Ротацизм и ламбдацизм

Содержание

Сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм Классификация нарушений звукопроизношения

Самыми распространенными недостатками речи у детей являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Следовательно, необходимо учитывать: 1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании; 2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера

Как отмечает О.В. Правдина (1973), неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих — 22 %, шипящих — 24%, р — 26 %, л — 10%, звонких — 4,5%, задненёбных — 1%, мягких — — 1,5% Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как м, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости).

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

Узнать

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса «-изм». Выделяют — сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку «-пара» — парасигматизм, параротацизм и т.д.

Сигматизм — расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении звуков шипящих и свистящих звуков. У детей, страдающих сигматизмом наблюдается нарушение произношения звуков , , и , , , . Сигматизм — один из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, боковой, носовой, губно-зубной), так и парасигматизма (призубный, свистящий, шипящий). Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих достаточно сложно.

Под названием ротацизм объединяются различные дефекты произношения звука . Благодаря большой сложности артикуляционной работы, и в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдается много видов ротацизма. Например, логопед А.Я. Яунберзинь зарегистрировала 28 вариантов. Наиболее частыми будут следующие: отсутствие (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него), носовое произношение, горловое произношение (велярное или увулярное), одноударное, глухое, двугубное . Много вариантов и параротацизма: замены — р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы.

Под названием ламбдацизм объединяются все дефекты произношения звука . Существуют три вида ламбдацизма: отсутствие звука или призвук гласной, двугубное или губно-зубное произношение звука , носовое произношение — л-нг; параламбдацизмы: л-д, л-л’ (с различной степенью смягчения), л-р, л-в, л-н, л-ы или у.

Дефекты произношения полугласного звука носят название йотацизм. Звук употребляется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, война) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слога. Указанные два значения звука получают несколько разное выражение при дефектах произношения звука. Дефекты произношения: 1) звук не произносится совсем (мой-мо; яма-ама); 2) заменяется (мой — мои; яма — иама); 3) заменяется (чай — чаль; яма — лямо).

Дефекты произношения нёбных звуков носят названия каппацизм — звуков к и к’, гаммацизм — звуков г и г’, хитизм — звуков х и х’.

Помимо вышеописанных, в логопедической литературе выделяют нарушения смягчения и озвончения звуков.

В произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения. Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными глухими; б) недостаточное озвончение; в) недостаточное оглушение. Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.

Исследователи отмечают, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными твердыми звуками; б) излишнее смягчение в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук т может или смягчаться или заменяться звуками п или к, а вариантов нарушения произношения звука р насчитывается свыше 20: р боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звуками л, л’, р’, й, в, д и т. д. Таким образом, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер. В группах ротацизмов, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизмы и параротацизмы, параламбдацизмы и т.д.

Необходимо сказать также, что у разных детей неправильное произношение может то касаться только одной группы звуков (звонких, задненёбных или свистящих и др.), и тогда оно носит название простого, частичного, мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т.п.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.

Многие авторы отмечают также, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют. Эти данные свидетельствуют о том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности. О.В. Правдина (1973) выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

В целом, выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А.Н. Гвоздевым (1961). Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться

Ротацизм (параротацизм) в логопедии

и сложнейшие звуки по образованию, их артикуляция предполагает выполнение точных движений всеми органами речевого аппарата, вследствие чего дефекты их произношения очень распространены. При верном артикулировании губы приоткрываются либо пребывают в положении, требуемом для следующего гласного, зубы приоткрыты, передний край языка приподнимается, задевает верхние зубные альвеолы. Боковые края упираются в верхние моляры. Мощность выдыхаемого воздуха очень высокая. Под его воздействием появляются вибрирующие движения кончика языка. Голос задействован, горло дрожит.

Звук согласный, звонкий, твердый, сонорный, вибрант, небно-зубной, язычно-альвеолярный. Артикуляция характеризуется добавочным подъемом середины язычной спинки к нёбу и несильным выдвижением переднего края (он колеблется у основания верхних зубов).

