Замедленный темп речи

Замедление мышления

Обозначается также терминами брадифрения (от греч. bradys — медленный + ум, разум), брадипсихизм, брадипсихия, брадилогия (медленный + греч. logos — слово, речь, разум). Наряду с замедлением темпа течения умственных процессов наблюдаются брадифазия (брадифразия) — замедление речи, брадитимия — замедленная смена эмоциональных проявлений, а также брадикинезия — замедление темпа и ограничение амплитуды движений, включая акты экспрессии.

Вариантом брадикинезии является брадипраксия — замедленность целенаправленных действий. Замедление походки обозначается термином брадибазия, замедление чтения — брадилексия. Термином брадителекинезия обозначают замедление движения к концу двигательного акта. Типичные проявления замедления мышления наблюдаются при депрессии.

Расстройство проявляется замедленной сменой мыслей и представлений, значительным обеднением общего их числа. Удлиняется время обдумывания ответов на вопросы, растягиваются паузы между словами и фразами, уменьшается число произносимых за единицу времени слов. Считается, что при брадифрении произносится 40–50 слов в минуту и менее. Замедление речи сопровождается нечётким произношением фонем, спотыканием речи, а также усилением заикания, если пациенты страдали ранее логоневрозом. Голос становится глухим, тихим, порой речь приближается к шепотной.

При патологиях мышления у кого-то из близких Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам

Субъективно брадифрения переживается не только как замедленность течения мыслей, их «заторможенность», но и как тягостное чувство «ватности», «неясности мышления», его «притупления», когда мысли осознаются неотчётливо, туманно и кажутся призрачными. Это указывает на расстройство самовосприятия в виде снижения активности процессов самоосознавания. Мыслей, кажется пациентам, становится намного меньше, чем в нормальном состоянии — «голова пустая, в ней ничего нет, там всё остановилось, появилась какая-то преграда, она мешает думать».

Возможно, это связано с тем, что то, что в норме осознаётся в качестве мыслей, не достигает порога сознания. В некоторых случаях мышление как бы останавливается совсем, в таком состоянии, по словам пациентов, «не думается ни о чём» — идеаторный ступор (от лат. stupor — оцепенение). Идеаторный ступор возникает, вероятно, и в силу аспонтанности мышления, а может быть, также потому, что пациенты теряют способность осознавать собственные побуждения к мышлению, всякий интерес к умственной деятельности, потребность в ней. С этим пациенты связывают утрату способности быстро понимать происходящее: «Меня о чём-то спрашивают, я слышу это, а смысл не доходит, я не понимаю, о чём спросили. Хоть и неудобно, но я бываю вынужден переспрашивать вопросы. Только когда мне их повторяют, я начинаю понимать, о чём же меня спросили. Отвечать мне легче словами «да» или «нет», фразы не вяжутся, подворачиваются слова не те, что нужно».

Замедление мышления может являться одним из симптомов шизофрении

У части пациентов, напротив, наблюдается неуправляемый поток мыслей, когда «мысли наплывают, идут сами по себе» и их течение обычно воспринимается с оттенком назойливости, то есть отчуждения, — депрессивный ментизм (от лат. mens — ум, разум). Депрессивный ментизм не следует смешивать с навязчивыми мыслями, хотя при депрессии могут, вероятно, возникать и настоящие навязчивости. Обычно при замедленном мышлении преобладают мысли мрачного, печального, траурного содержания — «мысли ходят по кругу, перемалываешь одно и то же, на ум не идёт ничего нового» — симптом депрессивного моноидеизма (от греч. monos — один, idea — мысль, образ, представление).

Нарушается внимание. Пациенты отмечают, что они не могут сосредоточиться на чём-либо, не в состоянии «додумать до конца ни одной мысли». Им кажется также, что воспоминаний стало мало, они неполны, неточны, появляются медленно, запаздывают. С этим связана обычная жалоба пациентов на снижение памяти. Внешние впечатления нередко воспринимаются как «поверхностные», «быстро затухающие», «блёклые», порой не оставляющие никакого следа в памяти.

Страдает перевод мыслей в речевые формы. С трудом подыскиваются нужные слова, тяжело, неполно и неточно формируются фразы. Рассказать о своём самочувствии более или менее обстоятельно пациенты обычно не могут без посторонней помощи, даже если сами хотят это сделать. Обедняется воображение.

Особенно тяжело это переживают пациенты, занятые творческим трудом. Н.В.Гоголь с горечью констатировал, что за шесть лет, которые он провёл в депрессии, он не написал «для света» ни единой строчки. Нарушаются сложные формы умственной деятельности, такие как планирование, прогнозирование, находчивость, способность интегрировать разнородные впечатления в целостные структуры. Поэтому, хотя бы отчасти, собственная жизненная ситуация представляется пациентам более простой, чем это есть на самом деле, она выглядит в их глазах как бы руинированной и нередко воспринимается под знаком отчаяния. В целом продуктивность мышления существенно снижается, исключая, пожалуй, лёгкие степени брадифрении, когда пациенты компенсируют замедленность мышления упорными усилиями.

Брадифрения наблюдается также при оглушённости сознания, постэнцефалитическом паркинсонизме, в состояниях апатии, адинамии и кататонической заторможенности.

Не премините сказать спасибо Вове, Нике и Люде!

10. Паталогия ассоциативного процесса (темп, подвижность, целенаправленность, нарушения грамматического строя речи).

Мышление — это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности; специфичность отображения в мышлении, в его обобщенности; мыслительное отображение характеризуется опосредствованностью, что позволяет выйти за рамки непосредственно данного.

Ускоренное мышление

Ускорение мышления характерно для маниакальных и гипоманиакальных состояний различного генеза и наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, а также при маниоформных состояниях экзогенного происхождения, иногда при шизофрении, главным образом в дебюте и при циркулярной ее форме. На первый план при ускорении мышления выступают нарушения его динамики, проявляющиеся в лабильности суждений.

Характерны быстрое, облегченное возникновение и смена мыслей. Суждения больных при ускоренном мышлении отличаются поверхностностью. Этим, а также расстройствами внимания, присущими состояниям с ускоренным мышлением, объясняется малая умственная продуктивность больных в маниакальном состоянии. Еще ниже умственная продуктивность при симптоматических маниях интоксикационного или инфекционного происхождения, так как в этих случаях большое значение приобретают явления повышенной истощаемости психических процессов (такие состояния квалифицируют как астено-маниакальные). Относительно хорошей может быть работоспособность больных при легких гипоманиакальных состояниях, при циклотимии. Чем больше выражено ускорение мышления, тем менее результативна деятельность больного.

W. Jahrreiss различал следующие варианты скачки идей.

1. Мысленная скачка идей — богатая и бедная образами. Картина богатой образами скачки идей соответствует ее описаниям при типичной циркулярной мании. Бедная образами скачка идей отличается малым количеством возникающих в мышлении больного представлений при вихревом его ускорении. Клинически бедная образами скачка идей проявляется главным образом в ускорении речи и многословности при нешироком круге представлений и образов. Переходы от одной мысли к другой происходят не столько в силу лабильности мышления, легкости возникновения смысловых ассоциаций, сколько по созвучию или под влиянием внешних впечатлений. Значительно меньше в мыслительной продукции больных при бедной образами скачке идей можно проследить роль внутренних побудительных механизмов. Речевой натиск не соответствует поражающему своей бедностью объему возникающих в содержании представлений и образов. Мышление при этом малосодержательно, несмотря на внешнее его ускорение. В таких случаях говорят о малопродуктивной мании, что всегда должно настораживать психиатра в плане возможной диагностики шизофренического процесса.

