Возбудимость у грудничка

Содержание

Синдром повышенной нервной возбудимости у грудничка

Все груднички разные, кто-то спокоен и спит всю ночь, не пробуждаясь даже в мокрых пеленках, а кто-то бурно и чутко реагирует абсолютно на все. Последним все чаще в наше время ставят диагноз синдром повышенной нервной возбудимости. Что вызывает данное отклонение, и так ли нужно его лечить медикаментозно?

Признаки

  1. Двигательное беспокойство, возникающее при прикосновении или перемене положения тела.
  2. Услышав резкий звук, кроха вздрагивает.
  3. Выраженный тремор конечностей.
  4. Во время плача у младенца подрагивает подбородок.
  5. Плач ребенка звучит в высоких тонах, он словно не кричит, а визжит.
  6. Врожденный рефлекс Моро (ребенок раскрывает кулачки, если его ручки развести в стороны) возникает спонтанно в любом положении конечностей.
  7. Повышенный мышечный тонус.
  8. При перевозбуждении во время плача ребенок запрокидывает голову.
  9. При некоторых нарушениях ЦНС, в том числе и синдроме повышенной нервной возбудимости, у новорожденных не срабатывает подошвенный рефлекс. Пальчики вместо того, чтобы сжаться в ответ на манипуляцию, раскрываются веером.
  10. Груднички мало и беспокойно спят, часто лежат с открытыми глазами.
  11. У детей с СПНВ отмечаются частые срыгивания в сочетании с медленным набором веса.

Нервную возбудимость обязательно нужно лечить, нельзя объяснять подобное поведение младенца темпераментом или возрастными особенностями. Если вовремя не провести необходимую терапию и не скорректировать развитие крохи, данный синдром негативно скажется на его речи, мышлении и поведении.

  • Патологические процессы в нервной системе могут усилиться, и ребенок будет страдать от судорог;
  • нарушение рефлексов приводит к явному замедлению темпов освоения грудничком необходимых двигательных навыков;
  • ребенок может стать чрезмерно агрессивным или, наоборот, чересчур пассивным;
  • у детей, которые не получали необходимую терапию, отмечается задержка речевого развития, ребенок медленней будет нарабатывать активный словарный запас и употреблять слова в неправильных формах и сочетаниях;
  • во временем СПНВ перерастает в гиперактивность и дефицит внимания; дети неусидчивы, забывчивы, импульсивны, неаккуратны.

Важно вовремя диагностировать СПНВ и предпринять меры для того, чтобы помочь грудничку. Прием седативных средств только усугубит ситуацию в дальнейшем. Лечение повышенной возбудимости у младенца требует серьезного подхода и долговременной терапии под контролем невролога.

Причины

Повышенная нервная возбудимость возникает у тех детей, у которых в период внутриутробного развития, во время родов или во младенчестве произошло поражение ЦНС. Из-за нарушения связей коры и отделов головного мозга, начинаются патологические изменения.

Причины возникновения СПНВ:

  • Генетическая предрасположенность;
  • тяжелые роды;
  • вредные привычки в период беременности;
  • стрессы во время беременности;
  • прием во время вынашивания медикаментов, не рекомендуемых при беременности;
  • раннее отлучение от груди.

При осмотре крохи, у которого подозревается повышенная нервная возбудимость, невролог обязательно расспросит вас о ходе беременности, процессе родов, проверит, соответствует ли развитие младенца его возрасту. Оценив степень отклонения, специалист назначит соответствующую терапию и назначит курс лечения.

Лечение

Чтобы нервная система грудничка восстанавливалась, невролог в первую очередь рекомендует вам наладить распорядок дня крохи. Режимность сна, кормлений и прогулок — это залог нормального развития младенца.

Организм ребенка требует регулярного отдыха, а чтобы малыш мог крепко уснуть, он должен сильно потрудиться в период бодрствования.

Этому будут способствовать ежедневная гимнастика и расслабляющий массаж.

  1. Лечебный массаж призван снизить тонус мышц и снять общую возбудимость крохи. Лучше, если сеансы будет проводить специалист, знающий, какие манипуляции следует производить с детьми, имеющими повышенную возбудимость.
  2. Невролог рекомендует вам при вечерних купаниях вливать в воду успокаивающие отвары и настои.
  3. Плавание хорошо снимает тонус, кроме того, это занятие прекрасно укрепляет мускулатуру младенца и делает его сон крепче. Начиная с месяца можете купать грудничка во «взрослой» ванной, надев на его шею специальный детский круг и позволяя вволю плескаться в воде.
  4. Если предпринятые меры не помогают или же степень поражения ЦНС велика, невролог назначит вашему малышу курс медикаментозного лечения.

Рекомендации

  • В вашем доме должна быть благожелательная атмосфера;
  • при общении с крохой избегайте повышенных тонов, разговаривайте со всеми ласково и спокойно;
  • больше времени проводите с крохой на прогулках;
  • будет очень полезно, если вы сможете съездить на месяц с крохой на море или к горам;
  • если ребенок спит беспокойно, можете временно класть его с собой или, если у его кроватки снимается боковая стенка, приставить его спальное место вплотную к своей постели, создав единое пространство с малышом.

Симптомы и методы лечения гипервозбудимости у грудничка

К сожалению, почти каждый второй малыш имеет патологические изменения в нервной системе, что обозначается как гипервозбудимость у грудничка. Данный синдром определяют при первом посещении невролога. Однако не все родители относятся серьезно к необычному состоянию ребенка, решив, что со временем все должно пройти само собой, отказываясь давать ребенку медицинские препараты, назначенные врачом.

Что это за синдром и в чем его опасность

Синдром гипервозбудимости возникает при соматовегетативных расстройствах и нервно-рефлекторной возбудимости, поэтому к нему нельзя относиться равнодушно. Через некоторое время могут развиться более серьезные расстройства нервной системы, что часто проявляется в задержке психического и речевого развития ребенка. Малыш может расти нервным, метеозависимым. Часто наблюдается в небольшой степени дисфункция мозговой деятельности, что приводит к невнимательности, гиперреактивности, развитию эпилепсии.

Такие дети должны расти под строгим контролем невролога, а родителям следует аккуратно выполнять все предписания врача. Только тогда можно будет снизить риск осложнений.