Ротацизм − дефектное произношение и . Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами. Для определения замены или применяется термин параротацизм.

Формы ротацизма и параротацизма

Выделяют отдельные самостоятельные формы ротацизма. Они отличаются местом и механизмом создания фонемы:

  • Проторный (одноударный). При верной локализации передний край языка единожды затрагивает альвеолы, продолжительная его вибрация не создается. Раздается звучание , невозможно воспроизведение продолжительного рычания.
  • Боковой. При возникновении фонем колеблется боковая сторона языка. Прорывается смычка между ним и молярами. Вместо правильного , раздается звучание .
  • Щёчный. Воздух выходит между боковым краем языка и верхними молярами, происходит колебательное движение одной либо двух щек. Щечный вид ротацизма является самым редким в логопедии.
  • Интердентальный (межзубный). При воспроизведении фонем передняя часть языка расположена между резцами.
  • Лабиодентальный. Дефект и , образовавшийся при возникновении колебательных движений между губой и резцами.
  • Ларингеальный (гортанный). Наблюдается при экстрапирамидных расстройствах, а также при ринолалии. Звучание создается благодаря вибрации соединенных голосовых связок.
  • Назальный. Колебательные движения появляются между задней частью небной занавески и глоточной стенкой. Отмечается в случае частичного нёбно-глоточного затвора из-за врожденной аномалии в виде укороченного мягкого нёба.
  • Фарингеальный (глоточный). Возникновение хрипящего звука между коренной частью языка и задней глоточной стенкой.
  • Двугубный (билабиальный). Дефектная фонема создается благодаря вибрированию губ. При данном ротацизме возникает звучание или кучерское .
  • Горловой. Выделяют два подвида – велярный и увулярный. При велярном ротацизме корень языка формирует щель с нижней частью мягкого нёба. Выходящая струя воздуха дает неконтролируемое дрожание мягкого нёба, провоцирующее возникновение шума, он совместно с голосом обуславливает своеобразное рычание. Увулярное произношение звука предполагает дрожание небного язычка. Раздается четкий рокот. Горловой ротацизм в просторечии может называться картавость.
  • Гнусавое произношение . Корень языка прижимается к мягкому нёбу, воздух выдыхается носом.
    Помимо этого, выделяют отдельные виды параротацизма. Наиболее распространены замены на , , , , , , , .

Помимо вышеперечисленных видов, возможно отсутствие и , это происходит, если артикуляционный уклад звука совершенно не сформирован.

Обычно каждая форма ротацизма затрагивает помимо твердого парный . Иногда при дефекте твердого звука мягкая пара не страдает. Реже наблюдается противоположное явление.

Причины ротацизма и параротацизма

Главные причины возникновения дефектного произношения и :

  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Узкий, высокий нёбный свод.
  • Суженный, либо массивный язык.
  • Пониженный тонус язычной мышцы, ее низкая пластичность.
  • Отсутствие навыка совершать целенаправленные точные манипуляции языком.
  • Нарушенный фонематический слух.

Нередко ротацизм появляется при простой дислалии, когда единственное речевое нарушение − неверное произношение одного звука. Часто он входит в состав сложной дислалии, если одновременно нарушается произношение нескольких групп звуков, к примеру, сочетается с ламбдацизмом или параламбдацизмом. Ротацизм может появиться одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

Логопедическая работа при ротацизме

Самый продуктивный прием постановки звука − механический. Вибрация вырабатывается на долгом воспроизведении фрикативного . В подъязычное пространство подкладывается специальный зонд. Ритмичными горизонтальными движениями зонда провоцируют механические вибрирующие движения язычного кончика. Если зонд отсутствует, можно спровоцировать вибрацию собственным пальцем ребенка.

