Корковая дизартрия

Содержание

Преимущества лечения корковой дизартрии в Юсуповской больнице

Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного происхождения, которые связаны с очаговым поражением коры головного мозга. В Юсуповской больнице проводят обследование пациентов с помощью современной аппаратуры ведущих мировых производителей. Инновационные методы нейровизуализации позволяют выявить локализацию очага поражения, который вызвал расстройство речевой функции.

Неврологи, реабилитологи и логопеды коллегиально составляют и реализуют индивидуальный план лечения каждому пациенту. Тяжёлые случаи корковой дизартрии обсуждаются на заседании Экспертного Совета с участием профессоров и врачей высшей категории. Медицинский персонал внимательно относится к пациентам с дефектами речи.

Виды и характеристика корковой дизартрии

Известны два варианта корковой дизартрии. Первый вариант обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. В этих случаях у пациентов возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (чаще всего языка). Избирательный корковый парез отдельных мышц языка приводит к ограничению объёма тонких изолированных движений кончика языка вверх. У пациентов нарушается произношение переднеязычных звуков.

Причиной второго варианта корковой дизартрии является недостаточность кинестетического праксиса (способности произносить серии звуков речи). Это имеет место при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушария головного мозга в нижних постцентральных отделах коры. У пациентов страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов (согласных звуков сложного образования, которые состоят из взрывного и щелевого компонента – русских «Ц» и «Ч»).

Имеют место непостоянные и неоднозначные нарушения артикуляции. Поиск нужного артикуляционного уклада в момент речи нарушает её плавность и замедляет темп. Пациенты ощущают трудность ощущения и воспроизведения определенных артикуляционных укладов. Наблюдается недостаточность лицевого гнозиса: пациент затрудняется чётко локализовать точечное прикосновение к определённым участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата.

Третий вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического кинетического праксиса. Это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. При нарушениях кинетического праксиса пациенты затрудняются произносить сложные аффрикаты, которые могут распадаться на составные части. Наблюдаются следующие дефекты речи:

  • Замены щелевых звуков на смычные (З на Д);
  • Пропуски звуков в стечениях согласных;
  • Избирательное оглушение звонких смычных согласных.

Речь становится напряжённой, замедленной. Отмечаются трудности при воспроизведении серии последовательных движений по показу или по словесной инструкции. Структура речевого дефекта: ФФНР, отсутствуют расстройства просодики (единства взаимосвязанных компонентов, к которым относятся мелодика, длительность, интенсивность, темп речи и тембр произнесения).

Причины корковой дизартрии

Корковая дизартрия наблюдается при фокальном органическом поражении нижних участков прецентральных и постцентральных зон коры, на которые проецируются артикуляционные органы:

  • Язык;
  • Губы;
  • Челюсти;
  • Мягкое нёбо;
  • Щёки;
  • Глотка.

Факторы, которые обуславливают поражение коры, разнообразны и несколько разнятся у взрослых и детей. Известны следующие причины корковой дизартрии:

  1. Черепно-мозговые травмы. Травмирование коры головного мозга происходит при открытых повреждениях с вдавлением костей черепа, закрытых травмах с ушибом головного мозга. Кора мозга может сдавливаться увеличивающейся посттравматической эпидуральной или субдуральной гематомой;
  2. Конвекситальные опухоли головного мозга, оболочек (менингиомы) обуславливают фокальное сдавление мозговой коры. Внутримозговые новообразования (астроцитомы, глиомы), которые подлежат соответствующим отделам коры, в случае инфильтративного роста вызывают их разрушение, при отсутствии инфильтрации – сдавление;
  3. Воспалительное поражение оболочек и вещества мозга (менингоэнцефалит) может стать осложнением различных инфекционных заболеваний, очагов хронической гнойной инфекции (синусита, околочелюстного абсцесса, отита), специфического инфекционного процесса (сифилиса, туберкулёза). Отёчность вещества головного мозга, набухание мозговых оболочек провоцируют сдавление отдельных корковых участков и сосудов, которые их питают. Это приводит к нарушению функции нейронов, участвующих в регуляции артикуляционного механизма;
  4. Ишемический инсульт часто становится причиной гипоксии корковых нейронов вследствие недостаточного кровоснабжения. При геморрагическом инсульте корковая ткань сдавливается излившейся кровью. Отсутствие быстрого восстановления мозгового кровотока, нарастание внутримозговой гематомы вызывает гибель нейронов, ответственных за артикуляцию.

В педиатрической практике корковая дизартрия наиболее часто формируется под воздействием следующих факторов:

  • Неблагоприятных внутриутробных условий развития (гипоксии плода, гемолитической болезни, внутриутробной инфекции);
  • Родовых травм;
  • Асфиксии новорожденного в ходе родов.

К факторам риска относятся тяжёлый гестоз, применение акушерских щипцов, быстрые роды, операции (вакуум-экстракции).

Осложнения кортикальной дизартрии

В детском возрасте корковая дизартрия негативно сказывается на общем состоянии центральной нервной системы и становлении речи. У детей снижается внимание, способность к запоминанию информации. Они плохо набирают словарный запас, со временем формируется общее недоразвитие речи.

Дефект произносительной стороны речи влечёт за собой нарушение восприятия фонем. Возникает фонетико-фонематическое недоразвитие. Указанные расстройства не позволяют ребёнку успешно учиться в школе, обучаться чтению, письму. У детей с корковой дизартрией развивается вторичная дисграфия (нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма), дислексия (специфическое расстройство чтения).

У взрослых обусловленные речевым дефектом проблемы коммуникации вызывают нарушение баланса психоэмоциональной сферы. Пациенты остро переживают сложившуюся ситуацию, становятся раздражительными, упрямыми или, напротив, склонными к депрессии, замкнутыми.

Диагностика кортикальной дизартрии

Диагностические сложности возникают при установке диагноза «корковая дизартрия» у детей младше 2 лет. Нарушения речи у них можно заподозрить по сниженной речевой активности. Вид речевого расстройства устанавливают путём всестороннего неврологического и логопедического обследования. Инструментальные исследования необходимы для уточнения причины и локализации поражения.

Полный комплекс диагностических процедур в Юсуповской больнице включает:

  1. Консультацию невролога. В неврологическом статусе можно определить асимметрию лица, парез мимической мускулатуры, гипертонус мышц языка, отклонение его кончика от средней линии. Часто выявляются элементы апраксии (нарушения произвольных движений и действий) артикуляционного аппарата, возникают затруднения при выполнении последовательности действий по заданию. Может иметь место центральный спастический парез мышц половины тела, гемигипестезия (- потеря чувствительности с одной стороны тела);
  2. Консультацию логопеда. Подтверждает речевое напряжение, прерывистость, замедленность речи. При исследовании устной речи наблюдается выпадение отдельных фонем, замена или появление вставочных звуков. Фонематический слух сохранён. Речевое дыхание, содержательная сторона высказывания не нарушены.
  3. Нейровизуализацию. С помощью томографических методов исследования врачи Юсуповской больницы устанавливают морфологический субстрат заболевания. При оболочечных гематомах и опухолях, травмах выполняется компьютерная томография. В диагностике церебральных новообразований, инсультов, воспалительных процессов неврологи отдают предпочтение магнитно-резонансной томографии головного мозга. В сложных диагностических случаях проводят оба исследования, а также позитронно-эмиссионную компьютерную томографию (ПЭТ-КТ);
  4. Люмбальную пункцию. Выполняется при подозрении на воспалительно-инфекционную природу заболевания для забора ликвора. Исследование цереброспинальной жидкости позволяет выявить воспалительные изменения, провести бактериологический посев, иммуноферментный анализ (ИФА), ПЦР (полимеразную цепную реакцию) для установки вида возбудителя.

