Подкорковая дизартрия

Содержание

Диагностика дизартрии методическая разработка по логопедии по теме

Диагностика нарушений моторного развития
1. Обследование общей произвольной моторики
Инструкции:
а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

в) «Подбрасывай и лови мяч».

г) «Походи на одном месте».

д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Критерии оценки:

5 баллов — все задания выполняются правильно;

4 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла — задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

2 балла — плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;

1 балл — задание не выполняется.
2. Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)

Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?»

Критерии оценки:

5 баллов — задания выполняются правильно;

4 балла — задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

3 балла — задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла — для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

1 балл — задание не выполняется.

Ребенку предлагается лист бумаги с изображением геометрических фигур

3. Исследование зрительно-пространственной организации движений
Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

Критерии оценки:

5 баллов — все задания выполняются правильно;

4 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла — правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

2 балла — эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;

1 балл — стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга.
4. Исследования развития кинестетической основы движений руки

Инструкция:

1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».

3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

4. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Критерии оценки:

5 баллов — все задания выполняются правильно;

4 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла — задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

2 балла — задания выполняются с помощью взрослого;

1 балл — задания не выполняются.

5. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

Исследование точности движений.

Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого — дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»

Критерии оценки:

5 баллов — при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;

4 балла — выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;
3 балла — выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;

2 балла — не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;

1 балл — невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

«Дорожки»
Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.
6. Обследование кинестетического орального праксиса
1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении…»

А — ?

И — ?

О — ? У — ?

2. Инструкция: «Произнеси звуки и и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»

3. Инструкция: «Произнеси — , — и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»

4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки , и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

5. Инструкция: «Произнеси звуки , , и скажи, где находился кончик языка при их произнесении — за верхними или за нижними зубами?»

Критерии оценки:

5 баллов — правильный ответ;

4 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

3 балла — поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;

2 балла — неточный ответ, неточное выполнение задания;

1 балл — отсутствие ответа.

7. Обследование кинетического орального праксиса

Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» — «окно» — «мост» — «парус» — «лопата», «вкусное варенье» и т.д.

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам — «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— язык «лопатой» — широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «мост» — рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «окно» — рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).

Оценивается:

— точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

— длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

— симметричность;

— наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

5 баллов — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

4 балла — замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

3 балла — время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;

2 балла — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

1 балл — невыполнение движения.

8 Обследование динамической координации артикуляционных движений
Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз.

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

Оценивается:

— последовательность выполнения движений;

— возможность переключения с одного движения на другое;

— инертность движения, персеверации;

— темп движений;

— амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный);

— точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

— наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

5 баллов — сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы;

4 балла — замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;

3 балла — количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;

2 балла — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;

1 балл — невыполнение движений.
9 Обследование мимической мускулатуры
Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— нахмурить брови

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— поднять брови

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— наморщить лоб

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— поочередно надуть щеки

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— втянуть щеки

Критерии оценки:

5 баллов — точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

4 балла — неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

3 балла — единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

2 балла — затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;

1 балл — грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.
10 Обследование мышечного тонуса и подвижности губ
Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— чередование «забор» — «трубочка» (до 5 раз).

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

Критерии оценки:

5 баллов — точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;

4 балла — неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);

3 балла — верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;

2 балла — затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;

1 балл — невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

11. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики
Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «лопата» — язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «мост» — из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык — широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «маятник» — попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

Критерии оценки:

5 баллов — точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

4 балла — неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

3 балла — затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;

2 балла — грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

1 балл — не выполняет задание.

Диагностика нарушений моторного развития детей со стертой дизартрией

Профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией
После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией Балльная оценка функции позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.

На графике представлена кривая, демонстрирующая состояние моторного развития (общего, ручного, артикуляционного) на момент обследования. После проведения коррекционных мероприятий на графике отражается динамика в виде второй кривой. Таким образом, на графике можно увидеть результаты коррекционной работы.

Параметры обследования:
1. Обследование общей произвольной моторики.

2. Исследование дифференциации пространственных понятий.

3. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения
4. Исследование развития кинестетической основы движений руки.

5. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).

6. Обследование кинестетического орального праксиса.
7. Обследование кинетического орального праксиса.

8. Обследование динамической координации артикуляционных движений.
9. Обследование мимической мускулатуры.
10. Обследование губной мускулатуры
11. Обследование язычной мускулатуры.

Выводы

1. Развитие двигательного аппарата детей является фактором, стимулирующим развитие речи.

2. Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.

3. Тонкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

4. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

5. Моторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

6. Все двигательные патологические симптомы при стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме.

7. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями.

8. У детей со стертой дизартрией недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений.

9. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном отделе периферического речевого аппарата.

10. Диагностика нарушений моторного развития необходима для уточнения структуры дефекта.

Подкорковая дизартрия

Возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез — насильственные непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком. Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

Меняющийся характер мышечного тонуса (от нормального к повышенному) и наличие гиперкинеза обусловливают своеобразные нарушения фонации и артикуляции. Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова А короткие фразы (особенно в игре, в беседе с близкими или в состоянии эмоционального комфорта), и через мгновение он же оказывается не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается.Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики, «прорываются» гортанные (фарингеальные) звуки. Дети могут произносить слова и фразы чрезмерно быстро или, наоборот, монотонно, с большими паузами между словами. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.

Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи — темпа, ритма и интонации.

Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования, речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, проявляющимся изменчиво в зависимости от состояния ребенка, и отражается главным образом на коммуникативной функции речи.

Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.

Подкорковая дизартрия: основные характеристики, симптомы, лечение

Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия – это патологическое состояние головного мозга, которое сопровождается речевой дисфункцией. Нарушение звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии обусловлено поражением подкорковых ганглиев. В результате человек испытывает сложности при произношении слов, интонировании, контроле выразительности речи. Данное заболевание требует устранения причины, вызвавшей дефект речи, и регулярные логопедические занятия. В Юсуповской больнице пациентам с подкорковой дизартрией оказывают необходимую помощь для коррекции этого состояния. Здесь можно пройти качественную диагностику для выявления истинной причины патологии.

Подкорковая дизартрия: характеристика

Подкорковая дизартрия подразумевает расстройство звукопроизношения в результате нарушения тонуса мышечного аппарата и недостаточности иннервации. Состояние сопровождает гиперкинез, когда происходят непроизвольные движения речевого аппарата (чаще это проявляется при речевом акте, но может наблюдаться и в покое).

Патология возникает в результате дисфункции подкорковых структур, которые находятся вне основных двигательных путей, то есть в экстрапирамидной системе. К подкорковым узлам, поражение которых вызывает дизартрию, относятся некоторые ядра и ганглии:

  • Хвостатое ядро;
  • Субталамическое ядро;
  • Красное ядро;
  • Скорлупа;
  • Черная субстанция;
  • Бледный шар.

Экстрапирамидная система отвечает за мышечный тонус и непроизвольные движения. При ее дисфункции наблюдаются речевые расстройства в результате нарушения двигательной сферы подкорковых структур. Экстрапирамидная система взаимосвязана с мозжечком посредствам периферических путей ЦНС. Мозжечок контролирует координацию движений, равновесие и мышечный тонус. Поэтому при патологии составляющих этих структур к клеткам периферических двигательных нейронов и в спинной мозг поступает искаженный нервный импульс, который отражается в дизартрии.

Подкорковая дизартрия: причины развития

Патология чаще имеет приобретенный характер, но встречаются дисфункции, вызванные врожденными патологиями. Распространенность заболевания одинакова для мужчин и женщин, его можно встретить в любом возрасте.