Причины возникновения

Все основные причины гипервозбудимости у грудничка зависят от прохождения беременности матерью. Нервная система ребенка зависит во многом от нее и формируется, пока малыш находится в утробе.

Имеется большая зависимость от приема беременной разнообразной пищи, достаточности поступления кислорода, от возникающих стрессов и расстройств нервной системы будущей мамы.

У многих детей, рожденных недоношенными, не успевают до конца развиться нейроны, что ведет к данной патологии. Осложненные роды тоже часто влияют на состояние нервной системы малыша.

Нервная система грудничков хорошо восстанавливается при незначительных патологических изменениях, но необходим контроль со стороны специалистов. Иногда случается, что без медикаментозных вмешательств не удается снимать возбуждение нервной системы.

Помните: если не лечить, то патологические симптомы могут усилиться.

Основные симптомы и признаки

Родителям необходимо быть очень внимательными к своему малышу, чтобы на ранних сроках заметить развитие патологии и вовремя обратиться к врачу. Тогда можно будет без последствий вылечить ребенка. Синдром диагностируется по определенным симптомам и признакам.

К ним относят:

  • частое беспокойное поведение ребенка, проявляющееся вздрагиванием и просыпанием от малейшего шума;
  • плохое засыпание и некрепкий сон;
  • слабое сосание и частое срыгивание пищи;
  • плаксивость;
  • слабое напряжение мышц;
  • тремор подбородка и рук.

Кроме перечисленных признаков, наблюдаются патологии системы организма ребенка, связанные с нарушениями в работе нервно-регулятивных процессов:

  • чадо часто потеет;
  • при плаче синеет носогубной треугольник;
  • учащается пульс;
  • стул нерегулярный с чередованиями запоров и диареи;
  • кожа приобретает мраморный оттенок.

Как только мамы заметят данные симптомы, должны обязательно среагировать: обратить внимание педиатра и посетить детского невролога.

Какое лечение назначают и что предпринять родителям

Прежде чем начать лечение, невролог устанавливает причины гипервозбудимости ребенка. Если произошло поражение нервной системы, пока плод находился в утробе матери, при его рождении назначаются успокаивающие ванны. В воду добавляют отвары трав с седативным эффектом, минеральные растворы. Могут назначить физиолечение аппаратом – электрофорез, физкультуру и парафиновое прогревание.

Чтобы вылечить этот синдром, родителям потребуется немало времени и терпения: только к 4–6 месяцам будет заметен результат.

Для восстановления малышу полезны:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • прием успокаивающих травяных отваров;
  • продолжительный сон в спокойной обстановке.

Необходимо оградить ребенка от всего, что может его нервировать: семейные скандалы, громкие разговоры, крики, шумы.

Среди медикаментозных средств лечения назначаются препараты, снимающие тремор конечностей и подбородка. Если чадо плохо засыпает и спит, то рекомендуется перед сном давать успокаивающие средства.

Для снятия гипервозбудимости, которая отнимает у детей много энергии, неврологи рекомендуют проводить закаливающие процедуры, которые укрепляют сосуды, и вегетативные нарушения постепенно прекращаются.

Массаж

При любых расстройствах, связанных с нервной системой, назначается массаж. Его может делать специалист, но многие мамы вполне справляются сами, получив небольшую консультацию у массажиста или педиатра.

Массаж необходимо выполнять ежедневно в одно и то же время. Он будет полезен ребенку, так как это расслабляющая и общеукрепляющая процедура, снимающая симптомы гипервозбудимости, и в то же время это приятный тактильный контакт матери и ребенка.

Важно выбрать подходящее время для процедуры. Больше всего подходит первая половина дня, когда малыш бодр. Массаж рекомендуется делать перед кормлением, примерно за полчаса. Если он приходится после приема пищи и ребенок не спит, то необходимо подождать 1 час и только потом приступать к процедуре.

Основные приемы

Первый массаж должен длиться 5 минут и прекратиться, как только будет заметно недовольство ребенка. Со временем малыш привыкнет, тогда продолжительность массажа должна составлять 30 минут.

Массаж лучше проводить на пеленальном столе, в проветренном помещении, но температура не должна опускаться ниже 22 °С, то есть необходимо создать комфортные условия маме и ребенку.

На первых месяцах нужно лишь легко поглаживать ребенка, движения может показать патронажная медсестра. Проводить поглаживания желательно, начиная с кончиков пальцев до плеча, от стопы до паха. Затем гладить животик: направление руки должно идти только по часовой стрелке. Грудь гладят, направляя руки снизу к шее: от центра к подмышкам.

Ребеночка выкладывают на 2 минуты на живот, гладят спинку. Затем проверяются рефлексы новорожденного. Для этого подкладывают к стопам руки, и ребенок начинает как бы ползти. Кладут малыша на бочок, чередуя правый с левым, и пальцем проводят по позвоночнику: ребенок должен выгибать спину. Затем необходимо нажимать возле каждого пальчика на стопе, они должны при этом сгибаться.

Необходимо учитывать то, что имеются определенные участки у ребенка, которые нельзя трогать, чтобы не травмировать их. К ним относят: соски, пах, половые органы, пупок, суставы. Не рекомендуется массировать младенцев при повреждениях кожных покровах и раздражениях, если он неприятен в данное время ребенку. В этом случае его необходимо перенести на другой раз.

Если синдром гипервозбудимости имеет серьезную форму, то ребенок должен будет всегда быть под наблюдением многих специалистов: невролога, психолога, логопеда, мануального терапевта и массажиста. Независимо от причин возникновения патологии, ребенку рекомендуется давать легкие седативные препараты и витамины.

Чем опасен и как справиться с синдромом повышенной нервно рефлекторной возбудимости у грудничка

Синдром возбуждения центральной нервной системы у детей диагностируется примерно через 2-3 месяца после рождения. Его возникновение обуславливается влиянием на ребенка негативных факторов преимущественно в период внутриутробного развития. Проявляться данная патология может различными симптомами – нарушением сна, отсутствием аппетита, плаксивостью и т.д. Лечение должно осуществляться сразу же после постановки диагноза, так как его отсутствие может повлечь за собой развитие серьезных осложнений.

Краткие сведения о патологии

Практически у каждого второго грудничка выявляются расстройства ЦНС (код МКБ G00-G99) в той или иной степени. Чаще всего они легко поддаются коррекции и не требуют длительного восстановления, так как первые месяцы жизни функциональность нервных клеток у детей можно нормализовать, главное, правильно подобрать лечение.

