Оппозиционно вызывающее расстройство поведения

Содержание

Любой ребенок с СДВГ, имеющий признаки оппозиционного поведения требует соответствующего лечения. Первый шаг — убедиться, что СДВГ ребенка находится под контролем. Поскольку оппозиционное поведение часто связано со стрессом, вы должны обратиться к источнику стресса, симптомам СДВГ, прежде чем перейти к поведенческим проблемам.

Доктор Дуглас Райли говорит: «если ребенок настолько импульсивен или отвлекается, что не может сосредоточиться на терапии, которую мы используем, чтобы лечить оппозиционное поведение, он не продвинется очень далеко. И для многих детей с СДВГ, сопровождающимся ОВР, стимулирующие препараты являются своего рода чудом. В большинстве случаев плохое поведение просто исчезает».

Но медикаментозного лечения редко бывает достаточно, чтобы регулировать ОВР. Если ОВР проявляется у ребенка слабо или нечасто, вполне годится выход проводить самостоятельно процедуры по изменению поведения. Но если оппозиционное поведение достаточно серьезно нарушает жизнь дома или в школе, то лучше проконсультироваться с семейным психологом, специализирующимся на детских поведенческих проблемах.

Создайте гармонию

Терапевт/специалист должен защитить вашего ребенка от беспокойства, депрессии и биполярного расстройства. Все эти явления могут привести к оппозиционному поведению и каждое из них нуждается в собственной форме лечения. Терапевт может также рекомендовать когнитивную терапию для ребенка, чтобы помочь ему эффективно справляться с трудными ситуациями.

Практикуйте осознанность

Цель обучения наших детей осознанности — дать им навыки, чтобы развить их осознание своего внутреннего и внешнего опыта; научить определять, являются ли их мысли «справедливыми мыслями»; понимать, как появляются эмоции; замечать, когда они теряют внимание; научить контролировать импульсы.

«Основным навыком родителей становится правило кнута и пряника», говорит Кэрол Брэди, детский психолог. «Пряник — ваша работа заключается в поощрении и вознаграждении ребенка за сотрудничество. Кнут — вы применяете обозначенное наказание за плохое поведение — как правило, подразумевается временное отстранение непослушного ребенка от деятельности (тайм-аут) или лишение награды».
Обучение родителей управлению поведением весьма эффективно, в четырех из пяти случаев поведение ребенка резко улучшается. Родители, которые проходят обучение, как правило, наблюдают улучшение ситуации в семье, в том числе улучшенное поведение и у других своих детей.

В то же время некоторые родители сопротивляются в понимании того, что они нуждаются в обучении. ”Им необходимо научиться тому, как суметь вовремя остановиться и не попасть на поле боя с ребенком, не опускаться до уровня склок», говорит доктор Ларри Сильвер.

Родители часто усугубляют проблему, выдвигая чрезмерно жесткие или противоречивые дисциплинарные требования. Вместо этого родители должны подтвердить свой авторитет путем создания вполне определенных поощрений и наказаний, а затем осуществлять их последовательно и беспристрастно.
Самое важное правило заключается в том, чтобы родители не принимали оппозиционное поведение лично, оставались спокойными и дружелюбными. Оппозиционные дети имеют радар на враждебность со стороны взрослых. Если они почувствуют ваш гнев, они будут противостоять этому.
Рекомендуется подход «два открытых требования». В первый раз, когда вы просите ребенка сделать что-либо, дайте ему две минуты на отклик. Если он не слушается, спокойно скажите ему: «Сейчас я прошу тебя во второй раз, чтобы ты повесил свое пальто. Ты понимаешь, что я прошу тебя сделать и какие последствия могут быть, если ты этого не сделаешь? Пожалуйста, прими умное решение». Если вам придется повторить требование в третий раз, то заранее оговоренные последствия незамедлительно должны вступить в силу — телевизор выключается на час или отнимаются видеоигры.

Логопедическая диагностика в течение продолжительного вре­мени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов.
Логопедические заключения по-разному определяются и фор­мулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических за­ключений имеет место доминирование диагноза общего недораз­вития речи (ОНР).
На фоне критики имеющихся недостатков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить традиционные ло­гопедические классификации классификациями клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практических задач коррекции на­рушений речи. Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки
зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с пробле­мой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплек­тованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференци­рованному логопедическому воздействию.
Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь.
Речь представляет собой сложнейший физиологический, психи­ческий, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в кото­ром переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысло­вой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом.
В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые рас­стройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей, с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедическо­го воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.
Психолого-педагогическая классификация ориентирована на вы­явление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симп­томологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фо-нетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида.
Таким образом, определение симптомологического уровня на­рушений речи решает прежде всего практические задачи комплек­тования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии.
Известно, что при одной и той же патологии (форме рече­вого нарушения) языковая система может страдать по-разному.
И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии.
В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи.
Логопедическая диагностика должна идти от общего к частно­му: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению ме­ханизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта.
Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воз­действия.
В процессе постановки логопедического заключения необходи­мыми являются медицинские данные, клинические характеристи­ки, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объясне­ние причин возникновения речевых расстройств, на лечение ре­бенка, а не на систему коррекции, развития речи.
В настоящее время нуждаются в уточнении и расширении и клинико-педагогическая, и психолого-педагогическая классифика­ции. Так, например, практика школьных логопедов показывает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонемати­ческого развития отпадает основание говорить об ОНР. Однако еще длительное время у детей сохраняется недоразвитие лексико- грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в овладении программой по русскому языку, усвоении и реализа­ции орфографических правил. Поэтому есть основание наряду с ОНР, НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Необходи­мо уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической классификации.
Резюме. Для комплектования речевых групп детских садов, на­правления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассмат­риваться в рамках существующих в логопедии классификаций (пси­холого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптомати­ки речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

ГБДОУ Детский сад №48 Фрунзенского района

Здравствуйте, уважаемые родители!

Довольно часто, особенно в последние годы, родителям

приходится сталкиваться с проблемами в речевом развитии своего ребёнка. К сожалению, не всегда специалисты

объясняют родителям, что означает тот, или иной речевой

диагноз.

Представляю вашему вниманию статью Натальи Валентиновны Нищевой, которая поможет вам разобраться и понять ха-рактер речевого нарушения, соответствующий, выданному вам заключению специалиста.

Какие диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой

патологией.

Вашего ребенка обследовали логопед, невролог, психолог, по назначе-нию невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз.

В связи с этим, уважаемые родители, обращаю ваше внимание на то, какие диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией, и что вы должны знать о них?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с нарушением восприятия (фонематический слух) и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

· дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

Например, ребенок не умеет произносит звук , и поэтому произно-сит слова Марина и малина одинаково – малина. Если предложить такому ребенку поднять красный шар, когда он услышит слово Марина, и синий шар, когда он услышит слово малина, он растеряется и задание не выполнит, потому что эти слова звучат для него одинаково.

· дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных групп;

Например, ребенок будет допускать множественные ошибки при различении звуков и , и , и в парах слов, если вы

предложите ему поднимать флажок желтого цвета на один из пары зву-ков и зеленого на другой из пары звуков:

каска-кашка роза-рожа рак-лак

мишка-миска лежать-лизать полка-порка

шалаш-салат кожа-коза вор-вол

несу-пишу вяжут-везут пороть-полоть

· дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Например, такой ребенок не определит на слух, сколько звуков в сло-вах: дом, стол, марка. Для него крайне сложным будет задание выде-лить из ряда слов те слова, в которых есть звук : забор, стол, диван, кровать, стул, раскладушка. Он не сможет по порядку назвать звуки в слове кот – , , .