Специалисты Юсуповской больницы проводят дифференцировку кокковой дизартрии от иных речевых расстройств. От акустико-мнестической, акустико-гностической, динамической афазии она отличается сохранностью смысловой стороны высказывания, сложностью артикуляции отдельных звуков. Различия с афферентной моторной афазией заключаются в артикуляционных сложностях произвольных и автоматизированных высказываний, отсутствии речевых эмболов (одного или двух из наиболее частотных для пациента до заболевания слов). У взрослых сохраняется письмо и чтение. В отличие от бульбарной дизартрии, корковая не сопровождается атрофией и фасцикуляциями (спонтанными, относительно синхронными сокращениями мышечных волокон внутри одного пучка) языка.

Лечение, прогноз и профилактика корковой дизартрии

Терапия расстройств речевой функции проводится на фоне устранения причины и механизмов развития той патологии, которая стала причиной развития корковой дизартрии:

  • Инсульта;
  • Посттравматических нарушений;
  • Новообразования;
  • Энцефалита;
  • Перинатальной энцефалопатии.

Успешная коррекция речи при корковой дизартрии в Юсуповской больнице возможна благодаря комплексному подходу к реабилитации пациента. Она достигается усилиями невролога, логопеда, клинического психолога, реабилитолога. Восстановительная терапия включает следующие методы:

  1. Фармакотерапию. Медикаментозную поддержку осуществляют с целью активации метаболических процессов в центральной нервной системе для восстановления утраченных функций. Неврологи назначают нейрометаболиты, ноотропные препараты, лекарственные средства, улучшающие мозговое кровообращение. По показаниям проводят медикаментозную коррекцию психологического равновесия антидепрессантами, седативными средствами;
  2. Логопедические занятия. Работу по коррекции корковой дизартрии в Юсуповской больнице начинают в ранние сроки. Она сопровождается развитием мотивации пациента. Основными методами являются логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, постановка трудных в артикуляции звуков и их автоматизаци;
  3. Общую реабилитацию. Специалисты клиники реабилитации используют общий массаж, кинезиотерапию, рефлексотерапию. Проводят массаж, механотерапию и лечебную физкультуру для паретичных конечностей. Важным моментом является психологическая реабилитация пациента, которая включает психологическое консультирование, релаксационные методики, арт-терапию, групповые тренинги.

В случае успешного лечения основного заболевания, которое вызвало корковую дизартрию, комплексной логопедической реабилитации прогноз благоприятный. Степень восстановления речи зависит от причины поражения, выраженности речевых нарушений, психологического состояния и возраста пациента. Наиболее сложно поддаётся коррекции корковая дизартрия на фоне перинатальных травм центральной нервной системы, детского церебрального паралича, депрессии, пожилого возраста. В Юсуповской больнице восстанавливают речевую функцию даже тем пациентам, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Профилактика корковой дизартрии заключается в предупреждении травматизма, лечении цереброваскулярной патологии и объёмных образований головного мозга, повышение сопротивляемости организма инфекционным агентам. Профилактика дизартрии у детей включает адекватный выбор способа родоразрешения, грамотное ведение беременности и родов, своевременную коррекцию осложнений беременности. При наличии признаков нарушения речевой функции звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

АвторВрач-невролог

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • «Диагностика». — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

Наши специалисты

Заместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наукВрач функциональной диагностики, кандидат медицинских наукВрач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностикиВрач-эндоуролог высшей категории

Цены на услуги *

Наименование услуги Стоимость
Компьютерная томография без контраста амбулаторно Цена 8 000 4 500 руб.
МРТ головного мозга Цена 8 900 руб.
ЭЭГ Цена 5 665 руб.
УЗИ почек Цена 3 300 руб.
УЗИ селезенки Цена 3 300 руб.
УЗИ плевральной полости Цена 3 300 руб.

Что такое диагноз дизартрия и как с ним бороться

Дизартрия у детей – сложный диагноз, который ставится не только педиатром. Для диагностики требуется провести ряд мероприятий: собрать анамнез, провести исследования, пациента должен осмотреть невропатолог, провести консультацию логопед, психиатр. Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Логопедами дизартрия выделена в числе первых трех самых распространенных типов расстройства устной формы речи. Происхождение заболевания находится в поражении органов ЦНС и ПНС, поэтому его изучают узкие специалисты – неврологи и психиатры. Код дизартрии по мкб 10 R47.1. Основное описание дизартрии: что это такое, ее формы и классификация – представлены ниже.

Бульбарная

Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.

Псевдобульбарная

Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:

  • родовая травма;
  • энцефалит;
  • интоксикация и многое другое.

Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.

Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.

Подкорковая

Эта форма развивается вследствие поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптоматика: медленная неразборчивая речь, непроизвольность мимики или неконтролируемое движение артикуляционных мышц, поэтому появляются спазмы мышц лица и вырываются выкрики из гортани. Также может быть изменен темп и тембр речи, нарушена интонация.

Мозжечковая

Данный вид встречается нечасто. Для речи при мозжечковой дизартрии характерны колебания громкости, выкрикивание слов и отдельных звуков, неуверенная, неловкая походка, нарушение равновесия.

Корковая

Логопедия классифицирует дизартрию еще по показателю ясности речи и выделяет следующие формы заболевания:

  1. Нарушения в речи не могут быть замеченными окружающими, их может выявить только специалист. Данную форму заболевания по-другому еще называют стертой или дизартрическим компонентом.
  2. Окружающие уже замечают отклонения в речи, но она понятна.
  3. Четко заметна дефектность речи, только близкие понимают ее.
  4. Речь неясна или вовсе ее нет.

Для корковой дизартрии характерно нарушение артикуляции. Если слоги правильно произносятся, воспроизведение их затруднено. Расстройства в умении читать и писать нет.

Причины

Чаще всего дизартрию диагностируют у детей с ДЦП (60-85%). В основе заболевания лежат те же причины: поражение ЦНС в утробе матери, во время родов или в ранний период жизни (до 2-х лет). Чтобы понять, что такое дизартрия, нужно изучить частые околородовые факторы, указывающие на заболевание:

  • токсикоз;
  • кислородное голодание плода;
  • несовместимость резус-фактора матери и плода;
  • хронические соматические заболевания беременной женщины;
  • осложнение и травмы в послеродовом периоде;
  • ядерная форма желтухи у новорожденного;
  • роды ранее 35 акушерской недели.

