Камертональное исследование слуха

Содержание

Методы исследования органа слуха и слуховой трубы

Эти методы включают анамнез, физикальное обследование, исследование слуха (акуметрия, аудиометрия), дополнительные методы исследования (рентгенография, КТ, МРТ).

Анамнез

Больные, страдающие тугоухостью, обычно предъявляет жалобы на понижение слуха, шум в ушах, реже — на головокружение и головную боль, раздражительность, пониженную разборчивость речи в шумной обстановке и ряд других. Некоторые больные указывают на причину тугоухости (хроническое воспаление среднего уха, установленный диагноз отосклероза, травму черепа в анамнезе, деятельность в условиях производственного шума (механосборочные и кузнечные цехи, авиационная промышленность, работа в оркестре и т.д.). Из сопутствующих заболеваний больные могут указывать на наличие у них артериальной гипертонии, сахарного диабета, остеохондроза шейного отдела позвоночника, гормональной дисфункции и др.

Цель анамнеза сурдологического больного состоит не столько в констатации факта тугоухости, сколько в выявлении ее причины, в установлении сопутствующих заболеваний, усугубляющих нарушение слуха, профессиональных вредностей (шум, вибрация, ионизирующее излучение), приема в прошлом ототоксических препаратов.

При беседе с больным следует оценить характер его речи. Например, громкая и четкая речь свидетельствует о наличии приобретенной двусторонней сенсонев-ральной тугоухости в годы, когда артикуляционная функция речедвигательного аппарата была полностью сформирована. Невнятная речь с артикуляционными дефектами свидетельствует о том, что потеря слуха наступила в раннем детском возрасте, когда основные речевые навыки еще не были сформированы. Тихая внятная речь свидетельствует о кондуктивном типе тугоухости, например при отосклерозе, когда тканевая проводимость не нарушена и полностью обеспечивает слуховой контроль собственной речи. Следует обращать внимание на «поведенческие» признаки тугоухости: стремление больного приблизиться к врачу лучше слышащим ухом, прикладывание к уху ладони в виде рупора, внимательный взгляд, устремленный на губы врача (чтение с губ), и т. д.

Физикальное обследование

Физикальное обследование включает следующие приемы и методы: осмотр, пальпация и перкуссия лицевой и ушно-височной областей, эндоскопия уха, исследование барофункции слуховой трубы и некоторые другие. Проводят эндоскопию носа, глотки и гортани по общепринятой методике.

При внешнем осмотре обращают внимание на анатомические элементы лица и его внешний вид: симметричность мимики, носогубных складок, век. Предлагают больному оскалить зубы, наморщить лоб, сильно зажмурить глаза (контроль функции лицевых нервов). Определяют тактильную и болевую чувствительность по зонам иннервации ветвей тройничного нерва. При осмотре ушной области оценивают симметричность, размеры, конфигурацию, цвет, эластичность, состояние тактильной и болевой чувствительности ее анатомических образований.

Пальпация и перкуссия. С их помощью определяют тургор кожи, локальную и отдаленную болезненность. При жалобах на боли в ухе проводят глубокую пальпацию и перкуссию в области проекции антрума, площадки сосцевидного отростка, чешуи височной кости, области височно-нижнечелюстного сустава и ретромандибулярной ямки в области околоушной слюнной железы. Височно-нижнечелюстной сустав пальпируют при открывании и закрывании рта для выявления щелчков, хруста и других феноменов, свидетельствующих о наличии артрозоартрита этого сустава.

Отоскопия. При осмотре наружного слухового прохода обращают внимание на его ширину и содержимое. Вначале осматривают его без воронки, оттягивая ушную раковину кверху и кзади (у младенцев кзади и книзу) и одновременно отодвигая козелок кпереди. Глубокие отделы слухового прохода и барабанную перепонку осматривают при помощи ушной воронки и лобного рефлектора, при этом отмечают наличие или отсутствие определенных опознавательных признаков ее и патологических изменений (втянутость, гиперемия, перфорация и др.).

Исследование слуховой функции

Наука, предметом изучения которой является слуховая функция, называется аудиологией (от лат. audio — слышу), а клиническое направление, занимающееся лечением тугоухих людей, называется сурдологией (от лат. surditas — глухота).

Метод исследования слуха называется аудиометрией. В этом методе различают понятие акуметрии (от греч. akouo — слушаю), под которым понимают исследование слуха живой речью и камертонами. При аудиометрии используют электронно-акустические приборы (аудиометры). В качестве оценочных критериев служат ответы обследуемого (субъективная реакция): «слышу — не слышу», «понимаю — не понимаю», «громче — тише — равно громко», «выше — ниже» по тональности подаваемого звукового теста и др.

В качестве пороговой величины слухового восприятия принято звуковое давление, равное 2,10:10 000 микробар (мкб), или 0,000204 дины/см2, при частоте звука 1000 Гц. Величина, в 10 раз большая, равна 1 белу (Б) или 10 дБ, в 100 раз большая (×102) — 2 Б или 20 дБ; в 1000 раз большая (×103) — 3 Б или 30 дБ и т. д. Децибел как единица измерения интенсивности звука применяется во всех пороговых и надпороговых аудиометрических тестах, связанных с понятием громкости.

В XX в. для исследования слуха получили распространение камертоны, методика применения которых в отиатрии была разработана Ф. Бецольдом.

Исследование слуха «живой» речью

В качестве тестирующих речевых звуков (слов) используют шепотную, разговорную, громкую и очень громкую речь («крик с трещоткой») при заглушении противоположного уха трещоткой Барани (рис. 1).

Рис. 1. Трещотка Барани

При исследовании шепотной речью рекомендуют произносить слова шепотом после физиологического выдоха, используя резервный (остаточный) воздух легких. При исследовании разговорной речью применяют обычную речь средней громкости. Критерием оценки слуха при шепотной и разговорной речи является расстояние от исследующего до обследуемого, с которого он уверенно повторяет не менее 8 из 10 предъявляемых ему слов. Громкая и очень громкая речь применяется при тугоухости третьей степени и произносится над ухом пациента.

Исследование слуха с помощью камертонов

При исследования слуха камертонами используют набор разночастотных камертонов (рис. 2).

Рис. 2. Набор камертонов

При исследовании слуха камертонами необходимо соблюдать ряд правил. Камертон следует держать за ножку, не касаясь бранш. Не следует касаться браншами ушной раковины и волос. При исследовании костной проводимости ножку камертона устанавливают на темя или лоб по средней линии (при определении феномена литерализации звука) или на площадку сосцевидного отростка (при определении времени звучания камертона). Не следует ножку камертона прижимать слишком сильно к тканям головы, так как возникающее при этом у обследуемого болевое ощущение отвлекает его от основной задачи исследования; кроме того, это способствует ускоренному затуханию колебаний бранш камертона. Следует иметь в виду, что звуки в 1000 Гц и выше способны огибать голову обследуемого, поэтому при хорошем слухе на неисследуемое ухо может возникать феномен переслушивания по воздуху. Переслушивание может возникать и при исследовании тканевой проводимости; оно возникает в том случае, если в исследуемом ухе имеется перцептивная тугоухость, а противоположное ухо либо слышит нормально, либо в нем имеется кондуктивный тип тугоухости, например серная пробка или рубцовый процесс.