При развитии синдрома нервно-рефлекторной возбудимости (СНРВ), у малыша наблюдается гиперактивность. Он вздрагивает во сне, что способствует его пробуждению, становится раздражительным и часто плачет. При этом отмечаются снижение врожденных сосательных рефлексов, тремор, иногда судороги конечностей.

Такое состояние вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Он не высыпается и испытывает постоянное чувство голода, что проявляется подобными симптомами. Такого малыша очень сложно накормить и успокоить, он практически постоянно плачет и требует к себе повышенного внимания.

Многие родители стараются решить проблему самостоятельно, используя различные ванночки с травами, которые часто провоцируют аллергические реакции у ребенка, прибегая к длительным прогулкам на свежем воздухе, массажам перед сном и т.д. А некоторые и вовсе используют седативные препараты, что делать категорически нельзя, ведь их прием может вызвать привыкание, что в последующем приведет к еще большим расстройствам ЦНС.

Лечением синдрома повышенной возбудимости должен заниматься врач после выявления точной причины его возникновения. Только правильно подобранная терапия способна предотвратить появление серьезных последствий в будущем.

Причины СНРВ

Как уже говорилось в самом начале, основными провокаторами синдрома являются негативные факторы, воздействующие на ребенка в период внутриутробного развития. К таковым относятся:

  • Прием наркотических средств матерью.
  • Злоупотребление алкогольными напитками и курение.
  • Инфекции, перенесенные женщиной в период беременности.
  • Стрессы.
  • Отсутствие полноценного питания.

Также среди основополагающих факторов развития синдрома возбуждения нервной системы находятся:

  • Многоплодие.
  • Гипоксия.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Кесарево сечение.
  • Травмы, полученные во время родов.

Влияние этих негативных факторов приводит к нарушению связи коры и отделов головного мозга, что и приводит к расстройствам ЦНС и дальнейшему развитию СНРВ. При этом, не всегда удается выявить отклонения сразу же после рождения. Ребенок может на протяжении нескольких недель вести себя спокойно и ничем не отличаться от других детей. Но позже появляются первые симптомы, которые обязательно должны насторожить родителей и заставить их обратиться за помощью к специалисту.

Как проявляется синдром?

В норме новорожденный большую часть времени спит. Бодрствует он мало, и если ребенок накормлен и находится в чистом подгузнике, то он практически не капризничает. Малыш с СНРВ ведет себя совершенно иначе. У него отмечается снижение сосательного рефлекса, после употребления пищи он часто срыгивает, набор веса происходит медленно.

При наличии синдрома даже его крик отличается от здорового грудничка. При плаче фиксируются звуки в высоких тонах, кажется, что он не кричит, а визжит. Все это сопровождается запрокидыванием головы назад, тремором подбородка и конечностей.

Как утверждает доктор Комаровский, есть еще один характерный признак развития СНРВ, который можно определить самостоятельно. В норме, если у новорожденного развести руки в стороны, то он раскручивает кулачки. При синдроме малыш это делает спонтанно, находясь абсолютно в любом положении. Во время осмотра также можно отметить снижение мышечного тонуса и отсутствие подошвенного рефлекса (если ребенка поставить на ножки, пальчики, вместо того, чтобы сжиматься, раскрываются, словно веер).

Малыши с синдромом ПНРВ беспокойны. Они часто просыпаются и вздрагивают при прикосновениях или резком звуке. Периодически могут лежать с открытыми глазами, не реагируя на происходящее вокруг.

Появление хоть одного симптома СНРВ должно являться для родителей серьезным поводом для обращения к неврологу. Возбудимость ЦНС необходимо в обязательном порядке лечить. Подобное поведение не стоит связывать с темпераментом или возрастными особенностями ребенка. Так как если заболевание действительно имеется, отсутствие своевременной терапии может негативно сказаться на речи, поведении и мышлении малыша в будущем.

Чем опасен синдром?

Синдром ПНРВ характеризуется развитием патологических процессов в головном мозге. И если их не устранить, они могут усилиться, что впоследствии приведет к частым судорогам и эпилептическим припадкам.

Помимо этого, нарушенные сосательные рефлексы при СНРВ могут стать причиной развития дистрофии и возникновения иных проблем со здоровьем. Также детки с таким диагнозом плохо осваивают двигательные навыки, они поздно начинают ходить и самостоятельно кушать.

При этом ребенок, у которого был диагностирован СПНРВ, трудно приспосабливается к социуму. У него отмечаются частые смены настроения. Он может становиться чрезмерно агрессивным и опасным для других детей, или же, наоборот, пассивным.

Задержка развития речи – еще одно последствие отсутствия должного лечения. И нужно отметить, что малыши с таким диагнозом не только начинают поздно говорить, но и неправильно сочетать слова, что будет делать его речь непонятной и несвязной. По мере развития синдрома ПНРВ, дети становятся гиперактивными, забывчивыми, неаккуратными, чрезмерно эмоциональными и требуют к себе повышенного внимания.

Развитие синдрома ПНРВ негативным образом сказывается на психическом состоянии ребенка, что нередко становится причиной возникновения проблем в детском саду и школе. С возрастом нагрузка на нервную систему увеличивается и она перестает справляться с поставленными перед ней задачами, блокируя поступающую информацию. Это, в свою очередь, является провокатором иных синдромов ЦНС, проявляющихся частыми судорагами, тяжелыми психоэмоциональными расстройствами и приводящие к развитию ДЦП .

Методы диагностики СПНРВ

Чтобы выявить синдром нейрорефлекторной возбудимости, применяются современные компьютерные технологии. Наиболее подробную информацию дает КТ. Это обследование позволяет получить точную оценку состояния головного мозга и происходящих в нем патологических процессах. Если его проведение по каким-то причинам становится невозможным, прибегают к МРТ и рентгенологическому исследованию.

При подозрениях на развитие синдрома, обязательным является осмотр у невролога. При помощи специальных манипуляций, он сможет определить, имеются ли у ребенка отклонения в ЦНС или нет. Если расстройства присутствуют, после полного обследования он поставит точный диагноз и назначит соответствующую терапию.