Выделяют следующие основные причины поражения экстрапирамидной системы:

  • Травма. При сотрясениях, открытых черепно-мозговых травмах, хирургических вмешательствах могут возникать повреждения подкорковых структур, провоцирующих дизартрию. У младенцев причиной патологии могут быть тяжелые роды.
  • Патологии сосудов. Нарушения мозгового кровообращения отрицательно действует на все структуры голоного мозга. При хронической ишемии наблюдается постепенное ухудшение работы экстрапирамидной системы, а при остром ишемическом инсульте в зоне поражения начинают отмирать нейроны, что оказывает непосредственное влияние на различные структуры. В результате геморрагического инсульта образуется гематома, которая сдавливает соседние ткани.
  • Воспалительные заболевания (менингиты, энцефалиты). Различные инфекционные возбудители, вызывающие воспаление в головном мозге, провоцируют изменения в ядрах, базальных ганглиях и мозговых тканях. Последствия некоторых заболеваний, таких как корь и краснуха, могут проявляться спустя несколько лет.
  • Новообразования. Злокачественные опухоли по мере своего роста разрушают различные структуры головного мозга. Доброкачественные узлы оказывают негативное компрессионное воздействие на соседние ткани.
  • Токсические отравления. Злоупотребление алкоголем, передозировка некоторыми медицинскими препаратами (нейролептики, психоактивные вещества), отравление угарным газом, постоянное воздействие химических веществ на производстве вызывают дисфункцию мозговых структур вследствие токсического отравления.
  • Стрессы. Хронические стрессы и психологические напряжения, психические расстройства провоцируют функциональные нарушения различных систем головного мозга, в том числе и в экстрапирамидной.

Симптомы патологии

При подкорковой дизартрии происходят следующие основные изменения:

  • Нарушение мышечного тонуса;
  • Искажение тонической активности (теряется контроль при напряжении мышц различной оральной зоны);
  • Распад содружественных движений.

Для патологии характерны такие речевые расстройства, как:

  • Трудности при произношении слов;
  • Потеря контроля над темпом речи (непроизвольное убыстрение или замедление);
  • Внезапное прерывание речи;
  • Повторение некоторых слов или слогов;
  • Изменение голоса;
  • Потеря контроля над уровнем звука;
  • Невнятная артикуляция;
  • Сложности при интонировании;
  • Неполноценность фонематической сегментации слов и слогов;
  • Снижение слуха (в некоторых случаях).

Экстрапирамидная дизартрия: лечение и прогноз

В лечении речевых дисфункций важным элементов является устранение первопричины состояния. Для этого пациенту могут назначить различные исследования для визуализации мозговых структур (КТ, МРТ, ЭЭГ). В зависимости от первопричины будет составлена соответствующая терапия, если изменения, вызванные патологией, обратимы. Пациенту может быть назначено:

  • Антибактериальное или противовирусное лечение при наличии проникновения инфекционного агента;
  • Хирургическое вмешательство для удаления опухоли или устранения гематомы;
  • Нейролептики, препараты против деменции и другие медикаменты для улучшения состояния тканей головного мозга и восстановления кровообращения;
  • При непереносимости препаратов или отсутствия ожидаемого терапевтического эффекта от их использования альтернативным лечением выступает электростимуляция.

Важной составляющей лечения дизартрии является логопедическая терапия. Коррекция речевой дисфункции позволит нормализовать артикуляционные и мимические движения, речевое дыхание, синхронизировать мимические и дыхательные процессы.

Прогноз заболевания будет зависеть от тяжести и характера основной патологии. При продуктивном выполнении комплексного лечения и регулярных занятиях с логопедом удается значительно снизить выраженность проявлений дизартрии. Сложнее всего речевая дисфункция поддается терапии при злокачественных новообразованиях и прогрессирующей деменции.

Лечение в Москве

Успешное устранение подкорковой дизартрии выполняют неврологи Юсуповской больницы. Врачи используют в своей работе наиболее эффективные методы коррекции речевой дисфункции с устранением первопричины патологического состояния. Неврологи Юсуповской больницы имеют большой опыт лечения неврологических заболеваний и постоянно повышают уровень своей квалификации, изучая последние исследования в этой области и обмениваясь опытом с зарубежными и отечественными коллегами.

Юсуповская больница оборудована по последнему слову техники, что позволяет выполнять диагностику различной сложности для постановки наиболее точного диагноза. Это является важным условием для составления максимально адекватной и результативной терапии.

Кроме неврологов и логопедов, в Юсуповской больнице пациенты могут воспользоваться услугами психолога. Это позволит избавиться от психологического дискомфорта и депрессии, которые нередко возникают вследствие дизартрии, а также получить дополнительную мотивацию для преодоления недуга.

Для записи в Юсуповскую больницу можно позвонить по телефону.

Автор

Врач-невролог, руководитель клиники хронической боли

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • «Диагностика». — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

Наши специалисты

Заместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наукВрач функциональной диагностики, кандидат медицинских наукВрач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностикиВрач-эндоуролог высшей категории

Цены на услуги *

Наименование услуги Стоимость
Компьютерная томография без контраста амбулаторно Цена 8 000 4 500 руб.
МРТ головного мозга Цена 8 900 руб.
ЭЭГ Цена 5 665 руб.
УЗИ почек Цена 3 300 руб.
УЗИ селезенки Цена 3 300 руб.
УЗИ плевральной полости Цена 3 300 руб.

Архипова Елена Филипповна

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов). Дизартрия — термин греческий, в переводе означает рас­стройство членораздельной речи — произношения (dуs — нарушение признака или функции, arthroo — расчленяю). Дизартрия относится к числу сложных нарушений: речь неплавная, невнятная. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

Дизартрия выделяется в рамках клинико – педагогической классификации и относится к категории нарушений фонационного оформления речи.

Авторы. Теоретическими и методическими аспектами дизартрии занимались исследователи: О.В.Правдина, К.А.Семенова, М.Б. Эйдинова, Л.И.Белякова Е.Н. Винарская, Р.И.Мартынова, Л.А. Чистович, Е.Ф. Соботович, Э.Я. Сизова, А.Н. Корнев, Г.В.Чиркина, Е.М. Мастюкова, И.И.Панченко, Л.А.Данилова, М.В. Ипполитова, Л.В.Лопатина, Е.Ф.Архипова и другие.

История изучения. В одной из первых классификаций речевой патологии Kussmaul,(1879) все расстройства артикуляции выделил в отдельную группу и обозначил термином «дизартрия».

М.С.Маргулис (1926) описал дифференциальную диагностику различных форм дизартрии с неворлогических позиций.

Л.Б.Литвак(1959) ораскрыл структуру дефекта при дизартрических расстройствах речи. В учебнике «Логопедия» (1969) О.В.Правдиной представлены отдельные синдромы произносительных расстройств при дизартрии. В учебнике «Основы логопедии» (1989) Г.В.Чиркиной рассматриваются психолого-педагогические аспекты дизартрии. В учебнике «Логопедия» (1989) Е.М. Мастюковой освещено клинико-психолого-педагогическое обоснование содержания коррекционной работы при дизартрии у разных категорий детей, в том числе и при ДЦП. Большинство специалистов, занимающихся изучением структуры дефекта речи при дизартрии, понимают под этим дефектом невнятную, смазанную, мало разборчивую речь, обусловленную очаговыми поражениями мозга. Основные проявления дизартрии: нарушения артикуляции звуков; речевого дыхания; нарушение голосообразования и, как следствие, нарушение качества голоса; нарушения темпа, ритма и интонации речи. Все нарушения могут проявляться в различной степени.