С помощью камертонов проводят ряд специальных аудиометрических тестов для дифференциальной диагностики между перцептивным и кондуктивным видами тугоухости. Результаты всех акуметрических тестов, осуществляемых с помощью живой речи и камертонов, целесообразно фиксировать в виде так называемого слухового паспорта (табл. 1, 2), который объединяет пять аспектов исследования:

1) выявление спонтанного раздражения звукового анализатора по тесту СШ (субъективный шум);

2) определение степени тугоухости в отношении живой речи по тестам ШР (шепотная речь) и РР (разговорная речь). При высокой степени тугоухости наличие слуха определяют по тесту «крик с трещоткой»;

3) определение с помощью камертонов чувствительности органа слуха к чистым тонам при воздушном и тканевом проведении звука;

4) выявление определенных корреляционных зависимостей между восприятием низких и высоких тонов при воздушном и костном проведении звука для дифференциальной диагностики форм тугоухости;

5) установление латерализации звука по костной проводимости для установления типа тугоухости на хуже слышащее ухо.

Таблица 1. Слуховой паспорт при нарушении звукопроведения

Тесты

+

СШ

0,5 м

ШР

6 м

2,0 м

РР

> 6 м

+

Кр с трещоткой

Заглушение

C128 (N-80 c)

C2048 (N-50 c)

Ск128 (N-40 c)

удлинен

Опыт Швабаха

=

Опыт Вебера

Опыт Ринне

+

Опыт Бинга

+

Опыт Желле

+

Опыт Льюиса — Федеричи

+

Таблица 2. Слуховой паспорт при нарушении звуковосприятия

Тесты

+

СШ

0,5 м

ШР

6 м

1,0 м

РР

> 6 м

+

Кр с трещоткой

Заглушение

C128 (N-80 c)

C2048 (N-50 c)

Ск128 (N-40 c)

Укорочен

Опыт Швабаха

=

Опыт Вебера

+

Опыт Ринне

+

+

Опыт Желле

+

Тест СШ выявляет наличие раздражения периферического нервного аппарата органа слуха или состояние возбуждения слуховых центров. В слуховом паспорте наличие ушного шума отмечается символом «+».

Исследование живой речью. Это исследование проводится в отсутствие постороннего шума. Исследуемое ухо направлено в сторону обследующего, другое ухо плотно закрывают пальцем. Результаты исследования живой речью записываются в слуховом паспорте в метрах кратно числу 0,5: 0; «у рак», что означает — «слух у раковины»; 0,5; 1; 1,5 м и т. д. Результат фиксируют на том расстоянии, с которого обследуемый повторяет 8 из 10 названных слов.

При исследовании слуха камертонами камертон подносят к наружному слуховому проходу плоскостью бранши на расстоянии 0,5-1 см с периодичностью одного раза в 5 с. Запись в паспорте производится с этой же кратностью, т. е. 5 с; 10 с; 15 с и т. д. Факт понижения слуха устанавливают в тех случаях, когда время восприятия звука укорочено на 5% и более относительно паспортной нормы камертона.

Критерии оценки камертональных тестов типового слухового паспорта

  • При воздушном проведении звука:
    • кондуктивная (басовая) тугоухость: снижение продолжительности восприятия камертона С128 при околонормальном восприятии камертона С2048;
    • перцептивная (дискантовая) тугоухость: околонормальное время восприятия камертона С128 и снижение продолжительности восприятия камертона с2048.
  • При тканевом (костном) проведении звука (применяют только камертон С128):
    • кондуктивная тугоухость: нормальная или увеличенная продолжительность восприятия звука;
    • перцептивная тугоухость: снижение продолжительности восприятия звука.

Выделяют также смешанный тип тугоухости, при которой происходит укорочение времени восприятия басового (С128) и дискантового ( С2048) камертонов при воздушном звукопроведении, и басового камертона при тканевом звукопроведении.

Критерии оценки камертональных тестов

Опыт Швабаха (1885). Классический вариант: ножку звучащего камертона прикладывают к темени обследуемого до прекращения восприятия им звука, после чего обследующий немедленно прикладывает ее к своему темени (предполагается, что у обследующего должен быть нормальный слух); если звук не слышен, это свидетельствует о нормальном слухе обследуемого, если звук все еще воспринимается, то у обследуемого костная проводимость «укорочена», что свидетельствует о присутствии перцептивной тугоухости.

Опыт Вебера (1834). Ножку звучащего камертона прикладывают по средней линии ко лбу или темени, обследуемый сообщает о наличии или отсутствии латерализации звука. При нормальном слухе или при симметричном его снижении звук будет ощущаться «посередине» или «в голове» без четкой латерализации. При нарушении звукопроведения звук латерализуется в хуже слышащее ухо, при нарушении звуковосприятия — в лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (1885). При помощи С128 или С512 определяют время звучания камертона при воздушном проведении; затем определяют время звучания этого же камертона при тканевом проведении. В норме и при сенсоневральной тугоухости продолжительность восприятия звука при воздушном звукопроведении больше, чем при ткневом звукопроведении. В этом случае говорят, что «опыт Ринне положителен», и в слуховом паспорте этот факт отмечают в соответствующей ячейке знаком «+». В случае, когда время звучания при тканевом звукопроведении больше времени звучания при воздушном проведении, говорят, что «опыт Ринне отрицателен», и в слуховом паспорте проставляют знак «-«. Положительный «Ринне» типичен для нормального слуха при нормальных временных показателях для воздушного и костного звукопроведения. Положителен он также и при сенсоневральной тугоухости, но при более низких временных показателях. Отрицательный «Ринне» характерен для нарушения звукопроведения. При отсутствии восприятия звука посредством воздушного звукопроведения говорят о «бесконечно отрицательном Ринне», при отсутствии костной проводимости говорят о «бесконечно положительном Ринне». «Ложный отрицательный Ринне» отмечают при переслушивании через кость другим ухом в том случае, если слух на это ухо нормальный, а в обследуемом ухе имеется выраженная сенсоневральная тугоухость. В этом случае для исследования слуха здоровое ухо заглушают трещоткой Барани.

Опыт Желле (1881). Предназначен для определения наличия или отсутствия подвижности основания стремени и применяется в основном для выявления анкилоза стремени при отосклерозе. Опыт основан на феномене понижения громкости звучащего камертона при костном проведении во время повышения давления в наружном слуховом проходе. Для проведения опыта используют низкочастотный камертон с длительным временем звучания и баллон Политцера с наставленной на его конце резиновой трубкой с оливой. Оливу, подобранную по размеру наружного отверстия слухового прохода, плотно вставляют в наружный слуховой проход, а звучащий камертон рукояткой приставляют к площадке сосцевидного отростка. Если звук становится тише, говорят о «положительном» опыте Желле, если не изменяется, то опыт определяют как «отрицательный». Соответствующие символы проставляются в слуховой паспорт. Отрицательный опыт Желле наблюдают при диссоциации слуховых косточек в результате травмы, перфорациях барабанной перепонки и облитерации окон ушного лабиринта. Вместо камертона можно использовать костный телефон аудиометра.