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными заменами, смешениями, пропусками, искажениями звуков. Иногда ребенок может про-износить неправильно 15-20 звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов: пувица- пуговица, кода-сковорода, нига-книга, мот-мост.То есть ребёнок может пропускать целые слоги, переставлять местами, пропускать звуки в словах.

В ходе коррекционных занятий логопед учит таких детей узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильное произношение, закрепляет правильное произношение и различение звуков в речи, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью. Родителям необходимо закреплять навыки, сформированные логопедом у их ребенка, в домашних занятиях.

Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов речи: ребенок не только не-правильно произносит большинство согласных звуков, но и не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью. Некоторые ученые считают задержку речевого развития проблемой более психологической, чем логопедической, так как именно психология рассматривает вопросы задержки развития психических функций.

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди причин задержки речевого развития следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные причины, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Зачем кроха будет говорить, если вы опережаете все его желания?

Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест. Не общайтесь с крохой, как с глухим, не жестикулируйте слишком активно.

Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда малыш слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевизор, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Пусть лучше в детской комнате в качестве фона негромко звучит спокойная музыка.

Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, их речевое развитие также задерживается.

В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без логопедической помощи. Если вашему ребенку поставлен этот диагноз, и он направлен в логопедическую группу, помните, что домашние занятия с малышом остаются немаловажными. Необходимо стимулировать любые проявления активности крохи, радоваться каждому произнесенному им звуку. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши), продуктивную деятельность (совместное рисование, лепку, изготовление аппликаций для украшения детской комнаты и т.п.), общение в быту. Следуйте советам, которые дадут вам специалисты после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. И помните, что никакая, даже самая лучшая интерактивная игра не заменит ребёнку общения с вами!

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при кото-рых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и со-хранном интеллекте.

Общее недоразвитие речи может выступать как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и т.д. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна:

от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов.

Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР.

При I-ом уровне речевого развития речевые средства у ребенка крайне ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукокомплексов (ись – киска, ака – собака, нини – штаны). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически (Ись иди. – Киска сидит.). Характерна многозначность употребляемых слов (ись – киска, мишка, мышка). При этом возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. Например, слово пи (часть глагола пить) может обозначать чашку, воду, сок, молоко. И наоборот, слово дей (дверь) может обозначать глаголы открыть, закрыть. Ребенок с первым уровнем речевого развития общается, широко используя жесты и мимику. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен, то есть ребенок больше понимает, чем говорит, но утверждение родителей о том, что ребенок не говорит, но понимает абсолютно все, не состоятельно. И это можно легко до-казать при обследовании такого ребенка. Для детей представляет трудность выполнение заданий, связанных с пониманием категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Например, на просьбу логопеда дать ему несколько палочек, а одну палочку положить на стол, ребенок дает несколько палочек педагогу, а остальные кладет на стол. Рассматривая картинки, предложенные логопедом, и получив его задание показать, про кого можно сказать «летит», а про кого – «летят», ребенок теряется и показывает обе картинки. В то же время задания, связанные со знакомыми ситуациями ребенок может выполнять без ошибок. Произношение звуков у ребенка с первым уровнем речевого развития при ОНР крайне несовершенно. Как правило, нарушено произношение всех сложных согласных звуков: , , , , , , , , ,, , при чем в разных ситуациях каж-дый из этих звуков произносится по-разному. Возможно смягчение почти всех согласных звуков. Иногда в речи ребенка с этим диагнозом практически отсутствуют звонкие согласные звуки: , , , , , , , .

При переходе ко II-ому уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Ребенок уже использует не только глаголы и существительные, но и другие части речи (прилагательные хороший, плохой, большой, маленький, красный, наречия хорошо, плохо, вкусно, далеко, близко, союзы и, а, но), но глаголы и существительные по-прежнему составляют основную часть лексики, и словарный запас по-прежнему, значительно ниже нормы. Если в речи ребенка с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова (асина – машина, ибуяська – Чебурашка), при этом нарушая их звуконаполняемость и слоговую структуру. В речи про-стые предложения из двух-трех-четырех слов (Азя тоит а тое. – Ваза стоит на столе.). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических

конструкций: пропуск предлогов (ябоки тое – яблоки на столе), отсутствие согласования прилагательных с существительными (касий сяпка – красная шапка), смешение падежных форм (ем оська – ем ложкой). Понимание об-ращенной речи значительно развивается, хотя по-прежнему нельзя сказать, что ребенок понимает все, о чем ему говорят. Фонетическая (звуковая) сто-рона речи тоже по-прежнему характеризуется многочисленными искажения-ми звуков.

III-й уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с некоторыми элементами недоразвития языковых компонентов. Дети используют распространенные предложения, а не только короткие фразы, состоящие из двух-трех слов. Лексика таких детей включает практически все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, союзы. Наблюдается неточное употребление многих слов (куська – чашка, стакан; таны – брюки, шорты). Появляются первые навыки словообразования (стоик – столик, пишей – пришел), но дети не могут образовывать прилагательные от существительных (сок из яблок – яблокиный, крыша из соломы – соломовая), образовывать глаголы с тонкими оттенками действий приставочным способом (красил – по-красил, выкрасил, докрасил, раскрасил). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими, то есть в некоторых словах ребенок будет произносить звук правильно, а в некоторых будет искажать. Ребенок может повторять в отраженной речи достаточно длинные слова (водопроводчик, велосипедист, милиционер), но искажает их в речи (Мисанел едет а моцикле. Воповотик ти-нит воповот). Понимание речи у детей с этим диагнозом приближается к норме, то есть ребенок понимает практически все, о чем ему говорят.

У детей с четвертым уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков. Например, ребенок произносит типленок вместо цыпленок, шавель вместо щавель и т.п. У ребенка недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту», как говорят неврологи. В речи встречаются ошибки, проявляющиеся в замене слов, близких по значению (Мальчик чистит метлой двор. Вместо Мальчик подметает метлой двор.), в смешении признаков (Большой дом вместо высокий дом).

Значительные трудности у детей вызывает образование слов с помощью суффиксов (домуща вместо домище, гнездко вместо гнездышко), чайка вме-сто чаинка). У детей отмечаются стойкие трудности в образовании сложных слов (пчельник вместо пчеловод).

Дети испытывают трудности в понимании и употреблении фраз с пере-носным значением. Например, румяный как яблоко ребенок понимает, как много съел яблок.

В грамматическом оформлении речи данной категории детей тоже отме-чаются отдельные ошибки: Дети увидели медведев, воронов. Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой.

И все-таки, речевые ошибки у детей, которых можно отнести к четвертому уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан правильный вывод.

Как правило, детей с общим недоразвитием речи направляют в ло-гопедические группы на один-три года. В группе с ребенком проводят коррекционно-развивающие занятия логопед, психолог. При необходи-мости назначается лечение у невропатолога. Но в любом случае, родители должны понимать, что переложить свои проблемы, проблемы своего ребенка на плечи специалистов они не могут. Домашние занятия с ребенком с ис-пользованием рекомендаций специалистов крайне необходимы.

