморфную группу детей с нарушениями познавательной деятельности, рамки которой, во многом, определяются социальными критериями, а именно: уровнем требований, предъявляемых обществом к обучаемости и поведению ребенка, его умственному и личностному развитию. Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия: пограничная интеллектуальная недостаточность. Распространенные в отечественной литературе термины «задержка темпа психического развития» и «задержка психического развития» предложены Г. Е. Сухаревой (1965, 1970). Вследствие замедления созревания структур головного мозга у детей с раннего возраста отмечается отставание разных сторон психической деятельности: познавательной, эмоционально-волевой, двигательной, или какой-либо одной из них.

Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, в отечественной литературе рассматриваются как отдельная группа состояний с отставанием развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного заболевания.

В отличие от умственной отсталости ЗПР полностью или частично обратима. ЗПР в детском возрасте может быть также признаком патохарактерологических нарушений развития личности, которые проявятся позже в виде нарушений поведения или специфических расстройств школьных навыков, которые кодируются в МКБ-10 в разделе F80-F89 «Расстройства психологического (психического) развития». У взрослых могут оставаться некоторые проявления минимальной мозговой дисфункции в виде явлений синдрома нарушения внимания и в меньшей степени гиперактивности (СДВГ) в форме непоседливости, суетливости.

Интеллектуальные нарушения при локальных поражениях мозга. Опыт исследования нарушений интеллектуальной деятельности с позиций теории системной динамической локализации высших психических функций показал, что нейропсихологические симптомы нарушений мышления имеют такое же локальное значение, как и симптомы нарушений других познавательных процессов.

При поражении преимущественно префронтальных отделов лобных долей мозга страдают регуляторные механизмы программирования и контроля любой интеллектуальной деятельности (наглядно-образной и вербально-логической) при сохранности речевых и неречевых операций. Поражение теменно-затылочных структур отражается на операциональном аспекте разных форм интеллектуальной деятельности. Нарушаются счет, конструктивный праксис, понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения. При этом сохраняется мотивация, процессы программирования и контроля. Особые формы интеллектуальных нарушения, связанные с нарушением кодирования речевых сигналов и трудностями организации речевого высказывания, отмечаются при поражении речевых зон левого полушария. Страдает операциональная сторона словесно-логического мышления. Преимущественно динамические интеллектуальные нарушения возникают при поражении нижних отделов ствола головного мозга, преимущественно диэнцефальных и лимбических структур. При различных отклонениях психического развития отмечается общее недоразвитие интеллектуальной деятельности, которое может определяться недоразвитием речевой системы или отдельных анализаторов.

Интеллектуальные нарушения следует отличать от случаев снижения умственной работоспособности, истощаемости в связи с астенией после болезни, переутомлением.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы предмет, цели и задачи дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений»?

2. Какие компетенции получают студенты-бакалавры в результате освоения этой дисциплины?

3. Какие подходы к определению интеллекта описаны в литературе?

4. Охарактеризуйте теории и концепции, касающиеся природы и механизмов интеллекта.

5. Дайте характеристику понятия «интеллект» с точки зрения психиатрической науки и разных психологических школ.

6. Какие методы используются для количественной оценки интеллектуального развития?

7. Что такое коэффициент интеллекта?

8. Как соотносятся понятия «интеллект» и «обучаемость»?

9. Определите понятие «интеллектуальные нарушения».

10. Сравните клинические, психологические, педагогические, социологические подходы к определению понятия «интеллект».

11. Проанализируйте, какое влияние оказали теории интеллекта на представления о методах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Задания для самостоятельной работы

Аудиторная форма: просмотр видеолекций.

Внеаудиторная форма: подбор и изучение литературы; составление тезауруса «Клиники интеллектуальных нарушений»; подготовка мультимедийных презентаций по истории психопатологии; подготовка кроссвордов на основе тезауруса; составление конспектов научных статей из периодических изданий по теме лекций; подготовка к контрольной работе.

>Глава 1. Теоретические вопросы клиники интеллектуальных нарушений.

1.1. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях.

Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» (Психологический словарь. П/р А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990).

В психологической науке можно выделить ряд теоретических подходов к трактовке природы интеллекта.

«Тестологичекий подход». Это название довольно условно, потому что конструирование психодиагностических методик, их использование в практике опирается на определенные представления о закономерностях развития и функционирования психики. Метод тестов был разработан в рамках концепции бихевиоризма. Но затем он получает быстрое и широкое распространение, что было обусловлено прежде всего направленностью тестологии на оперативное решение практических задач. Наиболее распространенными психодиагностическими методиками становятся «тесты интеллекта», предназначенные для измерения возрастного интеллектуального развития человека. Под интеллектом как объектом измерения понимается общая врожденная способность, ооределяющая успешность выполнения любых задач. Показателем интеллектуального развития выступает коэффициент интеллектуальности IQ, а интеллект, измеряемый с помощью системы тестовых заданий, получает название «тестового» или «психометрического» интеллекта.