Уровень проявления заболевания зависит от тяжести двигательных реакций при ДЦП. В возрасте до 2-х лет может возникнуть дизартрия после перенесения других заболеваний.

Это менингит, гнойный отит среднего уха, гидроцефалия, черепно-мозговая травма, тяжелая форма обезвоживания организма. Возникнуть дизартрия может и у взрослых после инсульта, травмы головы, операции в области нейрохирургии, встречается при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, церебральным атеросклерозом.

Симптомы

Дизартрия это расстройство речи которое выражается в затрудненном движении артикулярного аппарата. Характерны признаки, которые заметны еще в раннем возрасте. Малыш позже сверстников держит голову (около 5-7 месяцев), навыки сидеть, ползать приобретаются в 8-11 месяцев. Первые навыки ходьбы появляются после 1,5 лет. Во младенчестве слабый сосательный рефлекс ведет к быстрой утомляемости. Захват соска неправильный из-за слабости артикуляционных мышц.

Малыш позже установленной нормы начинает произносить звуки, слова (они однообразны, артикуляция слабая, невыраженная). Нет реакции на действия родителей (отсутствие улыбки, гуления, двигательной активности рук и ног, проявления чувства радости). Из более поздних симптомов дизартрии можно выделить следующие:

  1. Нечленораздельная речь.
  2. Нарушение ритма речи, дыхания, поэтому произносятся слова с разной интонацией и громкостью.
  3. Гнусавость.
  4. Слова произносятся по слогам, некоторые слоги проглатываются.

Повышенный тонус мышц речевого аппарата, в результате чего говорящий быстро устает. Или возникает гипотензия (вялые язык, губы, щеки, повышенное слюноотделение). В дальнейшем такие отклонения в неврологии проявляются в слишком сильном или слабом захвате, действия нескоординированные. Отмечаются нарушения в области зрительного и пространственного восприятия (неправильно определяется форма, размер предметов, их расположение).

Устные задания, физические упражнения, танцевальные, подражательные движения выполняются трудно, лепка из пластилина или глины тоже не удается. Неполноценно сформированы графо-моторные навыки (не получается правильно держать пишущий предмет, провести прямую, нарисовать фигуру).

Вторично при дизартрии нарушаются следующие компоненты речи: фонематика и фонетика, лексика, грамматика. Повышенный тонус лицевых мышц и речевого аппарата приводит к слабой артикуляции, появляются произвольные движения (тремор, миоклония). Отмечается небогатый словарный запас, амимичность, иногда встречается и отсутствие эмоций.

Дети с дизартрией не могут самостоятельно преодолеть возникшие трудности при произнесении звуков. Чтобы подобрать верную методику лечения, необходимо правильно диагностировать заболевание, возможные симптомы с проблемами произношения звуков связаны с другим расстройством.

По внешним проявлениям дизартрия может быть похожа на алалию. Но причины речевых расстройств различные. Если при алалии подвижность артикуляционных мышц не задета, то у детей с дизартрией наоборот, в первую очередь страдает речевой аппарат.

Симптомы стертой дизартрии

Дизартрия стертая это последствие поражения головного мозга. Произношение слабо нарушено, речевая патология заметна близким ребенка далеко не сразу. Выделяется следующая симптоматика при стертой форме дизартрии:

  1. Плохое произношение звуков в слове и фразе.
  2. Речь невнятна, невыразительна, размыта, смазана.
  3. Звуки заменяются и искажены.
  4. Нет навыков самообслуживания.
  5. Нарушена крупная моторика.
  6. Рот всегда открыт, так как мышцы челюсть вялые.

Если у родителей есть предположение о наличии такого заболевания, необходимо проконсультироваться у невропатолога. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста хорошо поддается коррекции.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

Мелкая моторика – точные, скоординированные движения кистями и ступнями, пальцами. Существует прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и становлением речи, психического восприятия. У детей с дизартрией общая и мелкая моторика тела скована, тонкие действия даются с большим трудом.

Причина кроется в недостаточности двигательного отдела мозга, первые признаки которой дают о себе знать с младенчества. В раннем возрасте малыш не проявляет интерес к игрушкам над колыбелью, к предметам в руках у родителей. Этот интерес необходим для перехода к общению на основе совместных действий, для развития жестовой формы общения.

В последующий период развития индикатором дизартрии служит отсутствие предметных действий. Для дизартрии характерно отставание от сверстников в хватании, восприятии предметов. Пинцетный захват пальцами не появляется или дается с большим трудом. Манипуляции с игрушками неадекватны, либо характерны для нормально развивающихся детей более младшего возраста.

Неадекватные действия с предметами, неумение соотнести формы и размеры – явный индикатор диагноза дизартрия. Последовательность действий малыша не познавательна: большой мячик он пытается протолкнуть через маленькое отверстие, не понимает, как нанизывать кольца на пирамиду, в игрушку-сортер пытается поместить неподходящие фигурки.

Через сформированность движений пальцев стимулируется развитие речи детей. Общая моторика тела может быть в норме, но, если развитие тонких и точных движений пальцев рук отстает, речевое развитие чаще всего задерживается. Легче всего поддается коррекции отставание развития мелкой моторики при стертой форме дизартрии. Минимальные дизартрические расстройства очень распространены в практике логопедов и дефектологов.

Обратите внимание! Под влиянием коррекционно-воспитательной работы недостатки мелкой моторике при стертой форме дизартрии успешно корректируются и сглаживаются, особенно в младшие и средние дошкольные годы.

Способы коррекции мелкой моторики у детей с дизартрией

Страдающих дизартрией детей часто называют неуклюжими – они не могут четко выполнять двигательные упражнения, стоять или прыгать на одной ноге. Развитие мелкой моторики должно проводиться задолго до школьного возраста, чтобы решить следующие задачи:

  • занятия благоприятно сказываются на общем интеллектуальном развитии малыша;
  • некоторые проблемы школьного обучения можно избежать, развивая навыки письма, изобразительные действия.

Сначала занятия носят пассивный характер – в младенческом периоде жизни кисти рук осторожно поглаживаются, пальчики массируются, сгибаются и разгибаются, соприкасаются друг с другом. По мере роста ребенка упражнения усложняются.

Развитие мелкой моторики при дизартрии

Начиная с первого года жизни показаны простейшие занятия логопедической ритмикой. В более позднем возрасте логоритмические упражнения усложняются. С 2-3 лет постепенно развивается ручная умелость, пальчиковая гимнастика выполняется от простых к более сложным движениям:

  1. Пальчики сжимаются в кулачок. Выполняются круговые движения от запястья по 5 раз попеременно в обе стороны.
  2. Пальчики с силой сжимаются в кулак и разжимаются 5 раз.
  3. Раскрываются ладони, пальчики выпрямляются. Большие пальчики отводятся в стороны, выполняют круговые движения по 5 раз влево и вправо.
  4. По пять раз сгибаются и разгибаются первые две фаланги пальцев.
  5. Выпрямить пальчики, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 – 6 раз.
  6. Сгибается и разгибается каждый палец по отдельности, остальные пальчики должны быть сжаты в кулак. Ребенок сидит, уперевшись локтями в стол. Начинать с малого количества повторений, довести постепенно до 15 раз.
  7. По завершению гимнастики расслабить кисти рук, помахать ими и несколько раз энергично встряхнуть.