Дизартрия возникает в результате органического поражения цен-тральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи), нарушение голосообразования и дыхания. Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-дизартрики поздно начина-ют говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят кнедостаточному накоплению активно-го словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объему. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать многие известные им слова в активной речи. Про детей-дизартриков действительно можно сказать, что они все понимают, но многое сказать не могут. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такие специфические ошибки, как пропуск предлогов (мять толом – мяч под столом), недоговаривание окончаний (зё-ни сяй – зеленый шар), что тоже связано с трудностями произношения мно-гих звуков.

В дошкольные учреждения с логопедическими группами чаще всего по-ступают дети со стертой дизартрией.

Следует учитывать, что в физическом статусе этих детей отмечаются об-щая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигатель-ная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координа-ции движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, в цианичности (посинении) язы-ка, повышенной саливации (слюноотделении), которые ярко проявляются при речевой нагрузке, то есть чем больше ребенок говорит, тем ярче прояв-ляются эти изменения.

В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ре-бенка, чрезмерной чувствительности ко все раздражителям или наоборот в

вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспо-собность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.

При дизартрии необходимым является сочетание лечения и коррекционного воздействия. Лечение назначается невропатологом после проведения необходимых исследований, оно может быть как медикаментозным, так и не медикаментозным. Не медикаментозное лечение предполагает проведение общего, сегментарного, точечного и артикуляционного массажа, артикуляционной гимнастики, лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур, логопедической ритмики. Коррекционная работа должна проводиться систематически при тесном взаимодействии логопеда, психолога, родителей ребенка, специалистов-медиков, участвующих в лечении ребенка.

Алалия – это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Алалию и вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Последние исследования доказывают, что при алалии имеют место множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий. Некоторые ученые отмечают ведущую роль в возникновении алалии родовых черепно-мозговых травм и асфиксии (кис-лородного голодания) новорожденных. При чем в большинстве случаев родовые травмы и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание (внутриутробную гипоксию). К возникновению алалии могут привести так же внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг. Некоторые западные исследователи подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности к алалии.

Нельзя считать алалию просто временной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется в последующем на патологической основе. В современной логопедии принято говорить о моторной и сенсорной алалии.

При моторной алалии отмечаются позднее речевое развитие, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, позднее формирование фразовой речи, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи (желания общаться с помощью речи). Если говорить о неречевой симптоматике моторной алалии, то следует отметить недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Исследователи отмечают сужение объема памяти и быстрое угасание

возникших следов. Особенно у ребенка с алалией страдает память на слова, фразы, тексты. Можно отметить характерные для детей с моторной алалией ограниченность и неустойчивость внимания и восприятия. Дети как бы скользят взглядом по предметам, объектам, картинкам, не улавливая существенных деталей. Многие исследователи сходятся на том, что интеллект у них вторично изменен в связи с состоянием речи, и можно говорить о вторичной задержке умственного развития. Следует отметить примитивизм, конкретность мышления детей с моторной алалией. Интеллектуальная недостаточность усугубляется повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, работоспособности. У большинства детей отмечаются физическая недостаточность и соматическая (физическая) ослабленность. Обяза-тельно следует отметить общую моторную неловкость детей с моторной алалией, неуклюжесть, раскоординированность, заторможенность или расторможенность движений. Особенно страдает мелкая моторика пальцев. Малыш с трудом овладевает навыками самообслуживания, долго держит ложку и карандаш в кулачке, не может застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

При сенсорной алалии первично нарушение понимания речи, что приводит к затруднениям в формировании экспрессивной (активной) речи. У детей с сенсорной алалией не формируется связь между словом и обозначаемым им предметом. Усвоение экспрессивной речи во многом зависит от имитационных способностей ребенка с сенсорной алалией. Некоторые дети с сенсорной алалией совсем не понимают речи окружающих, относятся к ней как к шуму, не реагируют даже на собственное имя, не различают звуки речи и неречевые шумы. Другие – понимают отдельные обиходные слова, но теряют их на фоне развернутого высказывания. У отдельных детей наоборот понимание изолированных слов затруднено более, чем понимание фраз. В ряде случаев дети понимают обращенную к ним фразу только после неодно-кратного повторения, так как одноразовый раздражитель оказывается недостаточным для восприятия. Некоторые исследователи отмечают, что при сенсорной алалии всегда наблюдается незначительное снижение тонального (физического) слуха, но оно не является ведущим в картине речевого недоразвития. Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфическим состоянием коры головного мозга. Дети с сенсорной алалией широко использую жесты и мимику, игру сопровождают модулированным лепетом, четко реагируют на изменение интонации обращающегося к ним человека, не понимая при этом смысла фраз. При правильно организованном обучении дети с сенсорной алалией начинают понимать ситуативную речь. При наличии собственной речи они говорят легко, плавно, не задумываясь над подбором слов, не замечая ошибок в собственной речи. У безречевых детей с сенсорной алалией часто отмечается двигательное беспокойство, дети хаотичны в деятельности. Можно говорить о нарушениях личности, разнообразных трудностях поведения, импульсивности, вторичной задержке умственного развития. В чистом виде сенсорная алалия встречается крайне ред-ко. Чаще недостаточность речи при моторной алалии приводит к снижению

понимания вторичного характера, поэтому можно говорить о смешанной форме алалии – моторной алалии с сенсорным компонентом или сенсомоторной алалии.

Дети с алалией нуждаются в лечении у психоневролога, занятиях с логопедом и психологом. Как правило, дети с этим диагнозом направляются в логопедические группы на три-четыре года, потому что только за этот срок им может быть оказана коррекционная помощь в полном объеме. Этим детям необходимы и ежедневные занятия с родителями в соответствии с рекомендациями специалистов.

Ринолалия (гнусавость) – это нарушение тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями, парезами (частичными параличами) и параличами мягкого нёба).

Специалисты выделяют две формы ринолалии: открытую и закры-тую.

При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков , . При произнесении шипящих звуков и прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки , , , , , звучат неясно. Речь ребенка с открытой формой ринолалии неразборчива, монотонна.

При закрытой ринолалии понижен физиологический носовой резонанс, страдает, прежде всего, произношение звуков , , , .

В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребенка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие лекарственных препаратов, ядовитых веществ, кислот) факторы, эндокринные заболевания, психические травмы, употребление алкоголя и наркотиков, курение матери.

Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему нужна помощь и других специалистов: стоматолога, оториноларинголога, невропатолога. При необходимости операции на нёбе (хейлопластика) осуществляются до 6 лет, работа по устранению остаточных дефектов – до 16 лет.

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги яв-ляются основным внешним симптомом заикания. Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате ошибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение за-

икания из-за дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необ-ходимо учитывать нарушения психологического и физиологического харак-тера, составляющие единство.

В настоящее время выделяют две группы причин, вызывающих воз-никновение заикания: предрасполагающие и производящие.

К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие нервную систему), невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность), конституциональную предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы, подверженность психическим трав-мам), наследственную отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата, передающаяся по наследству), поражение головного мозга.

В группе производящих причин выделяют анатомо-физиологические (физические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы и сотрясения головного мозга, заболевания, ослабляющие нервную систему; несовершенство звукопроизносительного аппарата при дислалии и дизартирии), психические и социальные (психическая травма, избалованность, неровное воспитание, хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоциональные переживания, перегруженность детей младше-го дошкольного возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала, многоязычие, подражание заикающемуся и т.п.) факторы.