Структура психометрического интеллекта исследовалась факторным анализом. Факторные модели интеллекта могут быть одноуровневые и иерархические. Одноуровневые модели предполагают множество первичных независимых интеллектуальных факторов (способностей) (Дж. Гилфорд, Л. Терстоун, Т. Келли). Например, Л. Терстоун выделил 12 независимых факторов, среди которых словесное понимание, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и т. д. Т. Келли относил к основным интеллектуальным факторам пространственное мышление, вычислительные способности, вербальные способности, память, скорость реакции.

Нарушение интеллекта: формы и методы лечения слабоумия

Нарушение интеллекта, также именуемое слабоумие – собирательный термин, обозначающий расстройство всех когнитивных и мнестических функций психики. При нарушениях интеллекта у детей и взрослых определяются дефекты во всех видах мыслительных процессов.

Ухудшается восприятие, память, внимание, воображение. При нарушении интеллекта дети и взрослые испытывают трудности в формировании понятий, решении задач, установлении логических связей между окружающими явлениями. При слабоумии человек утрачивает возможность отделять главные идеи от второстепенных фактов. При нарушениях интеллекта снижается или полностью утрачивается критика к собственным высказываниям, действиям, поведению в целом.

Нарушение интеллекта: формы

Нарушение интеллекта имеет две основные формы:

  • врожденное слабоумие, именуемое также умственная отсталость или олигофрения;
  • приобретенное расстройство когнитивных способностей, которое носит название деменция.

Приобретенное нарушение интеллекта характеризуется ослаблением способностей человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. У человека не только уменьшается запас знаний, но и он испытывает значительные трудности в плане правильного использования ранее приобретенных бытовых умений. Становится не возможным применение в жизни ранее полученных профессиональных навыков.

При деменции определяется значительное обеднение эмоционального мира человека, истощается способность испытывать глубокие эмоции и чувства. В начале деменции фиксируется плоский аффект – явление, когда субъект утрачивает способность испытывать и демонстрировать переживания, нормальные для каких-либо определенных условий. В дальнейшем возникает аффективное уплощение – психопатологическое состояние, при котором у человека существенно ослабевают эмоциональные реакции, возникает бесчувствие, безразличие, холодность.

Также наблюдается изменения в волевой сфере личности: исчезает сила и стойкость воли, пропадает целеустремленность, изменяется локус контроля. Со временем искажается характер человека: в личностном портрете возникают ранее не присущие индивидууму черты.

Претерпевает изменений мышление человека. Субъект все происходящие события считает важными, все мелочи являются для него значительными. Мышление при нарушениях интеллекта становится непродуктивным и чрезмерно обстоятельным. Персоне очень трудно четко сформулировать и высказать собственные мысли. У больного сужается круг интересов, его перестают увлекать ранее захватывающие занятия. Со временем он концентрирует внимание на своих патологических размышлениях.

Приобретенные нарушения интеллекта возникают при атрофических процессах в структурах головного мозга. Такие интеллектуальные расстройства более характерны для лиц пожилого и старческого возраста. Нередко дефекты интеллектуальной сферы являются ведущими симптомами деменции альцгеймеровского типа. Приобретенные нарушения когнитивных и мнестических функций наблюдаются в рамках психоорганического синдрома. Такие нарушения интеллекта возникают при сосудистых патологиях головного мозга, нарушениях метаболизма и иных органических патологиях, напрямую влияющих на высшую психическую деятельность.

По вариантам течения деменцию подразделяют на формы:

  • стационарное нарушение интеллекта, для которого характерно отсутствие усугубления расстройства;
  • прогрессирующее слабоумие, которое по мере отягощения приводит к психическому маразму – полному прекращению психической деятельности человека.

Олигофрения

Врожденное нарушение интеллекта, определяемое в раннем детском возрасте, носит название умственная отсталость или олигофрения. Данное расстройство обусловлено дефектами в индивидуальном развитии организма детей в эмбриональный и ранний постэмбриональный период.

Нарушения интеллекта у детей имеют постоянный характер, однако слабоумие может отягощаться при последующем влиянии негативных экзогенных факторов. Олигофрения характеризуется существенной задержкой или недостаточным развитием когнитивных и мнестических функций, что приводит к нарушениям адаптации детей в социуме.