Помимо специальной пальчиковой гимнастики простор возможных видов занятий неограничен, это и прополка грядок на огороде, и сбор ягод, перебирание крупы, чистка и нарезка овощей (не требующая острого ножа!). Важно привлекать ребенка к любой доступной для него деятельности. Систематическое разнообразие позволит набрать силу рук и улучшит дифференцированность движений.

Диагностика

Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.

Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления). Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это говорит о псевдобульбарном синдроме, который проявляется в раннем возрасте.

Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.

Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.

Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту – с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Степени дизартрии

Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:

  • Первая– имеющиеся нарушения может заметить исключительно специалист в области детской неврологии или логопед.
  • Вторая– речевые нарушения ребенка заметны всем окружающим.
  • Третья дизартрии – речь могут понять только родные ребенка, иногда окружающие, но лишь частично.
  • Четвертая – речь отсутствует полностью либо она непонятна никому. Это самая тяжелая форма заболевания, называемая анартрией.

При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.

  • Первая степень – совершенная анартрия. Явление, при котором ребенок не проявляет голосовых реакций.
  • При второй степени наблюдается голосовая вокализация некоторых звуков, зачастую гласных.
  • При третьей степени есть простейшие возможности произносить слога.

Средняя тяжесть может выражаться в псевдобульбарной дизартрии. При ней могут двигаться некоторые артикуляционные мышцы. Легкая степень – наличие неврологических симптомов, смазанность речи, проговаривание звуков носом. Могут наблюдаться парезы мышц и нарущенное произношение звуков.

Классификация дизартрии

Форма этого заболевания зависит от локализации поражений нервной системы. Неврологи разработали разные типы и формы классификации, в которой различают шесть форм:

  • Вялая дизартрия. Этот тип обусловлен периферическим парезом, может быть паралич артикуляционных мышц. Это происходит при нарушении работы языкоглоточного, подъязычного, блуждающего нервов и их ядер. Часто наблюдается затруднённое глотание.
  • Спастическая. Данная форма происходит по причине двустороннего центрального пареза, а также параличом мышц.
  • Односторонняя верхнемотонейронная. Просчиходит по схожим причинам.
  • Атактическая. Проявляется при поражениях мозжечка либо проводящих путей этой части головного мозга. При этом типе дизартрии наблюдается растянутая речь, нарушенная модуляция. Во время разговора, дети с таким диагнозом, могут менять громкость речи без видимых на то причин.
  • Гиперкинетическая. Одна из разновидностей экстрапирамидной дизартрии. Она возникает при нарушениях в подкорковых узлах и существующих здесь нервных связей. В данном случае, речь ребенка невнятная, нарушена интонация, мелодичность, темп речи.
  • Гипокинетическая. Это один из видов экстрапирамидной дизартрии. Ее причинами являются поражения в подкорковых узлов. Зачастую это наблюдается при паркинсонизме и характерна медленной речью без выражения.
  • Смешанная. Такой тип случается после травмирования ЦНС, многоочаговости ее поражений.

Психолого-педагогическая характеристика

Распознать дизартрию можно по мимике, дыханию, рефлекторным движениям языка, его формы и положения, умению удержать артикуляционную позу, звукопроизношению, есть ли произвольное движение губ и языка. Если нарушена двигательная функция мышц лица, то нет правильной артикуляции.

Дети, которые не могут правильно произносить звуки, часто их смешивают, заменяют и пропускают их. Звуки «д», «т», «л», «н», «с» произносятся не по правилам – между зубов, согласные звуки – смягчаются, «р», свистящие и шипящие – боковой частью языка. Это получается из-за того, что средняя часть языка напряжена.

Упрощение артикуляции характеризуется заменой щелевых звуков на взрывные, звонких – на глухие, шипящих на свистящие, твердых на мягких.

Лечение заболевания

Дизартрия – не только логопедические проблемы, она наблюдается при разных формах проявления расстройств ЦНС. Лечение дизартрии назначает врач после диагностических мер, основываясь на возрасте и состоянии ребенка. В зависимости от стадии заболевания, применяют комплекс мероприятий:

  1. Работа с логопедом.
  2. Лечение при помощи медикаментов.
  3. Массаж и самомассаж.
  4. Дыхательная гимнастика.
  5. Лечебная физическая культура.
  6. Физиотерапия.

Медикаменты подбирает психоневропатолог. Стоит отметить, что специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только убирает некоторые симптомы и облегчает самочувствие. Детям 2-3 лет показаны занятия логоритмикой.

Для коррекции дизартрии у детей лечение в 5 лет и старше должно проводиться в комплексе со специалистом-дефектологом. Борьба с заболеванием, которое спровоцировало появление симптомов дизартрии, мероприятия, направленные на реабилитацию (коррекция звуков логопедом), медикаменты. Занятия с логопедом должны быть регулярными, могут проводиться как в группе, так и индивидуально. Исследования показывают, что благоприятно влияет на исход лечения иппотерапия и дельфинотерапия.

Лечебные мероприятия в домашних условиях

Можно проводить лечебные мероприятия дома, согласовывая действия с неврологом и логопедом. Есть ряд упражнений, которые можно делать самостоятельно дома для речевой моторики:

  • надувание щек (попеременно);
  • втягивание и надувание щек;
  • закрывание и открывание рта, щелканье зубами;
  • сосание небольшого куска сахара или леденца;
  • имитирование сосания;
  • облизывание губ;
  • длительное зажимание зубами куска бинта или марли, в это же время взрослый осторожно пытается убрать ткань.

Хорошо тренируют мимические мышцы скороговорки. Лучше подбирать такие, в которых есть плохо выговариваемые звуки.

Материал в тему: расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях.

Упражнения для детей дома

Нужно дополнительно заниматься с ребенком дома, иначе одни занятия с логопедом будут бессмысленными.

Прежде, чем начать работать над проблемным звуком, нужно сделать массаж лицевых мышц (пощипывание и поглаживание губ, щек и нижней челюсти), научить ребенка делать и самомассаж перед зеркалом и вообще все упражнения делать перед ним. Ребенок будет смотреть на себя, изучать свое лицо и видеть работу мимических мышц.

После проговорить звуки, которые ребенок хорошо и без труда произносит. Это могут быть и те звуки, которые в слове или фразе произносятся ошибочно, а отдельно, повторяя за взрослым, – верно.

Перед постановкой проблемных звуков нужно добиться от ребенка умения их отличать на слух, улавливая отличия в неправильном произношении.

Для того, чтобы довести звук до автоматизма, необходимо параллельно произносить звук и выполнять моторное действие. К примеру, устная и письменная речь, говорение и хлопок в ладоши, топотание ног или развитие мелкой моторики рук: перебирание бусин, пуговиц, горошин и других мелких предметов под контролем взрослого. Затем звук закрепляют в слоге, слове и предложении (от простого к сложному, увеличивая темп). Комплекс упражнений:

«Хоботок» – вытянуть вперед губы (сомкнутые зубы и губы). Держать 5 секунд.