2. Речевая скачка идей также главным образом основана на ассоциациях по созвучию и нередко наблюдается при маниоформных состояниях у больных шизофренией. Нередко она наблюдается при кататоническом возбуждении.

3. «Немая», бедная речью скачка идей называется еще вихревым наплывом мыслей — ментизмом (P. H. Shaslin, 1914). Под ментизмом понимают наплыв мыслей, воспоминаний, образов. Симптом этот отличается непроизвольным возникновением и неподчиняемостью воле больного. Субъективно больной крайне тягостно переживает наплыв мыслей, их направленность совершенно не зависит от его сознания, никаким волевым усилием наплыв мыслей нельзя ни прекратить, ни направить в обычное русло рассуждений. Нередко эти мысли даже не приобретают четкого речевого оформления и возникают в сознании в виде лишенных конкретного содержания образов, представлений, понятий. Многие психиатры ментизм рассматривают как вид ассоциативного автоматизма (малый автоматизм). Ментизм наблюдается при шизофрении (особенно в дебюте и при вялом течении процесса, когда нет еще выраженного психического дефекта), иногда при экзогенно-органических психозах, в их начальной стадии, в случаях нерезких расстройств сознания при маниакальном ступоре’. В ментизме К. А. Скворцов (1938) видел начальный этап автоматизма, начало наступающего отчуждения мыслей. Характерная особенность ментизма при шизофрении — его затяжное течение, наплыв мыслей лишь на короткое время оставляет больного.

4. Вихревая спутанность рассматривается как высшая степень выраженности скачки идей. Вихревую (маниакальную) спутанность трудно отличить от спутанности при экзогенно-органических психозах, от аментивного состояния. Их дифференцирование возможно лишь при анализе движения психопатологической симптоматики и при учете соматического состояния больного. В. П. Осипов (1923) считал, что в основе вихревой спутанности лежит слабость ассоциативного процесса в связи с соматогенной астенией.

Замедленное мышление

Замедление (заторможенность) мышления характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей. Сами больные говорят о чувстве затруднения мышления, об ощущении своей интеллектуальной несостоятельности, жалуются, что у них «мало мыслей». У таких лиц отмечается существенное замедление темпа ассоциаций, отчетливо проявляющееся увеличением латентного периода словесных реакций в ассоциативном эксперименте. Замедленное мышление характеризуется уменьшением количества представлений, оно малоподвижно, инертно. Затруднен переход от одной мысли к другой. Это приводит как бы к застреванию на мысли. Такое явление обозначается как моноидеизм. Можно думать, что он играет существенную роль в стойкости бредовых переживаний у больных с замедленным мышлением. Хотя уровень процессов обобщения и отвлечения при этом не снижен, отмечаются затруднения осмысления. В своих рассуждениях больной медлителен, с трудом подходит к цели, испытывая затруднения и в формировании словесного отчета о ходе мыслей. Качественное изменение мышления проявляется и в том, что страдает его направленность — больные жалуются на невозможность закончить процесс размышления, говорят, что им трудно довести свои рассуждения до конца.

Представление больного о цели мыслительной деятельности существенно не страдает, но формируется оно значительно медленнее, чем у здорового человека.

Замедленное мышление часто входит в структуру брадипсихизма, включающего замедление и других психических функций — речи, эмоциональной реактивности, психомоторики.

Замедление мышления по своим клиническим проявлениям противоположно ускорению мышления и чаще всего наблюдается при депрессивных состояниях, при астении. Замедленное, заторможенное мышление наблюдается и при органических поражениях головного мозга, например при некоторых формах эпидемического энцефалита, опухолях головного мозга, в этих случаях оно тесно связано с явлениями брадипсихизма. Причина замедленного мышления в этом случае — общее замедление темпа психических процессов в связи с патологией подкорковых образований лобных отделов и ствола мозга.

Замедленное мышление может наблюдаться и при шизофрении, главным образом при мутизме, отмечающемся в дефектных состояниях, при наличии выраженных эмоционально-волевых изменений, бедности побуждений. При этом имеют место как значительная заторможенность мыслительного процесса, так и снижение моторно-речевой деятельности, затруднения вербализации мысли.

Задержка мышления

Задержки мышления (шперрунги) проявляются во внезапной остановке течения мыслей на несколько секунд, минут, а иногда даже на несколько дней.

Задержки мышления считаются симптомом, типичным для шизофрении.

Часто после шперрунга у больного появляется новая мысль, не связанная с предшествовавшей. Основное клиническое отличие шперрунга от заторможенности мышления в том, что он не влияет на скорость протекания ассоциативных процессов. После него в дальнейшем у больных отмечается вновь тот же темп течения мыслей и речи, достаточная громкость голоса, живость реакций. Больному, которому на время удалось преодолеть заторможенность, трудно даются любые проявления психической деятельности. Иногда задержки мышления наблюдаются вместе с признаками психического автоматизма и явлениями деперсонализации, и состояние отсутствия мысли больные объясняют как их «отнятие». Шперрунги рассматриваются как следствие нарушения целенаправленности психических процессов.

Разорванность мышления

Разорванность мышления является, типичным для шизофрении расстройством.

Клинически она проявляется в неправильном, необычно-парадоксальном сочетании представлений. Отдельные понятия вне всякой логической связи нанизываются друг на друга, мысли текут вразброд. Разорванность мышления отражается в речи, поэтому говорят и о речевой разорванности. Разорванная речь лишена содержания, хотя вследствие сохранения грамматических связей между отдельными элементами фраз кажется внешне упорядоченной. Поэтому разорванность определяется как семантическая диссоциация при известной сохранности синтаксической стороны речи. Грамматический строй речи нарушается в тех случаях, когда разорванность достигает крайней степени выраженности, при этом страдает и логическое построение речи, и ее синтаксическая структура.

Сохранность синтаксической формы речи не дает, однако, оснований говорить об отсутствии грамматических расстройств вообще. Страдает фонетическая сторона речи — замена звуков, появление неправильных ударений, искажение интонаций, модуляций голоса (все это нередко воспринимается как проявление манерности). К грамматическим нарушениям речи при разорванности надо отнести и деструкцию слов, появление неологизмов. На фоне нарастающей фрагментарности речи появляются нелепые искажения обычных слов, бессмысленные словообразования, конгломераты обломков слов: «капитаран», «будздарет», «рупталь», «трамволь».

Диагностически важным является то обстоятельство, что разорванность мышления проявляется у больных даже при отсутствии собеседника, при ничем извне не вызываемой спонтанной речи (симптом монолога).

Разорванность обычно отражает остроту течения шизофренического процесса. В начале заболевания она отмечается при наличии общего психомоторного возбуждения. По мере нарастания психического дефекта разорванность также претерпевает изменения — речь становится более фрагментарной, в ней выявляются и приобретают все большее значение стереотипии.