Традиционно врожденное нарушение интеллекта у детей подразделяют на три формы:

  • дебильность, при которой частично сохраняется возможность к трудовой деятельности;
  • имбецильность, при которой у человека отсутствует способность к труду, однако имеется возможность самостоятельно себя обслуживать;
  • идиотия, подразумевающая полное отсутствие возможности самообслуживания.

В настоящее время психиатры руководствуются критериями МКБ-10, в котором описано четыре формы слабоумия:

  • легкая степень, именуемая дебильность, при которой психологический возраст человека колеблется в пределах от 9 до 12 лет;
  • умеренная степень, носящая название нерезко выраженная имбецильность, знаменующая развитие интеллекта на отрезке от 6 до 9 лет;
  • тяжелая степень, также называемая выраженная имбецильность, подразумевает пребывание субъекта в психологическом возрасте от 3 до 6 лет;
  • глубокая тяжесть расстройства, которую именуют идиотия, при которой когнитивные способности человека соответствуют потенциалу детей до 3 лет.

Точное количество лиц, страдающих врожденным нарушением интеллекта, на сегодняшний день не установлено. Однако международные исследования показывают, что число больных олигофренией составляет не менее 1% жителей земного шара. Согласно научным изысканием на постсоветском пространстве количество детей и взрослых, имеющих нарушения интеллекта, колеблется в пределах от 2 до 5%.

Нарушение интеллекта: причины и симптомы

Также до настоящего времени не установлена точная этиологическая причина олигофрении. К возможным причинам врожденного нарушения интеллекта у детей ученые относят следующие факторы:

  • генетические причины – хромосомные аномалии и нарушения функций отдельных генов;
  • внутриутробное поражение плода, вызванное сильнодействующими химическими агентами или спровоцированное источниками ионизирующего излучения, например действием свободных радикалов;
  • тяжелые инфекционные заболевания матери в период беременности, например: перенесенная болезнь, спровоцированные цитомегаловирусной инфекцией;
  • рождение ребенка значительно раньше установленного срока;
  • повреждения органов детей, полученные во время родов;
  • кислородное голодание при сдавливании дыхательных путем в первые минуты жизни детей;
  • черепно-мозговые травмы, полученные в раннем детском возрасте;
  • пониженное содержание кислорода в тканях головного мозга, вызванное разными причинами;
  • инфекционное поражение нервной системы детей.

Нарушение интеллекта у детей проявляется, в первую очередь, в значительном отставании развития от возрастной нормы. Развитие психических функций происходит крайне замедленными темпами. Формирование высшей психической деятельности носит атипичный характер и часто имеет резко выраженные количественные и качественные отклонения.

Лица, страдающие врожденным слабоумием, растут ослабленными и болезненными детьми. Для них характерна чрезмерная раздражительность, сочетаемая с яркой пассивностью. Дети с расстройствами интеллекта мало интересуются явлениями окружающего мира. У них существенно снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети не включаются в игры с ровесниками. Их не увлекают процессы конструирования, лепки, рисования.

Они не способны действовать спонтанно в соответствии с меняющимися условиями действительности. Им очень тяжело усвоить навыки для верной ориентации в происходящем. Дети с нарушением интеллекта с трудом понимают важные свойства окружающих объектов. Они не могут установить существующих связей между предметами.

У детей с расстройствами интеллектуальной деятельности недостаточно развито произвольное внимание. Они не способны усилиями воли целенаправленно концентрировать внимание на требуемом задании. Для таких детей является невозможным одновременное выполнение нескольких вариантов умственной деятельности.

Практически всегда при олигофрении страдает речевая функция: у таких детей фиксируется существенное недоразвитие речевой деятельности. Некоторые олигофрены не разговаривают вплоть до пятилетнего возраста. Со значительным опозданием происходит становление слуха. Огромные трудности дети с врожденным нарушением интеллекта испытывают при необходимости выполнения заданий, требующих наглядно-образного решения.

Большинство детей, страдающих слабоумием, воспринимают предъявляемые им изображения, как реально существующую ситуацию. Они начинают действовать, как будто сцены на картинках существуют в реальном мире.

Еще один симптом нарушения интеллекта у детей – существенные трудности в процессах запоминания и воспроизведения информации. Олигофрены способны запомнить очень малый объем информации. Как правило, они могут зафиксировать в памяти лишь яркие, броские, привлекательные детали.

Существенно страдает и волевая сфера психики. Дети с олигофренией безынициативные и нерешительные. Они не могут действовать самостоятельно и часто действуют согласно указаниям других людей. Дети с нарушением интеллекта поступают импульсивно и хаотично.