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная пороговая аудиометрия — стандартный общепринятый метод исследования слуховой чувствительности к «чистым» тонам в диапазоне 125-8000 (10 000) Гц при воздушном проведении звука и в диапазоне 250-4000 Гц при костном проведении звука. Для этой цели применяются специальные генераторы звука, шкалы которых отградуированы в дБ. Современные аудиометры снабжены встроенным компьютером, программное обеспечение которого позволяет протоколировать исследование с отображением на дисплее тональной аудиограммы и ее фиксацией в «твердой копии» на специальном бланке при помощи принтера с указанием протокольных данных. Для правого уха на бланке тональной аудиограммы используется красный цвет, для левого — синий; для кривых воздушной проводимости — сплошная линия, для костной проводимости — пунктирная. При проведении тональной, речевой и других видов аудиометрического исследования пациент должен находиться в звукозаглушенной камере (рис. 3). Каждый аудиометр снабжен дополнительно генератором шумовых узкополосных и широкополосных спектров для проведения исследования с маскировкой неисследуемого уха. Для исследования воздушной проводимости применяют специально отградуированные наушники; для костной проводимости — «костный телефон» или вибратор.

Рис. 3. Аудиометр; на заднем плане — звукозаглушенная мини-камера

Кроме пороговой тональной аудиограммы в современных аудиометрах заложены программы многих других тестов.

При нормальном слухе кривые воздушной и костной проводимости проходят около пороговой линии с отклонением на разных частотах в пределах ±5-10 дБ, если же кривые опускаются ниже этого уровня, это свидетельствует о нарушении слуха. Различают три основных типа изменения тональной пороговой аудиограммы: восходящий, нисходящий и смешанный (рис. 4).

Рис. 4. Основные типы тональных пороговых аудиограмм: I — восходящий при нарушении звукопроведения; II — нисходящий при нарушении звуковосприятия; III — смешанный при нарушении звукопроведения и звуковосприятия; РУ — резерв улитки, указывающий на потенциальную возможность восстановления слуха до уровня костной проводимости при условии устранения причины тугоухости

Надпороговая аудиометрия

Надпороговая аудиометрия включает аудиометрическис пробы, в которых тестовые тональные звуки и речевые сигналы превышают порог чувствительности слуха. С помощью этих проб достигаются следующие цели: выявление феномена ускоренного нарастания громкости и адаптационных резервов органа слуха, определение уровня слухового дискомфорта, степени разборчивости речи и помехоустойчивости, ряд других функций звукового анализатора. Например, при помощи пробы Люшера — Цвиклоцкого определяют дифференциальный порог интенсивности при дифференциальной диагностике между кондуктивным и перцептивным типами тугоухости. Эта проба представлена в виде стандартного теста в любом современном аудиометре.

Речевая аудиометрия

В этом тесте в качестве тестирующих звуков используются отдельные специально подобранные слова, содержащие низкие и высокие частотные форманты. Результат оценивают по количеству правильно понятых и повторенных слов в процентном отношении к общему числу предъявленных слов. На рис. 5 приведены примеры речевых аудиограмм для различных типов тугоухости.

Рис. 5. Речевые аудиограммы при различных типах тугоухости: 1 — кривая при кондуктивной тугоухости; 2 — кривая при кохлеарной форме тугоухости; 3 — кривая при смешанной форме тугоухости; 4 — кривая при центральном типе тугоухости; а, б — различные позиции кривой разборчивости речи при кондуктивном типе тугоухости; в, г — отклонения кривых книзу при снижении УСД (при наличии ФУНГ)

Исследование пространственного слуха

Исследование функции пространственного слуха (ототопики) направлено на разработку методов топической диагностики уровней поражения звукового анализатора.

Исследование проводится в звукоизолированном помещении, оборудованном специальной акустической установкой, состоящей из генератора звука и расположенных перед испытуемым в вертикальной и горизонтальной плоскостях громкоговорителей.

Задача обследуемого заключается в определении локализации источника звука. Результаты оценивают по проценту правильных ответов. При сенсоневральной тугоухости точность определения локализации источника звука снижается на стороне хуже слышащего уха. Локализация звука по вертикали у этих больных изменяется в зависимости от потери слуха на высокие тоны. При отосклерозе полностью исключается возможность локализовать звук в вертикальной плоскости независимо от спектра частот тестирующего звука, в то время как локализация по горизонтали изменяется лишь в зависимости от асимметрии слуховой функции. При болезни Меньера отмечается постоянное нарушение ототопики во всех плоскостях.

Методы объективного исследования слуха

В основном эти методы применяются в отношении малолетних детей, лиц, проходящих экспертизу на наличие слуховой функции, и больных с ущербной психикой. Методы основаны на оценке слуховых рефлексов и вызванных слуховых потенциалов.

Слуховые рефлексы

В их основе лежат рефлекторные связи органа слуха с сенсомоторной сферой.

Ауропальпебральный рефлекс Прейера (Н. Рreyer, 1882) — непроизвольное мигание, возникающее при резком внезапном звуке. В 1905 г. В. М. Бехтерев предложил использовать этот рефлекс с целью выявления симуляции глухоты. Различные модификации этого рефлекса использовались в клинике Н. П. Симановского. В настоящее время этот рефлекс применяется для исключения глухоты у грудных детей.

Ауроларингеальный рефлекс (J. Mick, 1917). Сущность этого рефлекса заключается в том, что под влиянием неожиданного резкого звука возникает рефлекторное смыкание голосовых складок с последующим их разведением и глубоким вдохом. Этот рефлекс в экспертной пробе весьма надежен, поскольку он относится к безусловным, не зависящим от воли испытуемого, реакциям.

Ауропупиллярный рефлекс (G. Holmgren, 1876) заключается в рефлекторном расширении, а затем в сужении зрачков под влиянием внезапного сильного звука.

Рефлекс Фрешельса (Froeschels). Заключается в том, что при резком звуке возникает непроизвольное отклонение взора в сторону источника звука.

Рефлекс Цемаха (Cemach). При внезапном громком звуке возникает наклон головы и туловища (реакция отстранения) в сторону, противоположную той, с которой раздался резкий сильный звук.

Звуковые двигательные рефлексы мышц барабанной полости. Эти безусловные рефлексы, возникающие в ответ на надпороговую звуковую стимуляцию, получили широкое распространение в современных аудиологии и сурдологии.

Слуховые вызванные потенциалы

Метод основан на феномене генерации в нейронах слуховых зон коры головного мозга биоэлектрических вызванных потенциалов, возникающих при озвучивании рецепторных клеток спирального органа улитки, и регистрации этих потенциалов при помощи их суммации и компьютерной обработки; отсюда и другое название метода — компьютерная аудиометрия. В аудиологии используют слуховые вызванные потенциалы для топической диагностики центральных нарушений звукового анализатора (рис. 6).