Лечение СПНРВ

Синдром ПНРВ не требует госпитализации. Терапия включает в себя консервативные методы, которые вполне могут осуществляться в домашних условиях или дневном стационаре. К ним относятся:

  1. Лечебный массаж. Имеет несколько видов – расслабляющий, точечный и общий. Какой из них требуется малышу, определяет невролог с учетом всех особенностей протекания СПНРВ. Данный метод лечения снижает возбудимость нервной системы и улучшает мышечный тонус. Массаж при диагностировании синдрома делать самостоятельно не рекомендуется, так как применение неправильной техники может усугубить течение болезни. Осуществляться он должен только специалистом (его можно вызывать на дом). При этом, не стоит применять различные масла, содержащие в себе красители, ароматизаторы и прочие консерванты, так как они могут спровоцировать появление у ребенка аллергической реакции. Для проведения лечебной процедуры следует использовать обычный детский крем.
  2. Прием медикаментов, усиливающих кровообращение в головном мозге. Как правило, при синдроме ПНРВ маленьким пациентам назначаются препараты в виде суспензий. Однако, существуют лекарства, которые выпускаются только в таблетках или драже. Если таковые назначили, то, прежде чем давать их малышу, их необходимо измельчать и предварительно смешивать с водой или грудным молоком. Дозировка подобных средств рассчитывается в индивидуальном порядке, в зависимости от степени имеющихся расстройств и веса.
  3. Следовать режиму. Абсолютно каждый врач вам скажет, что соблюдение распорядка дня является залогом здоровья любого ребенка. А крохи с нарушениями ЦНС и выявленным синдромом особенно нуждаются в нем. Необходимо четко соблюдать часы кормления и контролировать длительность сна, прогуливаться на свежем воздухе и проводить водные процедуры.
  4. Прием медикаментов, обладающих мочегонным действием. Их следует принимать строго по назначению врача и только в том случае, если синдром сопровождается повышенным внутричерепным давлением. В комплексе с такими лекарствами принимаются препараты калия.
  5. Гимнастические занятия. Приучать детей в столь маленьком возрасте к физкультуре сложно, но нужно постараться. Она позволяет в разы ускорить процесс лечения синдрома, так как во время занятий мозг начинает «привыкать» получать больше информации, а параллельный прием препаратов заставляет делать это его намного быстрее. Таким образом, поврежденные нервные клетки восстанавливаются в кратчайшие сроки.

Лучший способ заниматься гимнастикой при синдроме ПНРВ, ходить вместе с ребенком в бассейн. Вода не только снимает напряжение с мышц, но и оказывает тонизирующее действие. Плавание обеспечивает устранение спазмов, улучшает обменные процессы и кровообращение в организме.

Другие способы лечения СНРВ

В качестве дополнительной терапии применяют:

  1. Ванны с травами. Еще один эффективный способ лечения синдрома ПНРВ. Но и его применять стоит осторожно, так как у ребенка также может возникнуть аллергия на используемое сырье. Наиболее безопасными для малышей считается ромашка, мелисса, сосна, мята и череда. Они гипоаллергенны и оказывают успокаивающее действие на ЦНС.
  2. Ароматерапию. Эффективный метод устранения повышенной возбудимости нервной системы, но в то же время и опасный. Масла могут вызывать аллергические реакции, поэтому применять их нужно осторожно. Использовать концентрированный продукт нельзя, только разбавленный.

Эфирные масла обладают расслабляющим и успокаивающим действием. Но дозировать их следует аккуратно. Курс лечения начинают с 1-2 капель, постепенно увеличивая количество. При этом, лучше наливать их в специальные аромалампы, которые затем следует помещать в комнату, где спит ребенок. А вот добавлять их в воду при купании категорически нельзя! Младенец может получить ожог!

Расстройства центральной нервной системы могут приводить к серьезным последствиям. И если они были выявлены у вашего малыша, незамедлительно начинайте лечение. В том случае, если при синдроме ПНРВ оно будет подобрано правильно и пройдено до конца, уже к году у крохи полностью исчезнут признаки синдрома и никаких отставаний в развитии наблюдаться не будут.

В народе существует мнение, что синдром проходит сам и он не требует проведения какой-либо терапии. Но это не так. Данная патология характеризуется нарушением работы ЦНС и если не провести ее корректировку, последствия будут различными. Ребенок может остаться инвалидом и иметь большие трудности с общением со сверстниками. Но учитывая, что в первый год жизни есть высокие шансы нормализовать функциональность ЦНС, проблему можно решить. Главное, это начать вовремя с ней бороться.

ММД, ПЭП, СПНРВ — диагностика и лечение

Практически каждый ребенок в своей медицинской карте имеет запись невропатолога и педиатра с таким диагнозом как ММД, ПЭП или СПНРВ, означающий синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. К большому сожалению, доктора не всегда разъясняют непонятные аббревиатуры. Именно это часто является причиной того, что родители даже не знают о том, какой диагноз у их ребенка и тем более не имеют представления, что с этим делать.

Диагноз ПЭП означает — перинатальная энцефалопатия, что представляет собой поражение нервной системы, основное значение в образовании которой принадлежит гипоксии плода (кислородное голодание). Самое тяжелое осложнение ПЭП — детский церебральный паралич (ДЦП).

Диагноз ММД означает — минимальная мозговая дисфункция, представляющая собой нарушение функции ЦНС в результате микроповреждений коры головного мозга, а также подкорковых структур. Возникает основным образом из-за кислородного голодания плода, которое возникает во внутриутробном периоде и в самом процессе родов, а также из-за родовой травмы. Такой диагноз врач может записать как МЦД, что означает минимальная церебральная дисфункция. Самым частым проявлением ММД является гипердинамический синдром, являющийся синдромом двигательной расторможенности.

Родителям довольно сложно связать данные диагнозы с утомляемостью и вялостью или, что происходит чаще, с сильной возбудимостью малыша. Ребенок много кричит, во время крика у него начинает дрожать подбородок, он постоянно срыгивает, его организм сильно реагирует на ухудшение погоды. Также у него вздувается животик, не налаживается стул (имеются склонности к запорам или, напротив, слишком частый). Малыш плаксив, довольно легко возбуждается и с трудом успокаивается, нарушается сон, повышается тонус, ребенок начинает запрокидывать головку, мучается от внутричерепного давлении и т.п. Затем, по мере взросления, у него может проявиться отставание в развитии речи, неусидчивость, расторможенность, непослушание.