Коррекция горлового произношения

Горловой − распространенный дефект даже у взрослых. Его устранение без коррекционного вмешательства практически невозможно. Горловой отличается от нормального особенностью вибрации − она возникает при дрожании небного язычка. Данное произношение является верным в определенных иностранных языках, в частности, во французском. Различение горлового произношения от верного возможно самостоятельно. Задача ребенка − долго протянуть . Воспроизвести правильный звук протяжно невозможно.

Устранение горлового ротацизма включает несколько этапов. На подготовительном выполняется логопедическая гимнастика, служащая для отработки точной позиции и пластичности языка.

Вторым этапом является постановочный. При ненарушенном произношении фонем и нужно заняться вызыванием проторного , а после провоцировать вибрирующие движения кончика языка механически. Проторный служит для активизации кончика языка и устранения дрожания небного язычка. При постановке важен зрительный самоконтроль у зеркала.

Завершающий этап − закрепление. Автоматизировать и исправлять звук в связной речи нужно крайне осторожно. После привычной горловой артикуляции, ребенок затрудняется в контроле своей артикуляции. Поэтому долгий период важно наблюдение и исправление родителями.

Коррекция бокового произношения

При боковом дефекте вместо верного звучания раздается . Кончик языка не выполняет вибрирующих движений, язык поворачивается, одним боковым краем примыкает к верхним молярам, а второй свисает и дрожит на выдохе. Данный дефект часто встречается в сочетании с боковым сигматизмом, но может существовать отдельно.

Протягивание невозможно, либо раздается нечеткий . Визуально видны колебания бокового края. При очень сильной вибрации снаружи можно увидеть дрожание одной щеки.

На начальном этапе проводится артикуляционная гимнастика. По причине слабых мышц одной половины языка логопедическую гимнастику нельзя убирать из структуры занятия на протяжении всей коррекционной работы.

Постановка начинается с выработки и автоматизации проторного звучания. Только после отработки в связной речи можно приступать к стимуляции колебательных движений кончика языка. Ранее это делать не рекомендуется из-за привычного вибрирования одной из боковых сторон.

Коррекция носового произношения

Звучание напоминает сочетание . Это возникает из-за выхода выдыхаемого потока через нос, а не рот, а еще из-за оттягивания переднего края языка назад, отсутствия его участия в произношении. Подготовка начинается с дыхательных упражнений. Нужно наглядно объяснить ребенку отличия ротового и носового выдоха, научить выдыхать ртом. Постановку и закрепление проводят по стандартной схеме.

Коррекционная работа при параротацизме

Подготовительный этап содержит следующие моменты: различение на слух со смешиваемой фонемой, анализ артикуляционных укладов, становление верных движений языка. Постановочный этап с этапом закрепления звука выполняются по стандартной схеме.

Важно учесть следующие нюансы: при замене на заднеязычный контролируется, чтобы не создавалось колебание небного язычка вместо края языка; при замене на нельзя добиваться проторного звучания, напоминающего механизмом возникновения, не исключено смешение этих фонем. Заключительным шагом становится дифференциация смешиваемых фонем.

Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке

Подъязычная уздечка выглядит как тонкая перепонка, которая связывает подъязычную область полости рта с языком. При нормальном строении она прикреплена к середине внутренней поверхности языка, ее длина около 8 мм.

Чтобы проверить длину уздечки ребенка, нужно попросить его дотронуться языком до неба с широко открытым ртом: беспроблемное совершение манипуляции свидетельствует о нормальной длине уздечки. Если при выполнении действия ребенок не смог достать до неба либо испытывает дискомфорт, нужно в обязательном порядке проконсультироваться у логопеда. Если уздечка расположена чрезмерно близко к кончику языка, нужна ее коррекция. Она производится во избежание речевых проблем, в том числе возникновения ротацизма.