Рис. 6. Схематическое изображение усредненных вызванных слуховых биопотенциалов

Методы исследования слуховой трубы

Исследование слуховой трубы является одним из основных методов диагностики заболеваний как этого органа, так и среднего уха и их дифференциальной диагностики.

Скопические методы

При отоскопии нарушения функций слуховой трубы проявляются: а) втянутостью расслабленной и натянутой частей барабанной перепонки; б) увеличением глубины конуса барабанной перепонки, из-за чего короткий отросток молоточка выпячивается наружу (симптом «указательного пальца»), световой рефлекс резко укорочен или вовсе отсутствует.

При эпифарингоскопии (задней риноскопии) оценивают состояние носоглоточных устьев слуховых труб (гиперемия, сенехии, повреждения и др.), состояние трубных миндалин и аденоидной ткани, хоан, сошника, ретроспективу носовых ходов.

Пневмоотоскопия

Методика проводится с помощью воронки Siegle (1864), снабженной резиновым баллончиком для воздействия на барабанную перепонку воздушной струей (рис. 7).

Рис. 7. Воронка Зигле с пневматической приставкой

При нормальной вентиляционной функции слуховой трубы импульсное повышение давления в наружном слуховом проходе вызывает колебания барабанной перепонки. При нарушении вентиляционной функции слуховой трубы или при адгезивном процессе подвижность перепонки отсутствует.

Сальпингоскопия

Для осмотра носоглоточного устья слуховой трубы применяются современные оптические эндоскопы.

В настоящее время для осмотра слуховой трубы применяются тончайшие фиброскопы с управляемой оптикой на дистальном конце, которые могут проникать через слуховую трубу в барабанную полость для проведения туботимпанальной микрофиброэндоскопии.

Продувание слуховой трубы. Этот способ применяется как с диагностической, так и с лечебной целью. Для него используют специальный резиновый баллон, соединенный посредством резиновой трубки с носовой оливой, которую вставляют в ноздрю и плотно зажимают вместе с другой ноздрей. Обследуемый делает глоток воды, во время которого полость носоглотки перекрывается мягким небом, а глоточное отверстие слуховой трубы раскрывается. В этот момент баллон сдавливают, в полости носа и носоглотке повышается давление воздуха, который при нормальном функционировании слуховой трубы поступает в среднее ухо. Вместо глотка воды можно произносить звуки, при артикуляции которых происходит перекрытие носоглотки мягким небом, например «также-также», «ку-ку», «пароход» и др. При поступлении воздуха в барабанную полость в наружном слуховом проходе можно услышать своеобразный шум. При выслушивании этого шума применяется отоскоп Лютце, представляющий собой резиновую трубку, на концах которой находятся две ушные оливы. Одну из них вставляют в наружный слуховой проход обследующего, другую — в наружный слуховой проход обследуемого. Выслушивание осуществляется во время глотка при зажатом носе (проба Тойнби).

Более эффективным способом определения проходимости слуховой трубы является проба Вальсальвы, которая заключается в попытке усиленного выдоха при плотно зажатом носе и губах. При этой пробе в случае проходимости слуховой трубы у обследуемого возникает ощущение распирания в ушах, а обследующий выслушивает при помощи отоскопа характерный дующий или хлопающий звук. Ниже приведен список наиболее известных проб.

До наших дней дошли принципы оценки проходимости слуховой трубы по степеням. А. А. Пухальский (1939) предложил классифицировать состояние вентиляционной функции слуховых труб по четырем степеням:

  • I степень — шум выслушивается при простом глотке;
  • II степень — шум выслушивается при пробе Тойнби;
  • III степень — шум выслушивается при пробе Вальсальвы;
  • IV степень — шум не выслушивается ни при одной из перечисленных проб. Полную непроходимость оценивают по отсутствию шума при проведении пробы Политцера с глотком воды. При невозможности определения проходимости слуховой трубы приведенными способами прибегают к ее катетеризации.

Катетеризация слуховых труб

Для проведения катетеризации слуховой трубы необходимы следующие инструменты (рис. 8): баллон Политцера (7) для продувания слуховой трубы; отоскоп Лютце (2) для выслушивания ушного шума, возникающего при прохождении воздуха через слуховую трубу, и ушной катетер (канюля Гартмана) для прямого продувания слуховой трубы способом ее катетеризации.

Рис. 8. Набор инструментов для катетеризации слуховой трубы: 1 — резиновый баллон; 2 — отоскоп — резиновая трубка для выслушивания шума; 3 — катетер для прямого зондирования слуховой трубы

Техника катетеризации слуховой трубы

Катетер вводят по общему носовому ходу клювом вниз до соприкосновения с задней стенкой носоглотки, поворачивают его на 90° в сторону противоположного уха и подтягивают до соприкосновения с сошником. Затем поворачивают катетер клювом книзу на 180° в сторону исследуемой слуховой трубы так, чтобы клюв был обращен к боковой стенке носоглотки. После этого клюв поворачивают кверху еще на 30-40°, чтобы колечко, находящееся у воронки катетера, оказалось направленным в сторону наружного угла глазницы. Завершающий этап заключается в поиске глоточного отверстия слуховой трубы, во время которого могут быть определены валики этого отверстия (задний и передний). Попадание в отверстие характеризуется ощущением «захвата» конца катетера. Далее вставляют конический конец баллона в раструб катетера и легкими движениями нагнетают в него воздух. При проходимости слуховой трубы прослушивается дующий шум, а при отоскопии после продувания обнаруживается инъецированность сосудов барабанной перепонки.

Ушная манометрия основана на регистрации повышения давления в наружном слуховом проходе, возникающем при повышении давления в носоглотке и наличии проходимости слуховой трубы.

В настоящее время исследование функции слуховой трубы проводят при помощи фонобарометрии и электротубометрии.

Фонобарометрия позволяет косвенным путем устанавливать величину давления воздуха в барабанной полости и контролировать состояние вентиляционной функции слуховой трубы.

Импедансная аудиометрия (англ. impedance, от лат. impedio — препятствую, оказываю сопротивление). Под акустическим импедансом понимают комплексное сопротивление, которое испытывают звуковые волны, проходящие через определенные акустические системы и приводящие эти системы в вынужденные колебания. В аудиологии исследование акустической импедансометрии направлено на определение качественных и количественных характеристик звукопроводящей системы среднего уха.

Современная импедансометрия включает измерение абсолютной величины входного импеданса, т. е. акустического сопротивления звукопроводящей системы; регистрацию изменений входного импеданса под влиянием сокращения мышц барабанной полости и ряд других показателей.