А ведь большей части проблем можно избежать в том случае, если родители отнесутся к ней достаточно серьезно, но без излишнего драматизма. Указанные диагнозы в медицинской карте ребенка – это вовсе не сигнал к поднятию паники, а сигнал к осуществлению действий! Для начала нужно обязательно проконсультироваться с невропатологом. В случае, когда доктор не назначает никакого лечения, лишь утверждает, что все пройдет с возрастом, то необходимо в срочном порядке искать другого доктора. Возможно, и пройдет, однако не у всех, а только у части детей. Остальные же вынуждены нести такой груз всю жизнь.

Когда у ребенка указан диагноз ММД или ПЭП, то срочно необходим курс лечения. От возраста и определенного случая зависит процесс лечения. Не стоит бояться препаратов, которые прописывает врач, даже в том случае, когда эти медикаменты пьет Ваша бабушка от склероза! Ведь бабушке необходимо улучшить мозговое кровообращение, также как и Вашему малышу, все отличие заключается только в дозировке. Кроме медикаментозного лечения, ребенку нужен массаж, физиотерапия, лечебная физкультура, а также при необходимости — занятия с психологом, логопедом. Чем раньше начнется квалифицированное лечение, тем быстрее и лучше будет результат.

Однако не следует паниковать и думать, что врачи обнаружили у малыша что-то ужасное: расстройство со временем сойдет, но прежде доставит множество неприятностей и хлопот. Возможно ли избежать их? Конечно! Но, к большому сожалению, симптомы ММД и ПЭП во многих случаях не воспринимаются родителями в качестве патологических и не являются поводом для обращения к доктору — невропатологу. Родители в течение долгого времени не могут оценить состояние ребенка, а характеризуют некоторые особенности его поведения как «непоседливость», «лень», «избалованность», «нервозность» и т.п.

Отвечая «да» на вопросы, родители самостоятельно могут определить, имеется ли у ребенка какие-либо основания, «претендующие» на диагноз ММД и ПЭП.
В первый год своей жизни малыш вызывает беспокойство у врачей из-за повышенной возбудимости, нарушениями мышечного тонуса или прочими проявлениями перинатальной энцефалопатии? В случае, если да, то не пренебрегаете ли Вы рекомендациями врачей, считая, что «пройдет все само»?

Ребенок с трудом засыпает, постоянно просыпается ночью, вскрикивает во сне и ворочается? Полагаете, что он довольно рано (до 6 лет) отказался от сна днем?
Беспокойным и шумным, а иногда даже агрессивным поведением малыш похож на маленького разбойника, не придает никакого внимания запретам, ему сложно сосредоточиться на настольной игре или книге, которая требует терпения и внимания?

Достаточно часто находится не в настроении, капризничает по любому поводу и плачет, выглядит озлобленным, проявляется частая рассеянность и частая смена настроения?
Ведет и чувствует себя неважно при магнитных бурях и изменении погоды?

Время от времени жалуется на головные боли, носит панамки и шапки большего размера, нежели сверстники? Окружность головы ребенка, возраст которого один год, составляет 46 см, в два года — 48 см, в три — четыре года – 49 см, в пять лет – 50 см, а впоследствии она увеличивается на 1 см в год до величины – 55-58 см.

Достаточно плохо вливается в коллектив, с большим трудом привыкает к любым изменениям, к новой обстановке?

Кажется неуклюжим и неловким, не способен участвовать в подвижных играх, требующих слаженности движений?

Довольно быстро начал стаптывать обувь, во время ходьбы немного косолапит — ставит ноги внутрь носками, не всю стопу нагружает целиком, а лишь ее носочки и внутренний край?

Неправильно произносит некоторые лова или заикается, не совсем хорошо запоминает детские стихотворения, не способен внятно пересказать какой-либо отрывок из только прочитанной сказки?

Перед тем как заснуть ритмично раскачивает туловищем или покачивает головой, обкусывает ногти, сосет пальцы, перекатывает в руках небольшие предметы или наматывает часть волос на палец, замечен во многих «вредных привычках»?

В случае, если какие-либо из данных проблем присутствуют у малыша, не стоит откладывать визит к невропатологу, необходимо подробно рассказать доктору обо всем, что в поведении ребенка беспокоит. Если вовремя не обратиться к специалисту, думая, что все само пройдет, то множество проблем будут Вас ожидать, когда ребенок пойдет в первый класс.

Для того, чтобы подготовить к школе ребенка с диагнозом ММД и ПЭП, недостаточно только выучить цифры и буквы. Главным является то, что нужно укрепить его ослабленную нервную систему, оказать ей помощь, подготовить ее к предстоящей учебной нагрузке. Чем раньше станете «приводить в порядок» нервную систему малыша, тем эффективнее и лучше будет результат. Только лишь от родителей зависит, чтобы процесс лечения не растянулся на долгие годы, а произошел как можно быстрее! Лечение заключается не только в таблетках и микстурах, но и в стремлении к созданию необходимой обстановки в семье, которая будет «работать» на скорейшее выздоровление малыша. Для этого, для начала, Вам необходимо правильно понимать, что происходит с ребенком и отнестись к этому серьезно. Иногда он и рад бы быть умницей и паинькой, да только с самим собой сладу у него нет. Необходимо на семейном совете принять к действию некоторые пункты, от которых напрямую зависит выздоровление малыша.

Следует отыскать по рекомендации знакомых и посетить высококвалифицированного невропатолога. В обязательном порядке необходимо пройти курс лечения и постоянно показываться врачу.

Ребенку нужно ложиться спать, вставать утром, кушать, ходить на прогулку в одно и то же время. Прежние привычные действия являются точными сигналами определенного времени, которые синхронизируют деятельность нервной системы, а отклонения от режима дают разлад нервным процессам.

Приложите усилия, сделайте все, что в ваших силах, чтобы наладить дневной отдых ребенка – ослабленная нервная система нуждается в послеобеденном отдыхе.
Не рекомендуется часто приглашать гостей в дом, водить в гости ребенка, в развлекательные клубы, на вечеринки и т.п. Так как в результате нарушается привычный для малыша распорядок дня, ребенок переполняется лишними впечатлениями и эмоциями.