«Лягушка» – улыбка напряжена с приоткрытым ртом, зубы сомкнуты, нижнюю челюсть выдвигать нельзя. Держать 5 секунд.

«Лягушка-хоботок» – чередование первых двух упражнений.

«Окно» – на каждый счет то открывают, то держат рот закрытым.

«Лопатка» – улыбнуться с открытым ртом, на нижнюю губу (не наряжена) положить язык в широком положении. Держать 5 секунд.

«Иголка» – улыбнуться с открытым ртом, выставить остро язык вперед, стараясь не загибать его вверх.

«Лопатка-иголка» – чередование пятого и шестого упражнения.

«Часы» – улыбнуться с открытым ртом, высунутый язык движет то вправо, то влево, касаясь уголка рта.

«Качели» – улыбнуться с открытым ртом, кончиком языка упираться то в верхние, то в нижние зубы на каждый счет.

«Лошадь» – щелкать кончиком языка, имитировав цоканье копыт лошади.

Воспитание детей с нарушением речи

Когда ребенок взрослеет, приходит понимание, что он отличается от сверстников. Нередко дети с дизартрией замыкаются в себе, предпочитают отмалчиваться. Родителям необходимо создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу. Нужно дать понять ребенку, что он не хуже других. Близкие должны заниматься с ребенком, развивать его мелкую моторику, поддерживать его эмоционально.

Профилактика и прогноз дизартрии

Если у ребенка первая степень заболевания, то при выполнении всех рекомендаций можно нормализовать речь, и ребенок может учиться в общеобразовательной школе и общаться со ровесниками.

При тяжелой форме дизартрии этого результата сложно достичь. Но можно добиться значительной коррекции дефектов речи. Здесь и комплекс лечения намного больше, а ребенок должен суметь адаптироваться в специализированном учреждении, которые связаны и идут друг за другом: логопедический детский сад, коррекционная школа.

Профилактика заболевания зависит от действий во время беременности и после родов. Нужно ограждать ребенка от возможных черепно-мозговых травм, нейроинфекций, исключить риск от токсического воздействия.

Дизартрию можно корректировать. Чем раньше диагностировали заболевание и начали лечение, тем больше шансов на успех. Основное значение в достижении успеха имеет окружение больного, вклад родителей и его личная работа в процессе терапии.

Корковая дизартрия у детей и взрослых

Корковая дизартрия – это комплекс двигательных отклонений речи, возникающих под влиянием очагового поражения коры головного мозга. Во время диагностики отклонения проводят обязательную дифференциацию с моторной алалией. Встречается как самостоятельное заболевание, так и в совокупности с афазией. Характеристика патологического отклонения имеет общие и индивидуальные признаки в каждом конкретном случае.

Классификация заболевания

При поражении прецентральной извилины коркового вещества головного мозга нарушается работы мышц, отвечающих за артикуляцию. Поэтому определяющим признаком являются нарушения движений речевого аппарата. Клинически механизм выражается в выпадении гласных звуков, замене щелевых на короткие взрывные. Также трудно воспроизводятся последовательные движения.

В случае вовлечения в патологический процесс постцентральной извилины ребенку трудно повторять аналогичные задания по примеру. Еще одной особенностью проявления патологии является то, что при точечном прикосновении к лицу пациент затрудняется с определением места воздействия.

Причины появления

Предпосылками для развития дизартрии являются логопедические, неврологические и психиатрические нарушения. По структуре они подразделяются на перинатальные, органические, нейрогенные причины. Часто патология наблюдается у детей с диагнозом ДЦП. То есть один из ее провоцирующих факторов заключается в органическом повреждении ЦНС. Возникает еще в период развития эмбриона, при родах и у детей в возрасте до 3-х лет.

Во время беременности негативное влияние на нервную систему могут оказывать проявления токсикоза, кислородное голодание плода, хронические патологии будущей матери. В родах вызвать повреждение речевых центров может травма, гипербилирубинемия новорожденных. Высок риск отклонения у недоношенных детей.

К нейрогенным причинам относятся энцефалит и воспаление оболочек головного мозга. Среди других факторов развития дизартрии выделяют «водянку» головного мозга, гнойное воспаление уха, интоксикацию, ЧМТ. Чаще диагноз ставят в детском возрасте, но иногда и взрослым. В таком случае отмечают взаимосвязь с травмами, инсультом, повреждениями различной тяжести. Относительным образом могут влиять операции на головном мозге.

Трудности с речью органического характера отмечаются у взрослых больных с рассеянным склерозом, экстрапирамидным синдромом, при церебросклерозе и умственной отсталости. При этом на первом месте находится неврологическая симптоматика. Риск развития патологии присутствует при любом поражении нервной системы или сбоях в работе головного мозга.

Особенности нарушения звуковых характеристик речи

Диагноз дизартрии данного типа устанавливают на основании нарушений произношения большей части звуков, проблем с движениями артикуляционного аппарата. При отсутствии отклонений с дыханием и изменений голоса ребенок с трудом понимает устную и письменную речь. Из-за пропущенных звуков трудно разобрать, что он говорит. Нарушение темпа и ритма происходит на фоне недостаточной иннервации мускулатуры. Характеристика корковой дизартрии:

  • снижение темпа речи;
  • замещение или пропуск некоторых звуков;
  • гнусавость.

Основные клинические симптомы дизартрии: нечеткая и смазанная речь, гнусавый голос, отсутствие интонации, изменение темпа и ритма. Яркость проявлений зависит от места поражения, тяжести заболевания. Этот дефект часто сопровождает сложную дислалию, наблюдается у умственно отсталых детей. Чем тяжелее протекает болезнь, тем невнятнее речь больного.

При обширном поражении нервной системы наблюдается отсутствие членораздельной речи (анартрия). Нечеткое произношение появляется из-за полной или частичной неподвижности органов речевого аппарата. Для получения терапевтического эффекта врач-логопед должен учитывать личностные особенности ребенка. Возможна персеверация – состояние, при котором один и тот же звук повторяется несколько раз. Нарушение относится к ряду психических отклонений.

Отсутствие лечения приводит к снижению концентрации и внимания, недостаточности словарного запаса. В дальнейшем возникают проблемы с процессом письма, нарушения психики. Взрослые переносят дизартрию тяжело, замыкаясь от социума и впадая в депрессию. Прогноз развития болезни зависит от причины ее вызвавшей, сопутствующих патологий.

Диагностика болезни

Есть ли у пациента корковая дизартрия, определяют невролог и логопед. Работа специалиста по постановке речи заключается в оценке мимики и мускулатуры лица, он смотрит на синхронность дыхания, темп речи и ее качества. В норме дыхание должно быть синхронным, голос не гнусавым. Также оценивается фонематическое развитие речи ребенка.

Невролог выясняет наличие сопутствующих заболеваний мозга, нарушения церебрального кровообращения. Диагностику проводят с помощью КТ и МРТ, метода ЭЭГ, оценки способности мышц к электрической возбудимости, изучения проведения нервных импульсов.