Особенно легко разорванность выявляется в письменной речи больных. Очевидно, это объясняется тем, что письменная речь является более сложным образованием. Разорванность не является стабильным симптомом. Степень ее выраженности у больного может меняться.

По степени выраженности разорванность также не является однородным психопатологическим феноменом. Начальные проявления разорванности мы видим в соскальзывании мысли, проявляющемся при переходах от одного представления к другому вне естественных логических связей. При нерезкой выраженности расстройств мышления соскальзывания носят эпизодический характер и обнаруживаются на фоне формально правильных суждений. Крайняя степень разорванности обычно определяется как «словесный салат» («словесная окрошка»), речь при этом состоит из совершенно бессмысленного набора ничем не связанных слов и стереотипии. Неправомерно отождествление «словесной окрошки» с шизофазией.

Шизофазия — своеобразное проявление мыслительно-речевых расстройств при шизофрении, близкое к разорванности. Шизофазия — речевая бессвязность, разорванность и совершенно непонятная речь контрастируют с упорядоченностью, известной доступностью и относительной интеллектуальной и аффективной сохранностью больных, их несколько лучшей, чем при других формах заболевания, работоспособностью. Характерны повышенная речевая активность, «речевой напор», «наплыв слов». Еще более выражен, чем при разорванности, симптом монолога, характеризующийся поистине речевой неистощимостью и совершенным отсутствием потребности в собеседнике. Нередко монолог возникает даже без предшествующей обращенной к больному речи собеседника. Симптом монолога обычно рассматривается как проявление аутистической позиции больного шизофренией, утрачивающего всякую потребность в общении с окружающими. Многоречивость больных шизофазией не зависит от степени общего психомоторного возбуждения. Описаны единичные случаи своеобразного проявления шизофазии только в письме (шизография). Так же, как и разорванность, шизофазия часто обнаруживается в письменной речи раньше, чем в устной.

Отмечает возможность ее развития в хронической стадии шизофрении, когда она сменяет другие синдромы, чаще кататонические. Шизофазию как вариант течения параноидной шизофрении, тогда как разорванность, по его мнению, является признаком кататонического расстройства мышления.

Бессвязность (инкогеррентность) мышления

Бессвязность (инкогеррентность) мышления выражается в потере способности образования ассоциаций. Мышление становится фрагментарным — отдельные восприятия, образы, понятия не связываются между собой. Невозможно образование даже наиболее простых, механических ассоциаций по сходству и смежности во времени и пространстве. Грубо нарушена целенаправленность мышления. Больной утрачивает мыслительную задачу, его мышление не отражает окружающую действительность.

Бессвязность мышления приводит к грубым нарушениям восприятия. Новые впечатления не ассоциируются с прежними. В связи с этим больной не узнает знакомые лица, известную уже ему обстановку. Он не осмысливает происходящее вокруг, полностью дезориентирован во времени, в пространстве и при значительной выраженности аментивно-нарушенного сознания — в собственной личности.

Инертное мышление

Понятием «инертное мышление» можно определить группу синдромов расстройств мышления, основной признак которых — недостаточная подвижность психических процессов. К нему относятся вязкое мышление, персевератор-ное мышление и мышление со стереотипиями. Элементы инертности психической деятельности наблюдаются и при депрессивных состояниях, однако в этих случаях инертность мыслительных процессов является второстепенным фактором, так как ведущую роль играют замедление мышления и стойкий депрессивный аффект, характеризующийся затуханием побудительных мотивов уже начатого действия.

термин представляется более широким — инертностью протекания психических процессов можно объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые применительно к поведенческим актам объединяются понятием «фиксированные формы поведения» — акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения. Применительно к патологии мышления нам представляется более целесообразным говорить о фиксированных формах мыслительной деятельности. Проявления инертного мышления наблюдаются при заболеваниях различного генеза, главным образом при шизофрении, в рамках грубой органической патологии головного мозга

Вязкое мышление наблюдается при эпилептическом слабоумии. Оно характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, «топтанием» на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое.

Для речи больного с вязким мышлением характерны олигофазия, повторения, паузы, уменьшительные и ласкательные слова. Паузы в речи больные заполняют такими словами, как «понимаете», «так сказать», «значит» и т. п. Уже в обычной беседе у больных с вязким мышлением обнаруживается склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации.

Персевераторное мышление. Под персеверацией в мышлении понимают склонность к застреванию в сознании больного каких-либо мыслей, представлений, образов, слов или фраз, вне зависимости от изменения ситуации и нарушения цели деятельности. Г. В. Залевский (1976) пишет об ослаблении при персеверации представления цели деятельности. Персеверация проявляется в речи больного.

Персеверации наиболее часто наблюдаются в рамках грубой органической патологии головного мозга — при церебральном атеросклерозе (главным образом, при значительной его выраженности или при наличии локальной симптоматики), старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика. Персеверации являются частым структурным компонентом моторной афазии. Так, страдающий моторной афазией больной по просьбе врача повторяет за ним слово «да», после этого врач безуспешно просит его повторить за ним слово «нет», но больной упорно говорит «да». Лишь после длительного перерыва больной смог повторить за врачом «нет». В таких случаях персеверациям в речи часто сопутствуют и двигательные персеверации. Далеко не всегда больной правильно оценивает наличие у себя такого рода проявлений.

Стереотипии в мышлении. Под стереотипиями понимают склонность к повторению одних и тех же актов психической деятельности. Иногда стереотипно повторяются отдельные слова, в других случаях речь идет о мышлении стереотипами. Различна и степень автоматизации в процессе стереотипии. Так, вербигерация (проявление стереотипии в речи больных шизофренией) характеризуется совершенно бессмысленным, автоматическим, непроизвольным повторением одних и тех же слов или фраз. Настолько же автоматизированными представляются стереотипии двигательные, галлюцинаторные. Последние нередко осуществляются при недостаточно ясном сознании, например при острых интоксикациях. Несколько более произвольны стереотипии мыслей, однако и в этих случаях, очевидно, большую роль играют явления психического автоматизма.

Стереотипии наблюдаются не только при шизофрении. Они часто обнаруживаются в клинике органических психозов. Примером стереотипии органического генеза является описанный симптом граммофонной пластинки (симптом курантов). Он относится к характерным для болезни Пика стоячими оборотам и заключается в стереотипном и безостановочном повторении с неизменными интонациями через определенные интервалы времени одного и того же рассказа или нескольких фраз. Соответственно течению заболевания стоячие обороты при болезни Пика претерпевают обусловленные нарастанием слабоумия и распада речи изменения — все больше упрощаются, редуцируются и в конечном итоге сводятся к стереотипно повторяемой фразе или нескольким словам.

Аутистическое мышление

Аутизм своеобразную личностную установку, с которой связаны перестройка всей психической деятельности, глубокие изменения мышления и аффективно-волевой сферы. Мир больного, обнаруживающего явления аутизма, построен вопреки законам логики, он управляется аффективными потребностями. Аутистическое мышление автор противопоставлял реальному. Оно питается не реальными основаниями объективной действительности, а устремлениями и пожеланиями, нередко идущими вразрез с ней. Больной испытывает чувство отстраненности от внешнего мира, который он перестает понимать, в мышлении игнорирует закономерности реального мира. Термины для обозначения аутистического мышления: «недисциплинированное», «дереистическое».