Акустическая рефлексометрия позволяет оценить рефлекторную деятельность мышц барабанной полости и диагностировать нарушения слуховой функции на уровне первого нейрона. Основными диагностическими критериями являются: а) величина порога стимулирующего звука в дБ; б) длительность латентного периода акустического рефлекса, отражающая функциональное состояние первого нейрона, от начала звукового стимула до рефлекторного сокращения ипси- или контралатеральной стременной мышцы; в) характер изменений акустического рефлекса в зависимости от величины надпорогового звукового стимула. Указанные критерии выявляют при измерении параметров акустического импеданса звукопроводящей системы.

Оториноларингология. В.И. Бабияк, М.И. Говорун, Я.А. Накатис, А.Н. Пащинин

Опубликовал Константин Моканов

5.3.2 Исследование слуха камертонами.

Это исследование проводится с использованием специального набора камертонов с широким частотным диапазоном. Каждый камертон имеет свой «паспорт», то есть данные о времени в секундах, в течение которого его звучание воспринимается через воздух и через кость здоровым ухом. Исследуется воздушная и костная проводимость.

2.1 Количественная оценка камертонального исследования слуха.

2.1.1 Исследование воздушной проводимости. Проводится низкочастотным камертоном с частотой 128 колебаний в секунду (С 128), затем камертоном с частотой 2048 колебаний в секунду (С 2048). Камертон С 128 приводится в колебание резким сжатием бранш пальцами и резким отпусканием их, камертон С 2048 – щелчком ногтя по бранше.

Звучащий камертон, который держат за ножку, подносят к наружному слуховому проходу максимально близко (1 см) таким образом, чтобы ось, проходящая поперек обеих бранш, совпадала с осью наружного слухового прохода. Камертон не должен соприкасаться ни с ушной раковиной, ни с волосами. Секундомером измеряется время, в течение которого пациент слышит звучание камертона. Во избежание утомления и адаптации камертон отводят от уха на 1-2 сек каждые 4-5 сек, не возбуждая его повторно.

2.1.2 Исследование костной проводимости. Это исследование проводится камертоном С 128, так как вибрация камертона с более высокой частотой переслушивается через воздух ухом. Методика проведения аналогична исследованию воздушной проводимости, с той разницей, что звучащий камертон ставят ножкой на площадку сосцевидного отростка перпендикулярно.

2.2 Качественная оценка камертонального исследования слуха.

Основной целью проведения качественной оценки с помощью камертональных проб является дифференциальная диагностика нарушений звукопроведения и звуковосприятия.

Опыт Вебера (W). Определение латерализации звука. Звучащий камертон С 128 устанавливают на теменную область пациента. При неизмененной функции слуха пациент слышит звук в середине головы или одинаково в обоих ушах. В случае одностороннего поражения звукопроведения звук воспринимается хуже слышащим ухом (латерализация в больное ухо). При одностороннем нарушении звуковосприятия звук латерализуется в лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (R). Производится сравнение воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон С 128 приставляют ножкой к площадке сосцевидного отростка. Когда пациент прекращает воспринимать звук, камертон подносят к наружному слуховому проходу. Если слух нормальный или если нарушено звуковосприятие исследуемый будет слышать звук камертона возле уха еще в течение некоторого времени (опыт положительный), т.е. воздушная проводимость превалирует над костной. В случае нарушения звукопроведения опыт отрицательный – костная проводимость преобладает над воздушной.

Опыт Швабаха (Sch). Этот опыт используют для определения длительности восприятия звука через кость. Звучащий камертон С 128 приставляют к сосцевидному отростку и держат его так до тех пор, пока исследуемый не перестанет слышать. Затем врач (с нормальным слухом) ставит камертон себе на сосцевидный отросток. Если он продолжает слышать камертон, то опыт Швабаха у исследуемого укорочен (опыт положительный). Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при заболеваниях звукопроводящего аппарата.

Опыт Бинга (В). Выполняется с целью определения относительной и абсолютной проводимости звука через кость. Камертон С 128 приставляют к сосцевидному отростку и сравнивают костную проводимость при открытом и при закрытом наружном слуховом проходе, для чего прижимают козелок к ушной раковине. В норме и при нарушении звуковосприятия выключение воздушного звукопроведения при закрытом слуховом проходе удлиняет звукопроведение через кость (опыт Бинга положительный). При нарушении звукопроведения костное проведение звука остается одинаковым при открытом и закрытом слуховом проходе (опыт Бинга отрицательный).

Опыт Федеричи (F). Звучащий камертон С 128 ставят сначала на сосцевидный отросток, а затем переставляют камертон на козелок, осторожно вдавливая его в слуховой проход. В норме и при нарушении звуковосприятия звук камертона с козелка воспринимается продолжительнее, чем с сосцевидного отростка (положительный опыт Федеричи). Более продолжительное и громкое восприятия звука с сосцевидного отростка наблюдается при тугоподвижности цепи слуховых косточек (опыт отрицательный).

Опыт Желле (G). Опыт выполняется для определения подвижности стремени. Звучащий камертон С 128 приставляют к сосцевидному отростку. Оливой баллона Политцера герметически закрывают наружный слуховой проход, затем сгущают или разрежают давление в наружном слуховом проходе путем сжатия и расслабления баллона. Пациент с нормальной подвижностью стремени в момент сгущения воздуха отмечает ухудшение восприятия звука камертона (опыт Желле положительный). В случае неподвижности стремени изменения звука не происходит (опыт Желле отрицательный).

Результаты акуметрических исследований заносятся в слуховой паспорт, который оформляется в виде таблицы. В качестве примера приведен слуховой паспорт пациента с правосторонним нарушением звукопроведения.

AD (Правое ухо)

AS (левое ухо)

+

Субъективный шум (СШ)

Шепотная речь (ШР)

Разговорная речь (РР)

Больше 6.0

С128к (норма 30 сек)

С128в (норма 60 сек)

С2048 (норма 45 сек)

Вправо

Опыт Вебера (W)

Опыт Ринне (R)

+

Опыт Швабаха (Sch)

+

Опыт Федеричи (F)

+

Опыт Желле (G)

Нередко пациенты с головокружением и шумом в ушах также имеют жалобы на снижение слуха. Однако не всегда в ходе опроса и обычного неврологического осмотра (включающего, конечно же, проверку восприятия шепотной речи раздельно для каждого уха) можно выяснить на каком уровне происходит снижение слуха: на уровне звукопроводящего аппарата (к которому относятся наружное и среднее ухо) или же звуковоспринимающего (к которому можно отнести кортиев орган и слуховой нерв).

Специально для этого дополнительно возможно проведение камертональных проб – Швабаха, Ринне и Вебера.

Проба Вебера заключается в постановке звучащего камертона на теменную область по срединной линии, при этом звук будет равноценно улавливаться с обеих сторон, тогда как при поражении звукопроводящей системы звук будет восприниматься сильнее с больной стороны, при поражении же слухового нерва, наоборот, со здоровой стороны звук будет сильнее.

Проба Ринне проводят камертоном С 128. Ножка камертона помещается на сосцевидный отросток, после окончания восприятия звука камертона его подносят к уху. В норме звук вибрации будет вновь слушаться, так как воздушная проводимость дольше костной, при поражении звукопроводящего аппарата звук камертона не будет восприниматься около уха.