Степени дизартрии: Выделяют 4 степени дизартрии по G.Tardier (1968). 1.Легкая (стёртая дизартрия)– минимальные дизартрические расстройства (МДР).

2.Средняя – речь понятна всем, но выражено нарушение звуков и просодики. 3.Выраженная – когда речь понятна только матери .

4.Тяжелая – анартрия – отсутствие членораздельной речи.

ЭТИОЛОГИЯ. Причинами дизартрии у детей могут быть внутриутробные нарушениия, отразившиеся на развитии ребенка, асфиксии и родовые травмы , гемолитические болезни новорожденных, нейроинфекции. У взрослых дизартрию могут вызвать черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, менинго-энцефалиты и другие факторы.

КЛАССИФИКАЦИЯ. Существует несколько классификаций дизартрии. В литературе достаточно полно описаны классификации:

Маргулиса М.С. (1926г.) – этиопатогенетическая,

Панченко И.И., Щербаковой Л.А.(1975) – неврологическая,

Винарской Е. Н. (1978)- нейролингвистическая.

Тяжесть проявлений дизартрии зависит: от локализации нарушений в центральной или периферической нервной системе; от времени наступления дефекта; от времени заболевания; от тяжести или распространенности нарушений.

Дети с дизартрией по клинико-психологической классификации Е.М. Мастюковой могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

  • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
  • дизартрия у детей с церебральным параличом (ДЦП),
  • дизартрия у детей с интеллектуальными нарушениями,
  • дизартрия у детей с гидроцефалией,
  • дизартрия у детей с задержкой психического развития (ЗПР),
  • дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД);
  • дизартрия у детей с общим недоразвитием речи (ОНР);
  • дизартрия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
  • дизартрия у детей с последствиями перинатального поражения мозга (ПЭП).

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДИЗАРТРИИ по этиопатогенетической классификации

  1. Бульбарная форма дизартрии.

Очаг поражения: Ядра или стволы бульварной группы нервов (IX, X, XII), возможно тройнично­го (V) и лицевого (VII) нервов.

Наиболее тяжелой по проявлениям является бульбарная дизартрия (бульбус – ядро, луковица). При этой форме имеется нарушения или воспалительный процесс в области продолговатого мозга. Нарушаются ядра черепно-мозговых нервов.

Механизм нарушения: перифериче­ские (вялые, право-, лево или двусторонние) парезы или параличи мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, глотки, возможно и мышц, поднимаю­щих нижнюю челюсть. Пери­ферический парез этих мышц проявляется не только сни­жением силы этих мышц, но и их гипотонией (вялостью) и гипотрофией (дряблостью и истончением мышцы). Проявляется нарушением как произвольных, так и непроиз­вольных движений этих мышц, в результате значительно страдает артикуляция, фо­нация, возможно нарушение глотания и жевания (при дву­сторонних очагах).

Для нормальной работы артикуляционного аппарата, выразительной мимики, актов жевания и глотания необходима дифференцированная работа 12 пар черепно-мозговых нервов.

Двигательные расстройства в виде вялого паралича обусловлены очаговым поражением ядер, корешков или периферических стволов Y11 (лицевой), IX (языкоглоточный), X (блуждающий) и XII (подъязычный) черепно-мозговых нервов. Двигательные волокна этих нервов иннервируют мышцы глотки, гортани, надгортанника, язычка мягкого неба. Эти мышцы обеспечивают речевую артикуляцию, звучание голоса, а также акт глотания. При бульбарной форме дизартрии, отсутствуют как произвольные, так и непроизвольные движения в том отделе речевого периферического аппарата, в котором имеются вялые параличи мышц.

В результате у ребенка наблюдается паралич (полное отсутствие двигательных возможностей) или парез (неполный паралич) мышц глотки, гортани, языка и мягкого нёба.

При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры, который характеризуется триадой симптомов: атрофия, атония, арефлексия,

Симптоматика: Гипотония и гипотрофия мышц прояв­ляется в половинке языка. Язык вялый, тонкий, распластанный. Девиация языка (отклонение от средней линии) в сторону паретичной мышцы. При выдвижении языка из полости рта кончик – раздвоен. Параличи чаще односторонние. При двусторонних пораже­ниях язык лежит на дне ротовой полости, тонкий, распластанный, затруднено или невозможно вы­движение вперёд.

Мягкое небо свисает чаще с одной стороны. При произнесении звука «а» отмечает­ся ограничение движения мягкого нёба с девиа­цией маленького язычка.Нарушение фонации: голос слабый, осиплый, с открытой назализацией.

Снижены или отсутствуют нёбный рефлексы.

Постоянным симптомом является амимия или гипомимия – нарушение мимических мышц. Отсутствие мимики делает лицо маскообразным. Характерным признаком является нарушение глотания мягкой и твердой пищи, нарушение жевания. Ранним признаком недоразвития общей моторики является нарушения процесса сосания у детей младенческого возраста.

Произносительная сторона речи: Согласные звуки утрачивают свои дифференциальные признаки по способу и месту образования, палатализации, участию голоса. Преимущественно нарушаются самые дифференцированные переднеязычные согласные. Резко выражена назализация, обусловленная параличом или парезом мягкого неба. Гласные звуки приближаются к нечеткому усредненному звуку и приобретают гортанный призвук. Это приводит к снижению разборчиво­сти речи и затрудняет понимание речи окружающими.
При бульбарной форме наблюдаются выраженные, тяжелые нарушения речи: невнятная крайне нечеткая, замедленная речь, а также специфические нарушения голоса – слабый, назальный или назализованный. У всех больных с бульбарной дизартрией нарушается речевая артикуляция, а значит, страдает фонетическое оформление речи. Речь таких больных звучит как невнятная, смазанная, неразборчивая, и является трудной для восприятия слушателями.

Нарушается произношение звонких звуков, ребенок не овладевает сложными звуками – аффрикатами. Может вообще отсутствовать речь, что характерно для анартрии.

  1. Псевдобульбарная форма дизартрии

Очаг поражения: двустороннее поражение корково-ядерных путей группы нервов: 9,10,12 (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов), а также 7 (лицевого) и 5 (тройничного). Симптомы псевдобульбарной дизартрии, как правило, развиваются при наличии двусторонних параличей или парезов.

Механизм нарушения:двусторонние центральные парезы и параличи мышц языка, мягкого неба, гортани.

В результате возникает огра­ничение объёма активных движений мышц мягкого нёба, глотки, гортани, языка, что проявляется нарушением фонации, артикуляции. Характерно выпа­дение произвольных движений (диспраксия), при этом ряд непроизвольных движений остаётся сохранным. Параличи всегда двусторонние, однако, возможно их значительное преобладание с одной стороны.

Симптоматика: Тонус мышц языка напряжен – гипертонус. Нарушена подвижность органов артикуляции. Выражено нарушение фонации (голос оси­плый, плохо модулированный с закрытой на­зализацией). Наблюдается усиление саливации.
Произносительная сторона речи: Нарушены голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона речи. Отмечается гиперназальность. Согласные и гласные теряют свои диффе­ренциальные признаки. Нарушаются звуки, требующие тонких дифференцированных движений кончика языка (, , , , , ). Из-за напряжённости губ страдают лабиализация гласных и губнх согласных. Многие глухие озвончаются, а звонкие – оглушаются в ре­зультате пареза голосовых складок. Отмечается избыточная палатализация, т.к. спинка языка на­пряжена и приподнята.