Различал аутизм «богатый», при котором сохраняется известное богатство психических процессов, и «бедный», характеризующийся аффективной опустошенностью. Применительно к шизофрении именно «бедный» аутизм рассматривается как истинный. Аутистическое мышление, в котором, реализуются разнообразные установки (общее для них — изменение позиции больного к окружающему миру и своему «я»), может характеризоваться разными проявлениями. Тут и тенденция к пассивной изоляции, но возможны и безусловно активные тенденции, правда, своеобразно застывшие и однообразные. Отношение больного к внешнему миру определяется такими аутистическими установками, как мечтательность, схематичность восприятия внешнего мира, рационализирование и т. д.

Разнообразие аутистических проявлений свидетельствует о том, что психологическое единство понятия «аутизм» мнимое и в связи с этим нет оснований рассматривать его как основное расстройство при шизофрении, о чем писал.

Аутизм не является специфически шизофреническим симптомом. Так аутизм и при грезах у истерических психопатов. Он находил проявления аутизма и в поэзии, мифологии, вообще в искусстве. У здоровых людей аутистическое мышление бывает возможно в известные периоды жизни, когда логическое отступает ча задний план, ослабевает. Такое наблюдается у фантазирующих детей в силу отсутствия у них жизненного опыта, необходимого для овладения логическими формами мышления. Это бывает и под влиянием аффекта, когда чувства получают перевес над рассудком, при попытках решения вопросов, недоступных нашему познанию, и, наконец, там, где ассоциации ослаблены, например в сновидениях здоровых людей

Различают эндогенный, процессуальный и реактивный аутизм. Последний наблюдается не только в клинике психогенных заболеваний. Он может наблюдаться и при шизофрении, способствуя углублению процессуального аутизма.

Отмечает, что аутистическое мышление характеризуется аффективным сопротивлением, резистентностью по отношению к чужому вторжению. Таким образом, малая доступность больных шизофренией может в ряде случаев рассматриваться как проявление аутизма. связывает с аутизмом такие шизофренические симптомы расстройств мышления и речи, как мутизм и в известной мере бредообразование.

В рамках аутистического мышления могут рассматриваться и характерные для шизофрении случаи выраженной патологии речи, проявляющиеся в образовании новых слов. Условно можно говорить о неологическом мышлении как варианте аутистического мышления. Словообразование при шизофрении представляет собой шкалу различной степени речевых расстройств — от отдельных неологизмов до создания нового языка,— находящихся в тесной связи с шизофреническими расстройствами мышления.

Резонерство — тип мышления, характеризующийся склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Она проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к «рассуждательству».

Резонерство не связано с каким-либо определенным видом ошибок в осуществлении собственно мыслительных операций. Оно обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных. Этот вариант личностной позиции больного определяется как чрезмерная потребность в «самовыражении» и «самоутверждении». Этим объясняются такие типичные черты резонерского мышления, как утрированная претенциозно-оценочная позиция больного, аффективная неадекватность выбора предмета обсуждения, несоответствие последнего способам доказательств и рассуждений, тенденция к «сверхобобщениям» по пустячному поводу, недостаточная самокритичность, своеобразная манера речи (витиеватость, склонность к многозначительным интонациям, употребление в избытке зачастую совершенно не подходящих к предмету обсуждения понятий, многоречивость).

Резонерство в мышлении наблюдается не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей. Отличие резонерства у психически больных Т. И. Тепеницына (1979) видит в степени искажения мотивационного плана мыслительной деятельности и в аффективной неадекватности мотивации, которые при психических заболеваниях еще отягощаются присоединением грубых расстройств мыслительной деятельности.

Резонерское мышление наблюдается при шизофрении, эпилепсии, олигофрениях и ряде органических поражений головного мозга.

Символика присуща нормальному мышлению, использующему для выражения объектов, мыслей, идей, чувств специально разработанные системы знаков. Иногда в роли символа выступает тот или иной объект, который приобрел в сознании людей большую аффективную значимость (например, фригийский колпак’ стал символом Великой французской революции). Другие символы, например в физике или математике, являются выражением высочайшей абстракции.

Совершенно иной характер приобретают символы в психопатологии. Оперирование символами при психических заболеваниях вовсе не приводит к большей экономичности и последовательности изложения мыслей, не придает словам больного глубокого эмоционального подтекста.

Символическое мышление наиболее часто наблюдается при шизофрении. Утрированная склонность к использованию символов присуща и лицам психопатического склада, однако в этих случаях символика все же ближе к той, которая входит в структуру нормального мышления.

Символическое мышление больных шизофренией отличается неповторимым своеобразием, оно отражает присущую им аутистическую личностную позицию и в известной мере особенности течения заболевания, его стадию.

О паралогическом мышлении говорят в тех случаях, когда оно дефектно в своих предпосылках, доказательствах, иногда в причинных соотношениях. Больные удивляют своей «кривой» логикой при сохранной памяти, способности к счету, понимании и рассудительности по отношению ко многим обычным явлениям.

Отмечается патологическая склонность больных к паралогизмам. Паралогизм — это неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики. Это рассуждения, идущие в обход нормальной логики, не считающиеся с объективной реальностью. Разрабатывая проблему паралогического мышления у психически больных, нашел для него общую характеристику в законе партиципации, заключающемся в идентификации двух объектов мышления при их частичном совпадении.

Термин «фабулирующее мышление» традиционный, хотя правильнее было бы говорить о конфабулирующем (конфабуляторном) мышлении. Под фабулой мышления мы понимаем присущее нормальному мышлению последовательное развитие событий, действий, происшествий, тогда как при фабулирующем мышлении отсутствует адекватная действительности фабула и мы имеем дело с вымышленными событиями, выдумками.

Фабулирующее мышление входит в структуру различных по своему патогенезу синдромов. При органических поражениях головного мозга, протекающих с расстройствами памяти типа корсаковского синдрома, наблюдаются как бы заместительные конфабуляций. Они отличаются выраженной лабильностью, аморфностью, нестойкостью.

Большую роль играет нарушение критики — больной не видит противоречивости и несоответствия действительности сообщаемого им, не замечает нарушения хронологического строя повествования. Выпадает функция, хронологически упорядочивающая материал памяти. Поэтому Б. Д. Фридман определил такого рода конфабуляторное мышление как ахронологический тип его. Для этого варианта характерно и ослабление активности мышления. От степени снижения активности мышления зависит такая особенность конфабуляций, как их продуктивность. Примером непродуктивных конфабуляций, по нашим наблюдениям (1964), могут быть парамнезии при болезни Альцгеймера. Для их выявления приходится прибегать к вопросам внушающего характера. Продуктивные конфабуляций наблюдаются при пресбиофренных синдромах сосудисто-атрофической и чисто сосудистой этиологии.

Б. Д. Фридман выделил также целевые конфабуляций, которые не связаны с расстройствами памяти, хотя последние могут при этом наблюдаться, и не имеют отношения к заполнению пробелов памяти. Целевые конфабуляций напоминают по своему характеру сновидения. По своему механизму они напоминают в какой-то мере паралогическое мышление, аффективно заряжены и соответствуют переживаниям больного. Б. Д. Фридман привел пример целевых конфабуляций: больной в острый период после черепно-мозговой травмы, узнав о болезни своего ребенка, настойчиво просит врача о выписке, заявляя, что сын уже умер и лежит в гробу.