Проба Швабаха проводится также, как и проба Ринне, но костная проводимость у больного сравнивается с таковой у врача, в силу чего оценивается состояние звуковоспринимающего аппарата (слуховой нерв). Проба достаточно субъективна и не может являться эталонной.

Исследование камертонами.

Исследование слуха камертонами может производиться как с учетом длительности их звучания в секундах — количественно, так и качественно на основе сравнения восприятия их по воздуху и кости, а также у больного и врача.

Для точной количественной оценки длительности восприятия камертонов требуется достаточно много времени, поэтому в условиях войсковой части и отоларингологами в амбулаторной практике используются качественные камертональные тесты. В совокупности они имеют значение как метод дифференциальной экспресс-диагностики нарушения механизма звукопроведения и звуковосприятия. При выполнении этих тестов (опытов) используется один басовый камертон С128 или А105.

Опыт Вебера – оценкалатерализации звука (Weber E., 1829). Камертон ставят больному ножкой на темя и просят его сказать, каким ухом он громче слышит звук. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка в слуховом проходе, воспаление среднего уха, перфорация барабанной перепонки и др.) наблюдается латерализация звука в больное ухо; при двустороннеем поражении – в сторону хуже слышащего уха. Нарушение звуковосприятия приводит к латерализации звука в здоровое или лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне – сравнение длительности восприятия костной и воздушной проводимости (Rinne A., 1855). Низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток. После прекращения восприятия звука по кости его подносят браншами к слуховому проходу. В норме человек дольше слышит камертон по воздуху (опыт Ринне положительный). При нарушении звуковосприятия пропорционально ухудшается костная и воздушная проводимость, поэтому опыт Ринне остается положительным. Если же страдает звукопроведение с нормальной функцией слухового рецептора, то звук по кости воспринимается дольше, чем по воздуху (отрицательный опыт Ринне).

Опыт Швабаха – оценка длительности восприятия камертона по кости (Schwabach D., 1885). Сравнивается длительность восприятия камертона с сосцевидного отростка у больного и нормально слышащего врача. При нарушении звуковосприятия врач дольше слышит камертон (укорочение костной проводимости в опыте Швабаха). Нарушение звукопроведения приводит к обратному эффекту – больной со сниженным слухом воспринимает камертон дольше врача (удлинение костной проводимости в опыте Швабаха).

Опыты Вебера, Ринне и Швабаха считаются классическими при качественном камертональном исследовании слуха. Их результаты в норме, при нарушении звукопроведения и звуковосприятия приведены в табл. 1.2.1.

Таблица 1.2.1

Результаты качественных камертональных тестов

Характер Тугоухости О п ы т ы
Вебера Ринне Швабаха
Норма Латерализация отсутствует Положительный
Нарушение звукопроведения В больное (хуже слышащее) ухо Отрицательный Восприятие удлинено
Нарушение звуковосприятия В здоровое (лучше слышащее) ухо Положительный Восприятие укорочено

В опыте Ринне целесообразно сравнивать не длительность восприятия камертона, а интенсивность его звучания. Это значительно экономит время исследования и при убедительном результате позволяет ограничиться проведением всего двух тестов. Первым из них является модифицированный опыт Ринне – сравнение интенсивности восприятия камертона с сосцевидного отростка и у наружного слухового прохода, а вторым служит опыт Вебера, результат которого сравнивается с латерализацией ультразвука. На такую камертональную дифференциальную экспресс-диагностику нарушения звукопроведения и звуковосприятия затрачивается не более одной минуты.

Кроме указанных опытов предложены и другие, из которых чаще всего применяются опыты Федеричи и Бинга.

Опыт Федеричи (Federici F., 1933) – сравнение длительности восприятия тканевой проводимости с сосцевидного отростка и козелка при обтурации им наружного слухового прохода. Проводится опыт аналогично опыту Ринне. После прекращения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е. звучание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопроведения – отрицательный.

Опыт Бинга (Bing A., 1891) – сравнение интенсивности восприятия костно-тканевой проводимости с сосцевидного отростка при открытом и закрытом козелком наружном слуховом проходе. В норме и при нарушении звуковосприятия обтурация наружного слухового прохода приводит к усилению воспиятия камертона (положительный опыт Бинга), а при нарушении звукопроведения этого не происходит (отрицательный опыт Бинга).

Улучшение восприятия камертона по тканям черепа в опыте Бинга в норме и при нарушении звуковосприятия обусловлено в основном отсутствием влияния внешнего шума и резонансным усилением звука в закрытой полости уха. Нарушение звукопроведения в наружном и среднем ухе само по себе создает препятствие для выхода звуковой энергии наружу, поэтому закрытие наружного слухового прохода козелком не вызывает дополнительного усиления звука.

Наряду с камертональными тестами, служащими для дифференцирования поражения звукопроведения и звуковосприятия, применяется специальный опыт Желле для диагностики отосклероза.

Опыт Желле (Gelle M., 1881) – îïðåäåëåíèå ïîäâèæíîñòè ïîäíîæíîé ïëàñòèíêè ñòðåìåíè â îâàëüíîì îêíå. Наружный слуховой проход плотно обтурируется оливой баллона Политцера и с его помощью периодически увеличивается и уменьшается давление воздуха на барабанную перепонку, слуховые косточки. Максимально звучащий низкочастотный камертон устанавливается на сосцевидный отросток. При неподвижности стремени в овальном окне громкость звука от изменения давления в наружном слуховом проходе не меняется (опыт Желле отрицательный), в то время как в норме при повышении давления звук воспринимается более тихим (опыт Желле положительный).

Количественное исследование слуха камертонами, предложенное Бецольдом (Bezold F., 1897), предназначено для более точной дифференциальной диагностики нарушений слуха на различных уровнях слуховой системы. Оно заключается в определении времени восприятия звучания камертонов. Для детального анализа слуховой функции необходим полный набор камертонов Бецольда-Эдельмана со свистком Гальтона. С внедрением тональной аудиометрии использование такого набора камертонов утратило свое значение. В настоящее время по В.И.Воячеку в клинике пользуются двумя камертонами. Обычно применяют камертоны C128 (низкий) и C2048 (высокий) или близкие к ним по тональности – A105 и C1024. Определяют длительность восприятия дискантного камертона по воздуху, а басового – по воздуху и тканям черепа.

При исследовании воздушной проводимости соблюдается ряд правил.

1. Возбуждение камертона производится по принципу “ìàêñèìàëüíîãî óäàðà”, ÷òî äîñòèãàåòñÿ óäàðîì åãî î òåíîð ëàäîíè, ëèáî ударом по нему резиновым молоточком или путем щипка. В этих случаях начальные колебания камертона будут наибольшими, а длительность звучания – приблизительно одинаковой.

2. Время отсчитывают по секундомеру с момента возбуждения камертона.

3. Звучащий камертон удерживают за ножку двумя пальцами на расстоянии 1 см от уха таким образом, чтобы бранши совершали колебания в плоскости оси слухового прохода.