По клиническим проявлениям псевдобульбарный парез похож на бульбарный, но возможности коррекции звуко-произносительной стороны речи значительно выше. Псевдобульбарная форма дизартрии обусловлена параличом мышц периферического артикуляционного аппарата. Центральный паралич характеризуется нарушением тонуса мышц, расширенной зоной безусловных рефлексов.

Центральный характер пареза при псевдобульбарной дизартрии проявляется в избирательности нарушения произвольных движений и проявляется разными вариантами:

1.Высокий тонус в мышцах речевого аппарата.

2.Низкий тонус в мышцах речевого аппарата.

3.Смешанный тонус в мышцах речевого аппарата.

4.Гиперкинезы (насильственные движения) на фоне повышенного тонуса.

5.Мозаичные проявления минимальных дизартрических расстройств.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различ­ной. Выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции проявляются в замедленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Произношение у детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Особую трудность представляют свистящие звуки. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, т.к. необходимы дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому нёбу и более передняя артикуляция.

Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на формирование фонематического слуха и обучение звуковому анализу, что является причиной дисграфии. Слоговая структура слов, грамматический строй и лексика относительно сформированы. Основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи и просодии.

Средняя степень. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Характерна амимия (отсутствие движений лицевых мышц). Ребенок не может надуть щеки, вытянуть и плотно сомкнуть губы, не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо может быть малоподвижным, а голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты же­вания и глотания.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый де­фект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Артикуляция гласных произно­сится с носовым оттенком, в речи гласные произносятся редуцированно ,т.е. сокращенно. Звуки а и у недостаточно четкие, звуки и и ы обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, как носовой выдох , Ротовой выдох ослаблен. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях соглас­ных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается непонятной, лишенной интонационно-выразительной окраски.

Дети не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах Y вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии – анартрия – характеризуется глубоким поражением мышц и полным отсутствием произвольной моторики в речевом аппарате. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, рот посто­янно открыт. Язык толстый и неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Членораздельная речь отсутствует полностью, ино­гда имеются отдельные нечленораздельные звуки.

Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в спе­циальных школах Y вида для детей с тяжелыми нарушениями речи или в специальных школах Y1 вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

При псевдобульбарной дизартрии проявляется неречевая симптоматика: могут нарушаться функции сосания, глотания,жевания. Избирательно нарушаются произвольные движения при сохранности непроизвольных (рефлекторных). Нередки нарушения физиологического дыхания. В ряде случаев отмечается стридорозное дыхание (стридор – хриплое дыхание). Дизартрия проявляется в сочетании с нару­шениями общей моторики и особенно тонкой дифферен­цированной моторики пальцев рук.

  1. Мозжечковая форма дизартрии

Очаг поражения: Мозжечок и его связи. При этой форме дизартрии имеет место поражение моз­жечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.

Механизм нарушения: Статическая и ди­намическая атаксия речевых движений, рассогласование в работе артикуляци­онного, фонацион­ного и дыхательного аппарата.

Симптоматика: Характерна мышечная гипото­ния, проявляющаяся как в скелетной му­скулатуре, так и в артикуляционной. Язык тонкий, распластанный, но легко совершает разнообразные произвольные движения, так как нет первичного снижения силы мышц. Вследствие рассогласованности в ра­боте артикуляционных, фонационных и ды­хательных мышц наблюдается скандированная речь, недостаточная сила голоса, особенно в конце фразы.

Лицо при поражении мозжечка амимично. Носогубные складки опущены, нарушены акты дыхания, жевания и глотания (дисфагия). При этой форме дизартрии часто возникает дисфагия.

Состояние мышц речевого аппарата характеризуется пониженным тонусом. Мышцы губ, мягкого неба, щек, языка гипотоничны.

Язык тонкий, распластанный лежит на дне полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляторных укладов и слабость их ощущений. Движения языка неточные с проявлением гипер- или гипометрии (избыточночти или недостаточности объема движения). При более тонких целенаправленных движениях отмечается тремор (дрожание) языка. Мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая.

Харктерна атония мышц, гиперметрия и дисметрия движений. Наблюдается тремор при всех видах дыхания, служащего целям голосообразования, артикуляции звуков речи. При спонтанном физиологическом дыхании тремор отсутствует.

Дыхательная атаксия представлена тремором дыхательных мышц, приводящим к толчкообразному характеру дыхания, «дрожанию» голоса.

Произносительная сторона речи: Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с затуханием к концу фразы. Увеличивается время произнесения слова и всей фразы, увеличиваются паузы между словами, появляются паузы не обусловленные смыслом высказывания.

Страдает артикуляция всех групп звуков, но особенно требующих тонких дифференцированных дви­жений кончика языка: смычных переднеязычных согласных, а также достаточной силы сокращений губных и язычных мышц (губные и взрывные звуки).

Речь замедленна, толчкообразна, нарушена модуляция, к концу фразы выкрики, что позволяет назвать речь скандированной. Неприятная на слух речь характеризуется диспросодией и нарушенной ритмикой речи, страдает и внятность речевого потока. Просодически выделяются ударения в слогах безударных позиций, речь делится на сегменты, не отвечающие целям выразительности, что приводит к невнятности речевого потока.

Выражена назализация большинства звуков речи. Голос может быть слабым, глухим, неопределенного тембра, с колеблющейся звонкостью.

Мозжечковая дизартрия характеризуется рубленной, скандированной речью. Нарушение просодической стороны речи является постоянным её симптомом. Речь чаще всего звучит очень напряженно, иногда имеются непроизвольные выкрики. Основная причина речевых нарушений кроется в расстройстве координации в работе отдельных мышц речевого аппарата – дискоординации.

Своеобразная просодическая характеристика речи, проявляющаяся в непостоянстве силы голоса, его затухании, неуместном паузировании, скандированности речи, является отличительной чертой мозжечковой дизартрии. В чистом виде мозжечковая дизартрия наблюдается редко, чаще в сочетании с другими формами дизартрии.

  1. Подкорковая или “экстрапирамидная” форма дизартрия

Очаг поражения: Поражение структур паллидарной системы приводит к появле­нию ригидной формы экстрапирамидной ди­зартрии. Поражение структур стриарной системы вызывает по­явление гиперкине­тической формы экс­трапирамидной дизар­трии.

Механизм нарушения: В основе лежит нару­шение регуляции то­нуса как скелетных, так и речевых мышц при сохранности силы. Нару­шение согласованности произвольных движений влияет на темп, плавность, мелодичность речи и делает её напряжённой и неплавной. При поражении структур стриарной системы появляются гиперкинезы артику­ляционной мускула­туры (атетоз, хорея, миоклонии), что зна­чительно искажает артикуляцию звуков речи.

Симптоматика: Основными симптомами подкорковой дизартрии являются гиперкинезы и меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата; нестабильность артикуляторных (а значит фонетических) нарушений; дискоординация сокращения дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры в процессе речи. В клинической картине возможны различ­ные варианты: гипертонус, гипотонус, дистония мышц. Характерны разнообразные гиперкинезы в артикуляционной, голосовой, дыхательной мускулатуре, которые мо­гут быть выражены в различной степени.

Особые трудности ребе­нок испытывает в сохранении и ощущении артикуляцион­ной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями.

В спокойном состоянии в речевой мус­кулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония). При попытках к речи в состоянии волнения, эмоцио­нального напряжения наблюдаются резкие повышения мы­шечного тонуса и насильственные движения. Язык собира­ется в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и в ды­хательной мускулатуре исключает произвольное подключе­ние голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.