Если рассечение уздечки не было сделано в младенчестве, ее подрезают в дошкольный период. Подрезание дошкольникам делают под местным наркозом. Уздечку рассекают и накладывают саморассасывающиеся швы. Новейшие технологии позволяют проводить данную операцию с использованием лазера. Лазерный метод минимизирует болевые ощущения, уменьшает отек после операции, позволяет обойтись без наложения швов. Послеоперационная реабилитация включает в себя специальную диету и гимнастику для разработки уздечки.

Альтернативным способом коррекции укороченной подъязычной связки является артикуляционная гимнастика. Это не менее эффективный, и вместе с тем безболезненный метод. Суть заключается в выполнении логопедических упражнений для языка.

Обычно они очень утомляют ребенка, зачастую провоцируют неприятные ощущения. По причине этого недостатка выполнять их следует под контролем логопеда, постепенно увеличивая нагрузку. Для растягивания укороченной уздечки безоперационным способом необходимо продолжительное количество времени.

Дислалия

Недостатки звукопроизношения могут быть следующими:

  • сигматизм – нарушенное произношение свистящих и шипящих звуков
  • ламбдацизм – нарушенное произношение звуков
  • ротацизм – нарушенное произношение звуков
  • йотацизм – нарушенное произношение звука
  • каппацизм – нарушенное произношение звуков
  • гаммацизм – нарушенное произношения звуков
  • хитизм – нарушенное произношения звуков
  • дефекты озвончения – замены звонких звуков глухими, а глухих – звонкими;
  • дефекты смягчения – замены мягких звуков твердыми, а твердых – мягкими.

В детской речи могут встречаться как отдельные недостатки звукопроизношения, так и их сочетания.

Что делать, если у ребенка дислалия?

Пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • логопед.

Причины возникновения дислалии:

  • органические дефекты артикуляционного аппарата: нарушения прикуса (прогения, прогнатия, передний и боковой открытые прикусы), зубо-челюстного ряда, подъязычной уздечки, строения твердого и мягкого нёба, губ, языка;
  • нарушения фонематического слуха;
  • несформированность кинестетических ощущений положения и движений органов артикуляционного аппарата.

Важно помнить! Причинами возникновения нарушения звукопроизношения может служить как один из перечисленных факторов, так и их сочетание.

Классификация дислалий:

  1. функциональная;
  2. механическая.

Причины функциональной дислалии:

  • нарушения фонематического слуха;
  • несформированность кинестетических ощущений положения органов артикуляционного аппарата.

Важно помнить! Функциональная дислалия возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.

Причины механической дислалии:

  • органические дефекты артикуляционного аппарата

Важно помнить! Механическая дислалия может возникнуть в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

Виды дислалии (по Б.М. Гриншпуну):

  • акустико-фонематическая – нарушения звукопроизношения обусловлены нарушениями фонематического слуха и проявляются в дефектах озвончения;
  • артикуляторно-фонематическая – нарушения звукопроизношения обусловлены сочетанием нарушений фонематического слуха и несформированностью кинестетических ощущений положения и движений органов артикуляционного аппарата;
  • артикуляторно-фонетическая – нарушения звукопроизношения проявляются в искажениях звуков, обусловленных неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями при сохранном фонематическом слухе.

Формы дислалии:

  • по количеству нарушенных звуков: простые дислалии (от 1 до 4 нарушенных звуков) и сложные дислалии (более 5 звуков);
  • по характеру нарушений – мономорфные дислалии (нарушения в одной фонетической группе) и полиморфные дислалии (нарушения звуков разных фонетических групп).

Виды нарушенного звукопроизношения:

  • Искажения – это ненормированное, не встречающееся в речи произнесение звуков, например, горловое произнесение звука .
  • Замены – использование вместо звука отсутствующего в речи, другого звука того же языка – его заменителя ыба – ыба)
  • Смешение – это недостаточная дифференциация двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при их произношении;
  • Пропуски – либо отсутствие звука вследствие несформированности артикуляционной позы или вследствие нарушений фонематического слуха.