4. Для исключения адаптации камертон периодически удаляют от уха на 3-5 с.

Костно-тканевую проводимость исследуют басовым камертоном, устанавливая его на основание сосцевидного отростка в области проекции антрума. Отмечают время восприятия камертона правым и левым ухом, а затем вновь возбуждают камертон, устанавливают его на середину темени браншами в стороны и проверяют латерализацию звука.

Ежегодно производится паспортизация камертонов биологическим методом. Для этого устанавливается средняя длительность восприятия звучания камертонов у десяти здоровых людей с нормальным речевым и тональным слухом в возрасте от 20 до 25 лет. Эти показатели наносятся на ножку камертона, например, на полоске липкого пластыря. Отмечается также месяц и год тестирования.

Результаты камертонального исследования вместе с результатами исследования слуха речью записываются в слуховой паспорт истории болезни, который предложен В.И.Воячеком и Н.Ф.Бохоном (1935). В нем отмечается и норма звучания камертонов, с которой сравниваются показатели у больных.

По данным слухового паспорта осуществляется первичная дифференциальная диагностика различных форм тугоухости: нарушения звукопроведения, звуковосприятия или смешанного типа. Обращается особое внимание на те заболевания, при которых барабанная перепонка целая и часто имеет нормальный вид (сенсоневральная тугоухость, отосклероз, болезнь Меньера, тубоотит, серозный средний отит, адгезивный средний отит, невринома VIII нерва и др.). При гнойном отите или перфорации барабанной перепонки причина тугоухости более понятна.

При нарушении механизма звукопроведения (табл. 1.2.2) ухудшается восприятие по воздуху преимущественно басового камертона. При исследовании костной проводимости он слышен дольше, чем в норме, и звук его латерализуется в больное ухо.

Таблица 1.2.2

Слуховой паспорт

(при поражении звукопроведения)

AD Тесты AS
+ 0,5 м 5м Не исследовался 50 с 60 с 70 с СШ ШР РР Кр. (крик с трещоткой) A105 (норма – 120 с) С2048 (норма – 70 с) Aк105 (норма – 60 с) Латерализация 6 м >6 м Не исследовался 120 с 70 с 60 с

В ы в о д: понижение слуха на правое ухо по звукопроводящему типу.

Условные обозначения: СШ – субьективный ушной шум (+ имеется, 0 нет); ШР – шепотная речь; РР – разговорная речь; Кр. – крик с заглушением противоположного уха трешоткой Барани (+ воспринимается, 0 нет); À105, Ñ2048 – âîçäóøíàÿ ïðîâîäèìîñòü; Aк105 – костная проводимость.

Нарушение механизма звуковосприятия (табл. 1.2.3) сопровождается выраженным ухудшением восприятия по воздуху дискантового камертона. Пропорционально уменьшается длительность звучания басового камертона по воздуху и тканям черепа (их соотношение, как и в норме, приблизительно равно 2:1). Отмечается латерализация звука в лучше слышащее ухо.

Таблица 1.2.3

Слуховой паспорт

(при нарушении звуковосприя)

AD Тесты AS
+ 0 м 1 м + 60 с 20 с 30 с СШ ШР РР Кр. (крик с трещоткой) A105 (норма – 120 с) С2048 (норма – 70 с) Aк105 (норма – 60 с) Латерализация 6 м >6 м Не исследовался 120 с 70 с 60 с

В ы в о д: понижение слуха на правое ухо по звуковоспринимающему типу.

Ухудшение слуха по смешанному типу (табл. 2.3) характеризуется отсутствием преобладания нарушения восприятия басового или дискантового камертонов по воздуху и изменением нормального соотношения длительности восприятия басового камертона по воздуху и кости (в норме 2:1), а также нечеткой латерализацией звука.

Камертональное исследование слуха основано на применении разночастотных камертонов. В начале 18 столетия они были придуманы и использовались как музыкальные инструменты.

Сегодня же набор камертонов, представляющих собой источник низкого или высокого тона, является обязательным оснащением кабинета лор-врача. Низкочастотные камертоны используют для анализа и воздушной, и костной проводимости, а высокочастотные используют только при воздушном проведении звука.

Принципы работы

Основные принципы работы с камертонами:

  • при выполнении теста камертон нужно держать исключительно за ножку, не касаясь при этом бранш; при этом бранши не должны дотрагиваться до ушной раковины и волос пациента;
  • если нужно исследовать костную проводимость, то ножка камертона должна быть установлена на лоб по средней линии или на сосцевидный отросток (в зависимости от того, что требуется определить — феномен литерации звука или время звучания самого прибора), но не прижата слишком сильно (это может спровоцировать болезненные ощущения, которые будут отвлекать пациента от сути исследования).

Камертоны также позволяют провести аудиометрические тесты, помогающие дифференцировать тугоухость нейросенсорного типа от кондуктивного. Для записи результатов заводят слуховой паспорт.

О процедуре

Камертональное исследование проводится следующим образом. Прибор подносится к уху. Расстояние от бранши до наружного слухового прохода составляет не более 1 см. Чтобы привести его в движение, врач совершает легкий удар о бранши. Длительность звучания указывается в паспорте камертона, с данными которого врач уже соотносит полученные в ходе исследования показатели.

Воздушная проводимость

Кондуктивная тугоухость диагностируется при снижении продолжительности восприятия звука прибора с низкой частотой, но с нормальным или околонормальным восприятием камертона с высокой. Перцептивная тугоухость имеет противоположную картину.

Костная проводимость

Снижение слуха по кондуктивному типу диагностируется только при помощи низкочастотного камертона. При этом продолжительность восприятия звука может быть от нормальной до увеличенной. Дискантовая тугоухость характеризуется снижением продолжительности звуковосприятия.

Виды исследований

Опыт Ринне позволяет сравнить показатели воздушной и тканевой проводимости. За основу берется тот факт, что человек слышит через воздух приблизительно в два раза лучше, чем через кость. В таком случае говорят о положительном опыте Ринне. Если же время восприятия через воздух уменьшено, при увеличении или сохранении восприятия через кость, тогда речь идет о поражении звукопроводящего аппарата, то есть опыт расценивается как отрицательный. Когда поражен звуковоспринимающий аппарат, сокращается продолжительность и костного, и воздушного проведения. Опыт Ринне также фиксируется как положительный.

Опыт Ринне

а — опыт Ринне положительный, воздушная проводимость больше костной;
б — опыт Ринне отрицательный, костная проводимость больше воздушной

Опыт Вебера направлен на определение латерализации звука. Камертон при этом устанавливают на теменную область. В случае поражения звукопроводящего аппарата звук воспринимается лучше на стороне поражения, при нарушении звуковосприятия латерализация происходит на стороне здорового уха.

Опыт Вебера

Опыт Желле помогает установить, насколько подвижно стремя в окне преддверия. Для проведения камертонального исследования ножку камертона устанавливают на сосцевидный отросток, а после, используя специальный резиновый баллон, сгущают и разрежают воздух в наружном слуховом проходе. Маркером того, что подвижность стремени сохранена, служит изменение звуковосприятия.