Произносительная сторона речи: Характерна нестабильность артикуляционных, фонационных и дыхательных расстройств. Особенно страдает произношение глас­ных звуков. Процесс закрепления поставленных звуков затруднен. Степень нарушений не одинакова и зависит от локализации очага по­ражения.

При ригидной форме отмечается напряжённость, скованность рече-­
вых движений, трудности переключения с одной артикуляционной
позы на другую. Характерно замедление темпа речи, звукопроизно-
шение грубо не страдает, однако из-за нарушения тонуса артикуля-­
ционные движения могут быть нечёткими. Речь
смазанная и монотонная, голос слабый и немодулированный.
При гиперкинетической форме симптоматика зависит от вида гипер-­
кинеза. При атетозе звукопроизношение нарушено грубо,
часто речь невозможна, нарушен объём движений, создание арти-­
куляционных поз и их смена, возникает длительный период перед
артикулированием. При атетозе нарушена координация между фонацией, артикуляцией и дыханием.

Нарушения звукопроизношения при корковой дизартрии определяются следующими факторами:

  • изменениями мышечного тонуса в речевой мускула­туре;
  • наличием насильственных движений (гиперкинезов);
  • нарушениями проприоцептивной афферентации от ре­чевой мускулатуры;

Меняющийся характер мышечного тонуса – дистония (от нормального к повышенному) и на­личие гиперкинеза обусловливают своеобразные нарушения фонации и артикуляции.

Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования, речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, проявляющимся изменчиво в зависимости от эмоционального состояния ребенка, и отражается глав­ным образом на коммуникативной функции речи.

Ребенок может правильно произносить отдельные звуки, слова, короткие фразы (особенно в игре, или в состоянии эмоционального комфорта), но в изменившейся ситуации он не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напряженным, голос прерывается. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движений, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.

При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, рез­ко нарушена просодическая сторона речи, ее интонацион­но-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание, трудности произвольного подключения голоса и быстрая его истощаемость в процессе речи.

Эта форма дизартрии встречается также, как и псевдобульбарная, достаточно часто. Она обусловлена очаговым поражением подкорковых образований, а также их связей с другими структурами мозга.

Экстрапирамидная система обеспечивает осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет большое значение в регуляции мышечного тонуса, пос­ледовательности, силы мышечных сокра­щений, обеспечивает автоматизированное выполнение двигательных актов.

Подкорковая дизартрия нередко сочетается с на­рушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при которой страдает слух на высокие тона.

  1. Корковая форма дизартрия

Очаг поражения: Нижняя треть перед­ней центральной извилины, корково-ядерные пути лицево­го (VII) и подъязычного (XII) нервов. Возможно поражение этих нервов с двух сторон.

Механизм нарушения: В основе лежит центральный (спасти­ческий) парез мышц половинки языка и губ с противоположной стороны от очага поражения. В результате воз­никает ограничение объёма активных произвольных движений мышц губ и языка, как правило, с одной стороны на фоне спастичности этих мышц. Корковая дизартрия наблюдается при поражении доминантного полушария в нижнем отделе передней центральной извилины (постцентральных и прецентральных полей).

Симптоматика: Отмечается сглаженность носогубной складки или асимме­трия носогубных складок в покое. При улыбке отстаёт угол рта. При выдвижении языка из полости рта отме­чается его девиация в сторону поражённой мышцы, а при обратном движении в противо­положную сторону. Определяется гипертонус языка с одной стороны. Кончик языка может быть раздвоен. Возможно усиление саливации.

Различают афферентную (постцентральная) и эфферентную (премоторная) формы корковой дизартрии.

Эфферентная форма корковой дизартрии.

Возникает при поражении области передней центральной извилины, где представлена иннервация артикуляционной мускулатуры.

Артикуляторные движения замедлены, неловки, они распадаются на отдельные звенья. Обобщенная схема движения заменяется суммой дезавтоматизированных актов. Наблюдается снижение кинестетической и кинетической памяти. При этой форме наблюдается апраксия в движениях руки и оральная апраксия (трудности переключения движений).

В речи отмечаются: затруднения переключения с одного звука на другой; общая замедленность речи; неплавность, обилие пауз внутри слова, особенно при стечении согласных, иногда послоговая речь; громкий голос при разговоре.

Корковая дизартрия часто сочетается с мотороной афазией у взрослых или с алалией у детей.

Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий.

При этой форме наблюдается апраксия в движениях руки и оральная апраксия (“поиски” движений).

Дизартрия проявляется в нечеткой артикуляции звуков, активными поисками правильной артикуляции, а значит речь прерывается во время этих поисков, делается расчлененной, неплавной. Характерна общая замедленность речи; неплавность, обилие пауз внутри слова, особенно при стечении согласных; избирательное оглушение звонких смычных согласных – самый характерный симптом; вставляются дополнительные звуки в слово; громкий голос при разговоре.

Произносительная сторона речи: Страдает артикуляция тонко дифференцированных переднеязычных согласных, требующих подъема кончика языка. Звуки , , , отсутствуют, или заменяются более доступными по артикуляции , , , , , , . ]. Наиболее сложными по способу образования оказываются щелевые, смычные и дрожащие согласные щелевые, смычные и дрожащие согласные. Отмечается за­медление темпа произнесения переднеязычных согласных и слогов.

10.Подкорковая область. Ядра. Признаки патологии при поражении подкорковых ядер. Характерные синдромы.

Синдромы поражения подкорковой области

Поражение мозолистого тела характеризуется психическими расстройствами, нарастающим слабоумием, снижением памяти, нарушается ориентация в пространстве, развивается апраксия левой руки.

Таламический синдром Дежерина-Русси характеризуется на противоположной стороне гемианестезией, сенситивной гемиатаксией, таламическими болями. Наблюдается таламическая рука, хорео-атетоидный гиперкинез и насильственный смех и плач.

Гипоталамический синдром складывается из нарушений углеводного, жирового, белкового обменов, нарушений деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и желудочно-кишечной систем. Может быть ожирение, кахексия, импотенция, нарушение менструального цикла. Нарушение сна и бодрствования.

При поражении надбугорья: наблюдается ускоренное половое созревание, усиление роста, атаксия.

Синдром поражения забугорья (metathalamus): поражение наружных и внутренних коленчатых тел характеризуется нарушением слуха, гомонимной (центральной и периферической) гемианопсией.

Синдромы поражения внутренней капсулы: гемианестезия, гемиплегия и гемианопсия на противоположной стороне. Синдром поражения лучистого венца: гемипарез, гемигипестезия, монопарез, моноплегия с неравномерным поражением руки и ноги.

Паркинсоновский синдром: акинезия, гипокинезия, олигокинезия, пластическая гипертония мышц, симптом «зубчатого колеса», «восковой куклы», забрасывание в стороны при ходьбе, паркинсоническое топтание на месте, замедленность мышления, парадоксальные движения.

Может быть повышение постуральных рефлексов, тихий монотонный голос, нарушение позы и походки (голова и туловище наклонены вперед, руки согнуты в локтевых и лучезапястных суставах, ноги – в коленных и слегка приведены), характерен паллидарный тремор.

Синдром поражения полосатого тела (гипотонически-гиперкинетический синдром): гипотония, хорея, атетоз, хореоатетоз, лицевой гемиспазм, лицевой параспазм, гемитремор, торсионный спазм, миоклонии; тики, блефароспазм, спазм платизмы, кривошея. При поражении субталамического ядра (люисова тела) наблюдается гемибаллизм.