К целевым конфабуляциям, в понимании Б. Д. Фридмана, близки проявления фабулирующего мышления при истерических фантазмах. В этих случаях выдумка больного преследует цель представить его в наиболее выгодном свете. Мышление больного при истерических фантазмах аффективно насыщено, кататимно и отражает сложившуюся ситуацию, определенные жизненные коллизии, которые, впрочем, иногда сложно уловить, так как они маскируются механизмами вытеснения. Следует отличать от них паралитические фантазмы, которые имеют отпечаток специфического слабоумия с поражением в первую очередь критичности мышления.

Замедленность речи — брадилалия

Брадилалия это патологически замедленный темп речи. Есть ещё противоположное понятие, как тахилалия. Это ускоренный.

С конца 19 века брадилалия выделена как самостоятельный синдромом нарушения речевого и моторного баланса у детей и взрослых. Расстройство характеризуется замедленным темпом и ритмом, а также монотонностью речи.

К симптомам относят неявно выраженную мимику, плохую моторику, вялость, медлительность, безэмоциональность. Нарушение влияет не только на устную речь, но и на скорость мысли, что отражается на способности к чтению и письму.

Причины брадилалии

К причинам появления болезни можно отнести наследственность, резус-конфликт, черепно-мозговые и родовые травмы, интоксикация организма в утробе матери или младенчестве.

В отношении детей вышеперечисленные отклонения часто списывают на темперамент и характер малыша, тем самым упуская развитие недуга.

При этом страдает функционирование памяти и развитие внимания. Заметно заторможенное мышление, сложности с концентрацией и сменой вида деятельности. Опасность брадилалии в том, что болезнь со временем может осложниться заиканием.

Проявлению брадилалии может послужить несколько серьезных причин:

  1. Предрасположенность к болезни на генетическом уровне.
  2. Повреждения плода на эмбриональном уровне развития.
  3. Полученная травма головы в раннем возрасте.
  4. Плохо развитый мозжечок.
  5. Наличие более серьёзных болезней, непосредственно связанных с головным мозгом.

Также могут сыграть свою роль более мелкие причины, накапливающиеся с годами в раннем возрасте. При подобной болезни у ребёнка наблюдаются склонности к спокойствию, отсутствие характерной для детей активности.

Хотя причин этому речевому дефекту может быть много, основные факторы, вызывающие замедленность темпа считаются следующие:

  • наследственность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • частые или постоянные депрессии;
  • болезнь Паркинсона;
  • болезни центральной нервной системы;
  • более тяжкие заболевания – олигофрения, менингиты, энцефалиты.

Речь нарушается также в результате общей заторможенности интеллектуальных функций организма.

Если в семье уже есть взрослые с такими проблемами, то ребенок, как правило, копирует темп разговора родителей и впоследствии брадилалия диагностируется у ребенка.

Проявление брадилалии

Брадилалия не связана с каким-то отдельным возрастным периодом жизни. Как дети, так и взрослые могут страдать данной формой речевого нарушения.

При подобной патологии у больного выделяют следующие особенности:

  1. Медленная, несогласованная речь.
  2. Паузы между несколькими фразами .
  3. Процессы, связанные с чтением и письмом, более замедлены .
  4. Неэмоциональная речь

Данные симптомы связанны именно с речевыми процессами. Кроме этого, брадилалия сказывается на общих функциях человека.

  1. Отсутствие регуляции голоса (одна громкость)
  2. Нет согласованности движений
  3. Постоянное выражение одной эмоции
  4. Движения медленные и вялые
  5. Отсутствие возможности быстро переключаться

Неречевые симптомы

Замедленность проявляется не только при разговоре. Замедляется моторика человека:

  • общая моторика рук;
  • моторика пальцев;
  • мимические мышцы лица.

Это сказывается на то, что также замедлены и другие психические процессы – память, мышление, внимание. Темп письма тоже замедляется.

Хотя человек (ребенок или взрослый) могут сосредоточить внимание на каком-то предмете, но переключиться на другой им уже представляет большую трудность.

Речевая симптоматика

Люди, страдающие брадилалией, отличаются нечеткой артикуляцией и монотонностью голоса. Сопровождающие запинки способствуют перерастанию брадилалии в заикание любой степени тяжести – от легкого заикания до тяжелых нарушений.

Произнося какую-то фразу, человек делает заметные паузы между словами. Слоги растягиваются с акцентом на гласные звуки. Такая речь неприятна для слуха окружающих, утомительна в общении.

Диагностика брадилалии

Изучение нарушений при брадилалии осуществляется логопедом. Диагностика может проводиться психиатром или психологом.

Диагностика осуществляется по средствам компьютерных исследований головного мозга в совокупности с работой ряда специалистов: логопеда, невролога, психолога и психиатра.

Специалист изучает анамнез перенесенных заболеваний, выясняет, какие причины могли послужить данным речевым отклонениям.

Для исследований можно, а в некоторых случаях, желательно прибегнуть к инструментальным средствам МРТ головного мозга, ЭЭГ, РЭГ и другим.

Оценка речи включает в себя комплекс показателей, начиная от строения артикуляционного аппарата, состояния моторики, заканчивая исследования самой речи – звукопроизносительных навыков, темпа, ритма, особенностей голоса.

Также проводится диагностика письменной речи. Испытуемому даются несложные задания на списывание текста или для написания под диктовку.

Важно, чтобы при постановке диагноза не примешивались такие дефекты, как заикание или дизартрия.

Коррекционные мероприятия при брадилалии

Для нормализации психомоторики требуется комплексная коррекция отклонения. Положительное влияние оказывает грамотное лечение лекарственными препаратами. Занятия плаваньем, физиотерапия, массаж укрепляют организм и снимают физическое напряжение. Эмоциональную разгрузку дают аутогенные тренировки под присмотром компетентного психолога.

Участие в хореографических и театральных постановках, подвижные игры, головоломки заставляют работать мышление и вызывают положительные эмоции. Мелкую моторику развивает ручной труд: сборка конструкторов, пазлов, игрушки с рельефной поверхностью.

Чтение вслух книжек, заучивание стихотворений, пение стабилизируют темп речи. В работе с логопедом нужного эффекта можно достичь при помощи логоритмики, особенно отмечают групповые занятия с другими детьми.

Хотя, индивидуальное взаимодействие обладают огромным плюсом — специалист будет действовать в интересах только одного маленького пациента.

По своей сути логоритмика напоминает занятие танцами: малыши двигаются, маршируют, хлопают в ладоши, выполняют ряд других упражнений под заданный ускоренный ритм.

Логоритмические упражнения способствуют ускорению темпа речи лишь при усложнении материала, который подается в виде распевок, скороговорок, чистоговорок.

Исправление дефекта речи при брадилалии осуществляется комплексно. Здесь важно учитывать, что кроме речевых проявлений, необходимо укреплять нервную систему человека. Для этого прописывают витамины группы С, В и др.

Коррекция включает в себя лечебную физкультуру для укрепления моторики рук, пальцев.

Также эффективным средством является логомассах. Такие средства используются во время логопедических, психотерапевтических занятий.

Регулярные коррекционные занятия нормализуют темпо речевые навыки спустя 6-12 месяцев.