Выделяют физиологические и социальные симптомы заикания.

К физиологическим относят речевые судороги, нарушения центральной нервной системы, соматическую ослабленность, нарушения общей и речевой моторики.

К психологическим – речевые уловки, сопутствующие движения, феномен фиксированности на дефекте, фобии (страхи) и т.п.

В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя ряд медико-педагогических мероприятий:

· терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом;

· психотерапевтическое воздействие;

· коррекционные занятия с логопедом;

· обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.

Уважаемые родителии! Какой бы из этих диагнозов ни был поставлен вашему ребенку, не отчаивайтесь!

Требуйте направления ребенка в логопедическую группу детского сада, настаивайте на лечении у невропатолога; ни в коем случае не отказывайтесь от лечения, которое назначит этот специалист.

Очень важно доверять специалисту, с которым вы работаете и совместно помогаете вашему ребёнку! Выполняйте все рекомендации логопеда, психолога, невропатолога. Только так вы сможете помочь своему ребенку.

Вызывающее оппозиционное расстройство

Вызывающее оппозиционное расстройство

МКБ-11

МКБ-10

МКБ-9

МКБ-9-КМ

MedlinePlus

Медиафайлы на Викискладе

Вызыва́ющее оппозицио́нное расстро́йство — расстройство поведения, обычно у детей младше 9—10 лет, для которого характерно непослушание, провокационное, враждебное, вызывающее поведение, игнорирование просьб и правил взрослых.

Клиническая картина

Главной характеристикой этого психического расстройства является постоянное негативистическое, вызывающее, провокационное, враждебное поведение ребёнка, которое находится за пределами «нормального уровня» поведения для детей того же возраста той же социально-культуральной среды. При расстройстве не должно отмечаться серьёзных нарушений прав других людей. Дети с данным расстройством обычно активно игнорируют просьбы взрослых и намеренно досаждают другим людям. Обычно они обидчивы и сердиты. У них отмечается лёгкая потеря самообладания низкий уровень фрустрационной толерантности.

Характерным отличием от других нарушений поведения является отсутствие поведения, нарушающего законы и основные права других людей, наблюдается отсутствие жестокости, драк, воровства, нападений. Присутствие этих признаков исключает диагноз.

Согласно исследованиям, самостоятельность этого расстройства может быть принята в основном только у маленьких детей, с осторожностью следует применять эту категорию у старших детей. У старших детей нарушения поведения обыкновенно становится из оппозиционно-вызывающего агрессивным, антисоциальным (диссоциальным), и превышает открытое непослушание, неповиновение, или брутальность. Однако по МКБ-10 явно диссоциальное, или агрессивное поведение исключает данный диагноз.

Диагностика

МКБ-10

Требуется соответствие общим критериям F9191. (расстройства поведения).

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

DSM-5

Вызывающее оппозиционное расстройство впервые появилось в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 3-го издания DSM-III (313.81 — «оппозиционное расстройство»). В 5-м издании (DSM-5) вызывающее оппозиционное расстройство (англ. oppositional defiant disorder, коды 313.81/F91.3) определяется как поведение, при котором наблюдается раздражительность, гневливость, склонность к спорам, вызывающему поведению или мстительности. Продолжительность — не менее 6 месяцев, и присутствие минимум 4 симптомов из ниже перечисленных:

  1. Часто теряет самообладание.
  2. Часто бывает раздражительным или легко раздражается.
  3. Часто зол и обижен.
  4. Часто спорит с авторитетными фигурами или, для детей и подростков, со взрослыми.
  5. Часто активно бросает вызов или отказывается выполнять правила и просьбы от авторитетных фигур.
  6. Часто сознательно раздражает других.
  7. Часто обвиняет других в своих ошибках или в неправильном поведении.
  8. Бывает злобным или мстительным.

Спецификатор тяжести расстройства:

  • Лёгкий: симптомы ограничиваются только одной окружающей обстановкой (например, школой, домом, работой, со сверстниками).
  • Умеренный: некоторые симптомы присутствуют, по крайней мере, в 2 обстановках.
  • Тяжёлый: некоторые симптомы присутствуют в 3 или более обстановках.

Распространённость

Распространённость вызывающего оппозиционного расстройства колеблется от 1 % до 11 %. Средняя оценка распространённости около 3,3 %. Расстройство, по-видимому, несколько более распространено у лиц мужского пола, чем у женщин (1,4:1) до подросткового возраста.

Терапия

Подходы к лечению вызывающего оппозиционного расстройства включают обучение родителей методам обращения с детьми, индивидуальную психотерапию, семейную терапию, когнитивно-поведенческую терапию и обучение социальным навыкам. Имеются также ограниченные доказательства того, что атипичный антипсихотический препарат рисперидон снижает агрессию и расстройства поведения.

> См. также

  • Диссоциальное расстройство личности

Примечания

  1. Monarch Disease Ontology release 2018-06-29sonu — 2018-06-29 — 2018.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Всемирная организация здравоохранения. F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 339—340. — ISBN 5-86727-005-8.
  3. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Third Edition (DSM-III). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 1980. — P. 63—65. — 494 p. — ISBN 978-0-521-31528-9. (англ.)
  4. 1 2 3 4 5 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — P. 462—466. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X. (англ.)
  5. H. Steiner, L. Remsing. Practice Parameter for the Assessment and Treatment of Children and Adolescents With Oppositional Defiant Disorder (англ.) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (англ.)русск. : journal. — Elsevier BV, 2007. — Vol. 46, no. 1. — P. 126—141. — ISSN 0890-8567. — DOI:10.1097/01.chi.0000246060.62706.af. (англ.)
  6. Jik H. Loy, Sally N. Merry, Sarah E. Hetrick, Karolina Stasiak (2012), Atypical antipsychotics for disruptive behaviour disorders in children and youths, Chichester, UK: John Wiley & Sons, Ltd, DOI 10.1002/14651858.cd008559.pub2 (англ.)

Оппозиционное расстройство неповиновения (ОРН)