Следует взять под контроль процесс общения малыша с его сверстниками. Оно не должно быть продолжительным и утомительным. Дружить с расторможенными детьми категорически противопоказано. Для знакомства необходимо выбрать неагрессивного, спокойного ребенка постарше.

Никогда не следует выяснять отношения, если рядом находится ребенок – разногласия между взрослыми очень истощают психику ребенка, отдаляя момент победы над мизерной мозговой дисфункцией.

Необходимо наложить запрет на компьютерные игры и телевизор: мелькание кадров спровоцирует судорожный приступ, расшатывает отнюдь не железные нервы ребенка. Следует избавить его от агрессивных мультфильмов.

Не нужно брать ребенка в заграничные турне, страны с жарким климатом, загорать с ним на солнце. Лучшим отдыхом для него является проведение досуга на даче в тени рябин, яблонь и берез. Если же малышу нужна вода и морской воздух, лучше ехать на курорт в бархатный сезон и по времени — не более чем на два месяца.
Следует организовать детский досуг, который принесет пользу здоровью, который будет включать плавание, занятия физкультурой или подвижные игры на воздухе, которые в свою очередь улучшают точность и координацию движений.

Пускай ребенок больше вырезает, рисует, складывает, склеивает, строит из конструктора, собирает мозаику и т.п. Все это способствует разработке мелкой моторике рук, развитию зрительной памяти и пространственной ориентировке.

Необходимо чаще читать малышу сказки, стихи, следует с ним слушать спокойную музыку, народные песни, детские песенки.

Не следует водить ребенка дошкольного возраста в различные секции, кружки, музыкальную школу, на уроки по иностранным языкам и на подготовку к школе. До тех пор, пока Вы полностью не справитесь с возможными последствиями ММД и ПЭП, так как ребенок вряд ли будет делать какие-то успехи. Один лишь вред будет получать ребенок. И к тому же в гимназию с несколькими иностранными языками, которые будут преподавать уже в первом классе, и экзаменами, которые будут проводить в конце каждого года, также не следует отдавать ребенка. Перед обучением в школе нужно поговорить с учителем, рассказать о проблемах малыша, попросить об индивидуальном подходе, в котором действительно нуждается ребенок.

Родители, помните, за короткий срок справиться с возможными последствиями ММД и ПЭП сможет помочь лишь комплексное лечение, добрая и светлая обстановка в доме, спокойный режим и коррекционная работа со специалистами: логопед, дефектолог, педагог, психолог.

> Синдром возбуждения

9 Фев 2014

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (далее СНРВ) относится к неврологическим нарушениям. Диагностируется у детей от рождения до года. Диагноз может быть поставлен невропатологом на основании осмотра и некоторых исследований. Преимущественно СНРВ диагностируется у детей до 3-х месяцев.

Часто такой синдром не выявляется вовремя, поскольку консультация невропатолога не является обязательной после рождения ребенка. В данной статье мы рассмотрим основные признаки СНРВ, и подскажем, как не пропустить своевременное лечение.

Прежде всего, каждая мама должна понимать, что здоровому ребенку нужно немного – еда, сон, комфорт. Через неделю после выписки из роддома у новорожденного уже налаживается режим, и вы увидите – сколько он спит, как часто ест, сколько времени бодрствует. Если ребенок сытый, сухой, и не хочет спать – он не должен кричать. Крик новорожденного – не каприз, а сигнал о дискомфорте.

Дети с СНРВ мало спят, их сложно накормить и успокоить. Они болезненно реагируют на любые прикосновения, часто вздрагивают. Специально для посетителей сайта razvitierebenca.ru .Это первые признаки, на которые следует обратить внимание.

Необходимо понаблюдать за двигательной активностью ребенка. При обнаружении хотя бы одного из ниже перечисленных клинических симптомов, малыша нужно показать специалисту. Специально для сайта razvitierebenca.ru

Синдром возникает вследствие поражения нервной системы ребенка перинатально. Этому могут способствовать различные факторы, такие как:

  • гипоксические нарушения в период внутриутробного развития;
  • осложнения при родах (отслойка плаценты, кровотечения, асфиксия и др.);
  • кесарево сечение;
  • наркотическая зависимость матери;
  • многоплодие;
  • заболевания матери при беременности (инфекции, диабет).

Клинические симптомы СНРВ:

  • размашистые движения конечностей;
  • снижение сосательного рефлекса;
  • дрожание подбородка;
  • плохой сон;
  • запрокидывание головы назад;
  • тремор конечностей;
  • частый плач;
  • повышенные сухожильные рефлексы;
  • двигательное беспокойство;
  • длительный взгляд в одну точку.

На основании чего ставится диагноз

При визуальном осмотре специалистом, ребенок напрягается, появляется высокотональный крик. Проявляется беспокойство, часто отмечаются судороги. В ответ на раздражители (звуки, свет, громкие голоса, прикосновения, изменения положения тела), увеличивается двигательная активность мышц.

Проявляется мышечный тонус, спазмы. Внутричерепное давление может быть повышено. Специалист проверит соответствие поведения ребенка его физическому развитию.

Иногда ребенок настолько возбужден, что успокоить его невозможно. В таком случае вероятно наличие других поражений нервной системы (синдром двигательных нарушений, синдром задержки психомоторного развития, вегето-висцеральная дисфункция, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.)

При недостаточном количестве визуальных признаков, назначается дополнительное исследование – нейросонография. Это ультразвуковое сканирование головного мозга ребенка, не несущее лучевой нагрузки на организм. Данный метод диагностики не имеет противопоказаний.

Лечение СНРВ

Назначается невропатологом. Не требует госпитализации, включает в себя консервативные методы.

  1. Массаж. Является одним из самых эффективных методов лечения. Может быть назначен точечный, общий, расслабляющий массаж. Основное действие направлено на снижение мышечного тонуса и общей возбудимости.

Для детей лучше не применять ароматические масла для массажа, поскольку они могут вызвать аллергию. Лучше обойтись детским кремом или специальным детским маслом, разрешенным с рождения. Массаж должен проводиться только специалистом, лучше в стенах поликлиники.