Ребенка с нарушением произношения просят выполнить списывание текста, прочесть его выразительно вслух и пересказать. При этом оцениваются такие характеристики, как темп, ритм и разборчивость.

Терапия

Схема терапии состоит из приема медикаментов, реабилитации у логопеда и невролога, лечебной физкультуры и физиопроцедур. Комплекс подбирается индивидуально для каждого пациента в зависимости от проявлений дизартрии и сопутствующих патологий в анамнезе. Логопед использует в своей практике занятия на артикуляцию, упражнения для моторики, массаж языка, дыхательную гимнастику. Их цель заключается в формировании выразительной речи и коррекции произношения звуков.

Логопедический массаж не только улучшает состояние мышц и налаживает кровообращение сосудов, тканей. Он улучшает иннервацию речевой и лицевой мускулатуры. Процесс лечения длительный, задача логопеда добиться правильного и чистого произношения звуков. Только потом переходят к автоматизации процесса в произнесении слов.

При чрезмерно энергичном проведении упражнений может усилиться спастика речевого аппарата.

Невролог прописывает больному ноотропные препараты для улучшения мозгового кровообращения, успокоительные при необходимости, метаболические и сосудистые средства. Альтернативная медицина предлагает для коррекции состояния гирудотерапию, точечный массаж, лечебные ванны.

Как дышат дизартрики? У них нарушена координация речи, поэтому она не плавная. Дыхание поверхностное, сбивается при волнении. Они говорят либо на вдохе, либо на полном выдохе. Для коррекции этого состояния применяют дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой.

Массаж включает такие приемы: поглаживание, щипки, разминание и вибрацию. Чтобы развивать мимику, ребенка учат хмуриться, вытягивать губы. Поочередное расслабление и напряжение приводит к их укреплению.

Массаж внутри ротовой полости не проводят при инфекционных заболеваниях (стоматит, ангина, ОРЗ, высокая температура тела). В таких случаях его заменяют полосканием горла с отварами целебных трав.

Профилактика дизартрии заключается в сотрудничестве специалистов и родителей при наличии факторов риска. Важное значение имеет окружение ребенка и усилия взрослых, предпринимаемые в процессе развития малыша. В раннем периоде необходимо ограждать ребенка от травм головы, нейроинфекций и воздействия токсических веществ.

В том случае, когда корковая дизартрия является следствием тяжелого неврологического заболевания, врачи могут только незначительно улучшить речевую функцию. Логопедическая работа должна быть системной, учитывать причины развития патологии и возраст пациента.

Этиология, патогенез, симптоматика и классификации дизартрии.

Причины дизартрии могут носить врожденный и приобретенный характер. У детей дизартрия часто бывает обусловлена причинами, действовавшими в пренатальном периоде жизни. К ним относятся:

· генетические синдромы, включающие органическую патологию ЦНС;

· повреждения головного мозга плода, обусловленные интоксикациями, гипоксией, инфекционными и вирусными заболеваниями, аутоиммунными реакциями материнского организма, травмами.

В натальном периоде факторами риска дизартрии являются:

· родовые травмы,

· асфиксии.

В раннем постнатальном периоде к дизартрии приводят:

· гемолитическая желтуха новорожденных,

· интоксикации,

· энцефалопатии

Приобретенная дизартрия является следствием:

· менингитов и энцефалитов;

· черепно-мозговых травм;

· нарушений мозгового кровообращения;

· опухолей головного мозга.

В качестве патогенеза речевого расстройства при дизартрии выступают разнообразные неврологические симптомы, приводящие к нарушениям управления моторной стороной речи. Характерными неврологическими расстройствами являются:

при повреждении корковых моторных отделов головного мозга — апраксии (потеря способности контролировать организацию движения в пространстве или во времени);

при повреждении пирамидного пути – параличи (центральные спастические и периферические вялые);

при повреждении ствола – ригидность (резко выраженная спастичность), синкинезии (непроизвольные сопутствующие движения), оральные автоматизмы (непроизвольные сосательные, облизывающие движения, вытягивание губ, гримасничанье, смех, рыданье, стон);

при повреждении стриопаллидарной системы – гиперкинезы (хореический и атетоидный), дистония мышц; дискоординация работы отделов речевого аппарата, трудности автоматизации двигательных навыков.

при повреждении мозжечка – атаксии (нарушения равновесия с характерной дисметрией движений), гипотонус мышц, трудности автоматизации движений.

Симптоматика дизартрии у разных людей может быть представлена в разной степени — от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики (стертой дизартрии). При этом характер нарушения речи варьируется в зависимости от клинической формы дизартрии.

В нашей стране признание получила топическая классификация приобретенной дизартрии Е.Н. Винарской. В этой классификации клинические формы дизартрий определены в соответствии с локализацией очага поражения в двигательной системе. В классификации выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковые формы.

Классификации дизартрий у детей с церебральным параличом были даны в работах Л.А. Даниловой и И.И. Панченко.

Л.А. Данилова обнаружила у данной категории детей спастическую, гиперкинетическую и мозжечковую формы. Она отмечала, что в каждой форме можно выделить 3 степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Степени выделяются в соответствии с объемом расстройства звукопроизносительной стороны речи. Легкая степень – нарушено до 1/3 звуков, средняя – до 2/3 звуков, тяжелая – более 2/3 звуков.

И.И. Панченко предложила симптомологическую классификацию, выделив следующие формы:

1. Спастико-паретическая. Ведущий симптом – спастический парез, обусловленный поражением пирамидных путей. Форма характерна для детей со спастической диплегией.

2. Спастико-ригидная. Ведущее расстройство – сочетание спастических парезов с выраженными нарушениями тонуса, обусловленными поражениями ствола мозга. Эта форма проявляется у детей с двойной гемиплегией.

3. Гиперкинетическая. Ведущий симптом – гиперкинезы. Форма присуща детям с гиперкинетической формой ДЦП.

4. Атактическая (мозжечковая). Ведущее расстройство – атаксия. Проявляется у детей с атонически-астатической формой ДЦП.

И.И. Панченко отмечала, что преобладающими формами у детей с ДЦП являются смешанные: спастико-атактическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактико-гиперкинетическая, атактико-гиперкинетическая.

О.В. Правдина в клинической классификации дает описание бульбарной, псевдобульбарной, подкорковой (по содержанию – экстрапирамидной), кинестетической постцентральной корковой и кинетической премоторной дизартрии. Наряду с этими формами выделена детская псевдобульбарная дизартрия. Автор отмечает, что эта форма чаще встречается при умственной отсталости и обычно входит в синдром детского церебрального паралича. С неврологической точки зрения данная форма имеет сложный патогенез, заключающийся в комбинаторных сочетаниях спастических параличей с другими расстройствами управления моторикой. В то же время О.В. Правдина пишет о том, что стертые псевдобульбарные дизартрии (в современной терминологии «минимальные дизартрические расстройства») встречаются значительно чаще, чем выраженные.

Е.М. Мастюкова представила характеристику корковой, псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Автором выделены 3 варианта корковой дизартрии:

1) При поражении нижнего отдела передней центральной извилины, вызывающем избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата.