Успешной коррекции замедленности речи способствуют:

  1. Занятия различными видами спорта, в которых необходима полная координация движений.
  2. Лечение специализированными препаратами.
  3. Постоянное наблюдение у специалистов.
  4. Тренировка при помощи различных развивающих занятий.
  5. Чтение иллюстрированных книг.

Подобные процедуры помогают вернуть ребёнку нормальное развитие. В более старшем возрасте возможно заметное проявление данной болезни, но в мелкой форме. Специалисты настоятельно рекомендуют посещение логопеда, а также психологов.

Брадилалия является хроническим заболеванием, поэтому нужно вовремя предпринять определённые меры по лечению, чтобы облегчить жизнь ребёнку. Постоянные обследования также помогут соблюдать старомодное состояние человека любого возраста.

При следовании важным рекомендациям можно достичь больших успехов в лечении. Самое важное не запускать болезнь и не отпускать ее на самотёк.

Рекомендации

Я бы рекомендовала использовать методики, относящиеся к нормализации темпо ритмической стороны речи.

Например, использовать такие игры, как связывание речи с движением. Например, мы берём ведущую руку ребёнка. Правую руку, допустим, и попробуем соединить речь с движением ведущей руки.

Например, взять стихотворение:

Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Методика схожа с той работой, которая проводится с детьми с заиканием. Там тоже есть нарушение темпо-ритмической организации.

Например, сначала отрабатываем частички, затем слова, предложения. и уже потом берём какие-то большие абзацы. В самом конце темп речи приходит в норму.

Можно рекомендовать с брадилалией поработать над дыханием. посмотреть, если нарушение сложное, медленно идёт воздушная струя, применить методики для нормализации нормального речевого выдоха и поработать над организацией темпо ритмической стороны речи. Но это самое основное, что можно применять.

При грамотном и комплексном подходе в отношении преодоления недуга наблюдается положительная динамика. Но даже при полном видимом устранении симптомов требуется поддержание заданного режима жизни и наблюдение специалистов.

Важно отметить, что дети часто подражают поведению взрослых, поэтому важно исключить из ближайшего окружения или ограничить в общении взрослых людей с подобными нарушениями.

Брадилалию, как и любую другую болезнь, можно предупредить, исключив риски воздействия причин появления. Внимательное отношение к развитию речи ребенка, полноценное общение, соблюдение режима дня и профилактика травм головы и инфекционных поражений центральной нервной системы помогут избежать развития нарушений.

А ранняя диагностика увеличивает шансы сохранить здоровье и избежать осложнений.

Пример речи при брадилалии. Это уже после лечения.

Брадилалия – замедленный темп речи: причины нарушения, лечение, коррекционная работа

Среди речевых расстройств не последнее место по распространенности занимает брадилалия — это патология речевоспроизводства, проявляющаяся чрезмерным замедлением артикуляции. При этом расстройстве отмечается отчетливое замедление темпа как внешней, так и внутренней речи.
Брадилалия требует тщательного комплексного обследования, включающего медицинские процедуры, психологические тесты и логопедические техники. Все это позволяет определить истинную причину речевого рмеласстройства и выработать схему коррекционной работы.

Причины

Формируется брадилалия или, как ее иногда называют, заикание, под действием психологических и биологических факторов. В ряде случаев отмечается наследственный характер этой патологии, когда несколько поколений страдают от нее.

К биологическим факторам и причинам брадилалии у детей относят:

  • перинатальное (внутриутробное) поражение нервной системы ребенка в результате воздействия токсинов (алкоголя или наркотиков);
  • родовые травмы;
  • гипоксические состояния плода во время родов;
  • общая астенизация;
    интоксикация при некоторых инфекционных заболеваниях.

У взрослых брадилалия иногда выступает симптомом приобретенного заболевания нервной системы:

  • болезнь Паркинсона;
  • травмы черепа с повреждением мозгового вещества;
  • внутричерепные опухоли;
  • менингит;
  • энцефалит и другие.

Психологическим фактором являются отклонения в воспитании ребенка, когда он пытается подражать окружающим с медленной речью.

Если рассматривать патогенетический механизм, все эти причины обусловлены доминацией процессов торможения в головном мозге над процессами возбуждения в речевом центре.

Симптомы

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Симптомы этого расстройства делят на характерные речевые и малозаметные неречевые. Речь пациента с брадилалией типична: отмечается выраженное замедление темпа произнесения слов. К речевым проявлениям относят замедление чтения и написания текстов.

В момент произнесения фраз отчетливо заметно удлинение интервалов между отдельными словами — это так называемое интервербальное замедление. Тянущиеся гласные звуки, скандирование слов говорят о интравербальном замедлении. Изменяется и тональность голоса — у таких людей он становится монотонным, утрачивает выразительность.

Интересно, что слоговая структура слов при этом не страдает — все слова выговариваются правильно, хотя и очень медленно. Замедление отмечается в любом типе речи: хоть в монологе, хоть в диалоге.

Зрительное восприятие написанного текста не нормализует речь во время чтения. Обратный процесс — написание текста — тоже происходит с замедлением.

Неречевые симптомы брадилалии проявляются в следующих моментах:

  • нарушение мелкой моторики — люди с брадилалией обычно неуклюжи, часто совершают недостаточно скоординированные движения;
  • расстройства мимики — отмечается амимичность лица;
  • замедляется мыслительный процесс — понуждение к выполнению любого вида деятельности осуществляется только после неоднократным повторением задания.

Легкая степень расстройства в виде незначительного заикания обычно не доставляет пациентам и окружающим их людям никакого дискомфорта. В более тяжелых случаях происходит самоосознание имеющегося нарушения, что в детском возрасте весьма опасно, так как может усугубить течение патологии и привести к серьезным психологическим проблемам в дальнейшем.

Методы диагностики и необходимые обследования

Брадилалия, как и любая патология требуют в диагностике комплексного подхода, подразумевающего медико-психологическое обследование. В нем участвую несколько специалистов: врачи невролог и психиатр, а также психологи и логопед.

Начинается обследование со сбора анамнеза — выясняются все обстоятельства, которые могли стать причиной. При обследовании детей обязательно деятельное участие родителей, так как именно они знают нюансы касательно перенесенных заболеваний. Необходимо выяснить, не было ли среди родственников людей с любым речевым расстройством.

При расспросе необходимо обратить внимание на возможные травмы головы. Чтобы исключить соматические причины брадилалии врачи могут назначить:

  • электроэнцефалографию;
  • КТ или МРТ головного мозга;
  • люмбальную пункцию.

Логопедическое обследование заключается в оценке состояния артикуляционных органов. Изучается экспрессивная речь (особенности голоса, звукопроизношение, ее ритмика). Для изучения письменной речи выполняются специальные задания: списывание текстов, диктант, чтение.
Производится оценка общей и мелкой моторики, мимики, оценивается уровень интеллектуального развития, состояние сенсорных систем.

Коррекция

После всестороннего обследования начинается скрупулезная коррекционно-педагогическая деятельность. Исправление заикания осуществляется на фоне медицинских процедур, задача которых состоит в нормализации состояния нервной системы и ее активизации за счет выключения тормозящих процессов.