Подкорковая область

Подкорковые образования — это скопление серого вещества, ближайшего к коре головного мозга. Хвостатое ядро сформировалось из переднего пузыря и по своему происхождению ближе к коре головного мозга. Чечевидное ядро подразделяется на скорлупу и бледный шар. Близкие по своей структуре скорлупа и хвостатое ядро, а также более поздние образования составили ядро, называемое стриатум (полоса* тое тело). Бледный шар (паллидум) — более старое образование, антагонист полосатого тела. Полосатое тело и бледный шар образуют стрио-палл идарную систему. Миндалевидное ядро тесно связано с лимбической областью. Значение ограды неясно.

Строение подкорковых узлов достаточно сложно. Так, для полосатого тела характерно наличие как крупных, так и мелких полигональных клеток, отличающихся хроматофильной цитоплазмой и большим количеством дендритов. В структуре бледного шара преобладают треугольные и веретенообразные клетки, много волокнистых образований.

Подкорковые узлы связаны между собой, а также с корой, промежуточным и средним мозгом. Связь подкорковых узлов с корой осуществляется через зрительный бугор и его проводники. Некоторые исследователи признают наличие непосредственной связи коры с подкорковыми узлами.

Подкорковые узлы окружены белым веществом, носящим своеобразное название — сумка. Различают внутреннюю, наружную и внешнюю сумки. В сумках проходят различные проводящие пути, осуществляющие связь коры с нижележащими областями и непосредственно с подкорковыми узлами. В частности, пирамидный путь, осуществляющий связь коры с различными этажами головного и спинного мозга, проходит через внутреннюю сумку. Тесная связь подкорковых образований с вегетативными центрами указывает на то, что они являются регуляторами вегетативных функций, выполняют эмоционально-выразительные, защитные движения и автоматические установки, регулируют мышечный тонус, уточняют вспомогательные движения при перемене положения тела.

Большое внимание изучению деятельности подкорковых узлов уделял И.П. Павлов, рассматривая подкорку как аккумулятор коры, как сильную энергетическую базу, которая заряжает кору нервной энергией. Характеризуя взаимодействие коры и подкорки, И.П. Павлов писал: «Подытоживая все сказанное мною относительно деятельности коры, можно сказать, что подкорка является источником энергии для всей высшей нервной деятельности, а кора играет роль регулятора по отношению к этой слепой силе, тонко направляя и сдерживая ее»1.

Паллидум, как более старое образование подкорки, тесно связан с красными ядрами, от которых начинается экстрапирамидный путь (монаковский пучок), несущий импульсы от всех отделов головного мозга, располагающихся ниже коры, к передним рогам спинного мозга. Это путь безусловных рефлексов.

Промежуточный мозг сформировался из второго мозгового пузыря, располагается на внутренней поверхности полушарий под мозолистым телом и сводом, включает в себя два зрительных бугра (в каждом из полушарий). Между ними сохранилась узкая щель (следы бывшего мозгового пузыря), называемая третьим желудочком. Под дном третьего желудочка находится подбугровая (гипоталамическая) область, тесно связанная с гипофизом (железа внутренней секреции) двухсторонними связями и образующая нейроэндокринную систему (рис. 38).

Зрительный бугор (таламус) имеется в каждом полушарии. Между собой оба зрительных бугра связаны серой спайкой. В серой спайке проходят пути, соединяющие между собой ядра обоих зрительных бугров.

Зрительный бугор состоит из трех основных ядер: переднего, внутреннего и наружного. В области соприкосновения наружного и внутреннего ядер находится серединное ядро, или тело Льюиса.

Гистологически ядра зрительного бугра состоят из ганглиозных многополюсных клеток. В клетках наружного ядра содержатся хроматофильные зерна. Сверху зрительный бугор покрыт слоем миелиновых волокон. Ядра зрительного бугра широкими двусторонними связями сообщаются с корой головного мозга и подкорковыми образованиями. К зрительному бугру подходят также нервные пути от нижележащих отделов, от среднего, заднего и спинного мозга; в свою очередь от зрительного бугра к этим отделам также идут обратные нервные пути.

Нервные волокна, подходящие к зрительному бугру от нижележащих отделов, несут импульсы различных видов чувствительности. Так, к наружному ядру зрительного бугра подходят волокна внутренней (медиальной) петли, а также волокна спинно-мозжечкового пути, чувствительный путь тройничного нерва, волокна блуждающего и блокового нервов. Ядра зрительного бугра многочисленными связями соединяются также и с другими отделами межуточного мозга. Таким образом, в зрительных буграх сконцентрированы окончания путей всех видов чувствительности.

К зрительным буграм тесно примыкают особые образования — коленчатые тела. В каждом полушарии различают внутреннее и наружное коленчатое тело. В коленчатых телах имеются скопления серого вещества, образующего ядра этих тел.

Позади зрительного бугра (несколько ниже) располагается особое образование — эпифиз (железа внутренней секреции). Нарушение функции эпифиза часто наблюдается у детей с органическими поражениями центральной нервной системы.

Подбугорье (гипоталамус) расположено под зрительным бугром и является дном третьего желудочка. Здесь выделяют серый бугор, верхушка которого обращена вниз. Серый бугор образован тонкой серой пластинкой; постепенно истончаясь, он переходит в воронку, на конце которой находится нижний мозговой придаток — гипофиз. Сзади серого бугра лежат два полукруглых образования — сосцевидные тела, имеющие отношение к обонятельной системе. Спереди от серого бугра располагается перекрест зрительных нервов (хиазма). В подбугорье также выделяется несколько ядер. Ядра серого бугра образованы мелкими биполярными клетками округлой и полигональной формы. Над зрительным канатиком находится над-оптическое ядро, выше, в стенке третьего желудочка, заложено паравентрикулярное ядро.

Симптомы, причины и регионы корковой и подкорковой атрофии

кортикальная атрофия Это относится к дегенерации самых верхних отделов головного мозга, особенно структур коры головного мозга. Напротив, подкорковая атрофия характеризуется воздействием на самые внутренние области мозга.

Атрофия головного мозга является неврологическим состоянием, которое характеризуется прогрессирующей гибелью нейронов в головном мозге. Эта патология характеризуется поражением определенных областей головного мозга, поэтому ее можно разделить на атрофию коры и субкортикальную атрофию..

Поскольку функции, выполняемые корковыми областями головного мозга, отличаются от функций, выполняемых подкорковыми структурами, симптомы атрофии коры обычно отличаются от симптомов подкорковой атрофии..

В общем, симптоматика кортикальной атрофии обычно вызывает нарушения памяти, нарушение языка, снижение способности к обучению, снижение концентрации внимания и внимания, а в некоторых случаях — поведенческие изменения..

Напротив, подкорковая атрофия обычно затрагивает другие функции, такие как психологические факторы, процессы движения или некоторые системы, связанные с физическим функционированием тела..

В этой статье мы рассмотрим общие характеристики атрофии головного мозга. Структуры головного мозга, которые участвуют в каждом из этих изменений, объясняются, и обсуждаются этиологические и симптоматические различия между корковой атрофией и подкорковой атрофией..

Общие характеристики

Атрофия головного мозга относится к снижению и / или потере функции мозга. Это состояние может быть вызвано различными заболеваниями.

Большинство из них, как правило, являются нейродегенеративными патологиями, хотя другие состояния, такие как травма или ситуации, такие как старение, также могут приводить к такому изменению нейронов..

Другим важным элементом атрофии головного мозга является то, что он влияет на определенные области мозга. По этой причине мы можем различить атрофию коры головного мозга (которая влияет на верхние области мозга) и атрофию подкорковых мышц (которая влияет на нижние области).