2) При поражениях нижних отделов постцентральной коры с характерными кинестетическими апраксиями.

3) При поражении нижних отделов премоторных областей коры с ведущими симптомами кинетической апраксии.

В псевдобульбарной дизартрии Е.М. Мастюкова выделила 2 формы: спастическую и паретическую, не акцентируя внимание на локализации поражения мозга при каждой из этих форм. В то же время автором даны критерии дифференциации данных форм с другими формами дизартрии. Так, отмечается, что при спастической псевдобульбарной дизартрии нарушение произношения носит более разлитой характер, чем при спастическом варианте корковой дизартрии. При паретической псевдобульбарной дизартрии, в отличие от бульбарной формы, преимущественно страдают произвольные движения на фоне сохранности непроизвольных. Автор справедливо указывает на необходимость дальнейших, более детальных исследований патогенеза и симптоматики дизартрии, особенно у детей.

В настоящее время в отечественной логопедической диагностике наиболее часто применяется классификация Е.Н. Винарской. В данной классификации представлены:

Бульбарная форма дизартрии обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений – произвольных и непроизвольных. Так как поражение может носить очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются те или иные мышцы. Такие поражения могут носить односторонний или двусторонний характер. Ограничения движений мышц приводят к стойким расстройствам произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых звуков может быть сужен до 2-3. Кроме того, при дизартрии в речи больных появляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением регуляции слюноотделения, дополнительным мышечным напряжением в тех отделах, где движения возможны. В связи с этим внятность речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов в оральной области.

Псевдобульбарная форма дизартрии возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. Для такой локализации поражения характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В связи с этим в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений.

Экстрапирамидная дизартрия является следствием поражения, соответственно, экстрапирамидной системы. При этом нарушается управление тонусом мышц. Возникают дистонии и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы. Гиперкинезы проявляются в виде ритмичных сокращений мышц (хореический гиперкинез) и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются при усложнении движения и повышении уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии обычно наблюдаются расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения просодических компонентов речи. Произношение носит неровный характер, качество произношения существенно снижается при проявлении гиперкинеза. В связи с этим выражена дискоординация дыхательного, голосового, артикуляционного отделов. Пациент часто начинает произношение без подачи воздушной струи. Звук при этом не образуется, пациент вынужден предпринимать повторные попытки начала речи. Более ярко, чем в других формах, представлена «стволовая» симптоматика – синкинезии и оральные автоматизмы. Существенно страдает способность автоматизации движений, т.е. переход от умения правильно произносить звук к навыку.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражениях мозжечка. Характерными симптомами мозжечковой дисфункции являются расстройства координации. Пациент часто не может рассчитать силу движения, в связи с чем движения в начальной фазе излишне активны, а в конечной – недостаточны. Это проявляется и в речи. Обычно начало речевого высказывания слишком громкое, а окончание – тихое. Расстройства просодики выражаются в неспособности подчинить речевой поток интонационным ударениям, речь приобретает послоговой, «скандированный» характер.

Симптомом поражения мозжечка является гипотонус, который, наряду с координационными проблемами, определяет избирательное поражение или большую выраженность нарушений артикуляционно сложных звуков.

Координация является важным элементом экономичности движения, обеспечивающей его автоматизацию. Дефицит координации приводит к выраженным затруднениям автоматизации поставленных звуков.

Корковые дизартрии – следствие очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Для таких нарушений характерна дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движения распадается, и все его элементы, по сути, уравниваются.

Соответственно локализации очага поражения корковые дизартрии разграничиваются на постцентральные и премоторные. Ведущими симптомами корковых дизартрий являются апраксии, т.е. потеря контроля за производством движения со стороны корковых анализаторов.

При постцентральной корковой дизартрии возникает кинестетическая апраксия, проявляющаяся в нарушении контроля за пространственной организацией движения. Для пациентов с кинестетической апраксией характерно неточное воспроизведение артикуляции. Так как слуховой контроль сохранен, пациент предпринимает повторные попытки правильного воспроизведения языковых единиц – «поиск» артикуляции.

Симптомом премоторной корковой дизартрии является кинетическая апраксия, т.е. потеря контроля за временной организацией движения. При этом нарушается плавность в переключении от одних элементов движения к другим. Характерны персеверации — застревание на отдельных элементах движений и повторные попытки плавного слитного произнесения.

Е.Н. Винарская представила также описание мезенцефально-диэнцефальной формы дизартрии, которая выражается в постепенно нарастающем акинетическом мутизме, т.е. потере речевой активности. Эта форма возникает при поражении неспецифических активирующих структур мозга – ретикулярной формации, гипоталамуса и некоторых других структур.

Для всех форм дизартрии характерна повышенная саливация.

Дизартрия, ее симптоматика. Особенность дизартрии у детей. статья по логопедии на тему

Дизартрия, ее симптоматика.

Особенность дизартрии у детей.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Причины:

  1. асфиксия и родовая травма,
  2. поражение нервной системы при гемолитической болезни,
  3. инфекционные заболевания нервной системы,
  4. черепно-мозговые травмы,
  5. реже — нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса),
  6. наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии

Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга:

К таким структурам относятся:

• периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки) и их ядра;

• ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.

Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает арефлексия.

Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными мозговыми структурами:

• подкорково-мозжечковые (базальные) ядра и проводящие пути, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи.

При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушениями мышечного тонуса, усилением отдельных безусловных рефлексов, а также с выраженным нарушением просодических характеристик речи — ее темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности и индивидуального тембра;

• проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к ядрам черепно-мозговых нервов.

Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляторных расстройств;

• корковые отделы головного мозга, обеспечивающие как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса.

При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.

Особенность дизартрии у детей

Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дизентеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Обратная кинестетическая афферентация является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон. Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур: премоторно-лобной и теменно-височной областей коры — и замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственное отношение к речевой функции. Таким примером может быть недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у детей с дизартрией.

Аналогичная недостаточность интеграции может отмечаться в работе двигательно-кинестетической, слуховой и зрительной систем.

Симптоматика дизартрии

Выделяют речевую и неречевую симптоматику в структуре дизартрии.

Речевая симптоматика:

3 синдрома дизартрии:

  1. Синдром нарушения артикуляционной моторики,
  2. Сндром нарушения речевого дыхания,
  3. Синдром нарушения голоса

Синдром нарушения артикуляционной моторики

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков.

1. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит, прежде всего, от локализации поражения мозга.

Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка.

При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка, приподнятая к твердому нёбу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию. Так, произнося одинаково слова пыл и пыль, мол и моль, ребенок может затрудняться в дифференцировке их значений.

Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.

Все мышцы языка иннервируются подъязычными нервами, за исключением язычно-нёбных мышц, которые иннервируются языко-глоточными нервами.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены.

Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и шеи еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.

Гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация.

Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному движению нёбной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот, чрезвычайно слаба. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п, п’, б, б’. Затруднена палатализация, в связи с чем произношение глухих смычных согласных нарушено, кроме того, при образовании глухих смычных необходима более энергичная работа губ, которая также отсутствует при гипотонии. Легче произносятся губно-губные смычные носовые сонаты м, м’, а также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели, ф, ф’, в, в’.