Оппозиционное расстройство неповиновения (ОРН) (лат. oppositio – противопоставление) — паттерн невротического поведения детей, характеризующийся неповиновением, враждебными и негативистическими высказываниями и поступками, не сопровождающийся, однако серьёзными агрессивными и антиобщественными действиями. Такие дети раздражительны, готовы по любому поводу спорить, возражать, и по существу, но чаще из духа противоречия, настроены противиться всякому давлению на себя извне, поступать наперекор требованиям к себе со стороны взрослых. Они нетерпеливы, склонны обвинять других, легко раздражаются, обижаются, сердятся, сквернословят, обзываются, отказываются выполнять поручения и просьбы, уходят с уроков, из дома или детского учреждения, демонстрируют своё неповиновение и даже стараются при всяком удобном случае вызвать раздражение других других людей. Пациенты могут быть также упрямыми, недоброжелательными и мстительными, и тем не менее, до известной степени они сохраняют контроль над своим поведением, как и способности к успешной в целом социализации. Указанное поведение должно сохраняться в течение не менее полугода, чтобы расцениваться как как клинически значимое поведенческое расстройство. Указывается, что наиболее вероятную основу расстройства составляет психический дизонтогенез с сохранением на длительное время признаков «физиологического негативизма», присущего нормальным детям в возрасте 2-2,5 лет («ужасные 2-летние дети»). В психологическом плане, как предполагается, расстройство возникает как проявление гиперкомпенсации свойственного всем детям стремления к самостоятельности, нереализованного в силу чрезмерного давления на детей со стороны опекающих их лиц. Указывается, что естественное стремление к самостоятельности трансформируется при этом в защиту от чрезмерной зависимости от матери, превращается в барьер, препятствующий проникновению влияния взрослых в их внутриличностное пространство, в их собственное Я. Многие из пациентов, как показывают некоторые наблюдения, являются «нежеланными» детьми, в некоторых семьях встречаются чрезмерно властные матери, депрессивные матери и/или пассивно-агрессивные отцы. Расстройство начинается обычно до 8-летнего возраста и к завершению подросткового периода (14-16 лет) в большинстве случаев благополучно завершается, если, разумеется, оно не получает дальнейшего развития в силу влияния каких-то иных факторов неблагоприятной социальной среды или связано с другим психическим расстройством. В препубертатном возрасте ОРН чаще наблюдается у мальчиков, в постпубертатном возрасте оно встречается одинаково часто у обоих полов. Признаков какого-либо иного серьёзного психического и поведенческого нарушения при этом не должно быть, иначе симптоматика ОРН лишается статуса самостоятельного расстройства. Лечение: индивидуальная, семейная и поведенческая терапия. Синонимы: Реакции оппозиции, Расстройство поведения в виде непокорности и непослушания, Оппозиционно-вызывающее расстройство.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Причины

Для ребенка возрастом 1-2 лет негативизм — вариант нормы.

Негативизм является одной из норм детского поведения в возрасте от 1,5 до 2 лет. Такой компонент может становиться патологическим в том случае, если он с завидной регулярностью фиксируется уже в более старшем возрасте.

Пока ученые не смогли выявить определенных причин такого нарушения, но наблюдения специалистов показывают, что оппозиционно-вызывающее расстройство может возникать под воздействием следующих факторов:

  • наследственность;
  • стремление родителей к излишнему контролю над поведением ребенка;
  • пассивно-агрессивные черты личности;
  • упрямство;
  • насилие;
  • семьи, в которых ребенок не был желанным.

Ряд психиатров связывает возникновение расстройства с психодинамическими изменениями, вызванными взрослением ребенка. В определенный момент дети хотят обособленности от своих близких и стремятся к эмансипации. В таких случаях возникающая оппозиция, проявляющаяся в негативизме и не комфортности, провоцируется желанием разрешения неприятной для ребенка ситуации. Так он утверждается и сохраняет уверенность в том, что именно такое поведение привлечет к нему внимание родителей, в которых он все еще нуждается. Иногда проявления негативизма вызываются присутствием низкой самооценки, возникающей в силу различных факторов.

Специалисты предполагают, что в ряде ситуаций оппозиционно-вызывающее расстройство провоцируется сочетанием эмоциональной незрелости родителей и высоким конституционным стремлением ребенка к самоутверждению. В таких случаях мать и/или отец хотят оставаться авторитарными, а ребенок выбирает стратегию враждебности и защиты по отношению к вторжению на свою территорию и в зону психологического комфорта. При рассмотрении этой поведенческой теории возникновения оппозиционно-вызывающего расстройства негативизм нередко становится «зазубренной» реакцией на порицание родителей, которые пытаются подавить любое, порой даже оправданное, неповиновение сына или дочери.

Немаловажное значение в формировании расстройства у ребенка может иметь и нестабильная психологическая обстановка в семье, школьном коллективе и пр. Оказавшись в таких условиях, ребенок с низким уровнем нейромедиаторов (например, при низком сердечном ритме, пониженном базальном уровне кортизола, электрической активности кожи и других патологиях) или с наследственной предрасположенностью может оказываться в числе тех детей, которые вынуждены противостоять такой некомфортной атмосфере. Тогда основным внешним фактором, провоцирующим данное нарушение, может становиться сексуальное насилие, психологическая или физическая агрессия со стороны взрослых, родителей или сверстников, низкая обеспеченность семьи и связанные с этим моментом последствия, алкоголизм и наркомания у матери, отца или других членов семьи.

Признаки у детей

Первые признаки оппозиционно-вызывающего расстройства могут выявляться после 3-летнего возраста. Впервые оно может обнаруживаться на приеме у педиатра, в детском саду или в начальных классах школы.

Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства таковы:

  • агрессия, апатичность и панические состояния (вплоть до нервных срывов и истерик) – эти проявления могут выражаться в разной степени, например, в чрезмерной реакции на повышение тона, резкие вспышки света, общение с непривычным окружением и т. п.;
  • полный отказ выполнять просьбы или необходимые мероприятия и нормы поведения – ребенок может наотрез отказываться чистить или лечить зубы, принимать лекарство и пр.;
  • негативное отношение к замечаниям о неорганизованности, неряшливости или забывчивости – такой признак может возникать буквально «на ровном месте» и выливаться в протест, споры или истерику;
  • замкнутость – это проявление вызывается возникновением состояния долгих обид и неумением дружить и общаться со сверстниками;
  • чрезмерное упрямство – ребенок отказывается выполнять даже крайне необходимые просьбы и меры, например, не хочет переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора, надевать теплую одежду при сильном холоде, учиться в школе или заниматься другой организованной деятельностью;
  • злопамятность и попытки намеренно досаждать сверстникам или взрослым – таким образом страдающие от расстройства дети пытаются самоутвердиться, обратить на себя внимание и доказать собственную правоту;
  • низкая успеваемость или неудачи в спортивных соревнованиях и пр. – такие результаты нарушения поведения обусловлены несобранностью, неорганизованностью, но никак не связаны с низким IQ.

Вышеописанные признаки наблюдаются у детей, страдающих от рассматриваемого расстройства, чаще, чем у других сверстников, проживающих в одинаковом социуме и при равном материально-бытовом уровне. Впоследствии возникающие из-за нарушения поведения проблемы приводят к затруднениям в коллективной адаптации, личном общении с членами коллектива, учителями и пр. В ряде случаев оппозиционно-вызывающее расстройство приводит к чрезмерной брутальности.

Признаки у подростков и взрослых

Оппозиционно-вызывающее расстройство во взрослом возрасте проявляется излишней агрессией, конфликтностью, мстительностью и выраженным негативизмом.

В более зрелом возрасте оппозиционно-вызывающее расстройство приводит к появлению ярко выраженных и трансформировавшихся нарушений поведения. Этот факт объясняется взрослением личности и приобретением набора «взрослых» навыков и знаний. Иными словами, общие характеристики расстройства сохраняются, но проявляются они в более выраженном негативизме, конфликтности, мстительности и раздражительности. Кроме этого, в таком возрасте лица с оппозиционным расстройством могут иметь склонность «уходить от проблем» при помощи алкоголя и наркотических средств.

Степени тяжести

Условно специалисты выделяют такие степени тяжести оппозиционного расстройства:

  1. Легкая. Признаки нарушений поведения проявляются только в одном месте (например, дома или в школе).
  2. Средняя. Ребенок ведет себя некорректно только в двух местах.
  3. Тяжелая. Признаки проявляются в трех и более местах.