В целом, некоторые патологии, такие как болезнь Альцгеймера или деменция с тельцами Леви, характеризуются воздействием на области коры и, следовательно, вызывают атрофию коры. Напротив, патологии, такие как болезнь Паркинсона или рассеянный склероз, имеют тенденцию к развитию подкорковой атрофии..

Однако, поскольку большинство патологий, вызывающих атрофию головного мозга, характеризуются нейродегенеративными изменениями, хотя деградация головного мозга начинается в той или иной области (корковой или подкорковой), атрофия имеет тенденцию распространяться на все структуры с прохождением мозга. время.

По этой причине, когда речь идет о корковой атрофии или субкортикальной атрофии, не делается никаких ссылок на конкретное заболевание. А точнее укажите повреждение мозга, вызванное определенной патологией.

Корковая атрофия

Кортикальная атрофия, вероятно, является наиболее изученным и наиболее ограниченным типом атрофии. Это состояние характеризуется поражением верхних структур мозга и вызывает, главным образом, когнитивные симптомы.

Вовлеченные регионы

Как следует из названия, атрофия коры характеризуется поражением коры головного мозга. Эту область мозга можно разделить на четыре большие доли:

  1. Лобная доля: расположена в лобной области черепа. Это самая большая структура коры головного мозга, и она отвечает за выполнение таких функций, как планирование, разработка абстрактного мышления и развитие поведения..
  2. Теменная доля: это вторая по величине доля коры. Он расположен в верхней части черепа и отвечает за интеграцию и придание значения конфиденциальной информации..
  3. Затылочная доля: самая маленькая доля коры головного мозга, расположена сзади и выполняет главным образом передачу визуальной информации..
  4. Височная доля: расположена в нижней части черепа и играет важную роль в развитии памяти и мышления.

Основные симптомы

Основные симптомы кортикальной атрофии связаны с когнитивными функциями, так как они в основном регулируются корой головного мозга. В этом смысле наиболее важными проявлениями являются:

  1. Нарушение памяти.
  2. Языковая дисфункция.
  3. Снижение внимания и концентрации внимания.
  4. дезориентация.
  5. Нарушение исполнительных функций.
  6. Поведенческие и личностные расстройства (при поражении лобной доли)

Сопутствующие заболевания

Болезнь Альцгеймера является основным заболеванием, которое может вызвать атрофию головного мозга, так как эта патология поражает височную долю, вызывая сильное ухудшение памяти.

Другие патологии, такие как болезнь Пика (поражение лобной доли) или деменция, вызванная тельцами Леви, также могут вызывать атрофию этого типа..

Подкорковая атрофия

Подкорковая атрофия, в отличие от корковой атрофии, характеризуется не вызывающим ухудшения когнитивных функций. Этот тип атрофии поражает нижние отделы мозга и вызывает другие проявления.

Подкорковая атрофия может поражать большое количество структур головного мозга, хотя наиболее типичными являются таламус и гипоталамус.

Средний мозг, мозжечок, выпуклость или продолговатый мозг — другие области, которые могут ухудшиться при этом типе атрофии..

Симптомы подкорковой атрофии можно разделить на три основные группы:

  1. Психологические изменения: атрофия, возникающая в таламусе или гипоталамусе, может вызывать депрессию, мотивационный дефицит или изменения тревожности.
  1. Изменения в движении: наиболее типичные симптомы подкорковой атрофии связаны с движением. Патологии, такие как рассеянный склероз или болезнь Паркинсона, вызывают трудности в координации движения и мышечного напряжения..
  1. Физические изменения: атрофия в большинстве подкорковых областей головного мозга (ствола мозга) может вызывать такие симптомы, как: изменения в сердечно-сосудистой системе, снижение мышечного тонуса или нарушения метаболических и терморегуляционных процессов..

Сопутствующие заболевания

Патологии, которые могут вызвать подкорковую атрофию, являются намного более многочисленными, чем те, которые вызывают кортикальную атрофию. Наиболее распространенными являются: болезнь Паркинсона, болезнь Хантингтона, рассеянный склероз, энцефалит и синдром приобретенного иммунодефицита..

ссылки

  1. Jódar, M (Ed) и cols (2014). Нейропсихология. Барселона, редакция УПЦ.
  1. Хавьер Тирапу Устарроз и соавт. (2012). Нейропсихология префронтальной коры и исполнительные функции. Редакция Viguer.
  1. Лапуэнте, р (2010). Нейропсихология. Мадрид, Плаза издание.
  1. Junqué, C. I Barroso, J (2009). Нейропсихология. Мадрид, ред. Синтез.
  1. Брайан Колб, Ян К. Уишоу (2006): нейропсихология человека. Редакция Panamericana Medical, Барселона.
  1. Jódar, M (ed). (2005). Нарушения языка и памяти. Редакция УПЦ.

ПОДКОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ

Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих связь подкорковых ядер с другими структурами головного мозга, в число которых входит и кора головного мозга. Экстрапирамидная система обеспечивает существование фона для осуществления точных, быстрых дифференцированных и координированных движений. Экстрапирамидная система посредством связи с другими отделами нервной системы играет значительную роль в поддержании и регуляции тонуса мышц, силы мышечных сокращений, поддержании последовательности мышечных сокращений и движений, обеспечивает автоматизированное выполнение сложных движений.

Основными проявлениями являются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса по типу гипертонии, гипотонии или дистонии.

При экстрапирамидной, или подкорковой, дизартрии наблюдаются насильственные движения (гиперкинезы), различные нарушения образования и проведения проприоцептивных нервных импульсов от мышц речевого аппарата к структурам центральной нервной системы, страдает также и эмоционально-двигательная иннервация. Все это обусловливает формирование и поддержание нарушений звукопроизношения. Следует отметить, что при экстрапирамидной дизартрии не всегда происходит изменение объема движений в артикуляционной мускулатуре, во многих случаях объем движений является достаточным и приближен к нормальному. Основные нарушения касаются контроля и сохранения принятой артикуляционной позы. Ребенок, страдающий экстрапирамидной дизартрией, испытывает огромные затруднения при необходимости сохранения артикуляционной позы, что вызвано постоянными изменениями состояния мышечного тонуса, а также наличием при данной форме дизартрии насильственных движений.

Насильственные движения (гиперкинезы) могут встречаться в виде дрожания (тремора), медленных червеобразных сокращениях мышц (встречается, например, при двойном атетозе), движения мышц могут быть и, напротив, быстрыми и внезапными, возникать в различных мышечных группах (при хорее), а также возможно появление быстрых ритмических сокращений определенных, одних и тех же мышц (при миоклонии).

При экстрапирамидной дизартрии во многих случаях имеет место кинестическая апраксия. Во время пребывания в спокойном состоянии в мышцах речевого аппарата возможны небольшие изменения мышечного тонуса в сторону его снижения (гипотония) или же изменчивого колеблющегося характера (дистония). В состоянии эмоционального возбуждения, волнения при попытках речи наблюдается резкое выраженное повышение мышечного тонуса, а также присоединение насильственных движений.