Характерный признак олигофрении – эмоциональная незрелость. У таких детей сильно ограничен диапазон эмоций и чувств. Они не способны к глубоким переживаниям. Для них свойственна нестабильность эмоционального фона. Они не могут ярко демонстрировать свои переживания.

Нарушение интеллекта: лечение

Лечение нарушений интеллекта у детей и взрослых зависит в первую очередь от этиологического фактора и степени тяжести расстройства. Специфическое лечение проводится для устранения обстоятельств, ставших причиной интеллектуальной дисфункции. Именно поэтому лечение нарушения интеллекта избирается для каждого конкретного пациента в индивидуальном порядке.

Огромное значение для преодоления нарушений интеллекта, имеющего и врожденный и приобретенный характер, имеют мероприятия, направленные на социальную адаптацию больного. Для детей немаловажна грамотно составленная программа воспитательных и образовательных мероприятий, обучение навыкам самообслуживания и прививание трудовых умений.

Следует помнить о том, что любой человек с нарушением интеллекта находится в прямой зависимости от помощи и поддержки других людей. Больной испытывает существенные затруднения в понимании происходящих явлений и очень страдает от того, что он не такой, как окружающие. Именно поэтому для предупреждения аутоагрессивного поведения детям и взрослым с расстройствами интеллекта важно внимание и забота близких людей.

Глава 7. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

В современных классификациях болезней выделяются до 50 вариантов интеллектуальных нарушений. 10-я международная классификация болезней (МКБ-10) предусматривает новую классификацию психических расстройств и расстройств поведения (класс V), включающих в себя и нарушения интеллекта. Адаптированный вариант класса V-МКБ-10 от 01.01.199 г. рекомендован Министерством здравоохранения Российской Федерации для обязательного использования в медицинских учреждениях.

Согласно МКБ-10, классификация заболеваний класса V — психические расстройства и расстройства поведения — имеет ряд существенных отличий от классификаций болезней прошлых лет. К примеру: в МКБ-10 принята буквенно-цифровая схема кодирования; так, заболевания класса V классифицируются под рубрикой F00-F99.

Во всей классификации используется термин «расстройство» вместо терминов «болезнь» и «заболевание».

Авторы данного пособия выделили из класса V — «Психические расстройства и расстройства поведения» — основные диагностические рубрики (F7, F0, Fl, F8)* имеющие прямое отношение к клинике интеллектуальных нарушений, и отдельные нозологические формы из других рубрик, в которых наиболее четко проявляются те либо иные изменения познавательных процессов как у детей, так и у взрослых.

* F7 — умственная отсталость; F0 — органические, включая симптоматические психические расстройства; F1 — психические расстройства и расстройства поведения вследствие употребления психоактивных веществ;

Основную клиническую картину большинства расстройств из рубрик F0 и F1 составляют интеллектуальные нарушения в виде приобретенного слабоумия — деменции.

F8 — расстройства психологического (психического) развития.

При этом учитывалась прежде всего специфика практической деятельности будущих специалистов — работа с детьми и подростками, имеющими различные психические расстройства, специфические расстройства психологического развития, а также развития речи, школьных навыков и др. Однако, учитывая, что интеллектуальные нарушения часто носят прогрессирующий характер, а отдельные нозологические формы проявляются лишь в зрелом или пожилом возрасте, будущим специалистам в области клинической и специальной психологии, логопедии, социальной работы и др. необходимы глубокие знания об особенностях интеллектуальных нарушений не только у детей, но и у взрослых.

При подготовке адаптированного варианта классификации интеллектуальных нарушений, наряду с использованием основных отдельных диагностических рубрик класса V-МКБ-10, авторами рассмотрены и другие варианты классификации слабоумия. (Выделение приобретенного слабоумия по течению патологического процесса и клиническим проявлениям.)*

* БМЭ. М., 1984. Т. 23. С. 405-406.

В зависимости от факторов риска, степени, уровня и объема поражения головного мозга, а также от продолжительности патогенного воздействия все интеллектуальные нарушения разделяются на две основные группы (схема 7):

Схема 7

1. Временное ослабление интеллекта (схема 8).

Схема 8

2. Стойкое нарушение интеллекта.

Стойкое нарушение интеллекта, в свою очередь, также подразделяется на две группы:

1. Врожденное слабоумие — умственная отсталость.

2. Приобретенное слабоумие — деменция.

Однако для более глубокого понимания клинических особенностей отдельных нозологических форм, приводящих к стойкому нарушению интеллекта, в классификации дается их описание по факторам риска, степени тяжести, течению и клиническим проявлениям (схема 9, 10; таблица 1).

Схема 9

Схема 10

Таблица 1