  1. Препараты для улучшения мозгового кровообращения. Новорожденным обычно назначаются препараты в виде суспензии. Некоторые препараты выпускаются в виде драже или таблеток – в таком случае их нужно размельчить, и смешать с грудным молоком или водой. Дозировка рассчитывается согласно весу ребенка.
  2. Установка режима. Любой специалист подтвердит, что режим дня является основой нормального развития ребенка. Детям с нарушениями работы ЦНС соблюдение режима необходимо в терапевтических целях. Младенцы не могут контролировать свой отдых за счет несовершенства нервной системы. Сон должен быть по часам, обязательны прогулки на свежем воздухе.
  3. Плавание, гимнастика. Трудоемкий, но эффективный метод. Его суть заключается в ежедневной подаче головному мозгу правильных импульсов. Выполняя физические нагрузки, мозг «привыкает» обрабатывать большее количество информации, а на фоне препаратов начинает работать быстрее. Таким образом, поврежденные ткани быстрее восстанавливаются.

Польза воды неоценима: она расслабляет напряженные мышцы, а ослабленные – тонизирует. Снимаются спазмы, стимулируется обмен веществ, улучшается кровообращение. Вода снимает напряжение, обладает закаливающим эффектом, что особенно полезно для новорожденных.

Плавать с ребенком лучше в бассейне, по конкретной программе для самых маленьких. Специально обученный тренер поможет выполнять упражнения в воде, которые потом можно будет повторить дома. Эффективен метод перепада температур: гимнастика в воде разной температуры дает положительные результаты в 2 раза быстрее.

Выполнять гимнастику ребенку самостоятельно нельзя. Потребуется помощь массажиста или детского специалиста.

  1. Ароматерапия. С осторожностью могут назначаться натуральные масла, нейтрализующие чрезмерную возбудимость. Это может быть лаванда, герань, майоран, мята. Для совсем маленьких детей применяются разбавленные, неконцентрированные масла.

Дозировать масло необходимо осторожно, по 1-2 капле. Для этого лучше приобрести аромалампу, и поместить ее в комнату, где находится ребенок. Добавлять эфирные масла в воду для купания младенца категорически запрещено – они могут вызвать ожог!

  1. Травяные ванны. Это может быть травяной сбор или конкретное растение. Широко применяется ромашка, череда, мята, мелисса, боярышник, сосна. Детская кожа обладает высокой проницаемостью за счет обилия нервных окончаний, поэтому целебные свойства растений проникают в нее мгновенно. Температура воды для новорожденных должна составлять 36-37 градусов. Курс составляет 10-15 процедур.
  2. Назначение мочегонных препаратов. Оправдано при повышенном давлении у ребенка. Дополнительно назначаются препараты с калием.

Любой метод лечения необходимо проходить курсом. Терапия обычно включает в себя комбинацию медикаментозных препаратов с функциональными методами. Выполнение всех рекомендаций обычно дает видимый результат. В возрасте одного года симптомы СНРВ обычно уже не проявляются.

Существует миф, что данный неврологический синдром проходит сам по себе, в независимости от проведения лечения. Это не так. СНРВ является нарушением работы нервной системы, и игнорирование лечения может привести к ряду осложнений в дальнейшем.

К основным осложнениям СНРВ относятся:

  • развитие вегето-сосудистой дистонии в старшем возрасте;
  • частые головные боли;
  • синдром нарушения (дефицита) внимания;
  • гиперактивность.

Данные недуги ощутимо сказываются на психическом здоровье ребенка, и могут вызывать проблемы в детском саду и школе. Недолеченный синдром оставляет след в клетках ЦНС, и ее развитие затормаживается. За счет увеличения нагрузки нервная система перестанет справляться, и начнет периодически блокировать информацию.

Дети с невылеченным СНРВ становятся суетливыми, излишне импульсивными, неусидчивыми. Им плохо даются знания, они забывчивы, капризны и нетерпеливы. В будущем игнорирование таких неврологических проблем чреваты развитием эпилептического синдрома.

Памятка для родителей

Если вы заподозрили у своего ребенка СНРВ, не бойтесь обращаться за медицинской помощью. Найдите квалифицированного специалиста, который подберет эффективный курс терапии. Дети с СНРВ в обязательном порядке становятся на учет к невропатологу, и каждые 2 месяца проходят профилактический осмотр.

С рождения установите для ребенка режим. Сон должен быть по часам, согласно возрасту ребенка. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе, минимум 2 часа в сутки.

Лечение нужно проходить курсом. 1-2 процедуры не дадут никакого терапевтического эффекта.

Грудное вскармливание лучше продолжать как можно дольше.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.
Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.
Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.
Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.
Амбивалентность поведения ребенка — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.
Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него — робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.
В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  1. психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».

Что касается психоинверсии у детей, то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.
Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Повышенная эмоциональная возбудимость у детей: что нужно знать родителям

Что такое повышенная возбудимость ребенка, чем она чревата, есть ли в ней хоть что-то хорошее, и что делать родителям таких детей, читайте на UAUA.info.

У каждого ребенка разная степень эмоциональной возбудимости. Польский психолог Казимир Дабровски подробно изучил вопрос повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка. В данной статье мы расскажем о том, что такое синдром повышенной возбудимости у детей и как родителям снять возбудимость ребенка.

Дети посещают садики, учебные заведения и на их эмоциональность влияют их воспитатели, учителя, однокласники. Эмоциональная возбудимость может оказатся синдромом, который надо лечить.

Читай также: Гіперактивний розлад з дефіцитом уваги у дітей: що потрібно знати батькам

Чрезмерная эмоциональная возбудимость, пожалуй, самая значительная из пяти возбудимостей (интеллектуальная, чувственная, психомоторная чрезмерная возбудимость, а также чрезмерная возбудимость воображения), обозначенных Казимиром Дабровски, польским психологом, следившим за тем, как по-разному вели себя люди в Польше во время Второй мировой войны. Некоторые люди могли совершать акты неслыханной жестокости, а другие — рисковали своей собственной жизнью ради спасения других.

Его наблюдения позже были сформулированы в Теории позитивной дезинтеграции. Чрезмерные возбудимости, иногда называемые супер чувствительностью, являются частью теории.

Что такое чрезмерная эмоциональная возбудимость?

Эмоциональная сверхчувствительность чаще всего встречается среди одаренных детей. У них самые сильные эмоциональные реакции на различные события и переживания.