Чем отличается оппозиционное расстройство от других нарушений

Основное отличие рассматриваемого в пределах этой статьи расстройства заключается в отсутствии поведенческих моделей, проявляющихся в:

  • воровстве;
  • физической агрессии;
  • жестокости;
  • вандализме;
  • нападении.

Такие дети, подростки или взрослые не нарушают незыблемые права окружающих или законы.


Диагностика

Регулярные проявления признаков негативизма, конфликтности, мстительности и раздражительности должны становиться поводом для обращения к врачу. Для выявления оппозиционно-вызывающего расстройства специалист проведет следующие мероприятия:

  • выслушает жалобы родителей и ребенка;
  • уточнит данные о семейном анамнезе и психологической атмосфере в семье и социуме;
  • проведет тесты и исследования для выявления психических и соматических заболеваний для дифференцирования расстройства от этих недугов.

После постановки диагноза детский психотерапевт или психиатр составит план терапии или направит к другому профильному специалисту (например, неврологу, нейрохирургу, эндокринологу и пр.), который проведет дополнительные исследования, позволяющие поставить правильный диагноз и назначить лечение.

Дифференциальная диагностика

Для исключения ошибочного диагноза доктор проводит дифференциацию данного расстройств с такими похожими нарушениями поведения:

  • синдром гиперактивности;
  • биполярное расстройство;
  • социофобия;
  • кондуктивное расстройство;
  • депрессия;
  • расстройство регуляции поведения;
  • нарушения интеллектуального развития;
  • неустойчивое расстройство личности;
  • расстройство восприятия.

Коррекционное лечение

Лечение оппозиционно-вызывающего расстройства должно начинаться как можно раньше, так как такая мера способна существенно помогать ребенку удачно адаптироваться в социуме и добиваться в нем больших успехов. Кроме этого, коррекция расстройства помогает существенно улучшать психологическую атмосферу в семье или коллективе.

Лечение оппозиционно-вызывающего расстройства может проводиться амбулаторно. Однако в ряде случаев (например, при невозможности создания благоприятных условий для выздоровления дома или в окружающей обстановке) требует госпитализации пациента.

Для лечения оппозиционно-вызывающего расстройства врач может назначать различные методики. План коррекции в таких случаях составляется в зависимости от:

  • личностных характеристик пациента;
  • степени проявлений поведенческих нарушений;
  • семейного анамнеза;
  • внешних факторов;
  • сопутствующих заболеваний;
  • возраста и пола ребенка.

Главная цель коррекции расстройства направлена на улучшение или полное устранение его проявлений.

Психологическое консультирование

Работа с психологом при лечении оппозиционно-вызывающего расстройства направлена как на индивидуальное, так и на семейное консультирование. Эта составляющая терапии всегда является основополагающей и обязательной, так как без подобной коррекции устранение нарушения невозможно.

Все специалисты отмечают, что в удачном лечении важное значение имеет установление тесной эмоциональной связи между ребенком и родителями. Работа психолога с матерями и отцами в таких случаях помогает им понять, что пренебрежительное, чрезмерно строгое или равнодушное отношение может становиться единственной причиной отчуждения детей от семьи или социума. Кроме этого, специалисты моделируют и обучают родителей правильным психологическим приемам при общении с сыном или дочерью.

При индивидуальной беседе с ребенком психолог или врач проводят тренинги, обучающие его справляться с возникающими эпизодами гнева, страха или агрессии. Для разрешения создавшихся конфликтных ситуаций доктор вырабатывает у пациента модели поведения для мирного разрешения конфликтных ситуаций.

Иногда во время коррекционного лечения врач может рекомендовать родителям:

  • сменить школу или класс;
  • отказаться от посещения той или иной секции или кружка;
  • постараться минимизировать общение с подругой или другом ребенка.

После завершения индивидуальной и семейной терапии пациенту может назначаться посещение групповых занятий, направленных на лучшую адаптацию при общении со сверстниками и контролируемых специалистом.

Медикаментозное лечение

Решение о необходимости применения лекарственных препаратов – седативных средств или транквилизаторов – при терапии оппозиционно-вызывающего расстройства принимается врачом индивидуально и рекомендуется только в тех случаях, когда устранение проявлений или последствий нарушения при помощи психотерапевтических методик становится невозможным. При выборе препаратов доктор обязательно учитывает возможность присутствия противопоказаний для их приема или их возможного взаимодействия с другими лекарственными средствами.


Общие рекомендации родителям и близким

  1. Регулярно являться на консультации к психологу или психотерапевту и контролировать обязательность ребенка в совершении визитов к врачу.
  2. Выполнять назначения специалиста – правильность освоения навыков подавления агрессии, умения решения проблем мирным путем или противостояния раздражающим факторам, прием лекарственных средств и пр.
  3. Соблюдать рациональный режим труда и отдыха.
  4. Не применять жесткие формы критики по отношению к ребенку.
  5. Избавиться от снисходительного и высокомерного тона в отношениях.
  6. Не злоупотреблять своей властью над ребенком.
  7. Выработать навыки вежливого и доброжелательного общения.
  8. Всегда аргументированно объяснять необходимость соблюдения правил и норм общения с окружающими.
  9. Интересоваться внутренним миром ребенка и проводить с ним как можно больше времени.
  10. Заниматься вместе с ребенком его хобби: просмотром фильмов, чтением книг, спортом и пр.

К какому врачу обратиться

Рациональный режим труда и отдыха ребенка, доброжелательное и уважительное отношение к нему родителей, совместное времяпрепровождение, интересные хобби — важные составляющие успешного лечения оппозиционно-вызывающего расстройства.

При появлении признаков оппозиционно-вызывающего расстройства родителям ребенка следует обратиться к педиатру, детскому психологу, занимающемуся коррекцией подобных нарушений поведения, или психотерапевту. При необходимости врач назначит консультацию других профильных специалистов (например, эндокринолога, невролога и др.) и коррекционное лечение.

Оппозиционно-вызывающее расстройство проявляется в негативных поведенческих реакциях, возникающих в ответ на авторитарные фразы или действия окружающих, обладающих властью или правами для управления. Для устранения такого нарушения и лучшей адаптации ребенка или взрослого в социуме врач применяет различные психотерапевтические методики и, в некоторых случаях, дополняет их эффективность назначением медикаментозных средств.

Пограничные психические расстройства личности и поведения, которые в отличие от невротических расстройств не являются тягостными для человека, не вызывают никаких вегетативных нарушений и принимаются как свои собственные особенности.

Специфические расстройства личности

Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — страдание) — врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, обусловливающая психическую неполноценность личности.
У каждого человека есть какие-либо акцентуации личности (особенности характера и тд), и это нормально. Но когда эти особенности вызывают нарушение адаптации к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций – это патология.
Характерологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптивным поведенческим актам.
Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных средовых условиях их психические аномалии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна реакция срыва, поведенческая дезадаптация. Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты занимают ведущее место. Для психопатов характерна незрелость психики, проявляющаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям, необоснованной мнительности.

Шизоидная личность – НОРМА
• Изменения личности
Шизоидное расстройство личности – ПСИХОПАТИЯ (психическое заболевание непсихотического уровня)
• Изменения личности.
• Социальная дезадаптация.
Шизофрения – ПСИХОЗ (психическое заболевание психотического уровня)
• Изменения личности.
• Социальная дезадаптация.
• Нарушения восприятия, мышления, сознания и тп.