Важно помнить! Нарушения звукопроизношения являются самым частым проявлением речевой патологии и входят в структуру следующих нарушений речи: дислалии, ринолалии, дизартрии, алалии, отдельных форм афазии и неврозоподбного заикания.

Недостатки звукопроизношения разделяют на несколько групп:

  • Сигматизм – нарушение произношения свистящих и шипящих звуков ;
  • Ламбдацизм – нарушение произношения звуков ;
  • Ротацизм – нарушение произношения звуков ;
  • Йотацизм – нарушение произношения звука ;
  • Каппацизм – нарушение произношения звуков ;
  • Гаммацизм – нарушение произношения звуков ;
  • Хитизм – нарушение произношения звуков ;
  • Дефекты озвончения – замены звонких звуков глухими, а глухих – звонкими;
  • Дефекты смягчения – замены мягких звуков твердыми, а твердых – мягкими.

Виды сигматизма:

  • Межзубный (язык находится между нижними и верхними резцами, слышен свист с шипящим оттенком);
  • Боковой (один или оба боковых края языка опущены, воздушная струя направлена вбок, возможно с захватом слюны, слышен хлюпающий звук);
  • Призубный (кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами, периодически ее закрывая, слышен шум);
  • Носовой (передняя часть спинки языка оттянута назад, задняя часть поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку, при смычке – носовой оттенок);

Виды парасигматизма (замены другими звуками фонетической системы русского языка):

  • Шипящий – замены на шипящие звуки;
  • Свистящий – замены на свистящие звуки;
  • Губно-зубной – замены на звуки ;
  • Переднеязычный – замены на звуки .

Виды ламбдацизма:

  • Межзубный — язык находится между нижними и верхними резцами;
  • Двугубный – язык не принимает участие в артикуляции, звук образуется при помощи губ, напоминает анлийский ;
  • Заднеязычный – кончик языка опущен и оттянут назад, задняя часть спинки языка поднята и образует щель с мягким небом, слышен щелевой ;
  • Носовой — передняя часть спинки языка оттянута назад, задняя часть поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку, при смычке – носовой оттенок похожий на ;

Виды параламбдацизма:

  • Замены на любые гласные;
  • Замены на сонорные звуки;
  • Замены на губно-зубные звуки .

Виды ротацизма:

  • Межзубный – язык выбрасывается изо рта, слышится один удар;
  • Одноударный – при правильной артикуляции звука производится один удар об альвеолы кончиком языка;
  • Проторный – правильная артикуляция звука без вибрации;
  • Горловой – кончик языка и передняя часть спинки языка опущены вниз и оттянуты назад, задняя часть круто выгнута. Сильная струя воздуха заставляет вибрировать либо мягкое небо (велярный ротацизм) либо увулю (увулярный ротацизм);
  • Боковой – при правильной артикуляции звука один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок, она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук.
  • Кучерской – губы выдвинуты вперед, сильная воздушная струя заставляет их вибрировать.
  • Носовой — передняя часть спинки языка оттянута назад, задняя часть поднята к мягкому небу, образуя щель или смычку, при смычке – носовой оттенок похожий на ;

Виды пароротацизма:

  • Замены на любые гласные звуки;
  • Замены на сонорные звуки;
  • Замены на губно-зубные звуки ;
  • Замены на переднеязычные звуки ;
  • Замены на заднеязычные звуки ;

Виды йотацизма:

  • Боковой – при правильной артикуляции звука один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок, она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук.

Виды парайотацизма:

  • Замены на любые гласные звуки;
  • Замены на сонорные звуки.

Виды каппацизма, гаммацизма и хитизма:

  • Боковой – при правильной артикуляции звука один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок, она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук.
  • Смычный – смычка может образоваться между корнем языка и задней стенкой глотки или голосовыми складками, слышен щелчок.

Виды паракаппацизма, парагаммацизма и парахитизма:

  • Замены на переднеязычные звуки ;
  • Замены смычных заднеязычных звуков щелевыми заднеязычными звуками на

Важно помнить! Если вы заметили у ребенка в речи один или несколько видов нарушений звукопроизношения – это веский повод обратиться за консультацией к логопеду.