Дети с такой особенностью имеют склонность к большой эмоциональной глубине. Они развивают сильные привязанности к людям, местам и вещам. Из-за их эмоциональной интенсивности, их часто обвиняют в чрезмерном выражении эмоций или чрезмерно драматичных и сильных реакциях на что-либо. Тем не менее, все эмоции у них реальны. Для таких детей муравьиная горка кажется огромной горой.
Эмоциональная сверхчувствительность также проявляется в излишней обеспокоенности о других. Они могут переживать за плачущего рядом ребенка или за друга своего же возраста из-за какой-то неприятности, которая с ним приключилась.

Эти дети не только сочувствуют людям, но и имеют особое отношение к животным. Они часто становятся вегетарианцами в юном возрасте, так как не могут смириться с тем, чтобы съесть живое существо.

Дети эту особенность не перерастают, поэтому эмоциональная чувствительность сопровождает ребенка и во взрослую жизнь.

Положительное в повышенной возбудимости

Дети с чрезмерной эмоциональной возбудимостью ощущают и воспринимают те вещи, которые могут пропустить или не заметить другие. Их понимание мира построено таким образом, чтобы обеспечить их глубиной понимания высокой оценки. Они часто обращаются к друзьям и знакомым за помощью и советом из-за тех крепких связей, которые они выстраивают.

Из-за интенсивности их чувств и сочувствия к остальным, у таких детей обычно устанавливаются очень прочные дружественные отношения. Их чувства к друзьям очень глубоки, почему они всегда остаются в рядах самых преданных друзей.

Дети с эмоциональной сверхчувствительностью чаще, чем остальные дети, отдают себе отчет в своих собственных чувствах, что позволяет им создавать очень трогательные произведения искусства в любой форме: письменной, музыкальной, актерской или художественной.

Отрицательное в повышенной возбудимости у ребенка

У тех, кто имеет эмоциональную сверхчувствительность, ярко выражено сочувствие к людям, но мало сочувствия к себе. Они очень самокритичны и них сильно развито чувство ответственности даже за те вещи, которые им не поручались.

Эта самокритика и чувство ответственности могут вызвать беспокойство, чувство вины и ощущение того, что все провалилось. Та тревога, которая у них возникает, может мешать заниматься простыми задачами или делами, даже домашним заданием. У них могут развиться такие психосоматические симптомы, как боли в желудке или приступы депрессия.
Депрессия у людей с чрезмерной эмоциональной возбудимостью — экзистенциальная, то есть их беспокоят проблемы, которые касаются базовых жизненных вопросов: смерть, бедность, война, болезнь и т. д. Приступы депрессии могут возникнуть после какого-то специфического события или раздражителя, но часто возникают и спонтанно.

Детям с эмоциональной сверхчувствительностью требуется время на то, чтобы привыкнуть и приспособиться к изменениям. Новые ситуации или окружения могут заставить ребенка испытать новую волну тревоги. Они могут стесняться и избегать социальной активности.

Что может сделать родитель для снятия эмоциональной возбудимости у ребенка?

Самый важный шаг для родителей эмоционально чувствительного ребенка — принять все его чувства, независимо от их силы. Возможно, первым порывом будет попытаться заставить ребенка перестать так остро реагировать и делать из мухи слона. Но помните, для такого ребенка муха — действительно размером со слона.

Не стоит также преуменьшать значение чувства ребенка или игнорировать его. Например, не говорите, что он слишком чувствителен, и что все будет хорошо. Ребенок не специально родился таким чувствительным, чтобы вам не угодить. И он, вряд ли, поверит, что все будет хорошо, только если вы так скажете. Вы же не можете знать наверняка?
Слушайте, что говорит вам ребенок без комментариев и суждений. Иногда он просто-напросто хочет, чтобы его поняли, а не прочли ему лекцию или напичкали его советами, и уж тем более — не хочет слышать осуждение. Особенно это правило применимо к маленьким мальчикам, потому что их часто считают менее эмоциональными, чем девочек. А случается как раз так, что дети с сверхчувствительностью действительно страдают, при чем больше — мальчики. Избегайте критики за чувствительность и чрезмерной защиты от окружающего мира. Ни первое, ни второе не поможет.

Читай также: Гиперактивный ребенок в школе: советы родителям

Помогите ребенку понять, что его эмоциональная сверхчувствительность нормальна для одаренных деток. Вот почему так важно обсудить одаренность с ребенком, ведь он сможет сам, с помощью своего интеллекта, понять это явление и свои сильные чувства. Одним из способов помочь является придумать такую себе эмоциональную шкалу.

Сделать это нужно в момент, когда ребенок спокоен, выбрав и дав 1 балл событию, которое абсолютно его не трогает, и 10 баллов событию, которое было бы просто катастрофой. Когда ребенок расстраивается, воспользуйтесь этой шкалой, чтобы помочь ему осознать уровень события.
Помните, что дети с чрезмерной эмоциональной возбудимостью могут расстроиться или впасть в ступор, когда они физически не способны сделать то, что им хочется. Например, трехлетний малыш может создать у себя в воображении какой-то шедевр, но недостаточно развитая моторика не позволит ему превратить замысел в реальность. Не говорите ему, что все хорошо, потому что для него это совсем не так. Но хвалите его за усилия и подчеркивайте его достоинства.

Предложите ребенку завести дневник, писать рассказы или стихи, играть или сочинять музыку, создавать поделки или рисунки, заниматься физической деятельностью, чтобы справиться с эмоциями. Это отличный способ «выпустить пар».
Не думайте, что ваш ребенок — это маленький взрослый человек.

Не ожидайте от него контроля над эмоциями только потому, что иногда он говорит и ведет себя как взрослый. С другой стороны, не давайте ребенку выходить из себя, если он расстроен. Нарушение правил всегда должно иметь последствия. Но наказывать только за чрезмерно сильное выражение эмоций — нельзя. Проблема ведь не в эмоции, а в плохом поведении. Например, ребенок не должен быть наказан за то, что она подавлен чем-то, а вот за то, что кидается игрушкой в друга, если расстроен — должен.

В некоторых случаях ребенку может понадобиться профессиональная помощь. Если вы верите, что психолог может помочь малышу, обязательно подыщите кого-то, кто работает с одаренными детьми и их эмоциональной нестабильностью.

Надеемся, статья о повышенной эмоциональной возбудимости ребенка была вам полезна. Исполняя все рекомендации психолога Казимира Дабровски ваш ребенок будет получать высокие результаты за свои достижения.