Схемы терапевтического воздействия подбираются индивидуально, они обычно включают:

  • Фармакотерапия. Лекарства как такового от брадилалии нет, медикаментозное вмешательство заключается в применении общетонизирующих (витамины. микроэлементы) средств и успокаивающих препаратов (предпочтение отдается препаратам на растительной основе).
  • Массаж — снимает мышечное напряжение, обладает некоторым седативным воздействием.
  • Лечебная физкультура. Способствует нормализации общего мышечного тонуса, что опосредованно благотворно сказывается и на мышцах артикуляционного аппарата.
  • Физиотерапевтическое воздействие. Применяется в основном бальнеотерапия, позволяющая оптимизировать нервный тонус, стабилизировать работу вегетативной нервной системы.
  • Для стимуляции речевой активности назначают сеансы индивидуальной психотерапии или аутогенные тренинги.

Цель комплекса коррекции брадилалии состоит в формировании у человека быстрых и четких артикуляционных реакций. Прорабатывается просодическая сторона речи, в ходе которой вырабатывается ее внятность и устраняется заикание.

Занятия по коррекции проводятся с ускоренной речью, скорость и темп которой задается дирижированием или ритмичными действиями (похлопывание ладонью по столу или притопывание ногой). В ходе занятий коррекционное воздействие постепенно усложняется — в разговорные упражнения добавляются скороговорки, производится инсценировка различных жизненных ситуаций, осуществляется чтение по ролям.

Для стабилизации общей и артикуляционной моторики полезны спортивные игры с речевыми и соревновательными элементами. Логоритмика и логопедический массаж, а также игра на музыкальных инструментах и пение присутствуют в арсенале коррекционных методик.

Улучшения просодики с ускорением темпа речи удается достичь за счет регулярных занятий в течение 4-12 месяцев, конкретный срок зависит от начальной выраженности нарушений.

В запущенных случаях помогает психотерапия, которая направлена на изменение психологического восприятия дефекта ребенком, на нормализацию микросоциального климата.

Прогноз и профилактика

Улучшить прогноз в плане полного избавления от брадилалии помогает ранняя диагностика этого состояния и как можно более раннее начало коррекционных мероприятий. В этом случае получается ограничиться минимумом процедур, так как еще не развилось сложных психологических нарушений.

Формирование нормальной речи после длительного курса коррекции должно плавно переходить в регулярное плановое наблюдение у специалиста для профилактики возможного рецидива. Справившийся с проблемой пациент должен заниматься самоконтролем.

Профилактика брадилалии направлена на устранение возможных причин ее возникновения. В роддомах усилия врачей направлены на минимизацию риска перинатального поражения головного мозга. В детском и зрелом возрасте нужно избегать травм головы, инфекций нервной системы. Родители должны с самого раннего возраста обращать внимание на правильность развития речи ребенка, в этом помогает правильное поведение родителей, как образцов подражания.

>Брадилалия

этиология, патогенез, симптомы, методика логопедической работы, рекомендуемые упражнения


ПОДЕЛИТЬСЯ
Брадилалия — это патологически замедленный темп речи. Замедленность речи обусловлена затруднениями артикуляции вследствие поражения бледного шара и черного вещества головного мозга или мозжечка. Выделяют так называемую мозжечковую брадилалию, обусловленную поражением мозжечка и его путей, которая нередко сочетается с другими нарушениями речи, например со скандированной или неправильно модулированной речью. Брадилалия может отмечаться при общей психической заторможенности, деменции, психо-органическом синдроме. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства речи определяются как патологические. В истории изучения нарушения темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. С конца XIX века ее определили как отдельное нарушение темпа речи.
Этиология
В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, М. Зееман, М. Е. Хватцев), экзогенные факторы (интоксикация), психологические причины (воспитание). Брадилалия может быть как самостоятельное нарушение темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, при органических заболеваниях центральной нервной системы, опухолях головного мозга.
Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Речевая характеристика брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса. Голос теряет модуляцию. Неречевая симптоматика при браджилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые.
Патогенез
Патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.
Симптомы
Симптомами брадилалии являются:
— замедленность темпа внешней и внутренней речи;
— замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии);
— монотонность голоса;
— удлинение пауз между словами;
— растянутое произношение звуков.

Неречевая симптоматика
Выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица, Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симптоматика у детей не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.
Методика логопедической работы
При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и речи. Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.
Основные упражнения:
1. Произношение речевого материала различной сложности, чтение.
2. Занятия по логопедической ритмике.
3. Упражнения, активизирующие внимание.
Рекомендуются также медикаментозная, психологическая помощь. Весьма полезны занятия спортом, выполнение упражнений направленные на координацию движений, точность, смену скорости и ритма движений.
Рекомендуемые упражнения
1. Счет в быстром темпе.
В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100.
Как вариант задания:
— посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.),
— посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа),
— посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).
2. Произнесение слогов со стечением согласных.
Четко произносить слоги, например:
тра-дра тро-дро тру-дру
пра-бра про-бро тры-дры
кра-гра кро-гро тро-дре
фра-вра фро-вро
тру-дру тры-дры
пру-бру пры-бры
кру-гру кры-гры
фру-вру фры-вры
сби-зпи азба-аспа апша-абжа апша-абжа
сба-зпа озбо-оспо опша-обжа опшо-обжо
сбо-зпо узбу-успу ипша-ибжа упшу-убжу
сбу-зпу изба-испа упша-убжа ипши-ибжи
сбы-зпы ызба-ыспа ыпша-ыбжа епше-ебже
По аналогии можете самостоятельно составить любые другие слоги, но важно, чтобы было стечение согласных.
3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово.
Например: мак — рак — бак.
Предлагаю несколько слов: сон, суп, пар, дом, шар, ром, ток, мир, тир, душ, щит, зуб, стол винт, миска, пушка, тачка, корова, кочка, ночка, шишка, санки, парта, салат, белка, палка, цапля, бабочка, ручка и т.д.

4. Пение быстрых, ритмичных песен для тренировки темпа речи.
5. Для детей 5-7 лет и младших школьников советую упражнение на объяснение фразеологизмов.
Предварительно расскажите ребенку, что такое фразеологизмы (идиомы). Разберите несколько идиом, которые Вы используете в своей речи.
Быстро одним — двумя словами объяснить значение фразеологизмов:
— не вешай нос
— тянуть за язык
— считать ворон
— расстилать уши
— как с гуся вода
— не лыком шит
— намылить шею
— устроить головомойку
— заварить кашу
— посадить в калошу
— разделать под орех
— выносить сор из избы
— бить в одну точку
— яблоку негде упасть (курочке негде клюнуть — как вариант)
Можете использовать любые другие фразеологизмы по своему выбору.
6. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, постепенно увеличивая темп речи.
Скороговорки можете подобрать по своему выбору или использовать те, которые я предлагаю.
— Капа лопаткой копала канавку.
— Коваль выковал коню крепкие подковы.
— Ссорились сороки из-за ссора.
— Брат с братом брели по Арбату.
— Лезут козы в грозу в лозу, лозу козы в грозу грызут (И. Демьянов)
— Лара у Вали играет на рояле.
— Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
— Течет речка, печет печка.
— В гнездышке яички — выведутся птички.
— Сене все бы спать на сене.
— У Сени и Сани в сетях сом с усами.
— Щипцы да клещи — вот наши вещи.
— Тащу, не дотащу. Боюсь, что выпущу.
— В лесу слышен шелест листьев.
Большой выбор скороговорок представлен в книге: И. Г. Сухин. Веселые скороговорки для «непослушных язычков» Ярославль. Академия развития, 2007
7. Чтение текста (лучше использовать стихи) в сопровождении быстрого ритма. Это может быть отстукивание, отхлопывание или удары метронома.
Литература
1. В. С. Кочергина. Брадилалия, тахилалия, спотыкание / Расстройство речи у детей и подростков. — М., 1969. — с. 214-226
2. К. П. Беккер, М. Совак Логопедия. — М., 1981
3. М. Г. Генинг. Учусь правильно говорить. Учпедгиз, 1939 (выпуск первый)
(из этой книги взяты предложенные в статье скороговорки)
Автор статьи: Оксана Макерова,

Глава 10 нарушения темпа речи

К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Свое­временное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребен­ка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.