Диагностика дислалии

Если родители заметили, что ребенок к 5 годам не произносит ряд звуков, либо произносит их искаженно и неправильно, самым верным решением в этом случае будет – консультация с логопедом.

Логопед проводит обследование звукопроизношения с использованием специального картинного материала. Данная процедура производится индивидуально и/или в присутствии родителей или законных представителей ребенка.

Материал для обследования звукопроизношения включает в себя наборы картинок на разные группы звуков. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине или конце слова-названия, поскольку в разных положениях звук произносится по-разному. При помощи наглядного материала проверяется произношение:

  • в группе свистящих согласных ;
  • в группе шипящих согласных ;
  • в группе сонорных согласных ;
  • в группе заднеязычных согласных ;
  • в группе звонких согласных ;
  • в группе глухих согласных .

Логопед подбирает не менее трех картинок на каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце).

При обследовании звукопроизношения логопед отмечает отсутствие, замену, смешение, искажение звука. В случае, если ребенок затрудняется с названием картинки, логопед предлагает повторить слово за ним (т.е. отраженно).

Во время логопедического обследования специалист обращает внимание и фиксирует:

  • особенности темпа речи;
  • четкость произнесения слов;
  • правильность произнесения слов (по слоговой структуре);
  • звонкость голоса.

Важно помнить! В центре развития речи «Говорить легко» возможно пройти комплексное логопедическое обследование и получить заключение специалистов.

Коррекция дислалии

Логопедическая работа по коррекции дислалии состоит из следующих этапов:

  1. Обследование звукопроизношения ребенка;
  2. Коррекция нарушенных звуков речи:
    • Развитие артикуляционной моторики;
    • Формирование навыков различения звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам (работа над фонематикой);
    • Постановка нарушенных звуков;
    • Автоматизация и введение в речь сформированных звуков.

В работе по коррекции звукопроизношения выделяются следующие этапы:

  1. Подготовительный;
  2. Постановка звука;
  3. Автоматизация звука;
  4. Дифференциация звука.

Целью подготовительного этапа является подготовка органов артикуляционного аппарата к произношению звуков: на данном этапе прорабатывается точность, сила и дифференцированность движений органов артикуляции; ведется работа по развитию речевого выдоха. На подготовительном этапе ребенок учится выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, а также различные дыхательные упражнения.

Важно помнить! Существует базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положения органов артикуляционного аппарата. К базовому комплексу подбираются дополнительные комплексы упражнений, необходимые для постановки определенных групп звуков. Важно помнить! Упражнения на развитие речевого дыхания помогают детям выработать целенаправленный выдох, который необходим для освоения труднопроизносимых звуков.

Указания по проведению артикуляционной гимнастики, а также перечень упражнений можно прочитать в нашей статье

Видео проведения артикуляционной гимнастики:

Фото и видео проведения дыхательных упражнений

Этап постановки звука.

Цель данного этапа состоит в формировании первоначальных умений правильного произнесения звука и достигается двумя способами:

  • По подражанию;
  • С механической помощью.

Постановка звука с механической помощью зависит от особенностей его артикулирования. В качестве механической помощи могут использоваться зонды, шпатели, зондозаменители.

Видео: постановка звука р

Важно помнить! Постановка звуков должна осуществляться логопедом исключительно в условиях индивидуальной работы с ребенком.

Этап автоматизации звука.

Автоматизация звуков производится последовательно, путем многократных тренировок. Порядок автоматизации звука:

  1. Изолированное произнесение;
  2. В слогах:
    • в прямых слогах (согласный + гласный);
    • в обратных слогах (гласный + согласный);
    • между гласными (гласный + согласный + гласный);
    • в стечении с согласным звуком (согласный + согласный + гласный);
  3. В словах;
  4. В словосочетаниях;
  5. В предложениях;
  6. В тексте;
  7. В скороговорках, чистоговорках, собственной речи.