Нарушается произношение и переднеязычных смычных шумных согласных т, т’, д, д’; искажается артикуляция переднеязычных щелевых согласных ш, ж. Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, особенно часто межзубный и боковой.

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре при дизартрии могут проявляться также в виде дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса): в покое отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи — тонус резко нарастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.

2. Нарушение артикуляционной моторики при дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц.

При недостаточной подвижности артикуляционных мышц нарушается звукопроизношение. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков. Особенно нарушается произношение лабиализованных звуков (о, у), при их произнесении требуются активные движения губ: округление, вытягивание. Нарушается произношение губно-губ-ных смычных звуков ft, л’, б, б’, м, м’. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю и выполнить целый ряд других движений. Ограничение подвижности губ нередко нарушает артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости.

Может отмечаться ограниченная подвижность мышц языка, недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта. Обычно это связано с нарушением иннервации шило-язычной и некоторых других мышц. В этих случаях страдает произношение большинства звуков.

Ограничение движения языка вниз связано с нарушением иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц. Это может нарушать произношение шипящих и свистящих звуков, а также гласных переднего ряда (и, э) и некоторых других звуков.

Ограничение движения языка назад может зависеть от нарушений иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шило-подъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и некоторых других мышц. При этом нарушается артикуляция заднеязычных звуков (г, к, х), а также некоторых гласных, особенно среднего и нижнего подъема (э, о, а).

При парезах мышц языка, нарушениях их мышечного тонуса часто оказывается невозможным изменение конфигурации языка, его удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание назад.

Нарушения звукопроизношения утяжеляются ограниченной подвижностью мышц мягкого нёба (натягивающих и поднимающих его: нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). При парезах этих мышц подъем нёбной занавески в момент речи затруднения, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков речи. Иннервация мышц мягкого нёба осуществляется веточками тройничного, лицевого и блуждающего нервов.

Парезы мышц лицевой мускулатуры, часто наблюдаемые при дизартрии, также влияют на звукопроизношение. Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр. Эти нарушения становятся особенно выраженными, если имеется неправильное положение языка в полости рта, недостаточная подвижность нёбной занавески, нарушения тонуса мышц дна полости рта, языка, губ, мягкого нёба, задней стенки глотки.

3. Характерным признаком нарушений артикуляционной моторики при дизартрии являются дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений. Так, при отсутствии выраженных парезов в артикуляционной мускулатуре произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Например, ребенок может выполнить движение языком вверх, касаясь им почти кончика носа, и одновременно не может поместить язык над верхней губой в место, точно обозначенное логопедом. Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, например хоботок — оскал и др., а также с трудностями сохранения определенных артикуляционных поз за счет появления насильственных движений — тремора (мелкого дрожания кончика языка).

При дискоординационных расстройствах звукопроизношение расстраивается больше не на уровне произношения изолированных звуков, а при произнесении автоматизированных звуков в слогах, словах и предложениях. Это связано с запаздыванием включения некоторых артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слогов. Речь становится замедленной и сканированной.

4. Существенным звеном в структуре нарушений артикуляционной моторики при дизартрии является патология реципрокной иннервации.

Во многих мышцах языка наряду с волокнами, выполняющими основное движение, имеются антагонистические группы, совместная работа тех и других обеспечивает точность и дифференцированность движений, необходимых для нормального звукопроизношения. Так, для высовывания языка из полости рта и особенно для поднимания кончика языка вверх должны быть сокращены нижние пучки подбородочно-язычной мышцы, но расслаблены ее же волокна, тянущие язык назад и вниз. Если этой избирательной иннервации не происходит, то нарушается выполнение данного движения и звукопроизношение ряда переднеязычных звуков.

При движении же языка кзади и книзу должны быть расслаблены нижние пучки этой мышцы. Средние пучки подбо-родочно-язычной мышцы являются анатагонистами волокон верхней продольной мышцы, выгибающей спинку языка вверх.

В движении языка вниз подъязычно-язычная мышца является анатагонистом шило-язычной мышцы, но в движении языка назад обе мышцы работают синхронно, как агонисты. Боковые движения языка в одну сторону происходят только при расслаблении парных мышц другой стороны. Для симметричных движений языка по средней линии во всех направлениях (вперед, назад, вверх, вниз) мышцы правой и левой сторон должны работать как агонисты, иначе язык будет отклоняться в сторону.

Изменение конфигурации языка, например, его сужение, требует сокращения волокон поперечных мышц языка при одновременном расслаблении волокон вертикальных мышц и пучков подъязычно-язычных и шило-язычных мышц, участвующих в уплотнении и расширении языка.

5. Наличие насильственных движений и оральных синкинезий, гиперкинезов, тремора в артикуляционной мускулатуре — частый признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях — почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении, поэтому нарушения звукопроизношения различны в зависимости от ситуации речевого общения. При этом отмечаются подергивания языка, губ иногда в сочетании с гримасами лица, мелкое дрожание (тремор) языка, в тяжелых случаях — непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед, насильственная улыбка. Насильственные движения наблюдаются и в покое, и в статических артикуляционных позах, например при удержании языка по средней линии, усиливаясь при произвольных движениях или попытках к ним. Этим они отличаются от синкинезий — непроизвольных сопутствующих движений, которые возникают только при произвольных движениях, например при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, а иногда напрягается вся шейная мускулатура и ребенок выполняет это движение одновременно разгибанием головы. Синкинезий могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной, особенно в тех ее отделах, которые анатомически и функционально наиболее тесно связаны с речевой функцией. При движении языка у детей с дизартрией нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца).

6. Характерным признаком дизартрии является нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.

7. Частым признаком дизартрии является недостаточность артикуляционного праксиса (д и с п р а к с и я), которая может быть как вторичной за счет нарушений проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата, так и первичной в связи с локализацией поражения мозга. На основе работ А. Р. Лурия выделяют два типа дис-праксических расстройств: кинестетический и кинетический. При кинестетическом отмечаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом согласных звуков. Нарушения непостоянны, замены звуков неоднозначны.

При кинестетическом типе диспраксических расстройств отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов. При этом нарушается произношение как гласных, так и согласных звуков. Гласные нередко удлиняются, их артикуляция приближается к нейтральному звуку а. Начальные или конечные согласные произносятся с напряжением или удлинением, отмечаются специфические их замены: щелевых звуков на смычке (з — д), имеют место вставки звуков или призвуков, упрощения аффрикат и пропуски звуков при стечениях согласных.

8. При дизартрии могут выявляться рефлексы орального автоматизма в виде сохранившихся сосательного, хоботкового, поискового, ладонно-головного и других рефлексов, характерных в норме для детей раннего возраста. Их наличие затрудняет произвольные ротовые движения.

Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.

Синдром нарушения речевого дыхания

При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Второй синдром дизартрии — синдром нарушений речевого дыхания.

Синдром нарушения голоса

Следующей характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.

Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.

При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

Список литературы

  1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под. ред. Л.С. Волковой._5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.