Названные виды речевых нарушении могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени расстройства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации и расстройства темпа речи определяются как патологические.

Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны.

Брадилалия— патологически замедленный темп речи. Термин произошел от греческих слов Ьгадуз — медленный, 1аНа — речь. Си-н он и мы: ВгадурЬгазга (брадифразия), ВгадуагШпа (брадиарт-рия), Втайу\о§’\а (брадилогия).

В истории изучения нарушений темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологиче­ского или психического заболевания.

С конца XIX в. ее определили как отдельное нарушение темпа речи. В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М. Е, Хват-цев, 1959), экзогенные факторы (интоксикация, астенизация и др.), психологические причины (воспитание, подражание и др. — А. Либ-манн, 1900; А. Гутцман, 1900; М. Надолечны, 1926; Э. Фрешельс, 1946).

По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалия боль­шое значение имеют: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина); центральные, преимущественно экстрапирамидные моторные нарушения (М. Зе­еман), а также неправильное течение кортикальных возбуждений во времени, лежащих в основе элементарных актов, из которых возникает речь (А. Куссмауль).

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа ре­чива также наблюдаться в клинике некоторых форм психических за­болеваний: при олигофрении, в неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органи­ческих заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опу­холях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается с бра-дикинезией (замедленностью всех движений), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.

Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с бради-лалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной формой речи.

Речевая характеристика (симптоматика) брадилалии многооб­разна: замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голо* са, интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нор­мальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разде­ляются между собой короткими паузами, то речь становится скан­дированной. Может нарушаться артикулирование звуков, но не рас­страивается координация слогов или слов.

При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраня­ет постоянно одну и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок; Музыкальный акцепт меняется и яри произношений от­дельных слогов, высота голоса колеблется кверху или книзу.

Дети с брадилалией произносят фразы с паузами между слова­ми, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление.

Указанные выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более фразы.

Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в нару­шениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимиче­ских мышц лица. Движения замедленные, вялые, недостаточно ко­ординированные, неполные по объему, наблюдается моторная не­ловкость. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выпол­няют ее не сразу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориенти­ровки.

При слабой выраженности брадилалии указанные речевые и не­речевые симптомы самими детьми не замечаются. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушениея речи и связанные с ним психологические переживания.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Термин про­изошел от греческих слов 1асЫ$ — быстрый, 1аПа — речь. С и н о-н и м: ТасЫрЬга51а (тахифразия).

Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных речевых рас­стройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, по­мимо просодии.

С конца XIX в. тахилалию включали в группу расстройств под названием дизфразии (А. Куссмауль, 1879). Отмечалось преиму­щественное нарушение дыхания в столь сильной степени («втягива­ние воздуха в себя»), что появлялось некоторое сходство с заика­нием. Как самостоятельная форма нарушения речи с преимуще­ственным расстройством ее темпа впервые выделена Ю. А. Флорен­ской в 1934 г.

Причины и механизмы тахилалии тщательно исследовались, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания. Р. А^е1зз (1950) считает ускоренную речь органи­чески обусловленным нарушением центрального речевого меха­низма. Значительную роль в этом он отводит наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи с заика­нием. М. Зееман в 1950 г. высказал мнение о том, что ускоренная речь возникает при неправильной функции экстрапирамидной си­стемы.

М. Е. Хватцев (1959) основной причиной тахилалии считал врожденную речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую, неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки моторного и акустического вое* приятия, лежащие в основе тахилалии. Г. Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие нарушения восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие того, что мыс­ли мчатся чрезвычайно быстро и одно понятие вытесняется следую­щим раньше, чем первое может быть произнесено. М. Надолечны ^ считал причиной ускоренной речи недостаточность артикуляции, % поскольку больные испытывают трудности при произношении нео- | бычных и длинных слов. I

Центральным звеном в патогенезе тахилалии является рас­стройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологиче- «) ского преобладания процессов возбуждения (В. М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959). В.М.Бехтерев считал, что ускорение речи * может быть связано с устранением тормозящих влияний, осуще­ствляемых церебральными связями мозжечка, а также с ослаблени­ем тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы.

Психологический аспект механизма тахилалии предполагает учет нарушений восприятия, дискоординацию процессов мышления и речи, особенности поведения, эмоционально-волевой сферы.

Различают: чистые формы тахилалии; функциональную тахила-лию, протекающую с вторичными явлениями заикания (Ю. А. Фло­ренская, 1936; Н. П. Тяпугин, 1966); параллельную форму в ряду энцефалитов, где она часто переплетается с полилалическим сими-то мокомплексом или с дизартрическими и дизритмическими рас­стройствами (В. М. Бехтерев, Ю. А. Флоренская).

Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп (вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внима- | ния, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, % слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т.д. Однако при привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью и, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают. М. Зее-ман выделяет в симптоматике тахилалии интервербальную акцеле-рацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в многослож­ных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово Кли словосочетание, название из нескольких слов и т. д. про­износятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выклю­чается регулирующее влияние коры головного мозга на течение речи.

Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные рас­стройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произ­несения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяют­ся другими, родственными по звучанию или по написанию.

При тахилалии затрагивается операция построения речи в це­лом. В речи сохраняется ряд отдельных целеустановок, не объе­диненных ясной целеустремленностью.

Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях общей мо­торики, вегетативной нервной системы, психических процессов, ^ эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения.

У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: дви­жения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отме­чается даже во время сна (дети мечутся в постели). Внимание не­устойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недо­статочный объем зрительной, слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуж­дения появляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети стано­вятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быст­рая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатле­ние, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формирова­нии его личности. В старшем возрасте проявляется разное отноше­ние к дефекту:

1) одни оценивают «неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармони­рующую со всем психомоторным складом их личности;

2) другие переживают стремительность речи как заикание, и у них нередко диагностируют поздние формы заикания;

3) третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения: «Как будто кто-то подгоняет и заставляет все больше и больше убыстрять речь».

В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наибольшие затрудне­ния люди с тахилалией испытывают в жизненно значимых для них ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой об­становке, в моменты возбуждения, спора. Имеет значение также манера речи собеседника, построение им фраз. Страдающие тахила­лией стараются избегать длинных фраз и длинного связного текста. Короткие фразы они произносят почти хорошо, а длинные — в уско­ренном темпе, подбирая подходящие выражения, повторяя одни и те же слоги.