Также при помощи камертонов проводится тональная пороговая аудиометрия.

>Камертон, что это такое медицинский. Медицинский камертон – это диагностический прибор для исследования слуха (слуховой чувствительности) человека.

Камертон, что это такое медицинский. Медицинский камертон – это диагностический прибор для исследования слуха (слуховой чувствительности) человека.

Во врачебной практике применяется с середины девятнадцатого века. Представляет собой своеобразную двузубую вилку — это U-образно изогнутая пластина из стали или алюминиевого сплава, конструктивно объединенная ножкой камертона. После удара о твердую поверхность, медицинский камертон издает звук определенной частоты. Сила звука (амплитуда колебаний вилки) зависит от мощности ударного воздействия, а продолжительность звучания (скорость затухания звука) – от физических параметров прибора.

Специальный камертон для врачей -сурдологов имеет насадки (подвижные гирьки), позволяющие изменять тоновые характеристики звучания прибора в заданных пределах. Основная сфера применения медицинского камертона – определение костной проводимости звуковых волн различных частот. С помощью данного исследования, проводимого путем прикладывания звучащего прибора к голове пациента, определяется целостность внутреннего уха, тканей улиткового нерва. Полученные данные позволяют локализовать очаги поражения и назначить лечение. Камертон для врачей -сурдологов и отоларингологов – незаменимый помощник в диагностике нарушений слуха.

Камертоны как важная составляющая медицинского оснащения. Исследования с помощью камертона обязательно входят в программу общего (полного) медицинского осмотра. Исследование слуха камертонами является более точным методом, по сравнению с исследованием слуха речью. Помимо диагностики нарушений слуха у человека, камертоны используются для подбора слуховых аппаратов врачами сурдологами, а также различными медицинскими комиссиями (например в военкоматах). и амбулаторной практике используются качественные камертональные тесты. В совокупности они имеют значение как метод дифференциальной экспресс-диагностики нарушения механизма звукопроведения и звуковосприятия. Входящие в комплект гирьки расширяют спектр звучания, дают большую точность диагностики.
Стетоскоп, неврологический молоточек, диагностический фонарик и камертоны медицинские – именно эти четыре прибора делают оснащение полным, поэтому они являются незаменимыми инструментами в наборе каждого врача и позволяют проводить полное обследование.

Камертон неврологический, как пользоваться. Камертон градуированный Rydel-Seiffer C 64 Гц/ C 128 Гц

Неврологический камертон Rydel-Seiffer неврологов и специалистов по слуху. Практичные камертоны позволяют провести диагностику быстро и просто. Камертон Rydel-Seiffer является необходимым помощником для невролога. Он обеспечивает однозначную диагностику пониженной чувствительности к вибрации, проверку парастезии и выявление полинейропатии.

  • с подставкой и регулируемыми грузами,
  • из стали,
  • частота камертона C 64 Hz/ C 128 Hz.
  • позволяет проводить четкую диагностику пониженной чувствительности к вибрации, проверку парастезии и выявление полинейропатии,
  • в полиэтиленовой упаковке

методика неврологических исследований градуированным неврологическим камертоном

вибрационная чувствительность может быть оценена при помощи неврологического градуированного камертона rydel-seiffer (64/128 гц).
Легким ударом камертон приводится в состояние вибрации. Основание камертона прикладывается к участкам выступающих костей, покрытых тонкими покровами. Это кончик большого пальца, основание 1-ой плюсневой кости, внутренняя лодыжка, бугристость большеберцовой кости и др. Пациента просят указать момент, когда ощущение вибрации исчезнет. Одновременно исследователь смотрит на шкалу камертона и фиксирует уровень, которому соответствует конец ощущений вибрации, указанный пациентом. Уровень вибрации соответствует точке схождения треугольников, удвоенных во время движений дужек камертона. Чем меньше интенсивность колебаний камертона, которую ощущает больной, тем выше порог его вибрационной чувствительности. Вибрационная чувствительность считается сохранной, если пациент ощущает вибрацию 7 УЕ и более по шкале камертона. Умеренным считается снижение порога вибрационной чувствительности при значениях 6-5 УЕ, значительным – при значениях ниже 4 УЕ. С возрастом порог вибрационной чувствительности снижается, что необходимо учитывать при оценке полученных результатов.

Исследование вибрационной чувствительности в области медиальной лодыжки с помощью градуированного неврологического камертона Rydel-Seiffer.

Оценку вибрационной чувствительности проводили в положении пациента лежа на спине с закрытыми глазами в спокойном и расслабленном состоянии троекратно (с интервалами 2-3 дня) с вычислением среднего арифметического результатов (между днями и между точками измерений). Вибрационную чувствительность оценивали с помощью градуированного неврологического камертона, вибрирующего с частотой 128 Гц. Камертон легким ударом приводили в состояние вибрации. Основание вибрирующего камертона устанавливали на участки костных выступов:

  • 1-я точка – сочленение тела и рукоятки грудины;
  • 2-я точка – сочленение тела грудины и мечевидного отростка;
  • 3-я точка – проекция верхушки сердца на поверхность грудной клетки;
  • 4-я точка – затылочная область;
  • 5-я точка – левая височная область;
  • 6-я точка – правая височная область.

Rydel-Seiffer располагался перпендикулярно исследуемой зоне с постоянным давлением. Перед исследованием для ознакомления пациента с ощущением камертон устанавливали на запястье. Значение на шкале камертона в момент, когда пациент переставал ощущать вибрацию, считалось порогом вибрационной чувствительности. Получаемые значения выражали в условных единицах. Вибрационная чувствительность считалась ненарушенной, если значение шкалы камертона, при котором пациент переставал ощущать вибрацию, соответствовало 7 усл. ед. и выше. Вибрационная чувствительность считалась сниженной умеренно, если значение шкалы камертона соответствовало 5-6 усл. ед.; сниженной значительно – если показания шкалы камертона были ниже 4 усл. ед.

Камертон медицинский регистрационное удостоверение. Регистрационное удостоверение на медицинское изделие ФСЗ 2009/04071

  • Реестровая запись

Наименование

Измеритель артериального давления CS Medica CS-106 Комплектация измерителя артериального давления механического CS Medica CS-106 (без фонендоскопа): 1. Манометр. 2. Нагнетатель давления (груша). 3. Манжета (одна из перечисленных типов: H,D,P,S,B,SL). 4. Руководство по эксплуатации с гарантийным талоном. 5. Мягкий футляр для хранения. CS Medica CS-106 (с фонендоскопом): 1. Манометр. 2. Нагнетатель давления (груша). 3. Манжета (одна из перечисленных типов: H,D,P,S,B,SL). 4. Оголовье фонендоскопа. 5. Головка фонендоскопа. 6. Y- образный звукопровод фонендоскопа. 7. Руководство по эксплуатации с гарантийным талоном. 8. Мягкий футляр для хранения.