Видео: автоматизация звука Л

Этап дифференциации звуков.

Дифференциация смешиваемых звуков при парасигматизме свистящих и шипящих звуков, пароротацизме, параламбдацизме, парайотацизме, паракаппацизме, дефектах смегчения и озвончения проводится последовательно.

Различение обоих звуков (заменяемого и заменителя) осуществляется:

  • В изолированном произнесении;
  • В ряду других звуков;
  • В слогах;
  • В словах
  • В предложениях.

Также задачей данного этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа:

  • умения определять количество слогов в слове;
  • отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;
  • выделять ударный слог;
  • проводить анализ гласных и согласных звуков.

Педагоги Центра развития речи «Говорить легко» обладают необходимыми компетенциями для коррекции нарушений звукопроизношения, постоянно совершенствуют знания в данной области.

Дефекты нёбных звуков (к, к’; г, г’; х, х’; u(j)) и их исправление

Недостатки произношения звуков к и к’ носят название каппацизма, г и г’ — гаммацизма, х и х’ — хитизма. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются паракап нацизмом, п а р а.г а м-мацизмом, парахитизмом. Недостаток произношения звука и (j) называется йотацизмом.

Артикуляция звука ксостоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 30).

Звук гпо механизму своего образования отличается от звука к лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву (рис. 30|.

Особенность артикуляции звука х, отличающая его от звука к, состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х (рис. 30).

Мягкие звуки к’, г’, х’ (рис. 31) отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.

Встречаются три основных вида каппацизма. Особенность первого вида состоит в том, что вместо звука к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Рис. 33. Профили артикуляции при постановке звука к

Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука к на звук т («тапуста», «рета», «паут»).

В третьем случае взрывной звук к заменяется фрикативным х («хапуста», «реха», «паух»), что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.

Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки.

Коррекция ламбдацизма и ротацизма у младших школьников с дислалией

Младший школьный возраст – период возрастного развития, когда правильная речь имеет особое значение для формирования грамотности. Среди наиболее частых проявлений дислалии у младших школьников являются ламбдацизм и ротацизм как нарушения произношения сонорных звуков. Ротацизм и ламбдацизм – это нарушения произношения звуков р и л соответственно. Нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называют дислалией. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным А.Г. Арушановой, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15-25% дошкольников и у 5-7% младших школьников .

Актуальность вопросов коррекции лабдацизма и ротацизма связана с тем, что у младших школьников с дислалией страдает письменная речь, как следствие – проявляется неуспеваемость. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, могут замыкаться, стесняться, у них может развиваться негативизм. В классической логопедии при коррекции звукопроизношения используются рекомендации М.Е. Хватцева. При начальной автоматизации звук должен на¬ходиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком: – в сочетании с и ; – после и ; в таких положениях звуки автоматизируются лег¬че . Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.

М.Ф. Фомичева уточняет, что звуки в речи употребляются не изолированно. Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов, т.к. ребенок имеет возможность создать нужную артикулему согласного и перейти к гласному. Сначала дается прямой слог с гласным , поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным . Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с и . Прямые слоги в сочетании согласного с гласным обычно не используются, т.к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т. п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных .

По мнению Т.Б. Филичевой, после автоматизации произношения звуков в слогах, дальнейшая работа должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложении; автоматизация звука в чистоговорках и стихах; автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах; автоматизация звуков в разговорной речи . Нами было проведено исследование проявлений ротацизма и ламбдацизма у младших школьников с дислалией. По данным логопедического обследования, у 55% детей с дислалией встретились те или иные нарушения сонорных звуков. Нарушение твердого встретилось у 20% детей, твердого и мягкого – у 40%. Отметим, что у одного из детей нарушены произношения и , и . Одноударного произношения, а также параротацизмов не встретилось. По 2 детей проявляют горловое, мягкое, боковое произношение; носовое произношение встретилось только у 1 из детей (12,5% от группы имеющих ротацизмы). Отсутствует звук у одного из детей (помимо данного вида ротацизма, у него нарушенное произношение , также есть нарушения произношения свистящих звуков). Среди ламбдацизмов в группе встретились наиболее распространенные варианты – замены на в и краткий у. Нарушение произношения л в форме удлинения смежных гласных встретилось у ребенка, имеющего множественные нарушения звукопрозношения.