Параноидное расстройство личности

1) Повышенное самомнение (грандиозность);
2) Подозрительность;
3) Склонность к образованию сверхценных идей, фанатизму;
4) Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам;
5) Тенденция постоянно быть недовольным кем-то;
6) Постоянное отнесение происходящего на свой счет;
7) Воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами личности, что не соответствует фактической ситуации;
8) Злопамятность;
9) Лживость.

Шизоидное расстройство личности

1) Замкнутость, аутичность, предпочтение уединенной деятельности;
2) Эмоциональная холодность, отчужденная или уплощенная аффективность;
3) Повышенная озабоченность фантазиями и интроспекцией;
4) Поглощенность интеллектуальными процессами, увлеченность компьютером.

Диссоциальное расстройство личности

1) Равнодушие к чувствам других;
2) Пренебрежение социальными правилами и обязанностями;
3) Неспособность поддерживать взаимоотношения;
4) Отсутствие привязанности доже к близким людям;
5) Склонность к алкоголизму, наркомании, кражам и тп.;
6) Постоянная раздражительность, низкий порог агрессии.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности (эксплозивное, возбудимое, агрессивное)

Выделяются две разновидности: импульсивный тип, пограничный тип. Границы между ними стерты.
1) Импульсивность в поведении. Способность планирования минимальна;
2) Эмоциональная неустойчивость;
3) Отсутствия самоконтроля;
4) Вспышки жестокости и угрожающего поведения в ответ на осуждение окружающими;
5) Намерения и внутренние предпочтения (включая сексуальные) часто непонятны или нарушены. Хроническое чувство опустошенности.

Истерическое расстройство личности (гистрионное)

1) Стремление быть в центре внимания, признанию со стороны окружающих;
2) Театральность в поведении, преувеличенное выражение эмоций;
3) Поверхностность и лабильность эмоциональности;
4) Внушаемость, подверженность влиянию других, склонность к подражанию;
5) Неадекватная обольстительность во внешнем виде и поведении;
6) Чрезмерная озабоченность физической привлекательностью, связанная со стремлением привлечь внимание.

Ананкастное расстройство личности (обсессивно-компульсивное)

1) Чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности;
2) Озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками;
3) Чрезмерная поглощенность работой, добросовестность, скрупулезность;
4) Повышенная педантичность, перфекционизм и приверженность социальным условностям;
5) Консерватизм в вопросах морали и этики;
6) Неспособность к релаксации, избегание развлечений;
7) Ригидность и упрямство;
8) Появление настойчивых и нежелательных мыслей и влечений;
9) Малоэмоциональность.

Тревожное расстройство личности (уклоняющееся, избегающее)

1) Постоянная тревога;
2) Склонность к сомнениям в себе;
3) Пониженная самооценка. Представления о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности;
4) Избегание межличностных контактов из-за страха критики, неодобрения или отвержения.;
5) Ограниченность жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;
6) Повышенная заботливость к близким людям.

Расстройство типа зависимой личности (астеническое, пассивное)

1) Склонность перекладывать ответственность на других;
2) Подчинение своих потребностей потребностям других людей, от которых зависит индивидуум;
3) Трудность в выражении независимых взглядов;
4) Боязнь одиночества Неспособность к самостоятельной жизни;
5) Трудность в принятии повседневные решения совета других.

Расстройства привычек и влечений

Нарушения поведения характеризующиеся повторяющимися поступками без ясной рационализации мотивации, которые в общем противоречат интересам самого пациента и других людей. Человек сообщает, что это поведение вызвано влечениями, которые не могут быть контролируемы. Причины этих состояний непонятны.

Патологическое влечение к азартным играм (гемблинг)

Это расстройство заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

Патологическое влечение к поджогам (пиромания)

Это расстройство характеризуется множественными актами или попытками поджогов собственности или других объектов без очевидных мотивов, а также размышлениями о предметах, относящихся к огню и горению. Может обнаруживаться анормальный интерес к противопожарным машинам и оборудованию, к другим предметам, имеющим отношение к огню и к вызову пожарной команды.

Патологическое влечение к воровству (клептомания)

В этом случае человек периодически испытывает влечение к краже предметов, что не связано с личной необходимостью в них или материальной выгодой. От предметов могут отказываться, они могут выбрасываться или оставляться в запас.

Трихотилломания

Влечение выдергивать волосы и заметная потеря волос. Выдергиванию волос обычно предшествует нарастающее напряжение, а после него испытывается чувство облегчения и удовлетворения.

Расстройства половой идентификации

Транссексуализм

Ощущение собственной принадлежности к противоположному полу. Желание жить и быть принятым в качестве лица противоположного пола, обычно сочетающееся с чувством неадекватности или дискомфорта от своего анатомического пола и желанием получать гормональное и хирургическое лечение с целью сделать свое тело как можно более соответствующим избранному полу.

Трансвестизм

Ношение одежды противоположного пола, как часть образа жизни с целью получения удовольствия от временного ощущения своей принадлежности к противоположному полу, но без малейшего желания более постоянного изменения пола или связанной с этим его хирургической коррекции. Переодевание не сопровождается сексуальным возбуждением, что отличает данное расстройство от фетишистского трансвестизма.

Расстройства сексуального предпочтения

Гомосексуализм

Сексуальное предпочтение представителям своего пола.

Фетишизм

Использование какого-либо неодушевленного предмета в качестве стимула для сексуального возбуждения и сексуального удовлетворения.

Фетишистский трансвестизм

Надевание одежды противоположного пола главным образом для достижения сексуального возбуждения.

Эксгибиционизм

Периодическая или постоянная наклонность к демонстрации собственных половых органов незнакомым людям (обычно лицам противоположного пола) или в общественных местах, без предложения или намерений более близкого контакта. Обычно, но не всегда, во время демонстрации имеет место половое возбуждение, которое часто сопровождается мастурбацией. Эта наклонность может проявляться только в периоды эмоционального стресса или кризиса, перемежаясь длительными периодами без подобного поведения.

Вуайеризм

Периодическая или постоянная наклонность наблюдать за людьми, занимающимися сексом или «интимными делами», такими как раздевание. Это обычно приводит к половому возбуждению и мастурбации и осуществляется тайно от наблюдаемой особы.

Педофилия

Сексуальное предпочтение детям обычно пребуртатного или раннего пубертатного возраста. Некоторых педофилов привлекают только девочки, других — только мальчики, а третьи интересуются детьми обоего пола.

Садомазохизм

Предпочтение сексуальной активности, включающей в себя причинение боли или унижения. Если индивидуум предпочитает быть подверженным такого рода стимуляции, это называется мазохизмом; если же он предпочитает быть ее источником — садизмом. Часто индивидуум получает сексуальное удовлетворение как от садистической, так и от мазохистской активности.

Злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости

Речь может идти о широком разнообразии медикаментов, патентованных препаратов и народных средств лечения. Хотя в первый раз лекарство может выписываться или рекомендоваться медицинским работником, оно начинает приниматься затем пролонгированно, без необходимости и часто в повышенных дозировках, что упрощается за счет доступности этого вещества, продаваемого без медицинского рецепта. Хотя обычно ясно, что больной испытывает сильную мотивацию к приему вещества, зависимость или симптомы абстиненции не развиваются, что отличает эти случаи от употребления психоактивных веществ.
Чаще всего встречается злоупотребление антидепрессантами, анальгетиками, антацидными средствами, травами и средствами народной медицины, стероидными или другими гормонами, витаминами, слабительными средствами.