При этом язык, по описаниям ряда авторов, как бы «собирается в комок», происходит его подтягивание кзади, язык при этом становится напряженным. Значительное повышение мышечного тонуса в то же время наблюдается и в мышцах голосового аппарата, а также во вспомогательных дыхательных мышцах, все это обуславливает нарушение функционирования голосового аппарата и голосообразования и в итоге приводит к невозможности произнесения звуков. При меньшей выраженности патологических изменений тонуса мышечных групп, задействованных в голосообразовании и звукопроизношении, нарушаются четкость и внятность речи, она становится смазанной, голос приобретает выраженный носовой оттенок. При этом важной чертой нарушений при экстрапирамидной дизартрии является то, что расстройства произношения носят разнообразный, а главное, непостоянный характер, зависящий от эмоционального состояния. Наблюдаются колебания тембра и громкости голоса, голос становится резким, хриплым. В ряде случаев наблюдается постепенное затухание голоса во время речи, и в конце он переход уже практически в шепот. Эмоциональные оттенки в речи отсутствуют или же не выражены. Речь носит монотонный, однообразный характер. Нарушения зву-копроизношения непостоянны и не являются однотипными. В ряде случаев более выражены нарушения артикуляции гласных звуков, по сравнению с согласными. В спокойном состоянии слова могут произноситься правильно и внятно, однако при внезапном развитии гиперкинеза наблюдается их значительное искажение. Возможно появление непроизвольных выкриков, отмечаются так называемые «прорывы» гортанных звуков. Мелодика речи оказывается значительно нарушенной. Страдающий экстрапирамидной дизартрией замечает свои дефекты звукопроизношения. Однако в ряде случаев наблюдается сочетание экстрапирамидной дизартрии с изменениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, отмечено, что нарушения слуха, прежде всего, касаются слуха на высокие тоны.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Причины развития, проявления и устранение подкорковой дизартрии

При нарушении в подкорковых структурах головного мозга, помимо различных двигательных расстройств, у человека могут возникнуть патологии речи. Их объединяют под термином «подкорковая дизартрия». У больного отмечается изменение ритма и внятности речи, а также ее выразительности. Для постановки диагноза используют клинические данные, методы нейровизуализации для поиска очага поражения в ЦНС и лингвистические исследования. Коррекция заболевания осуществляется устранением основной причины дизартрии, а также логопедическими занятиями.

Механизм возникновения подкорковой дизартрии связан с органическим повреждением экстрапирамидных структур, ответственных за состояние артикуляционного аппарата. Нарушение их функции и строения может быть связано со следующими причинами:

  • Травматическое повреждение головного мозга, наблюдаемое при черепно-мозговых травмах. Кроме того, подобный механизм возможен при нейрохирургических операциях, а в случае возникновения заболевания у ребенка − вследствие родовой травмы.
  • Инфекционное поражение головного мозга вирусными, бактериальными, либо грибковыми возбудителями. Изменения в подкорковых структурах могут быть связаны с аутоиммунным воспалением на фоне перенесенной кори или краснухи.
  • Злокачественные новообразования, агрессивно растущие в ЦНС, способны разрушать подкорковые структуры. К подобным опухолям относят медуллобластомы и глиомы. Доброкачественные новообразования при значительных размерах могут механически сдавливать отдельные области головного мозга.
  • Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения.
  • Нарушения в базальных ганглиях наблюдаются при длительном воздействии на организм алкоголя, угарного газа, а также ряда лекарственных препаратов − психостимулирующих средств и нейролептиков.
  • Болезнь Вильсона-Коновалова и наследственные дегенерации нервной ткани могут приводить к разрушению базальных ганглиев.
  • Функциональные изменения в работе подкорковых структур на фоне невроза или тяжелых стрессов также сопровождаются возникновением симптоматики дизартрии.

Вне зависимости от первоначальной причины, патогенез развития заболевания схож. Инфекционные, сосудистые, травматические и другие факторы приводят к нарушению работы подкорковых структур, регулирующих тонус мускулатуры, в том числе, ответственной за речевую функцию. В результате этого у человека возникает дизартрия.

Клинические проявления

Экстрапирамидная система − совокупность нескольких структур в подкорковых отделах головного мозга. В зависимости от того, какие отделы в ней повреждены, выделяют два клинических варианта дизартрии, различающихся своими проявлениями:

  • Гиперкинетический вариант, сопровождающийся различными гиперкинезами − атетозом, хореей, миоклониями и тиками. Человек периодически не может произносить отдельные звуки и слова, при сохранении речевой функции в другие моменты времени.
  • Ригидная форма характеризуется синдромом Паркинсонизма. При разговоре с больным отмечается отсутствие интонаций, слабость голоса и невыраженная артикуляция. Человек часто повторяет отдельные слова или делает длительные паузы.

Симптомы заболевания разнообразны и тесно связаны с эмоциональным состоянием больного. При нахождении в спокойной обстановке, например, рядом с близкими людьми, признаки дизартрии не наблюдаются. Однако при психологическом напряжении возникает нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, что приводит к невнятной речи, смазанности фраз и гнусавому оттенку голоса. Некоторые больные могут непроизвольно выкрикивать отдельные звуки.

Характерный симптом − диспросодия. Речь больного изменяется по темпу, интонациям, теряет мелодичность и плавность. В связи с наличием гиперкинезов во время разговора возможно подергивание лицевой мускулатуры и языка.

Диагностические мероприятия

Диагностика болезни основывается на комплексном подходе, необходимом для выявления очага поражения головного мозга. Как правило, диагностические мероприятия включают в себя следующие моменты:

  • Осмотр у невролога, во время которого анализируется мышечная сила, тонус мускулатуры и выраженность сухожильных рефлексов. Специалист легко выявит экстрапирамидные симптомы в виде дистоний или гиперкинетических расстройств.
  • Для выявления пораженных структур проводят компьютерную или магнитно-резонансную томографию головного мозга. КТ преимущественно используют при черепно-мозговых травмах. МР-исследование необходимо для диагностики опухолей, ишемических повреждений, геморрагий и дегенеративных процессов.
  • При подозрении на инфекционно-воспалительное поражение ЦНС проводят анализ цереброспинальной жидкости, получаемой при люмбальной пункции.
  • Оценка кровотока в сонных и мозговых артериях посредством ультразвуковой допплерографии, дуплексного исследования или ангиографии.
  • При подозрении на генетическую природу нарушений необходимо проконсультироваться с врачом-генетиком.
  • Для определения нарушений тонуса артикуляционных мышц и выявления тяжести дизартрии рекомендуют консультацию с логопедом.

При необходимости проводятся консультации с нейрохирургом, онкологом, инфекционистами и другими специалистами.

Подходы к терапии

Эффективное лечение подкорковой дизартрии возможно только при устранении причины развития заболевания и речевой реабилитации больного. При этом коррекция основывается на трех типах терапии:

  • Этиотропный подход в лечении подразумевает воздействие на причину патологии. При выявленной нейроинфекции назначаются соответствующие препараты: антибиотики, противовирусные или противогрибковые средства. Хирургические вмешательства проводят больным с опухолями и гематомами.
  • Устранение гиперкинетического синдрома за счет применения препаратов вальпроевой кислоты, нейролептиков и бензодиазепинов. При выявлении паркинсонизма пациенту назначают Леводопу и ингибиторы моноаминоксидазы.
  • Всем больным показаны логопедические занятия. Логопед развивает экспрессивную речь больного за счет работы с артикуляционными движениями и нормализации дыхания. С этой целью используют различные задания по звукопроизношению, логопедический массаж и дыхательную гимнастику.

Своевременное выявление патологии и подбор комплексного лечения позволяет улучшить прогноз для больного и обеспечить восстановление речи. В противных случаях, основная причина заболевания может прогрессировать, приводя к различным осложнениям, вплоть до параличей и гибели человека.

Клиническая характеристика подкорковой дизартрии основывается на сочетании у пациента нарушений речи, связанных с психоэмоциональным состоянием, и сопутствующих экстрапирамидных расстройств. Как правило, при неврологическом осмотре и использовании дополнительных методов диагностики специалист определяет точный диагноз и необходимую терапию.