С учетом значимости правильного звукопроизношения для овладения грамотной речью и письмом у младших школьников была проведена работа по коррекции ротацизма и ламбдацизма, включившая четыре основных этапа коррекции рассматриваемых нарушений: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.

При организации и проведении коррекционной работы использовали рекомендации таких исследователей, как М.И. Бегун, Л.Н. Ефименкова, Е.Ф. Соботович ,Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев.

На этапе подготовительных упражнений проводилась подготовка речеслухового и рече двигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Работа шла по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков

При коррекции недостатков звукопроизношения звука использовали упражнения для развития силы и напряжения воздушной струи, упражнение для губ. При этом предлагали в основном активные подготовительные упражнения.Цель этапа постановки звука– добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.

При ротацизме и ламбацизме работу, в зависимости от индивидуальных особенностей проявления нарушения вели следующими способами: по подражанию, от опорного звука, а также смешанным способом.

Следующий этап – закрепление поставленных звуков и введение их в речь (автоматизация поставленных звуков). Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

У детей с дислалией закреплены неправильные стереотипы произношения звуков на раз­личном речевом материале. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифферен­циации правильного и неправильного артикуляцион­ных укладов. Она осуществляется по принципу «от простого– к сложному». Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог – это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы про­изношения слогов, а это облегчает их автоматизацию.

Определенные требования предъявлялись к лексическому материалу в отношении семантики. Речевой материал (слова, фразы) подбирали так, чтобы он был доступен ре­бенку и по возможности заимствован из повседнев­ного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике.

Сначала вводили звук в двух- и трехсложные слова с прямыми слогами. Затем переходили к словам с обратным сло­гом. И только потом переходили к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. Постепенно слова с закрепленными звуками вводят во фразу и другие контексты .

Экспериментальные исследования Е.Ф. Соботович показали, что процесс формирования и закрепления правильного произношения звуков в словах протека­ет различно у детей с одинаковыми видами наруше­ния звукопроизношения. Обнаружена корреляцион­ная зависимость между процессом перестройки звукопроизносительных рефлексов, автоматизацией и их уровнем общего развития речи.У детей с высоким и нормальным уровнем фор­мирования речи процессы автоматизации в любых вариантах фонетического контекста идут без затруд­нений.У детей с низким уровнем формирования речи, обусловленным недостаточно сформированным фо­нематическим слухом, автоматизация затруднена.Автором подчеркивается, что процесс восприятия и произношения отдельных звуков и простых слогосочетаний является в значительной степени более элементарным по сравнению с процессом формирования и закрепления правильного произношения слов, а, следовательно, и восприятия различных звуков, вхо­дящих в слово, и правильного размещения их внутри слова .

Цель этапа дифференциации звуков – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, использовали дифференцировочное торможение. Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи как в произношении другого лица, так и в собственной речи.

Таким образом, цель логопедического воздействия при коррекции ротацизма и ламбдацизма – исправления неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учёбы, общественной и производственной жизни. При коррекции ротацизмов и ламбдацизмов на подготовительном этапе ребенку предлагаются комплексы динамических упражнений. Постановка звука осуществляется по одной и той же технологии и при ротацизмах, и при параротацизмах. При закреплении звука важно соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и, наконец, во фразах. Для закрепления звука в словах используются картинки, в названиях которых он находится в разных позициях. Прежде всего, звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и далее в середине. В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, в частности, и .