Поведенческое расстройство: Симптомы, лечение и причины

Поведенческое расстройство: Что тебе нужно знать.

Это заболевание затрагивает детей и подростков.

Наряду с оппозиционным вызывающим расстройством (ОДС), расстройство поведения считается расстройством поведения, ведущим к деструктивному поведению, и является одним из наиболее распространенных психических расстройств, диагностируемых у молодых людей.

Молодые люди с таким состоянием могут быть жестокими и жестокими по отношению к другим людям, включая домашних животных и других животных. Они могут быть разрушительными, ломать и повреждать имущество.

Поведение, связанное с поведенческим расстройством, не ограничивается эпизодическими вспышками. Она является последовательной и повторяющейся, происходит достаточно часто, что препятствует образованию ребенка, его семейной жизни и общественной жизни.

Симптомы

Одной из ключевых характеристик поведенческих расстройств часто является агрессивное, антиобщественное поведение, выходящее за рамки того, что характерно для ребенка или подростка этого возраста.

Человек с расстройством поведения может также руководствоваться необходимостью доминировать над другими людьми посредством актов агрессии или запугивания.

Человек с расстройством поведения может казаться пренебрегающим общепринятыми нормами поведения, а также чувствами других людей.

Эмоциональные симптомы расстройства поведения включают в себя:

  • Отсутствие раскаяния: Это может выглядеть как неспособность чувствовать себя виноватым в том, что сделал что-то неправильно, неспособность чувствовать себя виноватым в причинении кому-то вреда, или равнодушие к наказанию за нарушение правил.
  • Отсутствие сочувствия: Они могут игнорировать чувства других и выглядеть холодными, бездушными или безразличными.
  • Пренебрегает ожиданиями: Человеку может быть наплевать на хорошую успеваемость в школе или на другие виды деятельности. Может показаться, что они игнорируют ожидания других, даже если перед ними поставлены четкие задачи.
  • Отсутствие эмоционального выражения: Человек не может проявлять никаких эмоций. Они могут казаться поверхностными или поверхностными, а также включать и выключать эмоции по своему усмотрению. Когда они проявляют эмоции, они могут использовать свою эмоциональную реакцию, чтобы манипулировать другими.

Поведение или действия, которые может проявлять человек с расстройством поведения, включают в себя следующее:

  • нарушение правил дома и в школе.
  • издевательства
  • вандализм
  • ввязываться в драки
  • воровство
  • взлом и проникновение
  • лгать или быть обманщиком.
  • манипулируя другими
  • прогуливающая школа
  • убегая из дома
  • жестокость по отношению к животным

Когда у детей младшего возраста развивается расстройство поведения, первые признаки часто являются укусами и ударами.

У детей старшего возраста и подростков симптомы могут перерасти в ложь, воровство, драку (иногда с оружием), порчу имущества и сексуальное принуждение.

Лица с расстройствами поведения могут испытывать трудности с чтением социальных сигналов, что может привести к дальнейшей агрессии.

Они могут с большей вероятностью предположить, что чье-либо поведение является более враждебным, чем оно есть на самом деле. Реагируя на эту воспринимаемую враждебность, они могут нагнетать напряженность в той или иной ситуации и создавать конфликтные ситуации.

Поведенческие расстройства часто сосуществуют с другими состояниями, в том числе:

Лечение

Молодой человек с расстройством поведения может восприниматься как несовершеннолетний правонарушитель, а не как лицо с психическим заболеванием. Рассмотрение расстройств поведения исключительно как дисциплинарной проблемы редко бывает эффективным.

Ключом к эффективному лечению расстройств поведения является раннее вмешательство. Врачи и лица, осуществляющие уход, также должны учитывать все аспекты жизни человека, которые затрагиваются проблематичным поведением, включая дом, школу, социальные ситуации и общество в целом.

Семейная терапия, многосистемная терапия и когнитивно-поведенческая терапия (КТП) оказались эффективными методами лечения расстройств поведения.

Многосистемная терапия представляет собой комплексный подход, означающий, что ребенок или подросток получает лечение в различных ситуациях, в том числе дома и в школе.

Обучение родителей может помочь членам семьи разработать эффективные инструменты борьбы с поведенческими расстройствами, показывая им, как установить четкие границы, поощрять позитивные действия и препятствовать деструктивному поведению.

Исследования документально подтвердили долгосрочную эффективность методов обучения родителей.

Поскольку расстройство поведения часто развивается одновременно с другими заболеваниями, такими как СДВГ, лечение будет более эффективным, если оно будет направлено на решение всех проблем со здоровьем, с которыми сталкивается человек.

Прямой причины нарушения поведения нет, но исследователи считают, что на него влияют как генетика, так и факторы окружающей среды.

У детей повышается риск развития расстройств поведения, если они есть у одного из родителей или брата или сестры. Исследования также показывают, что может существовать генетическая связь между повышенным риском возникновения поведенческих расстройств и СДВГ.

Ребенок также может иметь повышенный риск нарушения поведения, если один или несколько родителей или опекунов страдают депрессией, шизофренией, расстройством личности или алкогольной зависимостью.

У детей, которые пострадали от жестокого обращения, отторжения родителей или отсутствия заботы, также может быть больше шансов развиться поведенческое расстройство.

Жизнь в районах с низким уровнем дохода или находящихся в неблагоприятном положении, также может повысить риск развития у ребенка поведенческих расстройств. Некоторые исследователи полагают, что это связано с последствиями экономической, социальной и эмоциональной нестабильности.

Исследователи утверждают, что обездоленные родители или опекуны могут не обладать навыками, необходимыми для вмешательства в проблемное поведение или ранние признаки расстройства поведения. В качестве профилактической меры они рекомендуют создание программ обучения родителей.

Исследования показывают, что у детей или подростков, страдающих СДВГ, а также расстройствами поведения, могут быть неврологические состояния, затрудняющие их способность выражать свои мысли или осуществлять самоконтроль.

диагностирование

Диагноз расстройства поведения может быть поставлен только специалистом по психическому здоровью, обладающим знаниями в области психического здоровья детей.

Шаги, связанные с диагностикой, включают в себя

  • ведение полной социальной и медицинской истории ребенка и его семьи
  • интервьюирование и наблюдение за ребенком
  • беседуя с семьей
  • проведение стандартизированных тестов
  • изучение социально-экономического контекста поведения ребенка

Важно отметить, что почти все дети в какой-то момент своей жизни будут вести себя так, что это будет иметь разрушительные и даже опасные последствия.

По мере того, как дети начинают понимать последствия своего поведения в школе и в семье, все они будут испытывать эпизоды деструктивного поведения. Эти временные эпизоды являются нормальными во время развития человека.

Однако симптомы психических расстройств, такие как поведенческие расстройства, являются постоянными, последовательными, частыми и повторяющимися.

Во взрослом возрасте

Если расстройство поведения сохраняется и во взрослом возрасте, оно может стать все более проблематичным.

Взрослые, страдающие расстройствами поведения, могут испытывать трудности с удержанием на работе или поддержанием отношений и могут быть склонны к противозаконному или опасному поведению.

Симптомы расстройства поведения у взрослого человека могут быть диагностированы как антисоциальное расстройство личности взрослого человека.